Детство. Семья

 

        Родился Николай Иванович Дыренков в 1900 году 22 апреля, в городе Рыбинске, в семье рабочего железнодорожных мастерских Ивана Алексеевича Дыренкова. Мать – Марфа Максимовна была домохозяйкой. В семье было двое сыновей: Николай и младший сын Алексей. Жила семья в подвале дома, что стоял  напротив немецкой церкви «кирхи». Дома этого уже давно нет. Некоторые авторы утверждают, что Н.И. Дыренков родился в г. Молога, который сейчас смыт с лица земли при заполнении водой Рыбинского водохранилища. Предполагаю, что это досужий вымысел. За всю свою жизнь ни разу в семейном кругу, я не слышал об этом, хотя история и трагедия г. Молога мне хорошо известны.   

       Николай  уже в детстве отличался от своих сверстников. Он был не по годам силён физически, рассудителен. Николай рано повзрослел, и, хотя высоким ростом не отличался, выглядел мощным, старше своих лет. Отличался отчаянным нравом. Его поступки, порой, были трудно объяснимы. Однажды он, увлечённый легендой об Икаре,  соорудил своеобразные крылья, натянув простыню на деревянную раму, и совершил полёт, прыгнув  с крыши церкви. Тогда он чудом не разбился. Летательный аппарат зацепился за угол стены.  Но история с полётами на этом не закончилась и нашла своё продолжение в Петербурге, где сама судьба познакомила его с первыми русскими авиаторами. 
      
       В свою будущую жену, Надежду, Николай был влюблён с отрочества, и неудивительно уж больно она была хороша собой. Один юный художник из Рыбинска настолько был   очарован её красотой, что добился, чтобы его отправили учиться в Италию, чтобы только нарисовать её портрет после возвращения. Надежду по батюшке величали Николаевна, и у неё была старшая сестра - Анна Николаевна. Анна раскрылась как талантливая танцовщица. Про неё говорили, что у нее ноги Гельцер. После того как её талант стал очевиден, она была направлена на учёбу в Петербург в Императорский Мариинский театр в балетную труппу. Но случилось несчастье, во время поездки нужно было проехать некоторую часть пути на санях, по льду. В то время моста через Волгу не было. Сани провалились под лёд, и Анна долго   была в ледяной воде. Переохлаждение сильно сказалось на здоровье Анны Николаевны и о балете пришлось забыть. Я помню Анну Николаевну уже в преклонном возрасте, когда она жила на рижском взморье, в посёлке Меллужи. В своём палисаднике она к удивлению окружающих показывала довольно сложные  танцевальные «па», прыжки и, как теперь говорят, растяжки. Полученные в юности навыки позволяли ей поддерживать форму на протяжении всей жизни.

      
       (Известны некоторые биографические сведения о дяде Николая Дыренкова – Петре Алексеевиче Дыренкове, родном брате Ивана Алексеевича. Пётр Алексеевич Дыренков – военный моряк, служил на крейсере Новик, был призван на военную службу в 1898 году на 7 лет, герой русско-японской войны. По военной профессии комендор,  командир орудия. На сайте ВГД нашёл запись из вахтенного журнала Крейсера II ранга Новик . С упоминанием о Петре Алексеевиче Дыренкове, комендоре крейсера Новик. Там указано его происхождение из деревни Малые рожки, Веритенская волость, Мологский уезд, Рыбинской губернии.

        О племяннике комендора я написал несколько очерков. В одном из них упомянут Пётр Алексеевич. Пётр Алексеевич и Николай Иванович Дыренковы встретились в Одессе в 1923 году, куда приехал Николай Иванович, получив назначение на Одесский авторемонтный завод и где с 1919 года проживал после плена и побега герой русско-японской войны его дядя П.А. Дыренков. До этого в жизни они не встречались, так как Пётр Алексеевич отправился на войну до того как родился его племянник. Пётр Алексеевич был женат на Прасковеи Алексеевне Дыренковой(Девичья фамилия мне неизвестна), для меня она незабвенная тётя Паша. Комендор Дыренков умер в Москве в 1943 году и похоронен на Даниловском кладбище (8 участок, могила №38). Там же похоронена и тётя Паша. Царствие им небесное!


        Уже в детстве Николай проявил недюжинные способности к технике, занимался корабельным моделированием, пускал свои модели и по Волге и на городском пруду. Однажды он сделал две модели пассажирских пароходов – одну белого цвета, а другую  - розового. Дело в том, что тогда по Волге ходили пароходы двух компаний: «Кавказ и Меркурий» и «Самолёт». «Кавказ и Меркурий» красил свои пароходы в белый цвет, а «Самолёт» - в розовый.

        Частенько отец брал Николая в железнодорожные мастерские, где ремонтировались не только паровозы, но и подвижной состав. Там он многому научился.
         
       Начальное образование он получил в церковно-приходском училище, а, вскоре, после его окончании, Николаю удалось поступить в техническое училище г. Рыбинска, где он приобрёл специальность металлиста, с которой он начал свой трудовой путь в одной из мастерских города. Паял самовары, чайники, ремонтировал примусы.

         Однажды он осмелился принять в ремонт лодочный двигатель иностранного производства, очень уж интересно стало. Заказ был невыгодный, и за самоуправство хозяин мастерской попросту выгнал своего чересчур любопытного рабочего за пристрастие к научно-техническому прогрессу. Не стал искать Николай другую работу в городе, а после недолгих раздумий объявил родителям о своём решении ехать в Петербург. Больше всех переживала мать, пускать не хотела. В тот момент Николай проявил себя как способный руководитель и знающий специалист. Он руководил постройкой дома и довёл строительство до конца, возможно, поэтому ему и удалось уговорить мать, клятвенно пообещав ей усердно работать и учиться.

     Север России был всегда известен «отхожими промыслами». Мужчины в зимнее время покидали свой дом и отправлялись в крупные города на заработки. Из Рыбинска чаще всего уезжали в Петербург, в столицу. В Петербурге, было, даже, своеобразное Рыбинское землячество. Так что прибывшие из других городов работники получали поддержку, кров, горячую еду. Им оказывали помощь в устройстве на работу. Спрос на рабочую силу был очень большой, Россия готовилась к войне. Атмосфера была накалена тревожным ожиданием. Напряжение висело в воздухе.

       Покинув  только что построенный отчий дом, Николай разделил судьбу многих. Осенью 1913 года  он отправился за лучшей долей в Петербург, где ему предстояло провести несколько лет, и где он встретил Революционный Октябрь 1917 года.
Но однажды он всё же вернулся, приехал к родителям, которых искренне  любил, и, которым ему было, что рассказать о своих делах. Известна фотография, на которой Николай изображён в кругу семьи в необычной форме. Фото датируется примерно 1915 годом. Николай Дыренков - крайний справа.
        Фотографию эту я впервые видел в 1980 году. Мне её показали в Краеведческом  музее г. Рыбинска. Эту историческую фотографию подарили музею   далёкие родственники Дыренковых – жители города Рыбинска. Чего только не писали историки об этой фотографии и о Н. Дыренкове, о его делах и, даже о той форме, в которую он одет. То это форма польская, то венгерская, то финская и ещё неизвестно, черт её знает, какая. А ведь как всё просто - это форма ПЕРВЫХ РУССКИХ АВИАТОРОВ.
      
       Главное, что изображено на этой фотографии – это то, что детство Коли Дыренкова кончилось.

     Продолжение следует.///http://stihi.ru/2022/09/22/117///


Рецензии