Что нам дорого Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЧТО НАМ ДОРОГО
ОЧЕРК


      Некогда необычайно психологически  тонкий и чуткий наблюдатель человеческой жизни, Василий Розанов, писал, что по настоящему любую глубокую и стоящую книгу надо не читать, а переживать в себе самом - вжиться в эту книгу и как бы слиться с ней на какое-то время. И тогда только замечательная книга во всей своей духовной глубине и многогранности откроется для вас.
           Это очень верное и необыденное наблюдение.
            Я замечал его справедливость и на собственном жизненном опыте.
            В годы юности и ранней молодости я не расставался с «Былым и думами» Герцена, всегда имел при себе отдельное издание этой проникновенной и выдающейся книги и действительно сжился с ней и с растворенным в ней одухотворенном романтизмом Герцена на немалое число лет.
                Потом в тяжелые годы своей жизни, когда ее смысл и ее светлое содержание казалось мне потерянным,  я искал духовной поддержки и успокоения с таких проникновенно одушевленных  (и таких разных при этом!) книгах как «Дерсу Узала» Арсеньева, «Детство Багрова внука» С. Аксакова и «Фрегат Паллада» Гончарова.
                Все это были очень разные, но при этом очень правдивые и человечные книги. И именно их одухотворенная человечность и  таящееся в них духовное благородство сближали эти книги в моих глазах и побуждали меня в невеселые дни и часы моей жизни вновь и вновь к этим книгам обращаться и перечитывать их буквально сотни раз.
                Я действительно жил тогда этими книгами. Это правда. И речь не может идти о том, что я их просто внимательно прочитал и несколько раз перечитал.
              Тут выразилось другое -  подлинно глубокое и длительное сопереживание замечательным книгам, их героям и их авторам.
                Это сопереживание может длиться годами.
                И тогда и живет человек, переживая в себе день за днем именно эту, глубоко полюбившуюся ему книгу, ставшую на время частью его жизни.
                Но ведь, в сущности, подобное сопереживание касается не только полюбившихся книг, но и всего на свете.
                То с чем мы знакомимся мельком и в кратчайшие сроки - не запоминается, не входит в глубины душевного мира, а остается в поверхностном слое сознания даже если ты и сумеешь его «фактографически» запомнить и сохранить в памяти на долгое время.
                Все равно это будут неодушевленные «мертвые» воспоминания,  в которых не встретишь чарующей и утонченной живой одухотворенности.  И  достоинства  таких воспоминаний всегда невелики.
                Поэтому так критически отзываются в литературе обычно о «туризме» - это ведь посещение незнакомых мест и стран только из любопытства, без желания самому пережить в себе жизнь этих посещаемых туристом краев, областей и стран.   
                Для того чтобы нечто глубоко вошло «в тайники» сознания и подсознания человека - с ним надо долго жить «бок о бок», надо как бы интимно знать его изнутри, надо принять его в свою душу.
                А такое приятие в глубины души увиденного и осмысленного не происходит мгновенно или за несколько дней - для него на самом деле нужны годы жизни. Порой долгие годы. 
                Потому привычка очень часто  - не просто привычка к чему-то, а глубокая душевная привязанность, возникшая постепенно и незаметно и только видимая «со стороны» посторонним людям как «твоя привычка». Но это обманчивое впечатление - такая  «привычка»  может оказаться в реальности твоей человеческой сущностью на самом деле.            
                Я отчетливо помню как у кого-то из английских писателей ХХ века я встретил любопытный в этом плане отрывок (кажется это был Пристли, хотя я не могу сейчас утверждать это наверняка).
                Герой писателя решает изменить свою судьбу.  Он видит всю духовную ничтожность мира богатых где он давно живет.
            Он порывает со своими покровителями из привилегированного общества….
                И вот он оказывается в бедной квартире для совсем простых и лишенных достатка людей. В этой квартире грязная ванная комната. В этой квартире обшарпанная газовая плита и душная кухня с одним маленьким темным окном во двор-колодец. 
                И вот герой вдруг понимает, что он опускается в такой непривычной для него жизни не просто в бедность, а в какое-то беспросветное убогое существование, убогое не только материально, но и духовно.
                Ему негде уже по утрам принимать освежающий душ - грязная и убогая ванная комната не располагает к этому. Ему негде совершать вдохновлявшие его некогда утренние прогулки и пробежки - рабочий район вокруг,  унылый и полон грязи и шума тяжелого транспорта.
                И так далее.
                Герой отчетливо видит, что он обречен или действительно погибнуть, или вернуться в тот привилегированный мир который он так хотел гордо покинуть,  но который стал его «вторым  Я» на самом деле.
                Этот рассказ большого писателя учит многому в жизни.
                Но не надо думать, что оправданно поэтому   безграничное преклонение перед богатством и комфортом. Когда во имя богатства и комфорта человек готов пожертвовать всем,  включая совесть, благородство, любовь и высокие идеалы любого рода.
                В таком случае человек однозначно превращается в низменное существо и в дикого зверя как бы богато и на вид комфортно он при этом ни жил.
                Но надо понимать все таки, что расставаясь со своими «привычками», ты на самом деле порой расстаешься и с самим собой, с тем своим человеческим «я» которое ты принял и любишь.
                Это тоже правда жизни.
                И ее нельзя недооценивать.
                Впрочем, многое зависит от изначальных внутренних установок человека - если человек с детства обожествлял богатство, то скромная жизнь с ограниченными средствами никогда его не устроит.
                Своими неискоренимыми мечтами о большом богатстве этот человек всегда по сути дела рыл сам себе яму -  такого богатства он все равно бы не получил никогда. И самой неутоленной жаждой этого богатства он отравлял бы  себе всю жизнь.
                О себе лично я могу честно сказать, что к богатству я никогда не стремился. Хотя и вечно жить в позорной бедности тоже все таки не желал.
               
