Экспертиза. Глава 5

Глава 1 http://stihi.ru/2022/09/16/4129
Глава 2 http://stihi.ru/2022/09/17/1905
Глава 3 http://stihi.ru/2022/09/18/1797
Глава 4 http://stihi.ru/2022/09/19/1932

5.

– Когда к художнику в гости приходит Рафаэль, пусть даже не Санти, это большая честь. Прошу!
Фомин распахнул дверь из темноватых сеней в комнату. Очень полный человек с массивным перстнем на мизинце вошёл – и как вкопанный остановился на пороге. Фомин улыбнулся за его спиной. Мизансцена получилась впечатляющей.

Два часа до приезда Нугманова он посвятил превращению замусоренной избы в настоящую артистическую берлогу. Всё, что могло отражать свет – непроданный цветной хрусталь, разнокалиберные остатки фарфора, сувенирные безделушки – всё было вытащено из шкафов и теперь сверкало и переливалось, расставленное где попало. В латунных рогатых подсвечниках горели свечи. С низкого столика (это был лист фанеры, прибитый к ящику) косо свисала вишнёвая шаль, тёмная, тяжёлая, словно впитавшая в себя гитарные переборы знаменитого романса, на её поблёскивающем шёлке стоял графин, к которому непринуждённо подкатились несколько осенних яблок – в общем, готовый натюрморт; чтобы стало совсем уж понятно, Фомин положил рядом старую палитру, несколько кистей, тюбики с краской. Вдоль стен, где только можно, стояли привалившиеся друг к другу этюды и картины, и весь этот продуманный беспорядок направлял взгляд к дальней закопчённой стене, где в золочёном прямоугольнике рамы женщина с королевской осанкой подносила к губам бокал, придерживая меховой палантин на обнажённой груди.
 
Блеск и нищета, ага, Меншиков в Берёзове, бормотал Фомин себе под нос, наливая в венецианский бокал рябиновую настойку собственного изготовления. Его тревожил этот странный визит. Деньги за скрипку покупатель уже заплатил – какого чёрта ему здесь нужно? Действительно посмотреть картины или тут что-то другое? Какую роль он играет в этой пьесе? Где-то за кулисами высокомерно прищурился Петрановский, и Фомин хмуро улыбнулся ему в ответ. Не дождётесь. Что бы ни несла эта встреча, он не будет от неё уклоняться. Не будет. Это было бы нечестно. Но – он ещё поборется. Этот человек хочет увидеть художника? Он его увидит.

– О! – только и смог сказать визитёр, привалившись к дверному косяку. К дому пришлось подниматься по узкой крутой тропинке, и Нугманов тяжело дышал. Фомин помог ему снять дублёнку, придвинул кресло. Сам сел напротив. Шёлковый халат, что в незапамятные времена привезла ему жена с китайских гастролей, ладно облегал всё ещё стройную фигуру. Указал кивком на графин – гость отрицательно покачал головой. Он всё обводил глазами комнату, неизменно возвращаясь к картине с красавицей в мехах.
 
– Я люблю красоту, – сказал он наконец, отдышавшись. – Меня не обманули. Вы действительно художник. Я ведь не знал, кто владелец скрипки. Ваша скрипка…
Ничто в лице Фомина не изменилось, он только перенёс взгляд с Нугманова на мольберт рядом с его креслом – на нём стоял картон, и оттуда смотрела на него Марина, это был лучший её портрет.
– Ваша скрипка прекрасна, – продолжал гость, – спасибо судьбе, что дала мне возможность любоваться ей. Не представляю, как вы могли с ней расстаться.
– Ну вы же сами сказали. Видимо, я всё-таки в первую очередь художник. А художник – это судьба. Хватит с меня скрипок.
– Я восхищён. Однако то, что я вижу здесь, – Нугманов с усилием поднялся, чуть не свалив мольберт, и прошёл к висящей на дальней стене картине, – это подлинный шедевр. Я смотрю на эту женщину – и чувствую подлинность, подлинность красоты. Понимаете, да? У меня инстинкт. Здесь мне эксперты не нужны, это не скрипка. – Он, усмехаясь, вернулся в кресло, доверительно склонился к Фомину. – Я вам кое-что скажу, пожалуй. Про подлинность. Все эти сертификаты – их ведь дают люди, а люди бывают разные…
– Неужели вы сомневались в экспертном заключении самого Петрановского?
– Не то чтобы сомневался, но ведь доверяй, но проверяй, да? Что он там понаписал про завитки, углы и всё прочее, это для меня, как говорится, тёмный лес, но подлинность той этикетки внутри я проверил сам, без экспертов! Я в этом разбираюсь, да. А знаете почему? – Нугманов понизил голос, наслаждаясь собственным рассказом, миндалевидные глаза его хитро улыбались. – Я по молодости много документов подделывал, самых разных. Давно это было, ещё в той, в прежней стране.
Фомин расхохотался.
– Вы великолепны! Просто великолепны! Проверять Петрановского! Не говорите никому об этом, старик не перенесёт, что кто-то усомнился в его компетентности. А вашу пикантную тайну я, разумеется, сохраню. Но в случае с картинами вам беспокоиться незачем – все они написаны этой рукой.
Он поднял бокал, и рябиновый самогон заколыхался в венецианском стекле.

