Ещё одна встреча с прошлым

             
                На фото Аркадий Константинович Фрумкин

              Аркадий Константинович Фрумкин сразу согласился со мной
          встретиться. У себя в кабинете он был в то утро в форме
          генерал-лейтенанта инженерных войск – наверное, в знак
          особого уважения к «великим тем годам», о которых я
          собирался его расспрашивать.
                А.К.Фрумкин начал свою инженерную деятельность под
          руководством Н.И.Дыренкова в начале 30-х годов прошлого века
          (теперь уже прошлого), полвека назад, будучи еще студентом
          Московского технического училища, теперь это известный вуз МАМИ.
                Аркадий Константинович первым спросил меня, как только
          я зашел в кабинет и представился:
                - А Вы, молодой человек знаете, что такое гитара?
               Понимая, что в вопросе есть скрытый смысл, я ответил
          как человек, знакомый с конструкцией танка:
                - Это цилиндрический редуктор.               
                - Похвально, значит разговор с Вами можно вести в
          мельчайших деталях?
                - Конечно! Только так!
                - А Вас не удивляет, что я Вас спросил про «гитару»?
                - Честно говоря, удивляет. А в самом деле, почему?
                - Дело в том, что про «гитару» меня спросил Ваш дед,
          когда  я зашел в его кабинет, но я тогда не мог ответить на этот
          вопрос. На жаргоне танкостроителей «гитара» уже тогда была
          названием для цилиндрического редуктора. Но я этого еще
          не знал, и мне это еще предстояло узнать, так как
          разработать «гитару» для передачи крутящего момента на
          колесный движитель колесно-гусеничного танка БТ-7 было
          моим первым конструкторским заданием. И я с ним справился,
          сделал все, что мог, танки с моей «гитарой» были испытаны,
          и испытания прошли успешно.   
                - С Ваших слов я понял, что Н.И.Дыренков руководил
          разработкой танка БТ-7, а в энциклопедии я прочитал, что
          существовал «Танк Дыренкова». Получается, что «Танк
          Дыренкова» и БТ-7 - это одно и то же? Но в литературе
          колесно-гусеничные танки обычно связывают с именем
          американского изобретателя Кристи, не так ли?
                И так, и не так, здесь разобраться не так просто.
          Начнем с Уолтера Кристи. Не будет преувеличением сказать, что
          его  влияние на наше, да и на мировое танкостроение огромно. В
          некоторых случаях это влияние неоправданно преувеличивают,
          в некоторых вообще не рассматривают. Это связано прежде
          всего с тем, что не принято разделять конструкторский и
          изобретательский вклад, а это, вообще говоря, вещи разные.       
          В самом деле, часто исследователи техники забывают, что
          элементы изобретений, ранее созданных, другими изобретателями можно
          найти  в  конструкциях созданные Кристи,
          многих наших послевоенных танков, например, механизм
          натяжения гусениц. Однако, никому в голову не придет
          называть Т-54, Т-55 танками Кристи.
                Рассмотрим теперь компоновку танка. Существует несколько
          вариантов: переднее положение  двигателя, заднее (продольное
          как у Кристи), два двигателя, и отдельно упомянем  поперечное
          расположение двигателя. Дыренков владел всеми вариантами и
          использовал их, а версия с двумя двигателями и с поперечным
          расположением двигателя  бесспорно, принадлежат Дыренкову.
          Конструкторы повернули  двигатель поперек танка уже после войны,
          а Н.И.Дыренков   отстаивал это техническое решение еще в 1934
          году в своей статье «Газогенераторный тепловоз». Эту статью мы
          знали наизусть. В ней были изложены главнейшие принципы
          конструирования мощной наземной машины: поперечное расположение
          двигателя, гидромеханическая трансмиссия, оппозитное
          расположение цилиндров, турбонаддув, - все это пришло в
          танкостроение уже после войны и отчасти в конце войны.
                - Насколько я могу судить, было бы справедливо отметить
          Ваш вклад: ведь для того, что бы повернуть двигатель
          поперек, опять требуется «гитара», и удается отказаться от
          конической пары для поворота крутящего момента!

          Тут я за несколько минут выпалил Аркадию Константиновичу практически
          всё, что мы обсуждали с Прочко.
 
