Аврора К. Брюллова. Кому принадлежит Искусство

Или:
Как Г.Вишневская отбила у Третьяковки Аврору Брюллова

Если бы у большинства из нас были такие средства, чтобы вступать в состязание с Третьяковской галереей за обладание полотном с аукциона Сотбис, то мы бы, уверена,  не потратили их на картины. К тому же после реставрации практически написанные заново, просто на том же старом холсте поверх оригинального изображения, дабы избегнуть статуса"подделки", а по существу это тоже почти подделка, от оригинала там почти ничего не остается.
"Большие мильены" богачи тратят на картины - на куски картона, холста с старыми рассыпавшимися красками. Платят за имя художника, за "престиж", ярмарка тщеславия.
 

Когда на такие деньги можно сделать столько добра, оставить след, да хотя бы и в виде меценатства, как венецианские дожи или русские меценаты, те же Демидовы. Почитайте любопытную историю, изложенную искусствоведом Третьяковки, посланной из России выцкупить портрет кисти Карла Брюллова, на котором запечатлена прекрасная Аврора Демидова, урожденная баронесса Шернваль(д). Это же национальное наследие, как можно продавать их на аукционах в частные руки. Не унизителен подобный торг представителей народа — с "частными коллекционерами"? Автор статьи также мельком обмолвилась, что присутствие представителя Третьяковки на аукционе немедленно еще более вздорожало начальную цену и в ходе торгов взметнула так, что даже при поддержке спонсоров и Минкульта РФ выкупить картину стало невозможно, а Галина Павловна "до победного" не опускавшая ракетки, довела сумму до астрономической.

Да еще после того как Вишневская "отбила" у Третьяковки "Аврору", она заказала новую реставрацию, чтобы  героиня полотна "стала ещё красивее". Но это же варварство! Сорение несметными деньгами и при том вольное обращение с ценностями, принадлежащими всему человечеству!

Известно, что российский миллиардер скупил всю коллекцию русской и мировой живописи четы Ростроповича-Вишневской, когда Г.П.Вишневская выставила на торги семейную галерею(это еще почему?- чтобы наследники не передрались? А почему бы само семье не создать публичный Музей? Деньги всё затмевают.). Но по тексту статьи Людмилы Марковой в журнале "Третьяковская галерея" выходит, что "Аврора" Брюллова и поныне не экспонируется наряду со множеством других картин, так как Усманов частный владелец и не выставляет сокровища для публики. 

Считаю, что авторы полотен таких имен, как живописец Брюллов, не могут выставляться на аукционах, а должны конституционно-закрепленым порядком возвращаться в национальные публичные музеи государства. Это мое частное мнение.
Причем даже в СССР с этим широко озвученным мнением не согласился бы известный писатель и теле-рассказчик Ираклий Андроников. Почитайте или послушайте в авторском чтении его захватывающе-интересную повесть "Личная собственность", мной перечитанную несколько раз. История о том, как Андроников ездил в Н-ск за чемоданами набитыми сокровищами российской культуры(письма многих знаменитых писателей, композиторов, как Чайковский, Чехов и многих других), факсимиле рукописей, картины и т.д.), собиравшиеся всю жизнь отцом героини повести, еще до революции, но в итоге чемоданы, пропутешестовав по всей стране в вагонах поездов, в плацкартах, и хранившиеся где придется, включая чердаки и сараи,— наконец исчезли бесследно. В конце он писал, что люди на концертах, прослушав эту историю, часто спрашивают, почему государство не реквизируют такие ценности, представляющие общечеловеческое наследие, а разрешают частным лицам иметь их в своем имуществе? Андроников отвечал, что таков закон:есть личная собственность, и против закона не попрёшь. Ой, лукавство! После революции всё оказавшееся в доступности культурное наследие было реквизировано новой властью и никто не ссылался на законы Российской империи о частной(личной) собственности. И даже многое новая власть продала Западу за золото. И у народа не спрашивали. Просто у "номенклатуры" позднего "Совка", которому принадлежал Андроников, появился соблазн иметь все это в "не частной, а личной собственности", с смутным разграничением этих понятий.

Автор статьи тоже пишет, что у Третьяковки помимо "Всадницы" и "Последнего дня Помпеи" и нескольких других полотен, давно не было возможности приобрести что-то еще из наследия "великого Карла" — Брюллова, а тут такой шанс! Аврора Демидова! Срочная командировка в Лондон на аукцион! Но "Аврору" - "увела" сама Вишневская, супруга Ростроповича, очевидно, таким образом "отомстившая" Родине и даже отказавшаяся и после "реставрации" от экспонирования картины на выставке в России, посвященной 200-летию художника.  Брюллов родился в тот же год, что и Пушкин, и отмечавшиеся с размахом дни пушкинские даты оставляли  в тени даты брюлловские, известнейшего русского художника. Наконец было решено широко отметить выставкой, просили из разных музеев и частных собраний картины К.Брюллова. Попросили привести для выставки и портрет Авроры Демидовой, уже прошедшей реставрацию, но надменная Галина Вишневская отказалась.