В сенях послышались торопливые шаги, дверь открылась, и Марина, румяная, оживлённая, остановилась на пороге.
– У нас гости?
Непроизвольным движением она придержала на груди уже расстёгнутую шубку, и тёмный мех почти целиком скрыл её хрупкую фигуру.
– Познакомься, дорогая… – начал было Фомин, но Нугманов уже вылез из кресла и склонился над её рукой, представляясь и бормоча цветистые комплименты.
– Моя жена, солистка балета. В недалёком прошлом.
Марина благосклонно посмотрела на разогнувшегося восточного гостя, перевела взгляд на мужа.
– Кофе?
Фомин кивнул. Она прошествовала к кухонной двери, которую он предусмотрительно завесил вышитым узбекским покрывалом. Владетельная принцесса, мать принца Зигфрида из «Лебединого озера» – горностаевая мантия ниспадает с прямых плеч, на гордо откинутой голове сверкающая тиара. Последняя её роль в театре, роль, которую давали возрастным артисткам, потому что там не требовалось почти ничего из балетного искусства, нужно было одно – быть принцессой. Она ею была.
Нугманов всё переводил изумлённые глаза с картины на занавешенную дверь и обратно. Фомин понимающе ему улыбнулся и сказал с восточной интонацией:
– Старый мерседес – всё равно мерседес, да?
Гость в восхищении поцеловал кончики пальцев, снова прошёл к картине и погладил раму.
– Мой дед, мудрый человек, говорил – никогда не спеши, но мой отец тоже был мудрый, он говорил – никогда не упускай момента. Поэтому я здесь. Вы ведь продаёте свои работы?

Фомин задул свечи. В комнате было не продохнуть. Пока шофёр носил в нугмановскую машину всё выбранное, дверь без конца открывали, а толку чуть. Всё равно ничего не проветрилось.
Он смотрел на мольберт, с мольберта смотрела на него Марина. Но вот она сама вбежала в комнату, уже без шубы, в растянувшемся своём спортивном костюме, бросилась на колени перед креслом, вцепилась в его халат.
– Теперь говори. Говори мне всё, я хочу всё знать, с самого начала.
– Всё?
– Всё, – повторила она с решительностью жены декабриста.
– Не бойся. Я не ограбил банк. Просто продал скрипку.
– Не ври мне, не ври, я видела сумму, у тебя не было таких инструментов. Скажи честно – ты её… подделал?
– Ну что ты, нет, конечно. До этого я как мастер ещё не дорос.
Он почувствовал, как она чуть расслабилась, наклонился, погладил её по голове.
– Я всего лишь подделал этикет.
– Но… это же невозможно!
– Как тебе сказать… Чай отлично состаривает бумагу, расчёска даёт рельеф. Тушь, кисточка – ну и мастерство, разумеется, нужно. Художник-то я неплохой. Сам Рафаэль подтверждает!
Он с хрустом потянулся.
– А теперь неси кофе. И чашку мою любимую прихвати!

Конец.


Рецензии
Елена! Прочитала на одном дыхании!
Ну просто замечательно!
Вроде сюжет простейший, но вы так его "расцветили", вышили жизненными примерами, как узорами, что он стал объемным, ярким, зримым.
Как фильм посмотрела))

Маргарита Морозова 3   26.04.2024 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Маргарита, рада))

Елена Албул   26.04.2024 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.