                - Совершенно верно, Вам «пятерка» за знание трансмиссии.
          Поперечное расположение двигателя сделало танк короче, а значит
          маневреннее; боевое отделение увеличилось, появилась
          возможность автоматизировать процесс заряжания, уменьшить
          экипаж. По оценкам экспертов в тот период нам удалось
          обогнать мировое танкостроение лет на 10-15.
                - Лучше бы мы это до войны сделали!
                - Н.И. Дыренков многое для этого сделал. Собственно
          говоря, колесно-гусеничный танк только ему и удалось создать:
          скорость на колесах до 120 км/час, на гусеницах - более 70
          км/час. Ни сам Кристи, ни конструкторы других стран, где был
          куплен патент Кристи так и не сумели ничего подобного сделать.
          Не смог этого сделать и М.Кристи, сын Уолтера Кристи,
          который работал в нашем танкостроении во время войны.
                - Но журналисты пишут, что танк Кристи уже мог
          двигаться со скоростью более 100 км в час.
                - Да не верьте Вы журналистам, ведь они как пишут: «Некоторые   машины Кристи могли двигаться с указанной Вами скоростью»,- ведь у него было много разработок, но к тому колесно- гусеничному трактору, который был закуплен «Армторгом» у Кристи это не имеет никакого отношения. Купленная машина на испытаниях ломалась каждые 500 метров. Механик-водитель за 30-40 минут движения утомлялся настолько, что требовался отдых. Скорость на колесах по шоссе не более 50 км в час.
                Надо отдать должное специалистам «Армторга» и УММ РККА, а также лично Халепскому – ведь они сумели увидеть в этой машине большое будущее, целый этап развития танкостроения. Каждый узел  был усилен, все элементы конструкции, будь то башня или двигатель, были подвергнуты глубокой переработке или заменены.
 
                Как конструктор, Н.И.Дыренков создал самый широкий
          изобретательский концепт танка с использованием всех высших
          достижений танкостроения своего времени, опираясь на свои 
          собственные достижения. У него был своего рода метод - 
          последовательное расширение исходного концепта путем вовлечения 
          все новых и новых изобретений. В этом смысле показателен эпизод
          с разработкой системы стабилизации танкового вооружения в одной
          плоскости.
                - Вы меня удивляете! Это что, до войны было сделано?
                - Да, гироскопическая стабилизация появилась до войны, и
          надо сказать история эта по-своему показательная.
          Для начала отметим вот что, хотя это конечно одно из мнений.
          Для стабилизации танкового оружия  первоначально нужно
          стабилизировать сам танк. Это традиционно достигается сочетанием
          пружинной или торсионной подвески и амортизаторов.
          Здесь надо отдать должное Э.Гроте. Пожалуй,
          он первый осуществил стабилизированное движение на своем
          танке Т-23. Под этим номером этот танк остался в истории
          нашего танкостроения. Амортизаторы были в наружном исполнении,
          что в военном отношении бессмысленно, но принцип движения был
          найден. А танк Кристи в своей оригинальной версии амортизаторами
          снабжен не был, как в прочем и Т-34, поэтому Т-34 имел
          чрезвычайно большие вертикальные колебания корпуса, и даже
          в момент остановки, колебания были значительными.
               
                Стабилизировать вооружение танка Т-34
          было невозможно. Свои лучшие качества Т-34 показывал в
          чисто танковых сражениях, в ближнем бою, во время танковых
          дуэлей. Впервые полноценная стабилизация движения танка
          была достигнута на образце танке БТ-7, под руководством
          Дыренкова в результате одновременного использования торсионов,
          спрятанных под днищем танка, и ротационных амортизаторов,
          спрятанных от внешнего разрушающего воздействия собственно
          колесом танка.         
                Такая защищенная конструкция нашла большое
          распространение в танках нескольких поколений.         
                А разработка стабилизации танкового вооружения в
          пространстве, поначалу в одной плоскости, началась после того
          как удалось отказаться от  стробоскопа в башенке командира
          танка, и заменить его на танковый перископ. Для ведения наблюдения и
          управления огнем у командира
          танка была небольшая башенка с системой командирского
          наблюдения. В качестве смотровых щелей имелись небольшие
          вертикальные прорези, которые были чрезвычайно уязвимы для
          снайперского огня.
                Чтобы защитить командира, придумали дополнительный
          цилиндр, вращающийся внутри башенки, с системой прорезей такой
          же как в башенке. При определенной скорости вращения прорези
          сливаются - это и есть стробоскопический эффект - и не мешают
          вести наблюдение, а от снайперского огня частично защищают.            
                В какой-то момент стробоскоп был заменен  оптическим
          перископом. Командирское управление стало практически безопасным
          и весьма эффективным: одним нажатием кнопки на перископе
          командир мог направить башню, а вместе с ней и башенное
          вооружение, в сторону найденной им цели.

