Революция и гражданская война

Продолжение. Предыдущая глава:///http://stihi.ru/2022/09/22/117///


     Октябрь 1917 года. Николаю Дыренкову 17 лет. Он активный участник революционных событий в  Петербурге. Рабочие Охтинских мастерских избирают его в Петроградский совет Рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Руководит Петроградским советом Исполнительный комитет в составе: Троцкий, Чхеидзе, Зиновьев. Среди депутатов И. Джугашвили. Дыренков, наверное, самый молодой депутат в истории Великой Октябрьской революции. У Николая Дыренкова была особая должность, он был исполняющим обязанности Начальника противовоздушной обороны Петербурга. Выбор пал на Дыренкова, просто потому, что среди депутатов ни у кого не было никакой авиационной подготовки. Это была очень ответственная работа, потому, что авиационный парк самолётов в русской армии был самый большой в Европе. Естественно были опасения относительно возможности их применения против революционных рабочих и солдат.
      
       В конце февраля 1918 года было принято решение о переезде правительства в Москву, и 12 марта Москва была официально объявлена столицей Советской России. Многие революционеры, участники революционного переворота разъехались в родные места,  вернулись на свою малую родину.
       
        Тогда же, в конце февраля 1918 года Дыренков возвращается в Рыбинск. Город охвачен контрреволюционным мятежом. Следом в город пребывает отряд революционных матросов численностью 96 человек.
Возможно, что Дыренков сам вызвал отряд, выяснив обстановку в городе.
 Первого марта 1918 года в городе была установлена Советская власть. Николай Иванович стал одним из организаторов Совета Народного Хозяйства (СНХ) Рыбинской губернии.
 
        Результаты работы не заставили себя долго ждать, и уже 13 апреля 1918 года Н.И. Дыренков был вызван в Москву к В.И. Ленину с отчётом.

     Сохранился доклад Николая Ивановича о его поездке в Москву.
               
                ДОКЛАД
      
          Управляющего делами Совета Народного Хозяйства Рыбинской губернии Н.И. Дыренкова о поездке в Москву.
 

      1-й день суббота 13 апреля: поездом на 11 часов утра, отходящим на Ярославль в сопровождении двух красноармейцев железнодорожной охраны, уехал в Москву. В Ярославле половина второго был в СОВДЕПЕ и в СОВНАРХОЗЕ, последний был закрыт. Разговаривал с представителем исполнительного комитета, разговаривал по прямому проводу с г. Рыбинском. Уехал в Москву в 11 часов 20 минут вечера.

        2-й день Москва 14 апреля с.г.: приехали в 10 часов утра, поиски номера для себя и караула до4-х часов дня. В 4 часа наведение справок о  месте нахождения государственных учреждений, заявлен заказ в 5 часов вечера на вызов к прямому проводу в понедельник 15 апреля на вызов к прямому проводу представителей управления Совета Народного Хозяйства Рыбинска.
 
