Леонид Гайдай и Владимир Высоцкий

    Малоизвестный факт: летом 1964 года молодой актер Владимир Высоцкий принимает участие в работе над ролью в новой кинокомедии. «Правда, дело не пошло дальше проб.
    Это был фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Режиссер пробовал Высоцкого в первую новеллу картины «Напарник» на роль… нет, не Шурика, а прораба в сцене, где главный герой получает наряд на стройку», – читаем в книге В. Бакина «Владимир Высоцкий без мифов и легенд» (2010).
    «Режиссер сумел увидеть в 26-летнем Высоцком комедийного персонажа. И позвал его на пробы – хотел предложить роль прораба в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В образ на фотопробах Высоцкий попал хорошо, а вот актерской игрой не убедил. И роль в итоге досталась Михаилу Пуговкину». («Бендер, Пугачев и Д’Артаньян: кого не сыграл Высоцкий», «Откровения звезд», № 21, ноябрь 2019 г.)
    «Актер пытался получить роль прораба в «Операции «Ы»…» Тогда для пущей комичности Высоцкому прилепили большой нос и оттопыренные уши. Но игра Владимира Семеновича режиссеру не понравилась». (Святослав Ткаченко, «Президент США в опале у Гайдая», «Звезды СССР», № 3, март 2023 г., глава «Актера Трампа не знаю!»)
    «15 июля 2016 года в Государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого в Москве открылась выставка «Высоцкий. В кадре и за кадром». На ней представлены многочисленные материалы по работе Высоцкого в кино. Часть из них была ранее известна любителям и знатокам творчества поэта и актера, но в контексте выставки эти сведения представляют несомненный интерес.
    Подтверждается фотопроба на роль прораба в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (первоначальное название «Смешные истории») – как известно в картине роль исполнена М. Пуговкиным. Но есть и прямое документальное свидетельство участия Высоцкого в начальной стадии фильма. Это съемочной журнал кинокартины. В разных съемочных группах его заполняют индивидуально: кто-то подробно расписывает все стадии фильма, а кто-то отделывается общими пометками. В случае с «Операцией «Ы»…» нам повезло: за 23 июня 1964 года имеется запись в журнале, что в этот день с 8 утра до 5 часов вечера (с перерывом на обед с 13 до 14 часов) киногруппа провела кинопробы в 10-м квартале Черемушек города Москва на площадке строящегося дома. В пробе были заняты актеры Носик – Владик (будущий Шурик), Санатовский – Верзила (в фильме его сыграет А. Смирнов), Абдулов – Владик, Георгиу (в документе – Георгий, но альбом фотопроб не обманешь) – Прораб, Высоцкий – Прораб.
    Можно не сомневаться, что Высоцкому удалось уговорить съемочную группу провести съемки в районе, где он жил, и, конечно же, знал «обстановку» лучше других, она идеально подходила для кинопробы. Больше кинопроб для картины группа в Черемушках не снимала». (Ю. Куликов, «В кадре и за кадром», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 24, июль 2016 г.)
    Что касается Абдулова – речь о Всеволоде, близком друге и коллеге Владимира Семеновича, Носик – это старший из братьев-актеров, Валерий.
    Воспоминаниями о знакомстве с актером и подробностями состоявшихся кинопроб с его участием Леонид Иович поделился в интервью Б. Акимову, данном 12 сентября 1988 года в Москве для документальной повести Бориса Акимова и Олега Терентьева «Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы» (отрывок из беседы опубликован в журнале «Студенческий меридиан», № 1, январь 1989 г.): «Моя первая встреча с Владимиром Высоцким состоялась в 1964 году. Я снимал тогда картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Проводились кинопробы на роли. И режиссер В. Назаров порекомендовал мне молодого, в то время еще только начинающего актера – Высоцкого. Когда это было конкретно – зима? лето? – сейчас уже не помню. <…> Я пробовал его на эту картину в первую новеллу «Напарник» на роль прораба в сцене, где главный герой (в фильме его играл А. Смирнов) приходит на стройку. В этой пробе вместе с Высоцким играл, правда, не Смирнов, а другой актер – Л. Сатановский из Театра имени Станиславского.
    Пробы проходили на натуре: мы выезжали на строительную площадку и разыгрывали этюды. Происходило это в районе Медведкова, где шло тогда большое строительство.
    Высоцкий показался мне для этой роли слишком МОЛОДЫМ. Его персонаж, несмотря на эпизодичность, – достаточно сложен. Необходимо было сыграть демагога, этакого закостенелого дурака. М. Пуговкин – актер опытный – в дальнейшем сумел это сделать, а у Владимира не получалось так, как требовалось по замыслу. Он пытался играть сатирически, а нужно было в этой сцене больше реализма, отчего выходило все гораздо смешнее.
    Одним словом, не подошел Высоцкий на эту роль, хотя и очень старался… Как сейчас помню: в каске, шея тонкая видна из спецовки… У меня даже где-то сохранилась фотография этой пробы».
    «Пуговкин отлично сыграл прораба. К слову, пробы на эту роль не прошел Владимир Высоцкий…» (О. Соколовская, «Крайне успешная операция», «Тайны советского кино. 20 фильмов-сенсаций», спецвыпуск журнала «Тайны СССР», № 1/С, 2023 г., глава «Несерьезные истории».)
    Об этом же приглашении молодого актера на пробы в картину Гайдая не только на роль прораба, а и на главную – Шурика, говорил высоцковеду Марку Цыбульскому в интервью (2009) один из авторов сценария комедии Яков Костюковский (размещено на сайте «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com).
    «М. Ц.: В дальнейшем Вы никогда не приглашали Высоцкого в фильмы по Вашим сценариям?
    Я. К.: Его приглашали, но уже без меня. Я просто знаю, что он в «Операции "Ы"» пробовался на роль Шурика. И еще на одну роль там пробовался – роль прораба. Но как-то не сложилось, видно, и Гайдай отдал роль Шурика Александру Демьяненко, а прораба сыграл Пуговкин». («О Владимире Высоцком вспоминает Яков Аронович Костюковский».)
    Есть и такая версия: «На роль прораба в первую новеллу изначально пробовался Владимир Высоцкий, а Михаил Пуговкин был главным кандидатом на роль Верзилы». (Интернет-сайт «pikabu» pikabu.ru, 2019 г., NaugrimKopchik, «Несколько интересных фактов о фильме  "Операция «Ы» и другие приключения Шурика"».)