Нам сложно понять "их нравы", но такие истории многое приоткрывают.
Притом ничего не меняется под небом! Из статьи мы узнаем, что не чужда мирских ценностей была и Аврора Шернваль, чей выбор супругов наверняка был мотивирован их богатствами и положением в обществе.
Галина Вишневская из такого же теста.
Такова же Натали вторая, Наталья Александровна Пушкина-Дубельт, дочь Поэта, предпочитавшая считать себя "побочной дочерью царя" дабы претендовать ей и наследникам её на родство с европейскими монархами, (седьмой водой на киселе, статус бастрадов милее - уникального статуса - дочери А.С. Пушкина!  Почитайте статью по ссылкам внизу и о ней).

Всё во все времена одинаково в этом мире, может быть есть иные миры, где иные законы бытия, что не ярмарки тщеславия - "не собирайте сокровищ на Земле"(Библия).


Статья Людмилы Марковой,
Роковая "Аврора", история с продолжением.
О "Авроре Шернваль-Демидовой", роковой красавице пушкинских времен, я читала давно, и вот оказвается, в статье автор утверждает, что в музее Нижнего Тагила харанился до сих пор не подлинник Брюллова, а работа его учеников, из крепостных художников Демидовых. Вскользь автор статьи упоминает о том, что в Италию учиться живописи отправлялись наиболее даровитые живописцы из числа крепостных.
Это интересно. Мы знаем портрет Пушкина кисти Ивана Тропинина, но это пожалуй всё, на эту тему. Конечно же, мы с детства знаем и о певице Пелагее Жемчуговой,  крепостной графов Шереметевых, учившейся у итальянских педагогов бельканто, и которую полюбил князь Шереметев и тайно с ней обвенчался, ибо такие "мезальянсы", мягко говря, не поощрялись "в свете". Так что тема может быть продолжена:в России были таланты из простого народа, но лишь единицы счастливчиков имели возможность их развить, впрочем даже при этом они оставались крепостными. Крепостное право - тяжкое иго России, по-видимому, тем слоем, которому принадлежала Аврора Карловна Шернваль, шведская или немецкая баронесса.

А любезному читателю представляю на суд свои статьи:

https://proza.ru/2017/08/10/1501
 Вернуть ли нам латынь в школу.
С иллюстрацией - репродукцией чудесной картины К. Брюллова "После бала".

http://www.stihi.ru/2014/12/27/6238
Жизнь в стереоскопе. Пушкин в переписке Карамзиных

Аврора во втором браке была замужем за Андреем Николаевичем Карамзиным, сыном официального историографа.
Это в тему.

См. также ранее написанное мной, о атмосфере пушкинской эпохи, о роковой дуэли поэта-в статьях "моей маленькой пушкинианы:

http://www.stihi.ru/2014/12/27/6238
Жизнь в стереоскопе. Пушкин в переписке Карамзиных
С портретом Софьи Карамзиной.
В статье о находке в Тагиле, в бывших имениях Демидовых интереснейшего альбома семьи Карамзиных. На основе повести Ираклия Андроникова "Тагильская находка". Тема этой статьи также связана с Нижним Тагилом, с портретом Авроры Шернваль-Демидовой-Карамазиной.

27/12/14
Натали. Роковая муза поэта. Тайна пушкинской дуэли.

илл.:Natalia Nikolaevna Pushkina-Lanskaya 1849
Портрет кисти Ивана Макарова, российского живописца-портретиста.
Как сообщает о художнике сайт  Энциклопедии, Словари, откуда взята эта репродукция-"Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, вообще отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка".

http://www.stihi.ru/2015/06/07/9530
Рецензия, оставшаяся без ответа Царь, Поэт и Натали
(с великолепным портретом Натальи Александровны Пушкиной-Дубельт, предполагаемой дочери Николая Первого и Натальи Гончаровой-Пушкиной)

http://stihi.ru/2014/11/13/10202
Ошибка Галины Вишневской.

Давняя моя статья, и ныне я не только не откажусь от своей трактовки в ней поступков В. и Р., но с прочтением статьи о картине Брюллова, моя критическая оценка только укрпилась. Парадоксально сочетаемое с уважением к таланту, но увы.

http://stihi.ru/2017/11/19/636
Верлибры Лермонтова. Стихи о фрейлине Бартеневой

Зера Черкесова Новеллы
илл.: портрет Прасковьи Бартеневой кисти Карла Брюллова.
Не правда ли, узнаваемый брюлловский стиль портетистики?

Портрет воспроизводится по:
Эта иллюстрация — репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.

http://stihi.ru/2022/09/20/5893
Аврора К. Брюллова. Кому принадлежит Искусство

http://stihi.ru/2022/09/20/7307
Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о кн.Е.Голицыной

Будут еще статьи и по Брюллову в частности.
Приглашаю...



20 сентября 2022г.
16ч.40м.-17ч.30м.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/285637.html


Рецензии