Живая вода Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЖИВАЯ ВОДА
ОЧЕРК


         Я помню как однажды в молодые годы я был на рыбалке на резиновой лодке недалеко от южного берега Финского залива за бывшим Ораниенбаумом (нынешним городом Ломоносов) со своим тогдашним очень хорошим приятелем из числа молодых сотрудников Пушкинского Дома где я тогда служил научным сотрудником уже несколько лет.
         Хороший приятель мой был родом из Волгограда. И хотя там  широко разливается Волга, но все таки с вольной морской стихией он был мало знаком. А Финский залив в районе Кронштадта - это все таки уже настоящие морские просторы. 
             Так вот покачивались мы в своей резиновой лодочке не так уж и далеко от берега на пологих и длинных волнах оставшихся от былой морской бури - морской зыбью их будет точнее всего назвать. И глядя на эти казавшиеся живыми валы катящихся мимо нас с запада (из глубины уходящего на Запад Финского залива)  с широкими покатыми спинами, мой приятель задумчиво произнес -  «а вообще вода, Серега, это живое?»
                Я удивился этому вопросу. Удивился его наивности. И с улыбкой ответил - «конечно, вода не живая. Это обычная жидкость. Она может переходить и в твердое состояние (в лед), и в состояние газообразное (в воздух).» Так нас учит классическая химия.
                Но мой друг остался все таки во многом при своем мнении, заметив - «по крайней мере вода есть что-то очень близкое к живому миру. Может быть самое близкое.»
                И вот сейчас через многие годы я, вспоминая тот эпизод, думаю, что мой молодой товарищ был в чем-то действительно прав тогда. Прав даже и вопреки законам элементарной химии.
                Ведь, воду именно воду можно заговорить. Можно наделить ее своей энергетикой на какое-то время. И тогда эта «заряженная вами» вода будет по особому воздействовать и на других людей, которые ее выпивают или даже просто видят рядом с собой.
                На этой возможности «заговаривать воду» и передавать воде свою энергетику и основан культ «Святой воды» в Православной Церкви - это заговоренная вода фактически, способная поэтому особым (предполагается, что благотворным) образом действовать на выпивающего ее понемногу день за днем человека.
              Эксперименты по «заговариванию воды», по передаче ей своей энергии проводились и учеными.  Тут нет никакого вымысла. И все однозначно ясно - вода может взаимодействовать с сознанием человека, может впитывать энергию и эмоции человека и способна затем передавать эту энергию и другим людям.
                За иными  жидкостями этой способности не установлено. Вода - исключительна и этом плане. И действительно вода есть спутница жизни.
                Человек это стихийно всегда чувствует.
                Города, расположенные на берегах океанов, морей и широких рек, всегда обладают особым очарованием и особой притягательностью для человека.
                И  тут дело не просто в водных просторах самих по себе - в широте и особом размахе морских пространств рядом с большим городом, например.
                Город, расположенный в широкой плоской степи - тоже находится на краю необъятных просторов. Но сухопутные просторы эти не очаровывают обычно, а скорее навевают тоску своим бескрайним однообразием.
                Я помню такие степные просторы вокруг бывшей столицы Советской Киргизии, города Фрунзе (нынешнего Бишкека) где я некогда бывал.
                Если бы не высокие горы вдали - этот степной пейзаж был бы просто угнетающим.
                И, увы, такое же угнетающее впечатление производят и ледяные поля замерзших морей. Они могут быть бескрайними. Но они эмоционально подавляют человека. В них уже нет поэзии вольной морской стихии с ее белогривыми волнами, способными очаровать человека в своем грозном буйстве и в своих ласковых играх…
                Я однажды почувствовал это на личном опыте очень остро.
                В далекие молодые годы в романтическом настроении я однажды уже зимой купил путевку в туристическую гостиницу «Репинская», находившуюся на самом берегу Финского залива у поселка Репино недалеко от Петербурга.
                Я мечтал, что я там буду вдохновенно творить - писать возвышенные стихи и романтические очерки, глядя на белоснежные просторы покрытого льдом залива…
                Приехав в этот отель, я попросил номер на высоком этаже и непременно с видом на Финский залив, веря что там ко мне придет настоящее вдохновение.
                Увы. Не пришло ко мне там вдохновение. Вид на бескрайние пустынные льды Финского залива угнетал меня. На душе становилось нестерпимо тоскливо.
                И я спускался в полуподвальное помещение бара где выпивал дозу коньяка или порцию винного коктейля…
                В итоге ничего я так и не написал путного в этом отеле на берегу замерзшего покрытого льдом Финского залива. А пил в нем постоянно, пытаясь подавить растерянность и тоску.
                И вернулся я тогда в Петербург и разочарованным  и истомленным алкоголем, разбитым.
                Морские просторы и вообще водные просторы - это не ледяные пустыни, а просторы воды с ее волнами и ее живым движением.
                Морские просторы могут быть и безжалостны к человеку -  человек ведь  не рыба и не морское животное, жить в воде без доступа воздуха человек не может.
                Потому страх человека перед разбушевавшейся морской стихией очень понятен и естественен. Но одновременно человек чувствует в водной стихии нечто особенное, чарующее и привлекательное.
                Потому люди очень любят купаться в теплой воде. Потому им приносит наслаждение просто даже вид водных просторов.
                В своей жизни и судьбе я чарующую красоту и поэзию морских просторов чувствовал очень ярко и сильно.
                Это было уже в моем раннем детстве.
                В годы жизни на окруженном водами Невы и Финского залива Васильевском острове. И в годы жизни в моем сказочном Лимузи на южном берегу Финского залива, где я проводил тогда каждое свое лето.
