Рецензия на книгу Вровень с Россией

От души благодарю Ольгу Горелую, заместителя директора по научной работе Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, журналиста и исследователя творчества брянских писателей, написавшую удивительно тонкую и глубокую рецензию на мою новую книгу «Вровень с Россией».

ПОЭЗИЕЙ ВЕСЬ МИР ОБЪЯТ

Поэзия – ты вечная дорога
К вершинам духа в глубине души.
В. Салтанова

Получила на почте подарок – книгу Валерии Салтановой «Вровень с Россией». Долго ждала, выходные, почта работает, но… как обычно. А я уже обещала рассказать о поэте и новой книге в лекции своим любимым слушателям. И вдруг… открываю и понимаю с первых страниц, что это совсем другая Салтанова, новая для меня. Хотя часть стихотворений я читала раньше, но даже они зазвучали иначе, когда автор собрала их в книгу, обозначив чётко темы, задав высокий по духовному напряжению тон.
Я очень люблю «чистых лириков», в их стихах сосредоточено лучшее, что есть во всех нас. И, несмотря на то, что у Валерии Салтановой очень жёсткая гражданская позиция, несмотря на то, что она поэт-государственник, для меня она оставалась нежным лириком, тонко пишущим о любви, дружбе, природе. Зачастую пишущим так, что от силы чувств у читателя, настроенного на одну волну с поэтом, понимающего его, взрываются эмоции:

СТАРАЯ ИСТОРИЯ
Почти по Пушкину

Я вас любила больше, чем, не меньше чтоб:
Соперничала с пулей в лоб и с той, другой.
Была как шёлк, была как воск, была по гроб,
Варила травы, исцеляла ворожбой.

Сезам учила открывать, входить в ушко,
Искать сокровища, гулять по облакам.
Вы не виновны, что досталась вам легко
Моя любовь – последняя из могикан.

Слагала миф, творила ад, дарила рай –
Потом дары мои Харон куда-то свёз...
То на метле, то до печёнок, то враздрай,
Я вас любила всей собой: от пят – до звёзд.

И на костёр всходя, вздымала белый флаг.
Терпела смех, плевки толпы – ещё б кто смог?! –
Надзор врагов, и сплетен яд, – любила так,
Как в смертный час,
как в сто сердец,
как дай вам Бог…
7 февраля 2022

Получается, статью я начала со стихотворения, которого нет в книге, просто оно любимое… Невероятное количество отсылок к хорошо знакомым произведениям классики, к литературе и истории, русской и зарубежной… Нежность пушкинского стихотворения «Я Вас любил: любовь ещё, быть может…», эмоциональность поэмы «Руслан и Людмила», страсти булгаковской Маргариты и жертвенность девушки-воина Жанны д;Арк… То ли от сказки, то ли от мифов отталкиваются ножки лирической героини, когда вся её любовь – вся она – до звёзд… И только так. У Салтановой по-другому и не бывает.
И только к середине книги я поняла, что нет никакого противоречия – просто ещё одна грань поэта, который не прячется в лирику от мира, а весь мир вмещает в свою поэзию – и философию, и веру, и шальное счастье, и горечь утрат, и главную свою любовь, которую по силе чувства даже и сравнить не с чем, – любовь к России, такой родной, такой своей:

Как я люблю тебя, горькая, стылая,
Невероятная синь!
Песня заветная, Родина милая,
Поле – камыш да полынь…

И к русскому народу, это даже не два объекта любви – один («Мы выстоим»):

Мы печь седлаем. Мы не ищем брод.
Мы долго запрягаем – тыщу лет…
Несокрушимо верю в свой народ:
Он одолеет тьму. Добудет свет.

Стихотворение закольцовано. Я привела последнее четверостишие, потому что, на мой взгляд, оно очень точно выражает не только отношение самой Валерии, в нём – всего в нескольких, по сути, словах – определён наш менталитет. Но начало тоже очень ярко и, если говорить об авторе, показательно:

Мучительно жалею свой народ.
Кромсает бомж батон. Крещу вослед.
Тьма нравственный сжигает кислород.
«Да будет свет… – шепчу. – Да будет свет!..»

