О любви. 2-й том. Продолж. 2

                Ветхозаветные Истории.

                Бессмертная Любовь: Сцены о Великой Любви царя Соломона и прекрасной Суламифи.

                Посвящаю мою Драматическую Поэму великому русскому писателю Александру Ивановичу Куприну (1870 – 1938 г.г.), чья замечательная новелла («Суламифь») вдохновила меня на это произведение.

                <<Соломон (мирный) – десятый сын Давида от Вирсавии, бывшей сначала женой Урии, в 1033 г. до н.э. (1 Пар. 3:5). Имя Соломон дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования в противовес воинственному царствованию Давида (1 Пар. 22:8 – 10). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – в_о_з_л_ю_б_л_е_н_н_ы_й   Б_о_г_о_м (2 Цар. 12:23). О детстве и юности Соломона нет никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми и обязал его, передавая ему царскую власть, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней  премудрости Израильской, и что ум его, кроме того, был глубоко напоён «мудростью, сходящею свыше»>>.
                Архимандрит Никифор. Популярная библейская энциклопедия, М.: Вече, 2012 г., с 505.

                <<Соломон, царь Израильский – в 965 – 928 до н.э. <…>  Провёл адм. реформы, добивался централизации религ. культа. Согласно Библии, славился необычайной мудростью;  По преданию, Соломон – автор нек – рых книг Библии (Песнь Песней, Экклезиаст, Притчи и др.).
                Биографический энциклопедический словарь, М.»Большая российская энциклопедия», 2000 г., с. 555.

                Сцена. Открывается занавес. На сцену выходит Поэт и объявляет, обращаясь к зрителям:

                -- «Бессмертная Любовь». Пьеса – Поэма в 6-ти главах – сценах о Любви Соломона и Суламифи.

                Продолжает – ровным спокойным голосом – вступление:   

                Суламифь её братья поставили стеречь виноградник.  Её увидел царь и мудрец Соломон. Они полюбили Друг Друга.

                За спиной Поэта появляются две фигуры – Мужская и Женская. Они наклоняются друг к другу и явно о чём-то говорят – двигаются в такт разговору. Между тем Поэт открывает книгу Александра Куприна, и читает – торжественно! – из новеллы «Суламифь»:

                «Так посетила царя Соломона – величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов – его первая и последняя любовь.
                Много веков прошло с той поры. Были царства и цари, и от них не осталось следа, как от ветра, пробежавшего над пустыней. Были длинные беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно кровавые звёзды, но время стёрло даже самую память о них.
                Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдёт и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, царица, потому что любовь прекрасна!»

                Прочитав текст Купроина, делает паузу, и – чеканя каждый слог – произносит --

                -- Глава – Сцена 1 – Соломон и Суламифь – В_м_е_с_т_е – разговор двух Любящих Сердец.

                На сцене – ложе, застеленное бархатным покрывалом. Появляются царь Соломон и его Возлюбленная – Суламифь. Она – юная, лет 14 – 15, невысокого роста, стройная и очень красивая – одухотворённая красота.Ему – лет 40 – 45, строен, мужественное лицо, на коем – чёрная борода. Соломон и Суламифь ложатся на ложе, лежат – обнявшись – молча – 10 – 15 секунд. Потом Соломон начинает говорить, обращаясь к Суламифи. Вначале – довольно-таки громко и торжественно:

                -- О служительница винограда!
Помоги
        (во Мне всегда Живи!)
Мне – Царю –
                О Научи –
                как Надо
И Любить,
               и -- Страстным
                быть
                В Любви!..

                голос понижает, более нежно:

                …Глубоки
                глаза твои,
                прекрасна
Вся Ты,
       и возвышенна
                как Миф,
Ты Прекрасней
                даже зорьки ясной,
                расцвела
               
                гладит её
                по руке,
                ласково смотрит
                на неё –

                и – знаю! –
                Не напрасно –
Д_л_я   Л_ю_б_в_и
                выделяет эти
                два слова

                Тебе
                не быть
                Несчастной, --
Имя Счастья –
                И_м_я
                произносит выделенное
                слово особенно Значительно

                Су…
                целует её
                Ла…
                целует
                Мифь!..
                ещё раз
                целует.

                Немного отстраняется от Суламифи, она пытается поймать его руки, притянуть их к себе . Но он берёт её за запястья, смотрит на неё сбоку, и – продолжает – опять торжественно –

Девушка – послушай
                Соломона! –
Лишь   с_е_й_ч_а_с
                смотрит ей в глаза
                С_ Т_о_б_о_й
                задумчиво опускает
                глаза
               Он
                Начал
                Ж_и_т_ь
                голос взвивается –
                пауза;
                Снова – нежно
                и страстно,
                прильнув к ней –

Я войду в Твоё
                Святое
                лоно,
Навсегда –
             в Тебя Одну ---
                Влюблённый –
Я , мудрец… ---
                Лишь
                о Любви
                скажи!..