    «Леонид Гайдай предложил Пуговкину сыграть хулигана Федю в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Он прошел пробы. Но руководитель студии Иван Пырьев воспротивился: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Федю сыграл колоритный Алексей Смирнов, а Пуговкин – прораба.
    На прораба, кстати, пробовался и Высоцкий. Но не устроил Гайдая: "Этот персонаж, несмотря на эпизодичность, достаточно сложен. Надо было сыграть демагога, этакого закостенелого дурака. Пуговкин – актер опытный, в дальнейшем сумел это сделать, а у Владимира не получалось так, как требовалось по замыслу"». (Е. Черных, «Пуговкину предлагали взять фамилию жены – и стать Лениным», «Комсомольская правда», 12-19 июля 2023 г., глава «Любимец Гайдая».)
    Еще одна версия, озвученная журналистом Геннадием Львовым. Владимир Семенович пробовался в комедию вовсе не на роль прораба…
    «В фильме «Операция «Ы»…» Гайдай предложил Высоцкому принять участие в пробах на роль Феди, воюющего с Шуриком. Но то ли взор у Высоцкого оказался слишком грозным, то ли в паре с Демьяненко они смотрелись не очень удачно – в итоге на роль верзилы утвердили более фактурного Алексея Смирнова». (Г. Львов, «Несыгранные роли», «Звезды СССР», № 10, октябрь 2022 г., глава «Владимир Высоцкий».)
    «Фильм стал невероятно популярным и разлетелся на цитаты. Одна из них – «Надо, Федя, надо!» – Высоцкий потом использовал в своей песне про конькобежца («Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную» (1966). – А. С.): "Но сурово эдак тренер мне – мол, надо, Федя! Главно дело, чтобы воля, говорит, была к победе"». («Бендер, Пугачев и Д’Артаньян: кого не сыграл Высоцкий», «Откровения звезд», № 21, ноябрь 2019 г.)
    Как бы там ни было, первый кинематографический «блин» совместной работы Гайдая с Высоцким оказался комом – роль прораба Павла Степановича в комедии прекрасно сыграл непревзойденный Михаил Иванович Пуговкин, а тунеядца и алкоголика Феди – Алексей Макарович Смирнов.
    Имя кинорежиссера и его работы к тому времени – середине 60-х – уже было хорошо известны зрителю. Он заслужил репутацию главного комедиографа страны, сняв несколько удачных картин («Жених с того света», «Трижды воскресший», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Деловые люди» и др.), а публика, едва его фильм выходил на экран, на следующий день говорила фразами из него.
    Помимо придуманной Леонидом Гайдаем (1923–1993) знаменитой кинотроицы Трус-Бывалый-Балбес в лицах Вицина-Моргунова-Никулина, известны и любимы советским и российским зрителем герои и других его комедий (а всего режиссер снял их восемнадцать): собиратель фольклора Шурик и заведующий райкомхозом Саахов из «Кавказской пленницы», жулики-контрабандисты Геша Козадоев, Лелик и Шеф из «Бриллиантовой руки», кинорежиссер Якин и вор-домушник Жорж Милославский, царь Иван Грозный и домуправ Бунша из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
    Конечно же, нельзя не включить в список ловкого проныру Остапа Бендера из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и одноименной кинокомедии Гайдая.
    Экранизировать произведение Леонид Иович задумал в 1968 году, но реализовать творческие планы случай представился только в начале 70-х. Кинорежиссер вспоминал: «Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев», несколько раз ходил по всем инстанциям. А потом, вдруг, узнал, что этот роман собирается ставить Гия Данелия. Там уже все на мази. Я, конечно, расстроился. Но ничего не поделаешь – пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды приходит Гия и спрашивает: «Леня, хочешь ставить «Двенадцать стульев»?» Я отвечаю: «Это мечта моей жизни». – «Бери и начинай», – говорит Гия. «А ты?», – спрашиваю. «Пока готовился, у меня все перегорело, – говорит Гия. – Я уже не знаю, как этот роман ставить». Воспоминания Гайдая приводит биограф режиссера Иван Фролов в книге «В лучах эксцентрики» (1991).
    8 сентября 2021 года некто С. Жильцов на своей странице в социальной сети «Facebook» facebook.com разместил текст диалога между режиссером Леонидом Гайдаем и актером Владимиром Высоцким, якобы состоявшегося в канун начала съемок картины (судя по тексту, вероятно, в конце 1969 года). В комментариях пользователь указывает: «Это рассказ. На реальной основе». Более – никаких подробностей.
    «ЕЩЕ ОБ ОСТАПЕ»
    «– Володя, мне нужен на роль Остапа Бельмондо. Причем не какой-то, а вот прямо из фильма «Мозг». Видел этот фильм?
    – Нет.
    – Я сейчас закажу в просмотровую. Обязательно посмотри.
    Ты знаешь, мне много кто понравился на пробах. Но ты-то поющий актер. И «Девушка из Нагасаки» очень смешно смотрелась с нашей дородной Наташей. Склоняюсь к твоей кандидатуре. Потому и сделали несколько проб. Тем более, что роль будут утверждать в комитете.
    – Леонид Иович, я очень хочу сыграть эту роль, она мне близка, но мы занимаемся с вами напрасным делом – Баскаков, который еще мог бы как-то вас поддержать, болеет, а мои большие «друзья» Романов и Кокорина себя уже показали осенью – Бирюкова у Полоки зарубили, спасибо, пропуск не забрали на «Мосфильм».
    – Это грустно, Володя… Но буду пытаться.
    – Присмотритесь к Арчилу. Он мой приятель, хотя поет похуже. Хе-хе.
    – Да, в нем есть что-то от турецкоподданного. Зайди ко мне после фильма.
    – Хорошо.
    * * *
    – Я понял, что вам надо. Но мне фильм не показался смешным, а ведь и Бельмондо на высоте, и Бурвиль, все как всегда.
    – У тебя в песне есть «врун, болтун и хохотун».
    – Да.
    – Ну вот. Комедиант и трюкач еще. Понимаю, что задача передо мной стоит сложная, но нет таких вершин, как говорили большевики… Видел тебя вчера в ЦДРИ на новогоднем капустнике. Что-то ты грустный какой-то был.
    – Ну я же без жены, Леонид Иович, вот и грущу. Она в Париже, я в Москве. А тут еще все в гости зовут, праздновать тоже. Наверное, хотят, чтобы я им пел.