Несокрушимая вера, твёрдость убеждений, умение услышать другого, невероятная способность к сопереживанию… и прорывающиеся сомнения, и уверенность в силе поэта, в необходимости выполнить своё предназначение – такова лирика Валерии Салтановой, поэта, живущего в своей стране не только с точки зрения географии, но, в первую очередь (да и во все дальнейшие очереди), с точки зрения духовной сопричастности родной земле и всему, что с ней происходит, будь то наступление новой весны или страшная беда. А это возможно только для тех, в ком живут свет и любовь («Вражеским голосам»):

Перекрыть ли в себе голоса любви –
Что звучат то тише, а то смелей?
Этот звук, наверно, в моей крови,
Этот ток навечно в судьбе моей.

Что ж вы мечетесь всё между злом и злом?
Вашей ложью гулкой призыв корней
Заглушить нельзя, ведь любви псалом
Голосов недружественных сильней.

Быть бы только, как прежде, одной из ста
Миллионов русских живых ростков,
Лишь тянули б вербы ко мне уста
Долгих-долгих лет сорок сороков…

Вам гундеть да бесчинствовать – ну, а мне б
Пить метелей колких пьянящий брют…
Перекрыть ли голос берёз и верб,
Что поют под сердцем, поют, поют?..

Каждый раз, встречаясь с настоящей русской поэзией, поражаюсь, насколько глубоко наши писатели чувствуют свои корни и истоки. Насколько даже, кажется, совершенно современный человек, живущий сегодня, реалист, пусть и умеющий, вопреки самой действительности, надеяться на лучшее, естественно впитывает в себя древность – былинную, сказочную, верующую – и сплетает её с нашим временем… Россия у многих поэтов ассоциируется именно с зимой, роскошной, снежной, метельной, но здесь эта роскошь доведена до высшей точки элегантности – «пьянящий брют» метели, образ из эпохи модерна, я бы сказала… И сразу, рядом – пасхальный весенний мотив – пробуждающиеся берёзы и вербы. Парадокс? Нет. Так поэт чувствует своё время:

Льёт серебряный звёздный ковш
Межпланетное молоко…
В грудь мою ты, мой век, вхож,
Да дружить с тобой нелегко.

Обратите внимание, как легко, непринуждённо и естественно в поэтический мир Валерии встраивается космос… Не только любовь объемлет весь мир – поэзией весь мир объят.
И всё же о книге. В ней есть раздел «Прийти на миг…» Приведу несколько строк из стихотворения этой части:

Мои очертанья растают во мгле –
Без крика, без злости…
Я гостья всего лишь на этой земле,
Я званая гостья.

Да, поэт, как и все остальные, приходит в этот мир очень ненадолго, но тем больше надо ему успеть – понять, сказать, сделать, ведь поэтическое слово способно гораздо быстрее достучаться до человеческих сердец, подарить им свет или хотя бы просветление. У Валерии Салтановой ощущение краткости жизни, мимолётности пребывания на земле печально, но не трагично, потому что человек, любовью живший здесь, и за последней чертой не останется один:

Мои ушедшие, не плачьте!
Есть от скитаний на земле
Мне парус на небесной мачте –
Ваш свет сияет мне во мгле.

Я на ходу преображаюсь,
Всё реже спорю и сражаюсь,
Права все раздарив словам…
Я приближаюсь, приближаюсь,
Родные, к вам…

Да и вообще: «Рано, рано ставить точку / В частоколе долгих лет…» Есть люди, которые принимают жизнь во всех её проявлениях, которые даже печаль умеют превратить в красоту. И в этом подобны самой природе: скажите, что прекраснее – рассвет или закат? Я влюбилась в стихотворение «Ещё…», прочитав его в Интернете. Сначала даже не в строки, а в ассоциации, ими вызванные. Здесь и горьковатый зимний аромат золотисто-оранжевого грейпфрута, и нежные звуки музыки, и даже отсылка к любимому художниками всех времён библейскому сюжету («И яблоко к моим ногам / Соблазном падает ещё…»). И в удивительный ритм стихотворения – такими невольно представляешь себе эльфийские песни (думаю, эта ассоциация естественна для всех поклонников Толкиена):

И мне распахнут светлый зрак
Долин, и белый льнёт налив
К щеке; я пела хлебный злак,
Я видела глаза олив…

И вдруг понимаешь, что вся эта красота только подчёркивает любовь лирической героини к жизни, ведь «было» – не просто о прошедшем счастье («Я знала счастье без границ…»), а, скорее, предчувствие нового, ещё не испытанного, не пережитого, предчувствие будущего. И это, на мой взгляд, очень ярко характеризует творчество Валерии Салтановой в целом: поэт устремлён вперёд, полученный опыт позволит ещё больше дать людям, своей стране, позволит остаться собой:

Пусть бедствиям потерян счёт…
Дыханье на исходе дня
Вдруг перехватит горячо –
Ещё легко узнать меня,
Ещё я говорю: «Ещё!»