        3 – й день Понедельник 15 апреля Москва: получено разрешение от комиссара почт и телеграфов на разговор по прямому проводу. В 11 утра приём в ВСНХ. «Сибирская» гостиница, в иногороднем информационном отделе дача сведений о Совнархозе в Рыбинске, о его штатах, схеме, организации плане работ и деятельности.  Я представлен секретарю и президиуму. Все работы, планы и схемы одобрены, схемы скопированы для отпечатывания в журнале «Народное хозяйство». Предложено написать статью в этот журнал. Статья написана, черновик прилагаю, будет напечатана в ближайшем номере этого журнала. 3 часа дня. Защита сметы  расходов для сооружений и  промышленных предприятий г. Рыбинска по подотделам: Дорожный отдел (государственных учреждений), отдел Машиностроения, Металлургический отдел и отдел Транспорта. Приём отложен за окончанием присутствия (присутствие заканчивается в 4 часа). Вечером заседание в ВСНХ. Дом Советов, Метрополь. Участвуют В.И. Ленин, Бонч-Бруевич, и Гуковский. Докладываю о положении Рыбинска. Тов. Ленин вносит предложение провести ссуду Рыбинску в срочном порядке. Предложение принимается. Решено создать специальную комиссию для обсуждения вопроса. Предложено занять пост заведующего Отделом Машиностроения ВСНХ, предложение мною отклонено. Товарищ Ленин заявляет, что на будущее лучше не отнимать работников с мест. Заседание заканчивается половина третьего. Назначен приём в Совете Народных Комиссаров на два часа дня следующего дня в Кремле.
Вторник 16-го апреля Москва: Защита проекта постройки  гавани и проведения ряда дорог по Рыбинскому уезду. Управляющим наложена резолюция… Половина первого разговор по прямому проводу с г. Рыбинском. В два часа приём в Кремле, разгвор у т. Ленина. Тов. Ленин расспрашивал о торговле и промышленности в Рыбинске, входя в детальное рассмотрение каждого предприятия. Беседа продолжалась более часа. В семь часов вечера заседание в коллегии Авто- Центра. Присутствовал с совещательным голосом.

       Среда 17 апреля Москва: В 11 часов утра заседание и доклад в МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ. Все мероприятия одобрены.
В два часа заседание в Лесопромышленном отделе: наложена резолюция коллегией специалистов на докладной записке о выдаче трёх миллионов рублей на закупку и сплав леса в эту навигацию…

       Вечером заседание Президиума ВСНХ. Гост. Метрополь. Смету 18 миллионов рублей отклонили. Вопрос подетального обсуждения перенесён на пятницу на два часа дня.

       Четверг 18-го апреля Москва: В 11 ч совещание в отделе по топливу. Мероприятия по учету топлива и отпуску его одобрены. Линия поведения должна быть такова: рассосать и уничтожить все параллельные организации по регулированию отпуска топлива сосредоточить регулирование отпуска топлива в отделе по топливу СНХ. Отпущено для Рыбинской области 350000 пудов нефти. подать с первым караваном к концу мая с.г. Три часа дня. Приём у товарища  Ленина. Ленин выслушал доклад мой о том, что смета отклонена, обещал оказать содействие в получении заимообразно на четыре месяца навигации ссуды в размере 7-9 миллионов рублей, для чего дал письмо и позвонил по телефону Милютину и Рыкову, назначив приём в пятницу на 2 часа.

       Пятница 19 апреля Москва:  В 11 часов  заседание президиума ВСНХ по вопросу о Земсоюзе и о Военно промышленном комитете. Проведенные мероприятия уже одобрены, управы и комитеты расформировать…
       В 2 часа тов. Ленин в Кремль не приехал и принять не мог. Заседание ВСНХ прошло без него. Все сметы отклонены. Предложено подать все сметы с докладами  и объяснительными записками в экономический областной (Московский) и Высший СОВНАРХОЗ.
       В 5 часов заседание Совета Народных Комиссаров: по предложению тов. Ленина вопрос предложено пересмотреть. Вопрос об отпуске средств на весенние работы, связанные с навигацией и сплавом леса в сумме 4 млн. 600 тысяч рублей.
Суббота 20 апреля Москва: В 11 часов совещание у инженера Шура, управляющего областным экономическим советом: установлена связь, получены некоторые указания и инструкции, всё сделанное одобрено. В 2 часа заседание ВСНХ по пересмотру вопросов об отпуске средств на навигацию. Решено командировать специалиста для обследования и отпустить 3 млн. рублей, получены выписки из протоколов об окладах и штатах служащих
        Получены отметки на инструкциях о Земсоюзе и Военно-промышленном комитете и в Нефтепромышленном комитете.
        6 часов вечера. Приём у тов. Ленина. Тов. Ленин в продолжительной беседе обрисовал тяжелое финансовое положение, сославшись на заседание ЦИК, на котором я присутствовал. Коснувшись вопроса о национализации, тов. Ленин сказал: «Национализируйте тогда, когда это необходимо и когда чувствуете, что с делом можно справиться». На вопрос о том, кого брать в сотрудники, тов. Ленин ответил: «Всех не саботажников».
        Далее тов. Ленин коснулся вопроса о кооперации, просил обратить на неё серьёзное внимание, т.к. ей принадлежит будущее распределение продуктов питания; кооперацию нужно признавать только районную, а не по организациям.  Всех не берущих в кооперативах можно обложить налогом.
       Мною был высказан тов. Ленину проект внутреннего займа на 10 лет внутри области на 50 млн. рублей. Тов. Ленин отнёсся к этому сочувственно, сказав, что это один из главных источников – изыскание средств на местах. В заключение тов. Ленин пожелал успеха, благодарил за работу, отнёсся к ней с похвалой и предложил каждый раз, приезжая в Москву, заезжать к нему. 
       С самого начала тов. Ленин обратил внимание на трудовую дисциплину, сказав, что она залог всех успехов.
Из Москвы выехал в 10 часов 30 минут вечера. Беседа продолжалась с половины седьмого до без четверти девять.
 