    – Наверное. Ты в завязке сейчас? Хотя я вижу.
    – Да.
    – Ну вот я и скажу в комитете, и потом, роль отрицательная и комедийная. Не Ланового же туда брать и не Стриженова. Может, выгорит. Не унывай.
    – А я никогда не унываю».
    «1970 год. В августовском номере журнала «Советский экран» была дана информация о том, что Леонид Гайдай приступил к съемкам фильма «Двенадцать стульев» (режиссер приступил к съемкам в марте 1970 года и в августовском номере главного журнала о кино такой информации опубликовано быть не могло. – А. С.). Очень сложно выбрать актера на роль персонажа, известного каждому. Гайдай выбирал Остапа из лучших актеров того времени. Перед его взором прошли пятнадцать непохожих друг на друга Бендеров: Владимир Басов, Олег Борисов, Алексей Баталов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Никита Михалков, Леонид Каневский, Олег Басилашвили и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предложил «примерить» Бендера.
    В итоге он остановился на кандидатуре Александра Белявского. Но Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Тогда Гайдай позвал на роль Владимира Высоцкого. Фаянсовая тарелка не разбилась…
    Каким получился бы фильм, если бы эту роль играл Высоцкий, трудно сказать», – пишет все тот же Бакин (2010).
    Более сведущий Ф. Раззаков несколько по-иному увидел ситуацию с отбором претендентов на роль великого комбинатора. В книге «"Досье на звезд": наши любимые фильмы» (2001) он пишет: «При выборе актеров самая большая проблема возникла с исполнителем главной роли – Остапа Бендера. Весь январь и практически весь февраль Гайдай и его ассистенты безуспешно пытались найти актера, который сумел бы воплотить на экране этого героя. Были просмотрены 22 кандидата. Чтобы читателю было ясно, каким тщательным был отбор, назову некоторых из этих актеров: Андрей Миронов, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Владимир Высоцкий, Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Родион Нахапетов, Александр Белявский, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Николай Губенко, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Валентин Гафт и другие.
    Поскольку время поджимало, а главного исполнителя все не было, Леонид Гайдай решил пойти самым простым путем: он предложил эту роль актеру, который из числа «22-х» выглядел наиболее выигрышно – Владимиру Высоцкому. Тот, не избалованный чрезмерным вниманием к своей персоне киношных режиссеров (за 10 лет сыграл в кино всего лишь две главные роли, причем один фильм – «Интервенция» – до зрителей так и не дошел), согласился».   
    Действительно, фаворитом актерского отбора был именно Владимир Семенович. В книге И. Фролова (1991) читаем: «"На роль Остапа Бендера был утвержден Владимир Высоцкий. Он очень интересно трактовал образ и я очень надеялся на него", – вспоминал Леонид Гайдай.
    Съемки с Высоцким режиссер решил начать с традиционного разбивания тарелки, чтобы исключить всякие негативные воздействия на киногруппу.
    Перед священнодействием режиссер предупреждал своего ассистента: «Если тарелка не разобьется, придется менять ассистента».
    Но тот не понял юмора, взволновался и так швырнул тарелку, что она не разбилась!
    «И буквально после первых съемок Владимир Высоцкий «ушел в подполье», и очень надолго. А у меня сроки, график… Понимаешь? Пришлось искать нового исполнителя Бендера», – посетовал Леонид Иович».
    Так и есть, «в начале марта, когда пришло время сниматься, Высоцкий внезапно сорвался в очередное «пике» – то есть попросту запил. И Гайдаю пришлось срочно искать ему замену, причем опять из того же списка «22-х»…» (Ф. Раззаков, «"Досье на звезд": наши любимые фильмы» (2001).) 
    В 2008 году Леониду Иовичу исполнилось бы 85 лет. К этой дате газеты опубликовали ряд материалов, посвященных жизни и творчеству режиссера. В частности, «Комсомольская правда» в номере от 31 января 2008 года порадовала поклонников его фильмов статьей «Не стал снимать Высоцкого», в которой вновь говорится о коллизии с ролью: «У Гайдая должен был сниматься Владимир Высоцкий, его режиссер утвердил на роль Остапа Бендера. Но перед началом съемок Высоцкий запил, и Гайдай заявил: «Высоцкого снимать никогда не буду». Слово сдержал».
    Интернет-портал «Big Picture» bigpicture.ru в размещенном материале «Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера» дает свою версию событий, связанных с отбором актеров на роль «арваньтюриста»: «Если Гайдай считал, что нужно проявить принципиальность, то не колебался. Пробы на роль Остапа Бендера для экранизации «12 стульев» проходили мучительно. Не подошли Миронов, Евстигнеев, Гафт… Взяли Высоцкого. Владимир Семенович на пробах был великолепен, и его утвердили. Но он ушел в «пике». Тогда Гайдай объявил: «Высоцкого снимать не буду», – и роль досталась Гомиашвили».
    «В 1970 году Владимир Высоцкий был утвержден на роль Остапа Бендера в кинокомедии Леонида Гайдая «12 стульев». Говорят, перед началом съемок не разбилась тарелка, которую по многолетней традиции бросили на пол в первый съемочный день. По кинематографическим суевериям – это очень плохая примета. Через несколько дне режиссер у сообщили, что исполнитель главной роли не сможет продолжать работу неопределенное время – ушел в запой. Остановить производственный процесс было невозможным. Высоцкому срочно нашли замену. Так роль великого комбинатора стала одной из почти пятидесяти ролей, которые мог, но не сыграл в кино Владимир Высоцкий».  (Док. фильм «Владимир Высоцкий. Не сыграно, не спето», а/с С. Музыкова, реж. Ф. Сурков, ООО «Студия 8», 2014 г.) 
    «У Высоцкого были все шансы стать Остапом Бендером. Режиссер Леонид Гайдай рассказывал: «Я ясно видел его в этом сложнейшем образе. Высоцкий согласился, даже прошёл у нас кинопробы, и очень удачно. Поверьте, то был бы удивительный Остап! Но вдруг Высоцкий заболел, и надолго. У нас план «горел», пригласили Арчила Гомиашвили. У него получился интересный Бендер, но каким он мог стать у Высоцкого…» Впрочем, другие источники утверждают, что Высоцкого сняли с роли по распоряжению руководства киностудии». (Интернет-сайт «Культурология.рф» kulturologia.ru, 10 февраля 2018 г., toshi_djaa, «Несыгранные роли: 12 образов с фотопроб, в которых зрители так и не увидели Владимира Высоцкого».)
