Легенда про Атамановы кости

На вятских зелёных крутых берегах,
На древнем вотяцком погосте,
Затеряны в рощах, в покосных лугах,
Веков охраняя затейливый прах,
Лежат Атамановы кости.
 
Сказание то стародАвних времён:
В окрестных чащОбах, оврагах
Люд беглый скрывался из дальних сторон,
Не ведал никто их родства и имён
В разбойничьих грозных ватагах.
 
В ватаге одной верховодил Бажан,
Как вепрь был силён и проворен.
Речным ли путём поплывёт караван,
У тракта ли встанет купеческий стан –
Никто не был сердцем спокоен

За жизнь, за товар, за тугую мошну -
Шалила ошкуйная сила!
Разбойничий свист разрезал тишину,
Ватага брала дорогую казну,
И в дебрях лесных хоронилась.
 
У Вятки-реки, на просторном яру
Дуванили тати добычу,
Костёр огневой запалив в вечеру,
Набив в чубуки табака и махру,
Таков был ватажный обычай.
 
И лишь атаман не дуванил добра,
Богатства имел он в достатке:
Хватало червонцев ему, серебра,
Сидел он у края большого шатра,
Взирая с тоскою на Вятку.
 
Что проку от золота, если на нём
Невинная кровь убиЕнных -
Терзается совесть и ночью, и днём,
Душа под тяжёлым пудовым ярмом.
От гнева не будет спасенья…
 
Лишился покоя с тех пор атаман,
Был в стычках безумно отважным,
Как будто за смертью ходил по пятам.
Или напиваясь до чёртиков пьян,
Скитался в отрогах овражных.
 
Но чаша судьбы его стала полна
Божественным праведным гневом:
Рука оказалась в бою неверна,
Булатным мечом его грудь сражена,
Душа уж не властна над телом.
 
Пробита стальная кольчуга насквозь,
Конь верный заржал от испуга.
Навеки дыханье его прервалось.
Дружина по чаще рассыпалась врозь…
Затихла ночная округа -
 
Ни скрежета стали, ни звона мечей,
Лишь месяц кровав, будто рана.
Но конь средь древесных стволов и ветвей
Бредёт с мертвецом по тропинке своей
В пределы разбойного стана.
 
Как призрак кровавый наездник предстал
Пред взором смущённой ватаги.
Был страшен сражённого жуткий оскал,
Луч месяца тускло в доспехах сиял,
Порой исчезая во мраке.
 
Решили его схоронить в полный рост
С конём, в боевом облаченье.
Где был в луговинах вотяцкий погост,
Цвели там лабазник, кипрей, лисохвост,
И виделось Вятки теченье.
 
Поодаль, в лощине, в норе потайной,
Был спрятан ковчежец железный.
Окован он медью, запор золотой,
Заклят этот клад был тройной ворожбой,
И скрыт, словно дух бестелесный.
 
Однако с тех пор, как погиб атаман,
Ошкуйное счастье пропало.
Теперь каждый думал, что сам себе пан.
Затих, обезлюдел разбойничий стан –
Ватажников как не бывало…
 
Кто в сёлах окрестных крестьянствовать стал,
Кто вновь промышлял на дорогах,
А кто-то в кабацкую петлю попал –
За чарку сивухи добро промотал,
Цепями гремел во острогах.
 
Лишь Вятка как прежде привольно текла
По отмелям, омутам, плёсам.
Гляделись в затоны ольха и ветла,
По вёснам черёмуха пышно цвела
На ярах крутых и откосах.
 
А память народная через века
Легенду хранит и поныне.
Мол, клад атаманский не найден пока,
Ведь сила заклятия так велика
В подземной могильной теснине.
 
Единожды летом, в Купальскую ночь,
Там бродит огонь самоцветный.
Где он разгорится: тут надо точь-в-точь,
Сквозь дёрн и суглинок копать, что есть мочь,
Чтоб вынуть сундук неприметный.
 
Какой-то особой тут хитрости нет,
Но в эту же ночь из могилы
Выходит ужасного вида скелет,
В кольчугу и латы, как воин, одет,
Исполненный адскою силой!
 
Как прежде под ним чёрно-аспидный конь
Бесшумно бредёт по угорьям.
Блистает на призрачном всаднике бронь,
Дозорит он место, где сыпет огонь
Багряные искры-уголья.
 
Те ночи на Вятке светлы. И заря
С зарёю соседствуют вместе.
И если дерзнёт человек втихаря,
Свой страх перед стражником тем поборя,
Явиться в заветное место.
 
То следует умно молитву творить
Во имя Креста пречестнОго.
В лесах будут звери свирепые выть,
Вокруг будет нечисть пугать и дурить,
Бродя у цветка огневОго.
 
И коли не струсишь, то клад будет твой!
Уйдут, словно дым, наважденья…
Но нет, не нашёлся отважный такой,
Кто взял бы сундук из земли роковой,
Увидев чуднЫе знаменья.
 
Поэтому верит народ до сих пор,
Легендами Вятка богата,
Про тот Атаманский приметный бугор,
Откуда видЫ на приречный простор,
И даль синевою объята.
   
      
****** ****** ***** ***** ** ** ***** ***** **** ***** *** *** *** *** ** ****
Атамановы кости – древний могильник на нижнем течении Вятки, в Малмыжском районе Кировской области. Относится к пьяноборской культуре, в древности тут обитала чудь вятская или вотяки – древние предки современных удмуртов. Поэтому могильник еще называют Вотяцким погостом, расположен он на правом высоком берегу Вятки, около деревни Мари-Малмыж.
Сохранилась легенда про разбойничью ватагу, что обитала в этом месте много лет тому назад. По преданиям тут был вместе с конём и своими сокровищами похоронен атаман.
Дуванить дуван – делить добычу у разбойников.
Тать – вор, разбойник.
Ошкуйный – разбойный.
Вепрь – кабан.
Чубук – курительная трубка.
Лабазник – таволга, таволожник.
 

 


Рецензии
Сережа,слов нет.Спасибо за сказку.Приходи в гости,почитай Томирис,казахскую легенду.Написала сообщение,попало к другому человеку.Прошу напиши мне,а потом мне будет проще переписываться с тобой.Как никак я родом из Астрахани.Валентина Морозова 5.

Валентина Валек   21.11.2022 13:32     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий!
легенду обязательно прочитаю!
Не могу понять - что написать и куда написать???

Сергей Карпеев 3   21.11.2022 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.