  20 апреля 1918 года                Инженер Дыренков.

        На мандате Н.И. Дыренкова тов. Лениным собственноручно наложена резолюция следующего содержания:

       «Рассказ тов. Дыренкова о применяемых в Рыбинске мерах к поднятию трудовой дисциплины, о поддержке их рабочими, показал мне, что рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и самых неотложных задач текущего времени правильно, и я прошу представителей Советской власти и рабочих организаций гор. Рыбинска принять от меня пожелание ещё более энергично работать и достигнуть наилучших успехов на этом поприще. Председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин)». */**/

*/ Это письмо было напечатано в Рыбинской газете; а также опубликовано в Полном собрании сочинений В.И. Ленина, 5-е издание, том 50, стр. 59.

**/ этот черновик «Доклада» Дыренкова появился в нашем домашнем архиве неслучайно. Журналистка газеты «Рыбинская правда» Клара Хромова показала его моей маме и подарила распечатку И.Н. Дыренковой, когда приходила к нам в дом за консультацией о жизни и творчестве Н.И. Дыренкова .  Она готовила юбилейную статью о Дыренкове . Статья была напечатана в «Рыбинской правде» и в центральных газетах к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции
------------------------------------

         Через два дня Н.И. Дыренкову исполнится 18 лет. Трудно поверить, но документ свидетельствует, что ему, во время заседания Президиума ВСНХ, было сделано предложение занять пост  заведующего Отделом Машиностроения ВСНХ. В совремнной иерархии - это соответствует примерно должности министра. Его работа в Рыбинске по созданию Рыбинского СНХ будет признана, а организация органов управления  в региональных СНХ  впоследствии будет использоваться для других губерний. Написанная Н.И. Дыренковым статья о работе Рыбинского СНХ и Доклад о его работе в ВСНХ станут  историческими документами.

      Несмотря на то, что многое из задуманного было сделано, но проблемы обеспечения населения продовольствием всё же обострились к маю месяцу 1918 года, и Николай Иванович был командирован в Уфимскую Губернию за хлебом, а управляющим делами Рыбинского СНХ был избран Вальт.
       Брестский мир, заключенный 3 марта 1918г дал возможность молодой Советской России выйти из Первой мировой войны на Европейском театре военных действий, и создал мирные условия для осуществления восстановительных мероприятий. Но мирная жизнь закончилась через полгода.
       Уже в ноябре 1918 года Адмирал А.В. Колчак начал наступление в Приуралье с целью соединения с отрядами генерала Миллера и организации совместного наступления на Москву. В ноябре части Колчака нанесли удар по советским войскам в направлении Пермь -  Вятка – Котлас. Белые захватили Пермь, но впоследствии потерпели поражение под Уфой, и вынуждены были прекратить наступление.