И это восхищает. Это уже не просто красота поэтических строк, образов, метафор – это потрясающее отношение к миру и к себе в нём. Это отношение поэта, который не щадит себя:

Меняя жар на лёд, на степи – снег,
Я не опережала жизни бег,
Лишь рядом шла, впитав бесповоротно:
Пусть до тебя живущим дела нет –
От тьмы страдая, исповедуй свет
И умножай в себе его бессчётно.

Главное для поэта – выполнить посланное свыше предназначение. И вдруг понимаешь – да, всё так, но и нет. Иногда и воину надо побыть с собой, задуматься: «И за пределы выходя / Предначертаний, / Постичь фонетику дождя / Как суть исканий». Языковой образ, скорее, даже соединяющий язык и речь, в данном случае речь самой природы, в которой вода, дождь – символ жизни. И только так, если «И там, где звёзд ночных стада / Идут на выпас, / Из времени, как из гнезда, / Однажды выпасть…», можно понять бесконечность мига. Но такое прозрение даётся не всем… И, как часто у Валерии в произведениях, определяющих смыслы всей лирики, мы снова видим звёздный образ. И космическое соединяется с земным, как будто у всего звёздного стада звенят каплями дождя колокольчики… И живительная влага поэзии проникает в душу.

* * *
С Валерией я познакомилась, когда стала собирать стихи, посвящённые Владимиру Сорочкину, воспоминания о нём. Оказалось, два поэта дружили. Это неудивительно – их объединяли не столько воспоминания молодости, сколько глубокое понимание мира, его красоты, его целостности, его непознанности. Цикл «Памяти Владимира Сорочкина» в разделе «Этот шёпот пространства…» Все разделы книги связаны, сшиты близостью смыслов, один будто подчёркивает сказанное в другом. Уход друзей, несомненно, напоминает о краткосрочности пребывания нашего на земле, но не даёт забыть и о том, что они оставили здесь, а ещё есть ощущение, что и перейдя границу миров, они продолжат творить, пусть даже «…радуги надежд не обещают сбыться…» Даже в этих стихотворениях, в которых так много боли, поэт остаётся собой – воином, видит эти силы и в друзьях («Крылатому другу»):

Повсюду злой бедой объятый,
Мир за окном встаёт.
Предчувствовал ли ты, крылатый,
Последний свой полёт?

А может, вовсе не последний,
А дальше – новый бой?
И тело бренное – посредник
Меж Богом и судьбой?

И пусть друг ушёл, все сделанное им было не зря, ведь предназначение поэта – помогать, и оно выполнено:

Сколько умел ты и сколько имел,
Скольким владел и делился!
Словно бы ветер в ветвях прошумел
Или же ливень пролился…

Только прозренья восходит заря:
Всё справедливо на свете.
Пел ты не зря и сражался не зря –
Так же, как ливень и ветер.

Не могу пройти мимо образа ливня – живительного слова. Ниточкой он проходит через книгу, вольный, яркий, ясный, неразрывно связанный с изначальным смыслом поэзии – оживлять души.
Стихи-прощание посвящены и Николаю Герасимову. И снова мы встречаем мотив, о котором уже говорили, – жизнь не заканчивается здесь, если вся она – созидание и творчество:

Сильным духом до смерти нет дела –
Пусть шурует в свою пустоту!..
Просто шёл ты – и вышел из тела,
Чтобы новую взять высоту…

Кто такой Поэт? Провидец? Зачем он людям? Во все времена были те, кто говорил, что искусство, а поэзия в особенности, никому не нужно, и те, кто считал Слово главным в этой жизни. Тёплый, родной образ Стихотворца рисует Валерия Салтанова в одноимённом стихотворении:

Он сам себе в жизни не дорог,
В нём жизни – всего ничего…
Но словно рассеется морок
От вещего слова его.