    О «распоряжении» намекает в статье «КГБ сказал ему: «Заткнись!» Жизнь, любовь и творчество Владимира Высоцкого» («Аргументы и факты», № 4, 23 января 2013 г.) и журналистка М. Мазурина: «Он мог бы быть Остапом Бендером в «12 стульях» Гайдая. Однако Гайдая чуть ли не за день до начала съемок вызвали и сказали: Высоцкий сниматься не будет. Бендером стал Арчил Гомиашвили».
    «Существует и альтернативная версия развития событий в этой истории, которая гласит, что Высоцкого сняли с этой роли по приказу руководства киностудии, а вовсе не из-за его "пьяных дел"». (Интернет-сайт «Тeleprogramma.pro» teleprogramma.pro, 25 июля 2016 г., А. Иванов, «5 несыгранных ролей Владимира Высоцкого», глава «Остап Бендер («12 стульев»)».)
    Марк Цыбульский (интернет-сайт kbst.ru): «Высоцкий прошел кинопробы на роль Остапа Бендера, но накануне начала съемочного периода Гайдаю сообщили, что Высоцкий в съемках принимать участия не будет, на роль был приглашен Арчил Гомиашвили. Озвучивая свою версию, Марк опирался на опубликованные Анастасией Герасимовой воспоминания двоюродной сестры кинооператора Сергея Полуянова – Флориды Полуяновой «Тайна "12 стульев"».
    «Когда времени на поиски уже не осталось, Гайдай снова пригласил Высоцкого на встречу – его пробы казались самыми выигрышными. Но Владимир… сорвался, запил.
    И тут Леонид Иович вспомнил недавнюю встречу в Горьком, где он смотрел эстрадный спектакль «Золотой теленок», поставленный Юрием Любимовым и Арчилом Гомиашвили. Все роли играл… Гомиашвили. Да так, что Гайдай был ошеломлен! Выход был найден». (Т. Уланова, «"Хлебнем мы еще горя…" Как режиссеры искали Осю и Кису», «Аргументы и факты», № 16, 23 апреля 2023 г., глава «Говорил Саранцев, пел Золотухин»,)
    Крайняя на сегодня журналистская версия: «В 1970 году мастер приступил к подбору актеров. Гайдай был творцом сомневающимся. На роль Остапа Бендера он попробовал более двадцати артистов. Были в их числе Алексей Баталов, Михаил Козаков, Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, Никита Михалков, Владимир Высоцкий. С последним вышла неприятная история.
    Высоцкий был уже практически утвержден на роль. Но внезапно сорвался в алкогольное пике и исчез. После этого Гайдай зарекся иметь дело с таким «ненадежным» работником.
    Любопытно, что на главную роль пробовался и Андрей Миронов, но неудачно. Позднее актер все же сыграет Бендера – у режиссера Марка Захарова». (М. Лохматов, «Великий комбинатор. Остап Бендер в кино», «Звезды СССР», № 13, зима 2023 г., глава «Несмешно – о смешном».)
    А вот что рассказывают люди, близкие к кинорежиссеру, – его вдова и актриса, снимавшаяся в картине.
    О подготовке к съемкам фильма и причинах непопадания в него все того же Высоцкого Нина Павловна Гребешкова поделилась в интервью (2011) М. Цыбульскому (интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com).
    «М. Ц.: В 1970 году Ваш муж, Леонид Иович Гайдай, утвердил Владимира Высоцкого на роль Остапа Бендера. При этом известно, что на роль пробовались не менее двадцати актеров очень высокого класса. Какие именно качества Высоцкого-актера позволили Л. Гайдаю выделить именно его?
    Н. Г.: Вы знаете, Леня никого, кроме Высоцкого, в этой роли не представлял. И он был на эту роль утвержден, но заболел. И когда оказалось, что Высоцкий играть не может, начались мучительные поиски. Леонид Иович пробовал очень многих – даже шахматиста Бориса Спасского.
    М. Ц.: Я знаю о той «болезни» Высоцкого. Но ведь такого рода недуги бывали у него часто. Ждать выздоровления, видимо, не было возможности?
    Н. Г.: Это был такой период, когда Володя болел слишком долго… А тут ведь две серии. И надо было быстро запускаться.
    Вообще, изначально Гайдая на этот фильм не утверждали, хотя он подавал заявку несколько раз. А Данелия был утвержден. И он у себя это разрешение какое-то время продержал, а потом подумал, что ему это неинтересно, и отказался. Они встретились с Леонидом Иовичем, и Георгий Николаевич сказал: «Леня, я знаю, – ты хочешь снимать, а я отказываюсь».
    Причем оставалось полтора месяца до приезда тогдашнего председателя Госкино Романова, и нужно было обязательно запуститься. Потому что если не успеть начать работу, то Романов, если бы захотел, мог бы съемки запретить. Так что надо было торопиться, и ждать Володю было невозможно…
    А если бы все получилось, как задумано, то был бы дуэт Володи Высоцкого и Сергея Филиппова. Леня ему сказал: «Сергей Николаевич, Вы будете играть Кису Воробьянинова».
    М. Ц.: Кинопробу Высоцкого и Натальи Крачковской Вы видели?
    Н. Г.: Нет. Когда снимался фильм, я в этом совершенно не участвовала».
    В более позднем интервью (записала А. Пахомова) «В роли Остапа Бендера у Гайдая должен был сниматься Высоцкий» («7 дней», № 41, 22 ноября 2015 г.) Нина Павловна рассказала: «Определившись с Воробьяниновым, Гайдай сосредоточился на Остапе. По-моему, не было в СССР актера, который не ходил бы к нему пробоваться. Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт (актриса перепутала имена телеведущего и его отца, актера Александра Ширвиндта. – А. С.), Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев… В результате муж выбрал Александра Белявского. Очень скоро стало ясно, что фильм не получается. Белявский – не Остап. С ним пришлось расстаться. И тут ассистента осенило: «А может, позвать Володю Высоцкого? Вот будет успех!» Гайдай за идею ухватился. Пробы с Владимиром Семеновичем прошли очень хорошо, Леня увидел в нем Остапа. К сожалению, в первый же съемочный день Высоцкий на площадку не явился. Он загулял… Лене стало ясно, что с ним он не сможет поднять такой фильм».