                Суламифь смотрит на Соломона долгим взглядом, видно, что она – всем существом --- в том что он сказал ей; видимо, собирается с мыслями. Потом начинает свой монолог – вздрагивающим от волнения голосом, то взглянет на него, то зажмурится – как он прекрасен для неё, порою даже жутковато ---  слишком ослепителен! --- О как она любит его --- любит всем сердцем! Сначала неуверенная – сбивчивая речь Суламифи ---

                -- Милый  мой, ведь я…
                косноязычна…
Что ты ждёшь…
                от девушки…
                простой…
Слов…
             признаний… --
                тем они
                привычны…
кто знаком…
                запинается, потом всё-таки
выговаривает эти слова, и – продолжает ---
                …знаком –
                со слова…
                красотой…
Ну а я…
             делает едва уловимое движение –
 ему навстречу – обнять его – он – ответное движение ---
 делает ---
                ...скажу
                изгибом
                тела,
Обниму Тебя…
                Ко Мне
                В полон
                Сладкий…

                Он улыбается радостно, она кладёт голову ему на грудь – видно что ей --- спокойно и блаженно! – так лежать ---

                ...Попадёшь,
                а Я ---
                Хотела, ---
Вот как Ты…
              целует ему руки

                …Такого ---
                Соломон!..

                Речь её становится менее сбивчивой, более ясной и – красивой: она говорит я_з_ы_к_о_м    л_ю_б_в_и!

                …Я давно ждала
                Т_е_б_я
                выделенное слово – удивлённо –
                радостно
                Хотела
Быть с таким –
                как Ты –
                с_ Т_о_б_о_ю
                выделенное слово – просто
                радостно – без удивлённости
                Я
Всё скажу Тебе ---
                Из –
                гибом
                тела ---
Взглядом Радостным ---

                Удивительно – Она начинает Светиться --- от Счастья ---
                в  полутьме! ---

                …Вот Речь
                Моя!..

Соломон и Суламифь (даже имён перекличка – вы заметили это?) --- ласкают Друг Друга. Занавес закрывается.

                Снова появляется Поэт. Говорит, обращаясь
к зрителям:

                -- На следующее утро Соломон снова был в тронном зале, и снова Он делал то, что снискало Ему славу в веках --- славу мудрейшего из мудрых, --- Он судил, подчас строго, иногда и более благосклонен был, но всегда --- судил Справедливо.

                Глава – Сцена 2. Влюблённый царь – Мудрец судит.

                Большой светлый зал. В зале – возвышение, на нём – трон. К трону подходит Соломон, и, прежде чем сесть на него, Он говорит, обращаясь к своим приближённым – они – вокруг Соломона (а Поэт стоит рядом – никуда не уходит):

                -- Любите справедливость, судьи земли. право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является неверующими Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытания силы Его обличит безумных.  В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху, ибо святый дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. Человеколюбивый дух – премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.
               
                делает паузу – перевести дух, и – продолжает ---

                …Хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдёт даром, а клевещущие уста убивают душу.  Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших.  Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.

                останавливается, особенно значительно смотрит на окружающих Его, и --- продолжает ---

                …Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками, и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её  жребием.

                Сказав это --- царь Соломон садится на трон, и --- уже обращаясь  к залу --- продолжает ---

                А души праведных в руке Божией, и мучение не коснётся их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но --- следующие 4 слова выделяет – делает ударение на каждом из них --- надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашёл их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.  Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами…

                Пауза, и ---

                …а над ними будет Господь царствовать во веки.

                Закончив свою речь --- в молчании --- ждёт.

                Поэт, который стоит рядом с этой картиной (Зал, Соломон на троне), и как бы существует рядом, но не становится частью её, обращается к зрителям:

                -- «Пусть входят люди», --
                кратко Соломон
                сказал, --
и в зал ввели людей,
                и строго
Судил…

               В зале появляются три человека, видно, что Соломон беседует с ними – губы шевелятся, во всей Его фигуре --- благосклонность, хотя раза два Он строго выпрямился – видно, что недоволен. Все трое кланяются царю, уходят, появляются ещё два человека – видно, что они что-то объясняют царю --- Он их внимательно слушает.

                Поэт смотрит на эту картину, и – снова поворачивается к зрителям, и --- продолжает прерванную речь ---

                …строго
Судил, но – до’бро,
                Соломон влюблён --
Пред тем
        встал с ложа
              с Суламифью Он,
А за любовь ---
                благодарил он
                Бога.

И царь --- безгневно ---
                с теми говорил,
Кого в грехах
                не – тяжких
                обвиняли,
И с теми ---
           кто о помощи ---
                смотри! ---
Просил…

                Произнеся это --- Поэт показывает --- смотрите, мол, зрители ---

                В зале ещё два человека --- они подходят к Соломонову трону – Соломон беседует с ними.