           - "командирское управление" вставил я свой комментарий.
           - да, да именно так, а дальше дело за
          наводчиком, он завершает процесс прицеливания. Командир
          управляет орудием в горизонтальной плоскости, а наводчик в
          вертикальной. Для обеспечения лучшей точности стрельбы, и
          ускорения работы наводчика, и была создана система стабилизации
          в вертикальной плоскости. Гироскопическая стабилизация в то
          время была уже известна, но потребовалась большая и кропотливая
          конструкторская работа, что бы предельно миниатюризировать блок
          управления.
                Так одно усовершенствование вызывает необходимость
          внедрения другого, вот так и происходит  последовательное
          расширение исходного изобретательского концепта, о чем мы
          уже говорили.               
                Вообще надо сказать, что под руководством Николая
          Ивановича была создана такая обстановка, что мы не боялись
          ошибиться, могли мечтать, обсуждать самые спорные и
          невероятные идеи - всю ответственность он брал на себя. Даже
          если в каком-то  конкретном случае задумка не срабатывала, ее не
          отбрасывали, но непременно старались использовать в
          какой-то другой ситуации. Как это случилось потом с пружинной
          подвеской Кристи, использованной на Т-34.

                - Прямо как у Гегеля «все разумное действительно».
                - Упоминание о Гегеле и его методе более чем уместно
          когда  речь идет о технике, я бы даже сказал, что эта область
          ждет своего исследователя. Очень интересен механизм возрождения
          прежних и даже забытых технических решений в новой элементной
          базе, зарождение нового технического концепта, переход к новому,
          столкновение нового и старого, - это все чрезвычайно интересные
          и важные моменты технического прогресса, я думаю, Вы со мной
          согласитесь. Диалектический метод в технике - это «терра
          инкогнита», желаю Вам всяческих успехов на этом поприще, раз
          уж Вы Гегеля упомянули.    
                - Вы не могли бы поподробнее о применении ранее
          созданных  изобретений в новой элементной базе.
                - Почему же нет? Возьмите, к примеру, современный
          высокооборотный дизель. Современная конструкция предполагает
          применение так называемых свечей постоянного накаливания.
          Двигатель, работавший по дизельному циклу, оснащенный свечами
          постоянного накаливания, был изобретен в России в самом начале
          ХХ века - несколько раньше, чем Дизель создал свою версию
          и производился на фирме «Русский дизель» и вот возрождение
          в наши дни. И как это часто бывает российское изобретение
          вернулось к нам из-за границы. Надеюсь, этот пример убедил
          Вас в могуществе ранее созданных изобретений?

                - Бесспорно! А вот такой вопрос. Иногда принято
          говорить, что та или иная конструкция оказала большое
          научное влияние на развитие той или иной отрасли техники,
          хотя сама не нашла практического применения. Как это
          понимать?

                - В военной технике действительно создано огромное
          множество разнообразных образцов, научный анализ которых
          позволял выбрать правильные направления развития, предотвратить
          нежелательные тенденции, хотя никто не имеет право на
          последнее слово. Однако вернемся к разработка Гроте.
          Что касается стабилизации движения танка, мы уже это
          обсудили. Отметим, что Гроте замысливал свой танк как
          средний, но применял карбюраторный двигатель. Испытания
          показали, что вследствие скученности оборудования в
          трансмиссионном отделении, невозможно обеспечить
          теплоотвод и, вследствие перегрева, может иметь место
          самовозгорание карбюратора, что и подтвердили испытания, во
          время которых на танке Т-23 не раз возникал пожар. В конце
          концов был сделан правильный вывод о невозможности создать
          надежный средний или тяжелый танк, опираясь на карбюраторный
          двигатель.
                - Но все журналисты, да и историки тоже, то и дело пишут,
          что у нас большинство танков были оснащены карбюраторными
          двигателями.
                - По-моему я уже не в первый раз говорю, не верьте Вы
          журналистам, не все бензиновые двигатели -  карбюраторные.
          При создании танков серии БТ было принято решение о замене
          карбюраторного двигателя Кристи на российский двигатель М-17Т, тоже
          бензиновый, но работавший по принципу инжекции топлива
          с впрыском топлива плунжерным насосом как в дизеле.
          Именно на этом пути в конечном итоге и удалось придти к
          созданию танкового дизеля. М-17Т позволил довести удельную
          мощность танка БТ-7 до 40 л.с. на тонну, скорость более
          100 км в час, запас хода более 600 километров. Таких показателей даже у
          современных танков  нет. Странно, что сам Гроте не сделал правильных
          выводов и немцы, даже во время войны, продолжали строить  карбюраторные
          танки большой мощности, о чем кстати наши
          журналисты и историки не пишут. Во время Курской битвы
          применялась целая группа новейших немецких танков: «ТИГР»,
          «ПАНТЕРА», «ЭЛЕФАНТ». Вследствие самовозгорания
          карбюраторов на «ПАНТЕРАХ» немцы потеряли танков больше,
          чем от огня нашей артиллерии и танков. Ну и, наконец, надо
          вспомнить и танк Дыренкова. Верно, был такой танк, но только
          мы его никогда не видели. Были Правительственные комиссии,
          испытания на заводском  полигоне, но секретность – есть
          секретность. Ни во время войны, ни после никаких сведений
          не было. Вероятно это был танк специального назначения.       
               