    Гребешкова переборщила: далеко не «все актеры Союза» пробовались на роль знаменитого прохиндея. Согласно архивам «Мосфильма» (отрывки из кинодокументов цитирует в книге (2020) о комедиографе Ф. Раззаков), были просмотрены 22 кандидата.
    Но некоторые «киноведы» называют более крупную цифру участников кинопроб: «Исполнитель роли Остапа Бендера в фильме «12 стульев» стал немалой проблемой для Леонида Гайдая: режиссеру необходим был не просто отличный актер, но внешний антипод Сергея Юрского в вышедшем незадолго до этого «Золотом теленке» Михаила Швейцера. За два месяца были просмотрены более ста актеров, включая таких, как Олег Борисов, Андрей Миронов, Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Владимир Басов и даже Евгений Евстигнеев, только что сыгравший Корейко. Однако выигрышнее всех оказался Владимир Высоцкий, и Гайдай, утомившись от бесконечного кастинга, решил отдать роль ему.
    Решив, что главная роль в экранизации культовой книги будет весьма кстати, Высоцкий согласился, однако в первый же день съемок внезапно запил. В итоге Бендером Леонида Гайдая стал никому особенно не известный Арчил Гомиашвили, а Высоцкий так и не сыграл ни в «12 стульях», ни в каком-либо другом фильме Гайдая». (Интернет-сайт «Союзкино» soyuz.ru, 25 января 2018 г., «7 нереализованных проектов Владимира Высоцкого. Несыгранная роль Остапа Бендера, продолжение «Места встречи», дуэт с ВИА «Песняры» и кое-что еще», глава «12 стульев».)
    Журналист Геннадий Львов: «На роль Остапа Бендера актер пробовался дважды. В первый раз – в фильме «Золотой теленок» (1968) Михаила Швейцера, позднее – для «12 стульев» (1971) Леонида Гайдая. И если Швейцер выбрал Сергея Юрского из-за того, что «Высоцкий был слишком драматичен», то Гайдай был готов снимать Владимира Семеновича. Высоцкий сам "взял самоотвод"». (Г. Львов, «Несыгранные роли», «Звезды СССР», № 10, октябрь 2022 г., глава «Владимир Высоцкий».)
    «Высоцкого пробовали на роль Остапа Бендера – вы действительно думаете, что из него получился бы лучший Бендер, чем из Юрского или Андрея Миронова?» (Интернет-сайт «Свободная Пресса» svpressa.ru, 25 января 2018 г., З. Прилепин, «Высоцкий как наш современник. Кого бы он считал «своим» сегодня, на какой стороне баррикад оказался?»)
    Некоторые любопытные подробности о пробах Владимира Семеновича припомнила актриса Наталья Крачковская – в интервью (2011) все тому же М. Цыбульскому (сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com). В картине «Двенадцать стульев» она сыграла роль Вдовы, Мадам Грицацуевой. 
    «Н. К.: Володя пробовался со мной на роль Остапа Бендера. Пробовалась сцена обольщения, Володя пел мне романс. Кстати, единственный актер, который пел абсолютно профессионально и обворожительно. Я себя очень хорошо чувствовала в этом романсе.
    Я чувствовала, что Леониду Иовичу нравится. Потом я подошла к нему и тоже сказала: «Вы знаете, мне Высоцкий очень нравится». Он мне: «Ну ладно, там посмотрим». А потом говорит нам: «Мы сейчас вам покажем одну из экранизаций. Володя, Наташа – идемте». 
    Мы пошли, сели в зал. Володя сел сзади меня. Потом Гайдай спрашивает: «Ну, как?» А Володя ему: «Да я за Крачковской ничего не вижу». Я к нему поворачиваюсь: «То есть, как не видишь?» А он: «Ничего не вижу! Вон ты сколько загораживаешь. Я уж и влево, и вправо…»
    Я смеялась просто до слез. Потом говорю: «Я тебе глаза повыколю, – сразу все увидишь!» А Володя: «Ну, вот и поговорили».
    М. Ц.: Какой романс пел Высоцкий, не помните?
    Н. К.: Честно говоря, нет. Но это был какой-то старинный романс, это не его песня.
    Я волновалась перед пробой, не знала, как это все будет выглядеть. Гайдай каждый раз требовал чего-то нового, это было сложно очень. Володя был прекрасным партнером, он видел мое волнение. Он, конечно, тоже волновался, но у него было преимущество – у него в руках была гитара, а у меня не было ничего. И все прошло хорошо, я чувствовала себя очень комфортно в этой ситуации, мне было удобно.
    И, кроме того, Володя… В нем было такое сильное мужское – «пойди сюда!», что это чувствовалось. Вот это ощущение у меня осталось, уж сколько лет прошло. Я и Гайдаю сказала: «Леонид Иович, в нем такое мужское начало!» Он говорит: «Да в Остапе-то это необязательно». А я говорю: «Да по-моему, это в каждом мужике обязательно».
    М. Ц.: Леонид Гайдай потом вспоминал, что он хотел снимать Высоцкого в роли Остапа Бендера…
    Н. К.: Да хотел, хотел. Его останавливало только то, что Володя был не очень высокого роста. То, что он был одного роста со мной – это ради Бога, Гайдая это не смущало, а вот то, что он уступал в росте другим… А может быть, это была просто отговорка, мне трудно сказать. Мне-то Володя нравился.
    М. Ц.: Леонид Гайдай писал, что Высоцкий запил перед съемками, потому и не снялся.
    Н. К.: Я не знаю точно, но я не думаю, что это была причина, поскольку Гайдай и сам любил крепкие напитки…»
    «У меня было 18 разных Остапов: Александр Белявский, Владимир Басов, Николай Рыбников, Владимир Высоцкий, Александр Лазарев – все ведущие актеры того времени пробовались на роль Остапа. А сыграл молодой (??? – 43 года! – А. С.) артист Арчил Гомиашвили». («Наталья Крачковская: "Мне повезло, что я встретила Гайдая"»: интервью, «Я – газета», № 47, 27 ноября – 3 декабря 2017 г.)
    Сказанное ранее актриса подтверждает в другом интервью «Наталья Крачковская: "У Гайдая на съемках я летала с пятого этажа!"» («Тайны звезд – Ретро», № 5, май 2020 г.): «Пробы были долгими и тяжелыми, потому что Гайдай никак не мог выбрать Остапа. Меня снимали с Мироновым, и с Лазаревым, и с Рыбниковым, и с Высоцким. Пока Гайдай не остановился на Арчиле Гомиашвили».