                И в  Санкт-Петербурге, городе где я родился и прожил всю свою жизнь, я считаю наиболее замечательными и чарующими места, связанные  с широкими невскими просторами посреди моего города - вот стрелку Васильевского острова с Дворцовым мостом к величественному Зимнему дворцу, с грозной Петропавловской крепостью за Невой напротив царского Зимнего Дворца и, наконец, с величественными Ростральными колоннами  на самой стрелке Васильевского острова, за торжественной колоннадой здания старой Биржи.
                Я сам служил более тридцати лет Ведущим Сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы Российской Академии Наук). И Институт наш располагался в здании бывшей Морской Таможни совсем рядом со стрелкой Васильевского острова  - во внушительном старом здании с башней по адресу Набережная Макарова, дом 4.
                Выйдешь из Пушкинского Дома - и широкая Нева сразу перед тобой. У Ростральных колонн толпятся иностранцы из туристических автобусов, щелкают фотоаппараты…   
                Я помню, что когда я еще учился на Историческом факультете Ленинградского Университета (Исторический факультет располагался тоже рядом со стрелкой Васильевского острова - на Менделеевской линии, недалеко от главного здания Университета) я брал с собой в портфель, с которым ходил на университетские лекции, убирал в этот портфель  портативную зимнюю удочку и  наживку для нее в особой коробочке.
                С этой удочкой и наживкой я после университетских лекций на Историческом факультете выходил зимой на лед Невы у Петропавловской крепости где обычно в те времена располагались для зимней рыбалки рыболовы. Свободных лунок было обычно много. И я с увлечением вытаскивал на лед многочисленных окуньков.
                Забавно же было вот что.
                На первых курсах Университета я запоем писал стихи. Причем, стихи тогда выходили у меня банальными, неинтересными. И мое упорство в стремлении овладеть искусством настоящей поэзии только вредило тогда моему таланту как поэта, мешало этому таланту естественно и свободно раскрыться.
                Я этого тогда не понимал. И с юношеским задором и упрямством упорствовал в сочинении заурядных стихов. В итоге я мало посещал лекции к Университете. Ко мне начались нарекания тогдашнего начальства Исторического факультета. И  дома меня мои родители тоже осуждали за мое, якобы, безответственное поведение.
                Добронравные родители мои в наказание за мое непослушание и  неблагонадежность в учебе (хотя экзамены в годы учебы на Историческом факультете я неизменно сдавал только на пятерки и окончил Исторический факультет с красным дипломом)  отказывались купить мне приличную зимнюю одежду.
                И нарядили меня, взрослого уже тогда все таки двадцатилетнего молодого человека, в старую идиотскую шубу,  некогда по ошибке купленную для моего старшего брата (он был старше меня на семь лет) и в тоже старую идиотскую зимнюю шапку с верхом каким-то «боярским», которую много лет назад зачем-то купил и потом толком не носил мой отец.
                В этом шутовском наряде я по милости своих благовоспитанных добронравных и строгих родителей ездил по городу и на Исторический факультет Университета.
                Мне было это конечно неприятно. Но что я мог поделать?
                Так вот в этом же наряде я и являлся на лед Невы у Петропавловской  крепости ловить своих окуньков - прямо напротив Зимнего дворца.
                Ну и конечно иностранцы, разгуливавшие тут же по льду Невы  со своими вечными фотоаапаратами,  начинали меня восторженно фотографировать - как раз на фоне Зимнего дворца.
                Как же - молодой «русский боярин» в высокой шапке и  старинной шубе (причем, на мне были и очки с золоченой оправой) ловит рыбу в Неве у самого царского Зимнего дворца!!!
                Все как на лубочной картинке и как в старой русской волшебной сказке… Я только и слышал тогда со стороны этих бесконечных иностранцев - « йооо….ой-ля -ля.. йооо..»
                И вот как тогда меня эти иностранцы раздражали… Так вот и ныне они мне продолжают не нравиться.
                Нашей жизни они не понимают. И не хотят понимать. И относятся к нам в основном враждебно.
                Но живя в Санкт-Петербурге, родившись в нем и считая его своим родным и любимым городом, нельзя быть азиатом.
                Это просто невозможно.
                Санкт-Петербург - европейский город по самой своей сути и по самому своему историческому предназначению.
                Это не может быть иначе.
                Я помню когда в раннем детстве я находил на берегу Финского залива у нашего Лимузи и напротив Кронштадта например пивные бутылки непривычной формы брошенные с иностранных кораблей - меня это невольно волновало… Есть какие-то далекие земли, чужие страны есть и незнакомые нам моряки, пьющие на своих кораблях неведомое нам чужестранное пиво…
                Советский мир был очень ограниченным - красными флагами, партийным начальством, бедной подневольной жизнью простых советских рабочих и крестьян… 
                И далекий и неведомый нам мир «заграницы» казался тогда  волшебным и сказочным. Многим этот мир казался таким. Может быть, и мне отчасти тоже.
                Но теперь я так не считаю.
                Я убежден ныне,  что главное - в самом человеке, в его душе.  Ты можешь быть беден или богат, но твое счастье от этого не зависит - счастье твое зависит от твоего душевного состояния.
                Можно быть счастливым и в бедности. И можно быть несчастным в окружении роскоши и богатства.
                Человек сам создает свой мир и потом свято верит в его реальность.
                Такова природа сознания человека. И его никогда и ничем не изменить.   


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


               
      
    
       
      
               
               
               
               
               


Рецензии