                Поэт открывает книгу Куприна и читает зрителям – из новеллы «Суламифь» --

                <<Один человек, умирая, сказал, что он оставляет всё своё имущество достойнейшему из двух его сыновей. Но так как ни один из них не соглашался признать себя худшим, то и обратились они к царю.
                Соломон спросил их, кто они по делам своим, и, услышав в ответ, что оба они охотники --  лучники, сказал:
                -- Возвращайтесь домой. Я прикажу поставить у дерева труп вашего отца. Посмотрим сначала, кто из вас метче попадёт ему стрелой в грудь, а потом решим ваше дело.
                Теперь оба брата возвратились назад  в сопровождении человека, посланного царём с ними для присмотра. Его и расспрашивал Соломон о состязании.
                -- Я исполнил всё, что ты приказал, царь, -- сквзал этот человек. – Я поставил труп старика у дерева и дал каждому из братьев их луки и стрелы. Старший стрелял первым. На расстоянии ста двадцати локтей он попал как раз в то место, где бъётся у живого человека сердце.
                -- Прекрасный выстрел, -- сказал Соломон. – А младший?
                -- Младший… Прости меня, что я не смог настоять  на том, чтобы твоё повеление было исполнено в точности… Младший натянул тетиву и положил уже на неё стрелу, но вдруг опустил лук к ногам, повернулся и сказал, заплакав: «Нет, я не могу сделать этого… Не буду стрелять в труп моего отца.»
                -- Так пусть ему и принадлежит имение его отца, -- решил царь. – Он оказался достойнейшим сыном. Старший, если хочет, может поступить в число моих телохранителей.  Мне нужны такие сильные и жадные люди, с меткою рукою, верным взглядом и с сердцем, обросшим шерстью. >>.

                Поэт, прочитав этот отрывок – делает 3 – 4-х секундную паузу, и – произносит --- торжественно ---

                …О --- говорили ---
                до зари! ---
Царь с СуламифЬю…

                Между тем рядом с Соломоном --- Судьёй появляется Соломон --- Любящий Суламифь. И пока   т_о_т  Соломон беседует с людьми (Его губы шевелятся) --- э_т_о_т говорит восторженно --- радостно:

                --…Счастье подари
Нам, Бог, ещё ---
                чтоб мы  Е_щ_ё
                выделенное слово –
                с надеждою
                узнали
То что не знают многие –
                Кому
Судьба и Бог
                В Главнейшем
                отказали…

                Возведя очи к небу – восклицает – полу – вопрос – с пафосом ---

                …Но Ты послал нам
                Э_т_о ---
                Почему?.. ---

                Поворачивается и входит в Соломона, сидящего на троне.

                Между тем Соломон кончил беседовать, и смотрит --- добрые и умные Очи ---  на человека, которому Он только что Помог. Тот прижимает руку к сердцу --- благодарит царя ---
видно,что он доволен соломоновым решением.

                Поэт –
                зрителям:

                --…И Он Судил –
                по сердцу,
                по уму, ---
Судил в Огромном ---
                всё Светлее! –
                Зале!..

                Зал, в котором судит Соломон, освещён дневным солнцем, и перед тем, как этой Сцене закрыться занавесом --- свет становится ещё более Ярким: не нестерпимый свет, а ---
Приятный для глаз.

                Снова появляется Соломон. Обращаясь к зрителям, говорит --- Патетически:

-- Весы, на коих
                и Добро,
                и Зло:
Тому, кто не боится
                с Богом
                Встречи –
Конечно ---
              Боже!
                Боже! ---
                повезло, ---
Он Господом
                за Праведность
                Отмечен.

Иная же –
            заблудшая –
                душа,
Что бродит, но –
                безвыходно? –
                в потёмках, --
Была бы --
               верно?
                Верно! –
                хороша,
Когда бы
             Дьявол
                карты
                не смешал –
Ей не послал
                Грехи –
                Судьбы
не               
     ском –
           кал.

Неправедность               
                всё               
                для души Ост –
                Рей
И мы зовём
                Немилость Бога
                Роком…

…Но души
           Исправ –
                Ляются
                Быстрей,
Когда
      (Душа ---
             как мало
                нужно
                Ей!) ---
Их Божий Луч
                Со –
                Греет,
                и – Высоко
Взлетит
            недавно грешная
                Душа, ---
И  Будет
            Бога Славить…
                Хо – Ро – Ша!..

                Сказав свой стихотворный Монолог --- Соломон уходит.

               
                *Во 2-й Главе – Сцене процитировано: Книга Премудрости Соломона ,
гл. 1, ст. 1 – 6, 11 – 16; гл. 3, ст. 1 – 8.

                Занавес открывается. Снова – опочивальня Соломона и Суламифи. Богато убранное ложе. Полутьма, но в опочивальне становится всё светлее --- тёплый Свет.
               
                Появляется Поэт. Говорит --- обращаясь к зрителям:

-- Казалось бы – всё как всегда,
Но здесь ---
            Л_ю_б_о_в_ь
                выделенное слово –
                торжественно –
                не просто ложе
(Он – пожилой,
                Она – моложе
                намного ---
                очень молода).

Что ж Здесь? ---
                По Милости
                Е_г_о
                глазами показывает
                на небо –--
Здесь
       К_а_ж_д_ы_й    М_и_г
                Л_ю_б_о_в_ь_ю
                П_о_л_о_н
                подчёркнутые слова
                выделяет, ---
А без Неё
             Всё было б голо, ---
Пусть и богато, но –
                мертво!
произносит раз – дельно ---
         Глава – Сцена 3. «И ещё одна Их Ночь».

         В опочивальне появляются Соломон и Суламифь. Ложатся на ложе и лежат, прижавшись друг к другу.