    Журналист О. Вергелис в статье «Гайдай и Высоцкий. Что общего?», посвященной 90-летию режиссера (опубликована в еженедельнике «Зеркало недели» )г. Киев, Украина), № 5, 1 февраля 2013 г.), пишет: «Когда на пробы пришел Высоцкий и «вжарил» на пару с Крачковской всего один эпизод, у Гайдая испарились всякие сомнения. «Бендер – этот!» Однако «этот» был подвержен известной болезни, с которой в СССР «завязать» было сложно. Короче говоря, Высоцкий пил тогда свою горькую чашу. И Гайдай решил не связываться с артистом, пусть и блестящим, который во хмелю мог подвести трудовой коллектив. И утвердил на роль Бендера Арчила Гомиашвили (не идеал, но все-таки). А Высоцкий после тех гайдаевских проб остался лишь на фотосессии в журнале «Советский экран» 1970-го. Эх, какой бы был Бендер. Ну, настоящий…»
    Да, сохранилось фото Крачковской и Высоцкого, сделанное в павильонах «Мосфильма» в январе 1970 года во время кинопроб последнего на роль Остапа. Только и всего…
    «Об этих пробах Гайдай вспоминал: «Я искал в каждом то, что артист еще нигде не раскрыл… Владимир Высоцкий – как он замечательно пел у нас на кинопробе!»
    В том, что пел замечательно – никто не сомневается». («Живой Журнал» dom-pod-goroy.livejournal.com, 25 июля 2020 г., dom_pod_goroy, «Высоцкий и Гайдай: не сыграно, но спето».)
    «С Остапом Бендером все было еще сложнее. В 1972 году, уже после выхода картины, в «Советском экране» была опубликована заметка «12 стульев – 15 претендентов» с фотопробами разных актеров: Анатолий Кузнецов (Сухов в «Белом солнце пустыни»), Спартак Мишулин, Олег Борисов, Владимир Высоцкий (!), Алексей Баталов (!!), Никита Михалков (!!! – это мог быть усатый Бендер), Александр Белявский, Фрунзик Мкртчян, Николай Губенко, Михаил Козаков, Александр Лазарев, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Владимир Басов, Андрей Миронов… Но на самом деле кандидатов у Гайдая было гораздо больше. Только «на кинопленку» пробовалось 23 актера, а фотопробы прошли чуть ли не 200 претендентов.
    Например, Гайдай подумывал пригласить на роль Муслима Магомаева, на тот момент самого популярного певца в стране. Он был азербайджанцем, и восточная внешность вроде бы неплохо сочеталась с фразой Бендера «мой папа был турецко-подданный».
    Еще более невероятным кандидатом был чемпион мира по шахматам Борис Спасский. Его посоветовал Гайдаю Николай Рыбников (кстати, еще один несостоявшийся Бендер).
    Были среди кандидатов и Александр Ширвиндт, и Леонид Каневский, и Евгений Киндинов, и Александр Пороховщиков, и Олег Басилашвили. Говорят, последний очень хотел сыграть Остапа, но в тот момент был очень полным – весил 110 килограммов.
    Актером, максимально приблизившимся к роли, стал Высоцкий («он замечательно пел у нас на кинопробах!», – вспоминал Гайдай), но у того уже в начале 70-х были серьезные проблемы с алкоголем. Нина Гребешкова рассказывала, что в первый же съемочный день Высоцкий элементарно запил, и Гайдай от греха подальше решил с ним не связываться». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru, «50 лет фильму «12 стульев» Леонида Гайдая: Бендера мог сыграть Высоцкий, а Филиппов на съемках мучился страшными болями», главы «Остап Бендер – Алексей Баталов или Никита Михалков» и «Высоцкий упустил роль Бендера из-за пристрастия к алкоголю».)
    Сам же Владимир Семенович, рассказывая о несыгранной роли на одном из концертных выступлений, всю вину за это возложил на некоего кинематографического чиновника, а не на собственное пьянство: «Когда я должен был играть в фильме роль Остапа Бендера, один человек очень остроумно сказал: "Ему и так хватает популярности, а мы еще будем повышать ее кинематографом!"» (Цит. по фонограмме концерта, 1971 г.)
    19 марта 2013 года Марк Цыбульский на интернет-форуме «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws (раздел «Высоцкий в театре и кино», «Несыгранные роли Владимира Высоцкого, пробы, фотографии, рассказы, публикации») ставит точку в спорах и прямо указывает на причину неучастия Владимира Высоцкого в комедии. Виноват во всем запой актера, его очередной «уход в пике». Версия, по словам высоцковеда, «не просто каноническая, а озвученная и Л. Гайдаем, и Н. Гребешковой».   
    Как бы там ни было, но в итоге, как известно, Остапа в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» успешно сыграл актер Арчил Гомиашвили – это была его звездная роль. Картина вышла на экраны в июне 1971 года и снискала огромный успех у зрителей. Хотя некоторые коллеги Леонида Иовича отнеслись к «успеху» скептически. Великий режиссер Григорий Козинцев, посмотрев экранизацию, записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот». (Г. М. Козинцев, «Время и совесть. Из рабочих тетрадей» (1981).)
    15 августа 2022 года на информационном интернет-портале «Пульс» pulse.mail.ru страница «Кино и Судьбы» разместила статью «Почему Владимир Высоцкий не снимался в фильмах Гайдая. И над какой картиной они все же поработали вместе». Материал не содержит интересующей нас по теме информации. Но в комментарии к нему пользователь Михаил Эйдинов 28 августа написал: «Гайдай и Высоцкий были абсолютно несовместимы в одном проекте. Цирковая эстетика Гайдая и мейерхольдовская техника представления у Высоцкого не могут органично жить вместе, они слишком разные по сути и в итоге неизбежно друг друга уничтожат. Гайдай мог пробовать Высоцкого, но в итоге никогда бы его не утвердил – Высоцкий неизбежно разрушил бы актерский ансамбль, который Гайдай формировал совершенно по другим принципам».
    Блестящий комментарий!
    Вернемся к теме нашей главы. Все-таки Гайдай поработал в кино с Высоцким! Точнее, не с ним самим, а с его песней. Случилось это четыре года спустя.