А могущество Стихотворца в его владении Словом, что означает и понимание сокровенных связей внутри Вселенной. Это не говорится автором в открытую, но снова использует Валерия языковые понятия, создающие образы на грани философии и предметного мира:

Зато без особых усилий
Подвластны ему без границ
Лексемы ромашек и лилий,
Транскрипции щебета птиц.

Такое видение, соединяющее через понятийный аппарат языка Идеальное и Реальность, кажется мне уникальным, присущим именно этому поэту. Возможно, многое рождается на уровне интуиции, природного дара, но ведь как потом наполняется познанными и преображёнными поэтом смыслами («Творчество»):

Бред, помноженный на бред,
Бормотанье, волхованье…
Ловишь то, чему и нет
Ни разгадки, ни названья.

Ловишь. И несказа́нное становится ска́занным, а голос поэта – единственной реальностью: «Единственный в тебе не иллюзорен – / Твой вещий голос, ибо ты – поэт» («Голос»).
Стихотворец – Творец Стихов – Строк… Чтобы родилась строка, нужны слова. И то главное Слово, ради которого и творит поэт стихи… Чего уж проще? А попробуйте. Попробуйте сказать так, чтобы другие услышали, чтобы замерли от ощущения, что сейчас поймут смысл жизни, что рядом человек, понимающий мир… Найдите Слово. Только в поиске можно понять, как это сложно и порою больно, сколько надо пройти испытаний, чтобы Слово, как Жар-птица, далось в руки. И придётся держать, хотя руки обожжены и огонь, поглощающий душу, кажется, уже нестерпим («О слове»):

Я слово искала,
Была с ним на «вы» и на «ты»,
Его извлекала
Свечением из темноты.
Я словом болела,
Я таяла день ото дня…
…………………………
За истиной снова
В пучину ныряю суде́б…
И снова мне слово –
И мера. И вера. И хлеб.
Любовь и награда.
Воды родниковой глоток.
И высшая правда.
И совесть. И суть. И исток.

И всё же поэзия – женщина. Как и муза. Много в ней тихого, материнского, тайного. Недаром часто пишут поэты по ночам, недаром даже художники изображают их работающими при свечах:

Покровительница ночь,
Ты близка мне по крови!
Глупый день, не обесточь
Ночь молитвы, ночь любви,

Ночь проспавших петухов,
Снов и сказок… Наконец –
Ночь затепленных стихов
В темноте людских сердец.

Несколько раз прочла это стихотворение, и вдруг поняла, какое здесь интересное противопоставление дня и ночи. С днём связаны ток, электричество, суетная повседневность. С ночью – творчество, способное тихую лучинку затеплить в сердце, дать надежду на то, что жива ещё душа, не потеряна. День способен отобрать жизнь у ночи…
Настоящие поэты, даже готовые до последнего биться за людей и их души, беззащитны: они не умеют скрывать ни свою любовь, ни мечты, ни помыслы. Они искренни в своих порывах, поэтому часто их уделом становится одиночество. Но лирическая героиня (мне всё хочется написать «Валерия Салтанова») не ноет и не жалуется, она живёт, и пишет, и уверена, что это пригодится людям («Когда-нибудь…»):

Не злюсь, не ропщу, не сержусь
На век свой: такой? не такой?
Кому-то и я пригожусь –
Мелодией, светом, строкой…

Пусть это – мой тихий завет,
Земных поручений венец –
Я верю: останется свет,
И он долетит до сердец.

Раздел, посвященный Поэзии, Слову, Поэтам, большой, что неудивительно. Но скажу ещё лишь об одном произведении, оно поставлено в части «Этот шёпот пространства…» первым. И вначале мне показалось, что стихотворение «Поэт не ищет славы у людей…» противоречит всем остальным. Приведу его полностью:

Поэт не ищет славы у людей.
Он может только звёздами быть признан.
Он может только вечностью быть издан
На языке закатов и дождей.

Так было, есть и будет. Времена
Меняются, но если в миг счастливый
Дойдут к живущим звёздные архивы –
Никто не расшифрует письмена.