                Мы с моей неизменной на протяжении всей моей жизни супругой Леной несколько лет в ранней молодости жили в девятиметровой комнатке на 8-ой Красноармейской улице тогдашнего Ленинграда - и были счастливы.
                Мы не были глупыми детьми тогда.
                Я в те годы недавно окончил Исторический факультет Ленинградского Университета.  Окончил его аспирантуру на Историческом факультете  и прекрасно защитил в Университете о раннем русском славянофильстве. Был принят Научным сотрудником в Институт Русской Литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук.
                Лена моя окончила Ленинградский Институт Авиаприборостроения и работала в научном Институте НИИ ЭЛЕКТРОМАШ,   занимавшемся разработкой турбин для крупных электростанций.
                У нас обоих была и нормальная работа и обычная по тем временам зарплата для молодых специалистов. Но жили мы вот так как жили - в девятиметровой комнате в коммунальной квартире.
                И были счастливы!
                Эта наша квартирка на 8-ой Красноармейской улице в богатом дореволюционном доме у Фонтанки) изначально была местом где жила прислуга - служанки, кухарки и прочая публика этого разряда.   
                Вместе с нами в то время в небольшой
 соседней комнатке жила очень добрая бабушка родом из Белоруссии… А третью комнатку в этой квартире для прислуги  «человеколюбивая»  и демократическая  советская власть превратила в ванную комнату. И потому больше никаких жильцов в нашем пристанище в молодости и не было.
                Славно мне было там!
                Рядом был Египетский мост через Фонтанку со знаменитыми сфинксами,  талантливо  изготовленными кем-то уже в России в подражание Сфинксам Египетским… 
              Я гулял по набережной Фонтанки, заходил в старые сады рядом с Фонтанкой… В молодости старый Петербург радовал и вдохновлял меня необыкновенно.
                Но конечно так вот нельзя было жить вечно.
                И я чувствовал, что это - кочевой быт по сути. И что мы здесь только «перелетные птицы».
                В одном очерке всю  свою жизнь не расскажешь. Тем более что ее «канву» я описал в разных мемуарных очерках ранее. Поэтому не буду повторяться.

                Скажу лишь, что   я живу с осени 1995-го года недалеко от Черной Речки на Ланском шоссе.
                Сначала я не очень оценил этот свой пятиэтажный кирпичный домик рядом с железнодорожной  станцией Ланская (по пути на Зеленогорск и Выборг)  в квартале таких же кирпичных пятиэтажек.
                По сравнению с покрытым некогда белой плиткой и «элитным» по советским меркам моим домом на улице Жака Дюкло эта наша с Леной пятиэтажка нынешняя - убожество.
                Но зачем мне богатство?
                Мне хорошо когда меня никто не тревожит, не беспокоит.
                Когда мне дают возможность творить, писать стихи и очерки.
                В нашем районе у станции Ланская так много зелени, что это просто сказочно. Тут и груши цветут в мае. И вишня цветет. И яблони цветут конечно. И еще какие-то еще плодовые деревья цветут весной, названий которых я не знаю.
                Мне хорошо здесь. По настоящему хорошо.
                Я уже писал в своих очерках,  что когда-то ранее этот мой нынешний район был краем недорогих дач в пригородах Петербурга.
                Если почитать статистические сведения о том давнем времени то разного рода питейных заведений здесь было немеряно.
                Русский человек не умеет расслабиться и отдыхать иначе - он пьет для обретения свободы он опостылевшей будничной скучной жизни.    Это хорошо известно.
                И это именно претворялось в действительность в моем районе до его «социалистической застройки» в конце 1950-х годов.
               