                Поэт ждёт 5 – 6 секунд, и – обращается к зрителям:

-- И ещё одна Их Ночь ---
Ночь двух Любящих Сердец, ---
беды Прочь,
           тревоги – Прочь ---
Здесь --- Небесный
                Н_а_ш
                выделенное слово --- прижав               
                руку к сердцу
                Отец.
Всё теплее ---
              Всё – теплей! ---
Им ---
  иного ---
          не дано:
Д_в_о_е
          торжественно
                Л_ю_б_я_т
                ещё более торжественно
                На земле, ---
И --- Они ---
            уже ---
              О_д_н_о!..
         Слово «одно» произносит особенно Сильно --- даже Мощно. Сказав эти стихи --- Поэт уходит.

                Суламифь (говорит в сторону – как бы обращаясь к тому, кого здесь нет):

                -- Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградник, -- моего собственного винограда я не стерегла.


                Улыбается смущённо и шепчет ---

                …Как хорошо, что не стерегла…

                Кладёт голову на грудь Соломону.

                Соломон (гладит Её по волосам, и – говорит горячо):

                -- О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна… и пятна нет на тебе! …глаза твои голубиные под кудрями; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят  и бесплодной нет между ними…

                Суламифь касается руки Соломона, тем прервав Его речь. И после того как царь замолчал, начинает звучать голос за сценой:

От мимолётного прикосновенья
Твоей руки,
                о Милая моя, --
По жилам
               побежало
                Вдохновенье,
И вновь поэт –
                вновь небожитель ---
                Я!

О прикасайся же ко мне ---
                Почаще, ---
Минуты эти
            в памяти храню…

…А   м_и_г
                Любви – он –
                т_о_л_ь_к_о! ---
                настоящий,
Его Я
    с мигом Творчества
                сравню,

Тем более когда
                всё это --- Слито,
Как Мы с Тобой –
                Не просто ты и я,
А Две Души ---
                с Любовью
                Неизбытой,
И --- Жизни ---
                нескончаема! ---
                Открытой, ---
Т_а_к_о_й    Л_ю_б_в_и
                Не знать
                небытия!..

 Стихотворение прозвучало (а голос за сценой был голосом Соломона), и царь открыл глаза (перед этим они были зажмурены – пока звучал голос за сценой, который, затаив дыхание, слушала Суламифь), и Соломон начинает шептать – громкий шёпот – касаясь Суламифи – рук Её, ног, шеи, живота --- наслаждаясь --- громко шепчет великий царь ---
                (в это же время Суламифь ласкает царя – ответно)

                -- Пленила ты сердце моё, сестра моя, невеста! пленила ты сердце моё одним    взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Сотовый мёд каплет из уст твоих, невеста; мёд и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана…

                замолкает, и – долгим – долгим взглядом смотрит на свою Возлюбленную, и через несколько секунд продолжает ---

                …Запертый сад – сестра моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник: рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами…

                Суламифь -- говорит в сторону, причём Соломон прислушивается к словам Её ---

                -- Поднимись   в_е_т_е_р   с  севера и принесись с юга, повей на сад мой, -- и польются ароматы его! – Пусть придёт возлюбленный мой в сад свой и вкушает плоды его…
                останавливается, закрывает глаза, и через 5 – 6 секунд ---

                …уста его – сладость, и весь он – любезность…

                Не в силах дальше говорить – замолкает --- изнемогает от страсти Суламифь.

                Соломон (с улыбкой целует Её) ---

                -- Любимая Моя –
                в Твоих садах
Не просто пребываю –
                Отдыхаю
                Душой и телом, --
Я ведь не монах,
Ты не весталка – нет

                Суламифь (гладя Его руки)

                -- Мой  Милый ---
                ах!..

                Соломон ---

                -- И всё-таки ---
                Любя…

                поднимает очи
                к небу  ---

                …Мы ближе
                к Раю!..

Любя ---
     Б_ы_т_ь   В_м_е_с_т_е    Н_а_м 
                не грех, ---
                Любовь
Нас  делает
                и Чище,
                и Богаче

         широко улыбнувшись --- нежно ---

                …что вся казна ---
                Ведь Я
                Богат
                Тобой, ---
И --- В_м_е_с_т_е
                Славим
                Господа ---
                любой
День --- как Душа ---
                что в Выси
                Голубой
Е_г_о
    У_в_и_д_е_в
                Л_и_к
                выделенные три слова ---
с благоговением, ---
                От Счастья
                Плачет.

                Суламифь (смотрит на Соломона пристально, и – долго – долго, -- Она явно хочет Ему что-то важное сказать, но – не решается; наконец – всё-таки решилась) –

                -- Возлюбленный!
                Мой Бог!
                Мой Господин!
Тебя Люблю…
                Слов не найду…
                Не знаю
таких…
          будто прислушивается к чему-то, что в Ней
происходит ---

                …под сердцем…
                шевельнулся…
                сын?.. –
                …В нём будет
                Образ Твой! ---
                ещё Один
                На свете
 явно радуясь ---
...Вот Он --- Путь
                к Земному
                Раю!..