Та лучинка, которую затеплил поэт в душе человека, тот мягкий, робкий свет уйдёт в космос, неся слово, которое войдёт в звёздный архив, потом будут ещё слова, и ещё… И это издание вечности, горящее светлячками, понятно только ночи и поэтам, которые знают лексемы дождей и цветов, знают, как подарить радость и умиротворение, как поднять на борьбу. И это правильно: письмена останутся тайной, их и не надо расшифровывать, мы просто живём их светом.

* * *
И так, тихонько, подошло время поговорить о разделе, который для каждого, думается, станет очень личным. Называется он «Мы живы только светом». И этот свет – вера («О молитве»):

По молитвам получим, по вере
И любви, и прощенья сполна.
Что стучаться в открытые двери?
Заходи и садись у окна.

Вера много даёт – надежду на прощение и мир, на добро и свет. На понимание… И мы молимся вместе с лирической героиней:

Прости гневливость и гордыни пыл,
И за уныние, и за разлад
С самой собой; прости за слабость крыл
И за внутри себя творимый ад.

За то, что часто не хватает сил
На большее; за слабость, за тщету…
Прости, как миллионам Ты простил,
Не дай уйти свеченью в темноту…

Здесь автор раскрывает характер героини, которая способна на смирение и гнев, гордыню, на веру и сомнение. И просит она не о здоровье, богатстве, славе – просит о том, чтобы душа жила, чтобы дарованный ей свет не пропал. Разговор об этом разделе я оставила «на потом», хотя он в книге первый. Просто то, что дальше, помогает его понять. Мы уже в какой-то мере вошли в поэтический мир Валерии Салтановой, увидели, что в нём основное (второстепенное пока не обнаружено – улыбаюсь), а теперь добрались и до основы. Те мотивы, которые прослеживаются и раскрываются во всей книге, уже намечены здесь: «Смерти нет, а есть одна любовь: / Перед дверью и за дверью – снова»; «Не нужно быть поэтом, / Чтоб сердцем суть прочесть: / Мы живы только светом, / Ведь свет – он жизнь и есть». Молитвы, обращённые к Богу, и сами пронизаны светом, ведь многие из них – не за себя, а за нас всех:

Господи, дай нам шанс,
Нашей в том нет вины:
Ждём мы надежд аванс,
Злы хоть и неумны.
………………………
Господи, веруй в нас!
Господи, даждь нам днесь…

В этот раздел вошли два стихотворения, совершенно для меня особенных. В них не просто чувствуется глубина веры и чувств лирической героини, в них (я уже говорила об этом, но повторюсь по отношению к этим произведениям) отражён менталитет русского народа. Первое стихотворение – «Мы идём по Ярославлю». Звонкое – перекаты твёрдого и мягкого «р» («Я зажмурюсь и представлю: / Мы идём по Ярославлю / В воскресенье, в Рождество / Под капели торжество»), яркое – синее небо, золотые купола, их даже дождик не приглушит, только отмоет, ещё краше станут («купола горят огнём»), ритмичное – оно будто отправляет нас путешествовать по временам, заставляет почувствовать «Вкус легенды, дух поверья…» Восхищаемся? Да! Удивляемся? Ещё бы! Столько радости – от дружеского общения, красивого города, напоминания о том, как хорошо у нас, здесь, дома. Что ещё надо? А второе стихотворение – серьёзное, сильное, такое нужное нам сегодня («Любовь и вера»):

В недобрый час, в тотальный век
Лжи и обмера
Спасают сквозь слепящий снег
Любовь и вера.

Судьба распнёт, ощерит вслед
Свой зев химера,
Но вновь вдали затеплят свет
Любовь и вера.
...............

Останьтесь с нами в годы сеч,
Как жизни мера,
Святая правда, щит и меч,
Любовь и вера!

Умение радоваться жизни, любить, верить – всегда были и есть сейчас у русского народа. Надеюсь, никогда и не будет иначе. В книге есть раздел «Мне не стыдно быть русской». Всё сказанное к нему и ведёт, им и заканчивается книга…

* * *
Валерия Салтанова – гражданин. Человек, отлично видящий и слабости, и достоинства своего государства, своей страны, своего народа. И уже не первый год, даже не первый десяток лет она пишет о том, как убивают русскую культуру, уничтожают народ:

Нас тихо убивают влёт,
Топя среди других народов –
На уровне культурных кодов
Расправа адская идёт.