       Будучи откомандированным в Уфу, Николай Дыренков вновь оказался в гуще революционных событий и по прямому указанию В.И.Ленина был направлен в состав руководства Восточного фронта в качестве Уполномоченного по техническому обеспечению.  Работа Н.И. Дыренкова в ВСНХ не осталась незамеченной  и в критической ситуации он был востребован.

     В тот исторический момент судьба Революции решалась на Восточном фронте, и туда были направлены лучшие силы Революции. Общее руководство войсками осуществляли М.В. Фрунзе и В.В. Куйбышев. Командующим Первой армией Восточного фронта был назначен М.Н. Тухачевский. 24 дивизией Восточного фронта РККА командовал Великий сын армянского народа, полководец Гае Дмитриевич Гай, а командиром 25 дивизии Восточного фронта РККА был легендарный Василий Иванович Чапаев.

       Положение на Восточном фронте складывалось тяжёлое, а порой даже критическое. Белыми был захвачен Симбирск, из рук в руки переходил железнодорожный мост через Волгу. Надо сказать, что в этой решающей схватке за судьбу Революции как никогда проявилась роль техники. Главной ударной силой наступления был целой стрелковый полк, впервые за всю историю Гражданской войны, посаженный на грузовые автомобили. Технику помог раздобыть командарм Тухачевский, который приказал сосредоточить в одном месте все имевшиеся в армии автомобили. Но не хватало топлива. С горючим вообще было плохо: бензина просто не было, а керосина не хватало. Н.И. Дыренкову решение удалось найти: в бензобаки залили смесь керосина со спиртом, и машины пошли. Впервые был применён автомобильный десант. Возник новый вид вооружённых сил – мотострелки. Весь Курский полк 24 дивизии Гае Гая Бжишкянца оказался под Симбирском. Скрытый маневр сыграл большую роль,  боевые порядки «белых» смешались и они стали отходить, но на противоположном берегу Волги они опомнились и, под прикрытием бронепоезда, перешли в контратаку. Последнюю точку в сражении за Симбирск поставила знаменитая паровозная атака Тухачевского, когда ночью с правого берега на левый по железнодорожному мосту были отправлены несколько паровозов, сцепленных в один состав без машинистов, паровозы таранили бронепоезд. Эта паровозная атака деморализовала части белых на левом берегу Волги и привела их в замешательство. Кроме того стало ясно, что мост не заминирован. Следом пошла атака красноармейцев, которая и принесла окончательный успех в боях за Симбирск.
Даже беглый взгляд на события и, в особенности,   на военное противостояние  сложившееся в Предуралье свидетельствует о огромном масштабе военных операций. В тактике и стратегии, примененных в боях  на Восточном фронте и в Северном Предуралье военных операций, зародились новые военные концепции, которые в дальнейшем нашли своё развитие в трудах М.Н. Тухачевского, Триандафилова В.К. Фундаментальные труды Владимира Кирияковича Триандафилова: «Характер операций современных армий» и «Размах операций современных армий», -  составляют основу оперативного искусства Советской Армии.
 
       Для осуществления новых стратегических идей на Восточном фронте был сосредоточен небывалый дотоле технический кулак. Успешно взаимодействовали пароходы Волжской флотилии, бронепоезда, автомобили, самолёты.  Это, в свою очередь осложняло проблемы с техническим обеспечением.

       После освобождения Симбирска,  важнейшим направлением боевых действий становится самарское направление. Бои за Самару начались мощным наступлением Красной Армии. Белые отступили за Волгу и при отступлении взорвали мост через Волгу. Две секции моста были уничтожены полностью. Паровозная атака Тухачевского их кое-чему научила. Чтобы восстановить снабжение частей восточного фронта была устроена ледовая переправа – рельсы были уложены прямо по льду, и снабжение было восстановлено. Одновременно велись работы по восстановлению взорванных пролётов моста. Мост удалось возродить и в отремонтированном виде он  простоял более пятидесяти лет.

       После завершения боёв на самарском направлении, Дыренков остаётся в Самаре. Туда же из Рыбинска приезжает его жена, Надежда Николаевна с первенцем и младший брат Николая Ивановича – Алексей.
   