             Соломон (растроган, гладит Суламифь по голове, как ребёнка):

                -- Милая Моя девочка… У Нас будет ребёнок – хорошо если сын, ну а если дочь… она будет похожа на Тебя – непременно! – такая же красивая, и… (ищет слово) – одухотворённая, и… (нежно) трепетная! – как Ты!.. --- У_ Н_а_с  (смеётся Счастливый) --- Будет… ---
 
                Смотрит на Суламифь влюблённо --- не может отвести от Неё взгляда, и --- говорит --- еле слышно --- проникновенно:

                Хочу, чтоб Ты всегда
                Б_ы_л_а…
                останавливается, чтобы следующую фразу произнести
О_с_о_б_е_н_н_о  значительно ---

                …Со Мною рядом ---
                В_м_е_с_т_е!..
                после – опять же – паузы – читает без перерывов – до слова «Хороша» ---

…И чтоб постель была
                Тепла
Тебе ---
      Сестре –
               Невесте.
Твоя Влюблённая
                Душа
Гибка,
        и – гибче
                серны, ---
Ты так
         Сегодня
                Хороша…

                замолкает,снова смотрит  -- пристально – на Суламифь, через какое-то время говорит -- медленно  -- одновременно – гладит – Её живот, целует в щёку, и –наклонившись к уху Любимой ---

                ...Как никогда
                Ты
                Хо –
                Ро –
                Ша!..
                Ты Счастлива ---
                наверно?!..

                Она кивает головой, и --- тихо --- радостно --- смеётся.

                Занавес.

• В 3-й главе – сцене цитируется – Песнь песней Соломона, гл. 1, ст. 4 – 5; гл. 4. ст
1 – 2, ст. 9 – 13, 16; гл. 5, ст. 16.

                Опять появляется Поэт. Открывает книгу Куприна и читает из новеллы «Суламифь» --

                -- «Чего бы глаза царя ни пожелали, он не отказывал им и не возбранял сердцу своему никакого веселия. Семьсот жён было у царя и триста наложниц, не  считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных.»

                Поэт закрывает книгу, и продолжает – обращаясь к залу ---

                …Но любил царь одну из всех женщин --- бедную девушку из винограда, по имени Суламифь!

                Поэт делает паузу – 3 – 4 сек., и –

                …Казалось – Счастью Соломона и Суламифи не будет конца. Но…

                Лицо Поэта и его голос становятся грустными. Он говорит:

                …Среди жён великого царя была царица Астис…
                восклицает с горечью –
                …Какая злоба жила в сердце этой женщины! – ведь Соломон забыл её – давно не ходил к ней в опочивальню…

                Поэт взял себя в руки – голос его более ровный, но всё равно горечь в нём звучит –

                …Так вот – Астис подослала начальника царской  стражи – Элиава – к влюблённым, -- дав ему приказание -- убить  обоих.

                Тем временем за спиной Поэта открывается Занавес, и возникают три фигуры: одна из них замахивается мечом, другая – невысокая и стройная – бросается прямо под меч – зрители видят, что эта фигурка заслоняет собой третью фигуру, и тут же Она -- 
Суламифь – падает сражённая.

                Поэт между тем показывает на только что свершившуюся сцену, и – объясняет –

                …Суламифь закрыла собой Любимого, а сама…

                Начинают звучать два голоса ---

                Суламифь – сдавленно ---

                --…Милый… Будь счастлив… и живи долго – долго… Только… вспоминай… свою… Суламифь… иногда…

                Соломон – рыдающим голосом –

                -- Суламифь!.. Вернись – не уходи!.. Я не смогу… Я не мо – гу без… Те – бя!..

                Несколько секунд тишины – пасле этой паузы начинает звучать печальная музыка.

                Поэт – со слезами на глазах – заканчивает прерванную фразу (см. выше) –

                …а сама --- Погибла…

                Глава – Сцена 4. Плач Соломона по Суламифи.

                Поэт уходит, грустно качая головой.

                На сцене – опочивальня Соломона и Суламифи. Их ложе смято, залито кровью. С самого начала наш взгляд неприятно поражает свет в опочивальне – на этот раз он какой-то тусклый – мертвенный. Неживой свет, и – голос – рыдающий – Соломона. Мы видим Его – царя – склонившегося над бездыханным телом Суламифи.

                Соломон (когда начинает говорить – глаза бесслёзны, но – чуть позже по щеке катится слеза – одна – другая – третья):

                -- И Злоба,
                и Зависть
                Любимой
Сплели
          Петлю
                из безвременной
                смерти, --
Была Суламифь
                беззащитна…

                Голос возвышается –

                …Внемли,
Любимая – Мне! –

                Голос
                падает

                …Нет –
                не слышит  --

вдали

                Она…

                Голос Взвивает – Ся – С колоссальной Силой звучит – Скорбно –

                В смерть Любимых –
не  верьте!..