    «Год 75-й закончился под пение Владимира Высоцкого, которое на всю страну прозвучало с телевизионного экрана. В тот день, 31 декабря, примерно около восьми часов вечера по московскому времени, царь Иван Грозный в исполнении замечательного актера Юрия Яковлева неосторожно сел на кассетный магнитофон в квартире изобретателя Шурика, и из динамика захрипел голос Высоцкого: «Поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная!..» Думаю, читатель уже догадался, о чем идет речь: о фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», премьера которого на ЦТ состоялась за четыре с половиной часа до наступления Нового, 1976 года», – сообщает читателям уже знакомый Ф. Раззаков в книге «Владимир Высоцкий: "Я, конечно, вернусь…"» (2005).   
    Еще в 1975 году, едва картина вышла на экраны, кинокритик Ирина Рубанова писала: «Говорят – Высоцкий кричит.
    И правда, крик – визитная карточка, бросающаяся не в глаза – в уши, примета его исполнительской манеры. Над его криком подшучивают. В комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» сам Грозный-царь шарахается в ужасе, услышав вырвавшиеся из случайно включенного магнитофона «Две гитары» в его исполнении. Это, конечно, не только пародия «на Высоцкого», но и автопародия тоже. Его крику подражают. Дублеры в спектаклях, эпигоны в пении и – о, диво! – Даниэль Ольбрыхский в польской постановке «Гамлета»…» (И. Рубанова, «Владимир Высоцкий» в книге: «"Актеры советского кино". Вып. 11» (1975).)
    «Бесспорно, все помнят смешную сцену, когда царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) случайно включает магнитофон. А из динамиков – крик и хрип. «Эх, раз, еще раз, еще много-много раз!», – пел Высоцкий. Одна из лучших сцен, между прочим». (О. Вергелис, «Гайдай и Высоцкий. Что общего?», «Зеркало недели» (г. Киев, Украина), № 5, 1 февраля 2013 г.)
    «В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Высоцкий появился. Но за кадром.
    Думаю, все помнят эпизод, когда царь, залюбовавшись Селезневой в купальнике, случайно садится на магнитофон, и оттуда звучит всем знакомый хриплый голос.
    Кстати, эта фонограмма была записана специально для фильма, а не использовалась уже готовая. Более того, именно этот вариант песни более нигде не звучал. У Высоцкого есть знаменитая «Моя цыганская» («В сон мне желтые огни»), но текст там немного другой.
    В фильме звучит микс из той самой песни со слегка отредактированными стихами русского поэта Аполлона Григорьева, написанными в 1857 году:

                О, говори хоть ты со мной,         
                Подруга семиструнная!
                Душа полна такой тоской,         
                А ночь такая лунная!

    Причем еще одну подобную версию он спел за шесть лет до «Ивана Васильевича» – в «Коротких встречах».
    Фонограмма, записанная для Гайдая, долгое время считалась утерянной. Запись, которую я прикрепляю ниже, считается той самой версией, поздно найденной, но она, хоть и похожа, все же отличается одной строчкой – «Ветер, поле, огоньки» вместо «В чистом поле васильки».
    Самое интересное то, что существует фонограмма еще одной песни, записанной для фильма! Оказывается, были еще «Очи черные», но в фильм не вошли». («Живой Журнал» dom-pod-goroy.livejournal.com, 25 июля 2020 г., dom_pod_goroy, «Высоцкий и Гайдай: не сыграно, но спето».)
    Нина Гребешкова о песне в исполнении Владимира Семеновича, отрывок из которой прозвучал в фильме, рассказала следующее…
    «М. Ц.: О записи Высоцкого для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Вы знаете? Где и когда она делалась?
    Н. Г.: Не знаю, где и когда, но знаю, что Леня был счастлив, что Володя записал эту песню для его картины.
    М. Ц.: А почему Леонид Иович хотел, чтобы песня Высоцкого звучала в том фильме?
    Н. Г.: Понимаете, в чем дело… Булгаков не был запрещен. Но он был нежелателен. Поэтому у Лени внутри все кипело: «Почему нежелателен? Это же прекрасно, это же здорово!» И точно такое же положение было у Высоцкого. А Леня был протестный человек.
    А с Володей… Ну не то, чтобы Леонид Иович его поддерживал или где-то за него голосовал…
    М. Ц.: Просто он к нежелательному Булгакову добавил нежелательного Высоцкого.
    Н. Г.: Ну конечно! И получался некий двойной протест». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com.)
    Все верно – и поддерживал, и высоко ценил. Тот же О. Вергелис констатирует: «По словам Гребешковой, сам Гайдай боготворил песни Высоцкого и "обожал его как поэта"». (О. Вергелис, «Гайдай и Высоцкий. Что общего?», «Зеркало недели» (г. Киев, Украина), № 5, 1 февраля 2013 г.)
    7 марта 2009 года М. Цыбульский на форуме в сообщении добавляет одно интересное уточнение: «Вопрос: что именно слушал Ю. Яковлев в гриме царя Ивана Грозного в перерыве между съемками фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Я позвонил сегодня фотографу И. Гневашеву, который рассказал этот случай. Ю. Яковлев слушал не Высоцкого, но Л. Гайдаю понравилась эта идея – царь и магнитофон, он закрепил ее в фильме. И уже для фильма откуда-то взялась запись Высоцкого». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, «Биография Высоцкого».)
    И вот – интересующий нас отрывок из интервью:
    «М. Ц.: Вы в одном из интервью рассказывали, что однажды в перерывах между съемками фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Ю. Яковлев в гриме Ивана Грозного слушал магнитофон, а потом пришел режиссер Л. Гайдай, которому понравилась эта идея, и он закрепил ее в фильме. В картине Иван Грозный слушает Высоцкого. Хотелось бы знать: в фильме использована та запись, которую Ю. Яковлев слушал в перерыве?
    И. Г.: Нет, там слушали другую музыку, а потом Гайдай решил использовать голос Высоцкого». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Игорь Иванович Гневашев».)
    О песне в исполнении Высоцкого, звучащей в комедии, есть интересная статья: «Момент из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию», когда Иван Грозный садится на магнитофон и включает его, знают все. Известно и то, что затем звучит композиция Владимира Высоцкого, растрогавшая царя. Песня про «много-много-много раз» хорошо знакома поклонникам творчества барда. Это одна из версий композиции «Поговори хоть ты со мной…» Только вот найти полный вариант песни, пока не удалось никому.