Не будет культуры – мы растворимся в море других народов, не будет ни шальной радости, ни душевности русских песен, не будет и нас самих. Останется прагматичный, равнодушный человек, который станет таким же, как все, идеально толерантным, но вряд ли его можно будет назвать живым. И это страшно. Но не безнадёжно:

Среди лесов, степей, болот
Народу – волюшка, не клетка!
Он здесь прописан кровью предков,
Наследный принц – не нищеброд!

Ещё он, верю, сбросит гнусь
Назло бесову хороводу…
…Как в зеркало, в речную воду
Алёнушкой глядится Русь.

Стихотворение написано в январе этого года, а уже через месяц с небольшим всё изменилось. И оказалось, что «К прилагательному “русский” / Прилагается судьба». И кто-то готов к этой судьбе, а кому-то срочно надо от неё спасаться. И прозвучало сразу же, 24 февраля, что «русским быть стыдно». И многие – кто-то только в первый момент, кто-то насовсем – согласился и смирился с этим постулатом. Но не Валерия Салтанова, написавшая стихотворение «Стыд», которое, как и многие другие произведения, не поднимается рука сокращать:

Стыдно быть русским? За русских вам стыдно?
Дом мой родной, страстотерпица Русь!
Что ни крикун – то ханжа иль ехидна…
Вас я, стыдящихся, нынче стыжусь.

Совесть терзая бессонно и горько,
Вести с Донбасса катились рекой…
Если и стыдно за что-то, так только
За относительный сердца покой.

Стыдно, что счастья желать я посмела,
Мучеников обойдя скорбный глас!
Стыдно за то, что помочь не сумела –
Отгородилась, смирилась, сдалась…

Стыдно чумного веселья «элиты»,
Тьмы лицемерья, бездействия, лжи…
Предали родину космополиты,
Сдали без боя ее рубежи…

Общее тесто с врагом замесили –
Так, чтоб кровавые реки лились, –
Как же стыдитесь теперь вы России,
Как вы легко от неё отреклись!

Сняты последние путы с рассудка,
Сердце сковала тяжёлая грусть…
Но не за русскость мне стыдно и жутко –
Вас я, стыдливых, смертельно стыжусь.

Многое сегодня изменилось. Но те, кто умеет сопереживать, верит в добро, верит не только в своё предназначение, но и в общую судьбу с народом, всегда в трудные времена будет со своей страной. Это дорога Валерии Салтановой, тяжёлая, но единственно возможная. Ей не по пути с теми, кто прославляет Иуду:

Кем ты взрощено, лживое племя,
Недовольное всеми и всем,
Что живёт будто вместе со всеми,
Да выходит, не вместе совсем?!

И больнее всего, что вроде бы были своими… эти «перемётные дети России».
А у поэта снова молитва, и снова не о себе – о российских воинах, которым она так нужна сейчас:

Пусть спасутся – таской, каской,
Материнскою молитвой,
В дни поста им перед Пасхой
Пусть ничьей не стать ловитвой.

Столько боли за народ – свой, украинский, за всех невинных, но и столько ненависти к тем, кто разжигал пламя вражды, одурманивая людей ложью. Наша сила – в единении. И пусть страшное выпало нам время, оно дало шанс («Шанс»):

Каким бы судьба ни снабдила подарком,
Роптать недостойно – грешно обижаться.
Нам выпала честь в этом времени жарком
России служить. За Россию сражаться.
…………………………………
Мгновения не хороши и не плохи,
Пока их ветра перемен не коснутся…
Знать, выпал нам шанс стать сильнее эпохи:
Стать вровень с Россией, с ней вместе очнуться!

Это даже не раздел книги – единый цикл, монолит. Настолько прочно спаяны чувствами и мыслями автора стихотворения. Стихотворения, позволившие сегодня быть на одном ратном поле с Россией, вровень с ней тем, кто готов защищать русских людей и русский язык.

Книга сложная, разноплановая и при этом сплетённая воедино струнами любви, верности, добра и света. Пусть у неё будет много читателей, готовых задуматься.


Рецензии
Поздравляем, Лерочка!

Саша и Таня

Кованов Александр Николаевич   01.01.2023 17:21     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогие!
С Новым годом! Счастья, мира, вдохновения, лада!!!

Валерия Салтанова   01.01.2023 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.