                Появляется Поэт, говорит Соломону, понимающе кивая головой – Со – страдание в его голосе, но говорит как бы увещевая –

                -- Над телом –
                рыдай – не рыдай –
                Соломон…
Не знаешь, что делать,
                и – мудрость
Тебе не поможет…

                Зрителям – показывая на Соломона –

                …Стра –
                Дающий –
                Он
касается  рук –
                тех что брали
                в полон
Его…

                Соломон выпрямляется, делает несколько неверных шагов – от тела Суламифи – по направлению к зрителям. И – неизвестно откуда взялись Силы, -- восклицает (перебивая Поэта) –
                -- Непришедшее

                утро!

                Потом опять голос царя падает, еле слышно, печально говорит Соломон, временами в речи – опять! – слышатся Рыдания –

                …Была беззащитна,
                робка
                Суламифь,
Я вижу Её молодую
                походку…
                гибка.
                словно
                веточки
                ив, --
Всё…
         голос
               Соломона
                срыва –
                ется, и лишь
через 8 – 10 секунд Он снова начинает гово –
                рить –

                …помню…
                руками
                обвив…
Я плачу…
            Обняв как
                Жи – вую…

                Обнимает тело Суламифи, и – со Скорбным
Сожалением –

            Делает ещё несколько шагов, стоит у края сцены, и – обращаясь
к  зрителям –

                …Вы слышите –
                Добрые люди!

                Делает два шага назад, садится, Погружённый в свою Печаль –
произносит тихо – как бы самому себе –

                …У_ж_е   н_и_к_о_г_д_а…
                обрывает фразу,
смотрит в зрительный зал, и – тихо, но отчётлшво –
пот – ря – сён – но –

                …Суламифь
                молода…

И будут лететь
                (как их много!) –
                года, --

Всегда молодою пребудет…

                Соломон встаёт, видно по Нему, что Он собирается с духом, и –
Голос Его – опять – Возвышается –

                …Два «я» --
                мы сплетали
                единый
                Венок
                Любви,
                и просили
                у Бога
Лет
  долгих…
          останавливается,
                и –
                как бы
                выдохнув –
Но – Рок –
              О Любимая! –
                Рок…

                Все видят, что Соломона снова покинули силы. Но Он, шатаясь – Восклицает –
                …Вернись!..

                Опять садится, обессиленный, и – полушёпотом –

                …не вернёшься… --

                Я так
                Оди –
                Нок…

Наложницы,
                жёны –
                их много;   

Но все
                (ни одна)

                счастья мне…

                Останавливается, маленькая пауза, и –
с усилием заканчивает –

                …не дадут,
Была Ты Одна лишь…

                Лицо Соломона озаряется, на лцце – Счастливая
улыбка  --

                …Явленье
Любви…

                Продолжая сидеть на полу, и – глядя в сторону
тела Суламифи, говорит ровным, со сдерживаемой Печалью, голо –
сом (от этого ровного голоса у нас – зрителей, должны быть мурашки по
коже) –

                …Замолкаю…
                Всё ближе…
                Идут…

Тебя
     погребать…
         
                Снова восклицает –
Гневно –

                …Суламифь!
                Будет Суд!
И Зависть, и Злоба
               (Возмездье!)
                Падут!..

                Последние слова произносит с Торжест –
вом; затем – в сторону тела Суламифи –

                …Тебе ж Бог
                Пошлёт
                Воскресенье!
Я тоже Воскресну –
                и  Б_у_д_е_м…
                в глазах Соломона загорается Надежда –
из Его Глаз – к зрителям – словно Потоки Солнечной Энергии И – Дут –

                …С   Т_о_б_о_й
                М_ы   В_м_е_с_т_е
               
                пауза 3 – 4 секунды –
                после неё – Значительно –

                …И   В_с_ё
                Повторится…

                В голосе Соломона – торжество, но на этот раз это –
Торжество Любви, которая Не умирает со смертью одного из Лю –
Бящих, -- ведь всегда есть Надежда на вос – Соединение; так Соломон и заканчивает Свой Монолог – С Могу – Чим Воо – Душевлением –

                …Свершилась любовь,
                И – Свершится
                Любовь, --
Н_а_с – Д_в_о_е
                в Голосе
                должна звучать
Сказка – я не знаю, как  э_т_о  передать в спектакле, но – Сказка Должна
Говорить устами Соломона –

                И – В жилах –
                Горячая Кровь, --
Свершится,
                но Не завершится!!.. (т.е. концовка этой главы – сцены выходит за пределы просто плача Соломона по Суламифи).

                Занавес закрывается и тут же снова открывается. На сцене  -- опять опочивальня. Но – тела Суламифи – нет (его уже унесли), ложе аккуратно застелено (без пятен крови), а свет в опочивальне – такой же тусклый – мертвенный. Соломон сидит у ложа, гладя его (опять Стра – Дает), во всей фигуре царя – Скорбь.

                Выходит Поэт и говорит, обращаясь к зрителям –

                -- Глава – Сцена 5. Пляски Смерти: Горестная Песня Соломона – Песня Памяти Суламифи. 

                Поэт отступает на задний план.
               