                Я немало ездил и по России и по миру в более зрелые свои годы. Бывал и в Париже,   и в Оксфорде, пытался служить профессором в Польше (в Университете г. Лодзь, хотя сбежал оттуда через два месяца).
                И мне ничего особенного не нужно от окружающего мира.
                Я помню, например,  что в Оксфорде хорошо кормят и там все традиционно выглядит благоустроенно  и красиво. Ну и что?
                Разговоры профессоров Оксфорда я тоже помню прекрасно.
                Но ведь ни один из них не стал Андреем Платоновым (которого они тогда так горячо обсуждали). 
                И вообще они никем не стали. Эти профессора из Оксфорда. А давно уже умерли (по крайней мере те профессора кого я видел тогда в начале 1990-х годов) и на их место пришли другие безвестные профессора, которые вскоре тоже умрут. И их прах скорее всего развеют по ветру…
                В биографии великого Пикассо (а Пикассо все таки великий художник как бы ни воспринимать его взгляды и его искания в искусстве) есть один нередко раздражающий русских поклонников живописи Пикассо эпизод - его быстрое и суровое расставание с Ольгой Хохловой. Рядовой балериной из труппы Дягилева, в которую Пикассо однажды влюбился и видимо уступив домогательствам которой на ней вскоре и женился.
            Хохлова эта, дочка заурядного царского генерала, оказалась полным духовным ничтожеством.
                Они требовала от свободолюбивого Пикассо, привыкшего к богемной жизни вольного художника,   завести свой аристократический дом и «свой выезд», требовала посещать аристократические приемы и обеды и вообще жить как заведено «в высшем обществе».
                Очень быстро вольному художнику, каким был Пикассо по самой своей натуре и по природе своего таланта, такая жизнь раба света и его приличий стала нестерпимой. И Пикасо оставил Ольгу Хохлову, которая в итоге благополучно сошла с ума.
                И знаете, если сочувствие вызывает например Анна Керн - муза Пушкина, которой посвящено пушкинское «Я помню чудное мгновенье» - о которой Пушкин позже отзывался пренебрежительно и жестоко. То эта Ольга Хохлова никакого особого сочувствия не вызывает.
                Спутником жизни Хохловой оказался не пошлый царский генерал, проигравший все свои сражения и у себя дома наверстывающий за счет близких людей упущенное в своей жизни. 
                А выдающийся художник с мировым именем каким был в период их знакомства и кратковременной любви Пикассо.
                И пытаться превратить Пикассо в какого-то светского хлыща - проявление пошлости сознания и глупости госпожи Хохловой. 
                И то и другое было Ольге Хохловой в полной мере свойственно. 
                И со временем к этому добавилось и ее сумасшествие. Так что переживать о печальной судьбе Ольги Хохловой русским людям нет особых причин.
                Эта дама сама в своей печальной судьбе сполна и виновата.
                Не надо рваться к жизни избранных, не имея для этой жизни никаких собственных выдающихся данных.
                Да и «избранные» бывают живут в нищете как раз, а не в достатке, славе и преуспеянии. Такова увы и в нынешнее время человеческая жизнь.
                Но я совершенно точно могу сказать при этом, что человека действительно избранного и все его окружение, которое хранит его жизнь и творческую дееспособность, действительно некие силы и энергии мира защищают от любых бед, фатальных болезней и смерти.
                Это правда. Это так и есть на самом деле.
                Случайные люди в этом мире неизменно быстро погибают.
                Что-то неумолимое уносит их из жизни. Люди обыденные могут жить долго и очень долго - если их жизнь укоренена в традициях их народа  и рода, в каких-то потаенных национальных корнях, с которыми жизнь их народа нерасторжимо связана.
                А для людей избранных - законов «ЖИЗНИ И СМЕРТИ» просто нет.
                Они способны эти законы и их действие преодолевать - за счет взаимодействия с полями энергии, растворенными в окружающем мире.
                Для отдельного человека эти энергии могут стать бесконечным источником силы и неувядающей молодости.
                Это правда.
                И да будет свет. Да сгинет тьма!... Скажу я в заключении.
                Нас ждет бесконечная светлая жизнь. Причем, именно на земле, а не где-то на призрачных небесах.    

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


 




               


               
      


Рецензии