       В конце зимы 1919 года в Поволжье разразился голод, который распространился на огромные территории, особенно тяжёлая  ситуация сложилось в Самаре. Повсеместно отмечались случаи людоедства, от голода обессилел и умер младший брат Алексей. Большую помощь для спасения голодающих Поволжья оказал великий норвежец - Фритьоф Нансен.  Для спасения людей от голода он передал свою Нобелевскую премию голодающим Поволжья и организовал сбор средств по всей Европе для спасения людей. Помощь пришла, но доставить в отдалённые деревни продукты питания и медикаменты было очень трудно. От голода умирали и люди и лошади. Немногочисленные автомобили в условиях суровой зимы практически лишённые топлива мало чем могли помочь. Организаторский талант, инициативность Н.И. Дыренкова полностью раскрылись в этой экстремальной обстановке. Дыренков был отмечен Почётной грамотой норвежского «Красного креста». Николай Иванович был премирован Ф.Нансеном, а в качестве премии он получил мешок муки.

       В доме Дыренковых кроме своих детей жило ещё трое. Надежда Николаевна вспоминала, что у них в семье жили совсем маленькие братишка с сестрёнкой и ещё оди мальчик чуть постарше – Ваня. Привёл в дом Ваню сам Николай Иванович. Привёл со словами: «Будет жить с нами вместо Алексея, вместо брата, стало быть». А братишку с сестрёнкой их родная мать бросила на станции. Весной, когда она их случайно нашла, то всё рассказала. Муж её хотел съесть своих детей, поэтому она так поступила и просто оставила детей на волю судьбы. Муж до весны не дожил, умер с голоду.
 
      К концу весны ситуация с продовольствием улучшилась посевную удалось провести, хоть и с опозданием. Трудно поверить, но в этих условиях Николай Иванович продолжает заниматься техническими вопросами. Для работы и организации посевных мероприятий он получил самолет. Самолёт был прислан в разобранном виде, и Николай организовал энтузиастов, которые создали аэроклуб. Самолёт   собирали все вместе. Николай летал сам, учил летать других. При этом имел возможность летать по всей губернии по разным делам. Дома ничего не знали. Но Надежда Николаевна стала замечать, что иногда над домом по нескольку раз пролетал самолёт, совершая разнообразные фигуры,- так что тайна вскоре была раскрыта.
 
       Летом 1919 года Николай Иванович навсегда простился с Волгой. Он получил новое назначение на Мугань. В Муганской степи скопилось большое количество сельскохозяйственной темники, восстановление которой должно было улучшить положение дел в сельском хозяйстве региона. Позднее следом за мужем переехала и надежда Николаевна с детьми. В семье было прибавление – в Самаре родилась дочь Ирина. Детей стало двое: Ваня и Ира. Дорога была трудной: сперва вниз по Волге, а потом морем до Баку. Пересадку с речного парохода на морской делали прямо в открытом  море. Когда казалось, что все трудности позади, старший сын Николая Ивановича заболел малярией и умер, тяжело болел малярией и сам Николай Иванович.
Через год пришло новое назначение - в Одессу, где Дыренков вступил в должность главного инженера Одесского авторемонтного завода. Этого завода теперь не существует, его поглотил в своём развитии знаменитый Одесский завод ЗОР. На Одесском авторемонтном заводе собирали итальянские грузовики Ф-1 (грузовики фирмы Фиат). С этого грузовика началось производство отечественных грузовых автомобилей. Через некоторое время в Москве появилось Автомобильное Московское Общество, которое в содружестве с фирмой Фиат создали следующую версию отечественного грузовика АМО-Ф-II, который впоследствии производился в Москве на заводе ЗиЛ. Творчество Дыренкова на заводе в Одессе на этом не закончилось. Здесь были и  автобусы, и железнодорожный автовагон, но об этом нужен отдельный рассказ.
    Продолжение///http://stihi.ru/2022/09/24/411///
 


Рецензии