                Выходит Соломон – покачиваясь, но на глазах нету слёз. Начинает петь –
                --…Позади –
                навеки! –
                Ласки,
Нынче –
         просто! –
                Смерти
                Пляски,

Этот –
           вижу! –
                Чёрно – Красный
Мир…

               Позади Него возникает экран – на нём – два цвета – Красный и Чёрный, причём Чёрный заполняет красный, но Цвет Любви не исчезает совсем – в Центре заполнившего экран чёрного – маленькое Красное Сердечко – Оно – Пульси – Ру – Ет. Соломон – показывая на пульсирующее Сердечко на экране – не глядя на Него (нету ли здесь противоречия – исполненная Трагизма Песня царя, и – Красное, похожее на живое, Сердечко – Символ Неумирающей Любви? нет противоречия – царь действительно Стра – Дает – Утрата Его У – Жасна, но Любовь Соломона осталась с Ним! И, кроме того этот Символ Любви на сцене подготавливает 6-е Главу – Сцену – последнюю в моей драматической поэме. Тянутся к ней (6-й) нити и от 4-й Главы – Сцены.

                Тем временем царь продолжает петь –

                ...Чёрно – Красный
Мир
                (В_с_ё             
                Было
                Не напрасно…)
                эту фразу – в скобках –
                произносит задумчиво – еле слышно;
                потом – опять – Страстно –

                …Двух –
                Смерть и Любовь –
                Сме –
                Шенье, --
Цвет
       и Цвет –
                о Наважденье;

Потерял? –
                Да!
                Нет… --
                Ры –
                Да –
                Ю:
Был Я с Нею
                Ближе
                к Раю,

А теперь –
                Она в Раю –
                Мы

С Ней –
                порознь…

                Замолкает – несколько минут рыдает,
                не пытаясь подавить Ры – Дания. Потом –
                всё равно Плача – Поёт дальше –

                …Засните –
                Думы!...
Ну – пожалуйста!
                Засните!
               Слуги –
                Душу усыпите
Вы –
             Мою…
                закусил губу,
                как будто Ему
      физически
                Больно,
но очень скоро справился с
собой –

               …как больно! –
                Душу…

                Снова останавливается – все видят, что Он уже не может
говорить; но – собравшись с силами – из последних сил уже! – заканчивает –

                …Нет Её…
                Ко…
                Го…
                Мне…
                Слу…
                шать…

                Занавес.

                Снова появляется Поэт. Он –говорит зрителям – с такой интонацией, что – сразу же зрители становятся как бы  одним человеком – чувствуя – вот Он – Последний Аккорд!:

                --  Глава – Сцена 6 и Последняя: Это была смерть, в которой нет смерти.

                Делает маленькую паузу и произносит с Торжественной
Печалью:


     Погибла Суламифь –
                Её Порода
Настолько не терпела немоты
Навеки, что
                Скорбела
                Вся Природа,
Когда
       ушла Она
                в Край…
                вопросительно – словно спрашивает зрителей – в Пространство Незримого Бога? –

                …темноты?..

                Вопрос остаётся открытым, а Поэт продолжает –

Она –
   второй раз
              Могуче выдохнул
                это Слово –
                ОНА –
Чей Свет –
            Настолько
                Ярок,
Что тьма –
                с Ним   
                несовместна
никогда…

                За спиной Поэта появляется Призрак женщины. Он летит низко над землёй, затем – вспыхивает, тут же гаснет, и на землю опускается уже не призрак, а Живая Женщина. Перед Ней – на одно колено стал – Мужчина, Он что-то говорит Ей – Она радостно кивает в ответ, и Они – взявшись за руки – уходят. Уходят в не мертвенный, а – Живой – Трепещущий – Свет.

                Поэт смотрит на Них, и – заканчивает –

                ...Любому
                мужу смертному –
                Подарок:
Безсмертное
                Трепещущее
                «ДА» --

 Последнеее Слово произносит Особенно Значительно, и,
поклонившись зрителям – уходит.

                14 – 15/IX, 23 – 28/IX, 5/XI – 2010 г.; дополнено в 2012 г.; дорабатывалось и дополнялось в январе и феврале 2013 г.; ещё доделывалось в декабре 1915 – январе 2016 г.; ещё дорабатывалось – в конце октября – первой половине ноября 2021 г.

                Самсон и Далила.

