Паганини. Концерт N1. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Н. ПАГАНИНИ. Концерт N1 для скрипки с оркестром. Ре мажор (1815-1816 или 1817-1818) [1]
Allegro maestoso - Tempo giusto
Adagio
Rondo: Allegro spirituoso - Un poco piu presto

Введение
Пассажи длинные, аккорды.
Красивый, виртуозный звук
Отодвигает горизонты
И удивляет мир вокруг.

Разит: тональный сдвиг оркестра -
Солист играет в ре мажор [1],
Контрастный звук, до рикошета,
Блестящий, эксцентричный тон

Наполненного страстью соло,
Двойные ноты и скачки
В регистрах интонаций бурных,
Летящие вверх-вниз штрихи

По грифу, в яростных пассажах.
Поёт душа, тоскует, злясь,
Сгибает, выпрямляясь в раже,
Скрипичной музыкой пленя,

И ... содрогается от жизни.
Все пальцы в судорогах чувств,
В гипертрофированных мыслях,
Судьбу мечтая развернуть.

Без нижнего регистра ноты
Мятежной, страждущей души,
Бушующей иль очень кроткой,
Вновь проживающей всю жизнь.

Allegro maestoso - Tempo giusto
Торжественно звучит начало.
Оркестра симфоничный звук
Значителен в большом и малом.
Мир абсолютности вокруг.

Но вот динамики движенье,
Развитье оркестровых сил
И ...мчится вниз диминуэндо.
Звук грандиозности затих,

Ослаблена былая звучность.
Между громкостью и тишью - мост.
И мир с пиано очень хрупким
Становится скерцозно в рост.

И с пиццикато щиплет струны.
Оркестра звук уходит в раж,
Живёт меж полюсами думы
И ждёт раскатистый пассаж.

В начале связующей части
Тональный, к ре мажору, сдвиг.
Гранд-пауза ждёт прежней власти.
Таинственно в тиши звучит.

Оркестра рык. Гремит каскадом
На полЕвропы мощный гром.
Контраст приносит силы радость
И громогласностью сражён.

Спокойствие храня рассудка,
Звук плотною стеной идёт.
Торжественно ступает, круто.
На абордаж вновь власть берёт.

Adagio
Поёт душа мятежной скрипки,
Свою переживает жизнь.
Не отклоняяся от ритма,
Спешит все горести пройти.

Под тяжестью оков тоскует,
Скользит по грифу тонких чувств.
Сгибая стан, свой дух врачует
И драмою пленяет грусть.
 
Звучит невозмутимо тема.
В ней тайны скрытые души.
Плывут в пассажах кантиленных
Скрипичной музыки мечты.

Глубоки жизни впечатленья.
Веселья, горя в них сполна.
Неоднозначный спектр стремлений
Несёт мятежная душа.

Октавами мелодий скачет.
Солирует в полтона вверх.
В судьбу в ней вера и в удачу,
В победы силы и в успех.

Rondo: Allegro spirituoso - Un poco piu presto
Дух увлечённый с силой, с жаром,
В пассажах гладких ввысь летит.
Одушевляяся, с накалом,
Смычком по грифу вверх спешит.

В нём квинтэссенция концерта
И виртуозности полёт -
Прыжки, подскоки с рикошетом.
Спикатто быстрый звук идёт.

Отрывисто мелькает, с жаром. 
Эмоций яростен накал.
В регистрах разных звук ударный
Несёт в прыжках пассажей вал,

Ткань тесситуры насыщая
Палитрой виртуозных средств.
Дух выразительно играет
И переигрывает всех.

[1] Концерт Ми-бемоль мажор 1815-1816 гг. (до 7.03.1816г.) по автографу сольной скрипичной партии заключительного рондо. Рукописная копия сольной скрипичной партии записана в ре мажор.

29.08.2022. Krasnodar
N. Paganini / P. Milyukov & V. Uryupin. Russian National Full Orchestra named after M. Pletnyov. TV Channel "Culture"


Рецензии