                - А в вашей памяти, может быть, есть какой-нибудь эпизод
          из заводской жизни, что-нибудь примечательное.

                - Честно говоря, трудно что-либо вспомнить. Что
          касается профессии, то здесь все свежо, как-будто было
          вчера, но вот что касается жизни, общения,- давно это было.
          Хотя один эпизод, возможно, для Вас будет интересен.
                Каждую субботу на завод приезжал
          М.Н.Тухачевский. Первый заместитиель Наркома Обороны,
          он руководил (или, как теперь говорят,  курировал) всеми
          научно техническими разработками оборонного характера и
          был в курсе всех дел, с работами знакомился лично самым
          внимательным образом. В ту памятную субботу внимание
          маршала привлек кто-то из рабочих в цехе корпусов.
          Красноармеец и командарм узнали друг друга. И решил тогда
          бывший красноармеец сделать своему любимому командиру
          подарок на память. Из листа брони, пользуясь лишь газовой
          горелкой да простейшими приспособлениями, он сотворил самую
          настоящую «буденовку». Изумлению окружающих не было предела
          все были буквально восхищены его мастерством. Тухачевский
          с восторгом принял подарок, да впопыхах за горячий
          металл чуть было не схватился, слава богу, во время
          остановили.
                Вообще надо сказать, что касается подбора кадров,
          будь то рабочие, инженеры, научные кадры, - все были самого
          высокого уровня. Из практикантов припоминаю Славу Малышева,
          но он тепловозами занимался, он постарше меня был, учился
          в Бауманском на вечернем и работал. Это тот самый
          Малышев, который потом был Наркомом танкостроения во время
          Войны, и даже стал Первым заместителем Председателя Совета
          Министров.
                - Да.

                - А кого-нибудь из инженеров помните?

                - Как же помню, Жора Бабакин!

                - Это тот самый Георгий Николаевич Бабакин, который
          потом стал Генеральным конструктором проекта «Луноход»?
          Говорят, в своем дневнике он написал: «Самое главное в
          жизни - это, работать, отдыхать и … молчать».
          Наверное, ему было чего молчать.
   
                - Да, тот самый.
    
                - Сейчас известно, что Дыренков занимался, и очень
          успешно, управлением танками по радио. Возможно, его идеи
          впоследствии добрались и до Луны.
                - Возможно, но мне об этом ничего не известно, общение
          между сотрудниками было крайне ограничено, все было
          засекречено. Если сказать, что работы Дыренкова были за
          семью печатями, то это ничего не сказать. А вот на вопрос:
          «Кем был Н.И.Дыренков?» - я вряд ли смогу ответить.
          Мы знали, что он директор Завода-лаборатории Комбината
          «Можерез», начальник Люблинской опытной тепловозной базы,
          под его началом работали Тепловозное бюро НКПС и ОКБ
          бронетанковой техники, но по всему чувствовалось, что за
          всем этим стоит что то существенно большее.
                А ведь мне приходилось и в доме у него бывать с
          донесениями, депешами в качестве нарочного. Удивительно,
          при такой занятости Николай Иванович еще умудрялся
          находить  время для родной Москвы разрабатывать
          асфальтовые  катки, дорожные  машины, дома то же
          было КБ.
                Однажды я прибыл с донесением в обеденное время меня
          сразу за стол, да так запросто, что повода для стеснения вообще
          не было. Тогда  за обедом я познакомился с  Артемом  Сергеевым,
          Вы что-нибудь знаете о нем?

                - Конечно, он - приемный сын  Сталина - учился
          в одной школе с моей мамой, Ириной Дыренковой, и даже ухаживал
          за ней. Генерала артиллерии Артема Сергеева я видел совсем
          недавно в ЦПКиО им Горького, 9 мая среди пришедших отметить
          День Победы, и даже на память его сфотографировал. Он тоже
          много чего рассказал.
             Продолжение: 
                http://stihi.ru/2022/09/24/7656      
               
         


Рецензии