                «После смерти Иисуса Навина <(XIII в. до Р. Х.)> у евреев не было хорошего начальника. Они стали забывать Господа и Его закон и начали поклоняться ложным богам. Чтобы они опомнились, Господь переставал помогать им, враги их побеждали и обижали. В несчастии евреи снова обращались к Господу, и Господь, по милости Своей прощал их. Он давал им временного начальника, который до своей смерти руководил ими. Эти начальники назывались – с_у_д_ь_и.»
                «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки филистимлян на сорок лет».
                Филистимляне были язычниками, и Господь дал евреям «такого судью – С_а_м_с_о_н_а.  Ещё до рождения Самсона, ангел Божий предупредил его родителей, что он будет избранником Господним.
                Самсон был крепким защитником еврейского народа. Филистимляне боялись
           и всячески старались погубить его. Самсон отличался огромной силой: раз на него напал лев, но Самсон разорвал его. Самсон взял себе в жёны филистимлянку, которую звали Далила».
                И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне всё сердце своё. И пришли к  ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его <Далида > * на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне   и_д_у_т  на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников. Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены», «и сила снова к нему вернулась.
                Однажды в праздник множество филистимлян собралось в своём языческом храме. Они привели туда слепого Самсона и стали насмехаться над ним. Самсон помолился Господу, опёрся о главные колонны храма и обрушил их. Крыша упала, и все филистимляне погибли и Самсон с ними.»
                Так эта история изложена в Ветхом завете (Книга судей израилевых, гл 13, ст 1; гл. 16, ст 17 – 22) и книге Закон Божий (1-я книга о православной вере, с. 76 – 77). Я же позволил себе интерпретировать древний сюжет по-своему: с того момента, как Самсона схватили – начинается   М_о_я     И_с_т_о_р_и_я. И, по-моему – я соз – дал Вдохновенный Гимн Любви – Историю чудовищного предательства, но и – Великого Раскаяния и Великой Верности!
                P. S. В начале Поэмы я позволил себе ещё одну Вольность (кому-то она может показаться чудовищной): блудницу (впрочем – в некоторых переводах Библии она блудницей не названа) я величаю царевной. Но я же просто Романтизировал эту Древнюю Историю! Так что простите меня, дорогие читатели за сию отсебятину – Я руководствовался Благими намерениями, когда писал мою Поэму!
                *Варианты имён главных героев этой ветхо – заветной истории: Самсон – Сампсон, Далила – Далида; Далида – в пер. с евр. – жалкая, бедная, несчастная; в «Книге судей» она – филистимлянка лёгкого поведения, жившая в долине Сарек, в колене Дана, которую полюбил Самсон, и которая… - см. вступл. К моей поэме и начало самой поэмы.

…Лежал
            У стройных ног
                Далилы
Не чуявший Беды
                Самсон,
Твердя –
           «Люблю,
                люблю»,
                и было
И_х    в_м_е_с_т_е
                как
                Волшебный Сон;

Но знала девушка,
                Чем это
Всё обернется,
                и Змеи
   не мудрыя* -
                таила Жало,
а ядовитой –
                да пожалуй –
помочь своим хотела…

                -- Сетуй,
Самсон,
               нет – Плачь! –
                перед
                Рассветом
Остригла
                Волосы
                Твои,
Которые –
               Всегда! –
                Вершили
Судьбу
            Народа
                Твоего…

                …герой проснулся…
                о…
                бес…

                си…

                лен…

          -- Когда б
                Любила Ты
                Его –

Самсона –
                «нет»
                Сказала б
                Гневно
Тем, кто –
                ну в общем
                оскопить
Богатыря решил…

                -- Царевна!
Филистимлянская царевна!
          Потом
                с_п_о_к_о_й_н_о
                будешь
                жить?..

                …П_о_к_а
                спокойна:
                стыд
                не гложет
                п_о_к_а –
                Греха
                не ведом
                Страх…

…Вот –
            на Предательское
                ложе
Герой
         повален:
                Он –
                в цепях!..

            …Настало утро.
                Если б знали –
Как любит…
                Как…
                Л_ю_б_и_л?
                Самсон!..

                …Но Сон Любви,
                увы –
                Ско –
                ва –
                ли –
Тюрьмою
                стал
                Волшебный
                Сон!..

…А Волосы
                Рас –
                Тут
                в темнице –
Всё скоро
             Будет
              Спасено…

         …Он спит:
                Е_г_о   евреи –
                Лица
их… --
          И – Далила – рядом –
                Снится
Ему –
    Как пьёт
                Он с Ней
                вино…

…Как – Л_ю_б_и_т?
                Л_ю_б_и_т –
                До сих пор Он?
К предавшей –
                Страстью   Т_о_й
                Объят? –
И над Душой
                Не чёрный ворон,
А Голубь
           С Ласточкой Кру –
                Жат!..

…А Волосы Рас –
                Тут –
                и – Сила
Которой
            Славится
                Самсон
Темницы стены
                Со –
                Крушила, ---
И вот ---
         На Волю
                Вышел Он!..

…Твоя, Самсон ---
                Огромна
                Сила, ---
Но – знай –
              В_ы – О_б_а
                Спасены:
Не менее
             Могучим
                Было
Рас –
    Ка –
         Янье  Тво –
                Ей  Жены! ---
Страдает по Тебе,
                и ---
                Верно
Тебя ---
      Т_е_б_я    л_и_ш_ь   т_о_л_ь_к_о ---
                Ждёт ---
Любовью
            От душевной
                Скверны
Ис –-
    Целена:
           Смотри ---
                Идёт!..

…Событья давние ---
                в тумане
Веков
       Как Соломонов
                Суд,
                но ---
                Вижу Я ---
Филистимляне
                Опять бегут ---
                бегут ---
                бегут!

Их Гонит Он ---
               С Родимым Краем
С –
     Роднив –
              Шийся --- За –
                Щит –
                Ник ---
                Он
Евреев ---
        Вечно
               Вдохновляем
Любовью
          Женщины ---
                Самсон!!..

     Вечером 22/Xii -  2014 г.; 3/VI, 10/VII – 2015 г.

            
            
                Конец книги «О Любви».
               
               

               
               
               

               



               

               
               
 

               



               
               
               

               
 
               
 
               

               


Рецензии