    Прозвучавшая в фильме Леонида Гайдая песня уникальна. Ее Владимир Семенович записал специально по просьбе режиссера именно для этой кинокартины. Ее нет в дискографии Высоцкого – там представлены другие варианты исполнения, не такие надрывные.
    Заполучить запись песни из фильма мечтают многие коллекционеры и просто меломаны. Поиски энтузиастов ведутся много лет, но пока они не принесли результата. Кто-то считает, что уникальная запись затерялась в архивах «Мосфильма», а кто-то думает, что ее уничтожили после монтажа звуковой дорожки фильма. Поэтому любителям душевных песен приходится довольствоваться другим, очень похожим исполнением «Поговори хоть ты со мной…» Сохранилась запись песни, сделанная на пробах для фильма. Она очень похожа на ту, что прозвучала из магнитофона в квартире инженера Тимофеева.
    Сохранившаяся песня отличается вокалом, аккомпанементом и даже словами. На пробах Высоцкий спел не «В чистом поле васильки», а «Ветер, поле, огоньки». Тем не менее это исполнение наиболее похоже на песню из комедии. Мало кто знает, что это была не единственная композиция, записанная Высоцким для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Также были исполнены «Очи черные», которые вполне мог услышать царь вместо «Поговори хоть ты со мной…» Но выбрали все-таки те самые «много-много-много раз».
    Эксклюзивное исполнение песни «Очи черные» для кинофильма также считалось утерянным долгие годы. К счастью, она нашлась и теперь мы можем сравнивать ее с версией, вошедшей в альбомы певца». (Интернет-сайт «BIG Picture. Новости в фотографиях» bigpicture.ru, «Почему никто не может найти песню Высоцкого из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"».) 
    Вот такая история…               
    Верно пишет певец, переводчик, писатель Гарик Осипов: «…Мужчина рано или поздно оказывается в положении Ивана Грозного, севшего жопой на магнитофон с Высоцким».(Г. Осипов, «Кокосовый телефон».)               
    Упомянул (возможно, сам того не ведая) Леонид Гайдай о поэте и в своих последних фильмах. В картине «Частный детектив, или Операция "Кооперация"» (1989) в одном из эпизодов в кадре на втором плане проезжает пассажирский автобус ЛиАЗ, в салоне которого за водительской кабиной располагается большой черно-белый фотопортрет Высоцкого с сигаретой в руке (фото Валерия Мурашко).
    В комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», вышедшей на экран в 1992 году и ставшей последней работой режиссера, фото поэта мы не увидим. Он упомянут в ней по-другому. Часть картины снималась в США, в Нью-Йорке. В картине есть эпизод, в котором в кадр попала русскоязычная вывеска на высотном здании на Брайтоне, где проживает множество эмигрантов из бывшего СССР: «Клуб имени Владимира Высоцкого». Это место, где собираются барды-любители, выходцы из экс-Союза.
    Пользователь dom_pod_goroy пишет: «Мне было интересно, подлинная ли эта вывеска. И вот что я нашел: с марта 1991 года (как раз в этом году фильм и снимался) действует клуб имени Высоцкого, при литературном объединении «Лира». Открыть его помогла Всеамериканская ассоциация воинов и инвалидов Второй мировой войны». («Живой Журнал» dom-pod-goroy.livejournal.com, 25 июля 2020 г., dom_pod_goroy, «Высоцкий и Гайдай: не сыграно, но спето».)
    «Несомненно, «общее» у них (Л. Гайдая и В. Высоцкого. – А. С.) – это какой-то неиссякаемый источник творческой энергии и чувства юмора во времена не всегда веселые. Полагаю, даже не стоит цитировать их известнейшие остроумные творческие находки (на киноэкране, в поэтических строфах). Да, собственно, и в повседневной жизни они были людьми чрезвычайно веселыми и остроумными.
    Естественно, каждый из них двигался в творчестве персональным маршрутом. Большой выдумщик и талантливый фантазер – режиссер Гайдай, непревзойденный мастер эксцентрической кинокомедии.
    И Высоцкий – сверхталантливый человек, единый во множестве своих проявлений: поэт, музыкант, театральный актер, киноактер…
    И, бесспорно, еще одна принципиальная «общность» между их параллельными художественными мирами – мифологизация «совка», как образа и способа жизни в СССР.
    Тема «совка» в творчестве Высоцкого объясняется главным этическим постулатом эпохи 60–70-х. Якобы человек советский – хороший, но вот обстоятельства вокруг него – плохие. Только вряд ли Высоцкий думал о «постулатах». Писал, как дышал. И в его сатирических поэтических зарисовках есть некое одухотворенное «акынство». Что видел – о том и пел. И «совки» его негероические у советского же народа вызывали симпатию неизменную. Народ смотрел в зеркало и не пенял на него…
    Естественно, и Леонид Ивович Гайдай так же сочно и образно в своих лучших кинокомедиях мифологизировал быт и нравы «совка» 60–70-х. И кто возразит, что «Бриллиантовая рука» – попросту энциклопедия «совка».
    Одна черта, объединяющая Высоцкого и Гайдая. Оба – «кормильцы» современной теле- и киноиндустрии. На Гайдае, как уже сто раз говорилось, всегда беспроигрышные рейтинги и нескончаемые ремейки. Только этой весной (2013 г. – А. С.) выйдет сразу две «Кавказские пленницы» по мотивам Гайдая. И Высоцкий, отец-кормилец, никогда не даст умереть с голоду телевизору и киноэкрану. И помимо регулярных скверных переделок его песен такими же скверными современными медийными артистами (перефразируя поэта, «…что же демоны поют такими злыми голосами?»), остается важнейший пункт в «меню»… Высоцкий всегда будет кормить алчущих – своей биографией. Даже не сомневаюсь, что к его 80-«летию» дети или внуки «забацают» не один сценарий о его несчастной любви к иностранке или тлетворном влиянии на его творчество алкоголизма и советских реалий. Вот увидите». (О. Вергелис, «Гайдай и Высоцкий. Что общего?», «Зеркало недели» (г. Киев, Украина), № 5, 1 февраля 2013 г.)
    Журналист как в воду глядел.
    Впрочем, это уже совсем другая история…
   
    На фото :кинорежиссер Л. И. Гайдай и кинопробы (1970 г.) В. Высоцкого на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая «12 стульев» (1971) (с актрисой Н. Крачковской, сыграла в фильме роль Мадам Грицацуевой).


Рецензии