Мадрид

Мне нравится путешествовать по большим городам - столицам европейских государств (мегаполисам). Мы с женой уже побывали в Париже, Лондоне, Берлине, Киеве, Москве, Вене, Праге, Будапеште и в других городах. Мнение, положительное или отрицательное о городе, которое складывается после его посещения, очень субъективно. Иногда впечатление о нём может возникнуть в результате единственного неприятного инциндента, происшедшего конкретно с тобой. Например, такой неприятный инцидент произошёл со мной и моей женой, когда мы были в Праге. У меня из сумки украли кошелёк со всеми деньгами и кредитной карточкой, и нам пришлось два дня провести на голодном пайке- засохшем куске сыра, и орехов, случайно сохранившихся в сумке. Хотя и через два дня нам из Нью-Йорка срочно прислали новую кредитную карточку, которую я заказал по телефону через израильский банк непосредственно из Праги, тем не менее осадок остался, и после этого у нас долгое время не было никакого желания ехать в Прагу снова. И только через несколько лет, когда горечь потери постепенно испарилась, мы снова туда поехали. Поездка прошла отлично, нам очень понравилось, и Прага стала одним из любимых городов, в который мы готовы поехать ещё раз.
Открою вам секрет, почему мне нравятся большие города. В этих городах есть всё, что мне и не только мне нужно для отдыха и приятного времяпровождения. Кривые улицы со старыми домами с причудливой архитектурой: классицизм, готика или барокко. Большие замки, храмы, дворцы и, конечно,  музеи. Музеи, где хранятся известные шедевры искусства, картины и скульптуры, а также музеи, связанные с современной технологией (история, наука, авиастроение, космос). В больших городах также всегда имеются просторные парки, где много деревьев и тени. Такие парки особенно приятно посещать летом, когда в Израиле задыхаешься от жары. Есть в этих городах и рестораны с изысканной, местной, необычной для нас кухней – деликатесами, которые можно позволить себе только заграницей. В большом городе почти всегда найдётся возвышенность или гора, откуда открывается чудесная панорама на весь город. Если такой возвышенности или горы нет, то всегда можно подняться по ступенькам или на лифте на высотное здание и увидеть чудесную панораму города с высоты полёта птиц.
О Мадриде я мечтал давно, потому что он отвечал, в той или иной мере, всем перечисленным критериям большого европейского города, столицы европейского государства, бывшего когда-то империей. Здесь было много из того, что мне хотелось посмотреть. Старинные дома и улочки, национальный музей Прадо, королевский дворец, парк Ретиро, экспонаты, вывезенные из нового света, например, золото инков, а также попробовать блюда испанской кухни, характеризующие разные регионы страны.
Я заказал билеты на полёт в Мадрид в испанской авиакомпании Air Europa. Нашему вылету помешала новая вспышка ковида. Компания Air Europa, как и многие другие компании, приостановила свои полёты и начала переносить даты их вылетов. Эти переносы с уведомлением продолжались несколько месяцев. В конце концов эта компания отменила их совсем, обещав выплатить всю сумму, затраченную на билеты. Для этого нужно было только заполнить необходимые бланки и получить деньги в банке на свой счёт. Это оказалась не так просто и легко, как казалось вначале. Я начал заполнять бланки необходимыми данными, получал подтверждение, что бланки заполнены правильно, и отправлял им. Через какое-то время получал ответ, что что-то не в порядке с данными, и бланк нужно заполнить снова. Я заполнял снова и отправлял, но это не помогало. Опять приходил ответ, что что-то не в порядке и просьба снова заполнить бланк. Я позвонил в Air Europa, они извинились, сказали, чтоб я не отчаивался, и что всё будет в порядке. После этого на каждый заполненный бланк начал приходить новый незаполненный без всяких комментарий. И тогда я понял, что это футбол в одни ворота, и эту испанскню слаженную команду мне не победить.
Поскольку футбол в одни ворота надоел и к этому времени ковид из серьёзного заболевания превратился в подобие гриппа с лёгким насморком, а желание побывать в Мадриде не поубавилось, я заказал билеты на рейс в Мадрид через посредническую компанию KIWI. Это был транзитный полёт в Мадрид через Софию компанией WIZZAIR и RYANAIR, а обратно уже знакомой компанией Air Europa. Такой полёт оказался самым дешевым и удобным, не нужно было лететь ночью, хотя и до Мадрида надо было добираться двумя самолётами. После заказа билетов на самолёт я начал по интернету искать подходящую гостиницу. К качеству отеля я довольно равнодушен. Может быть, когда со временим когда я стану старше, то оценю удобства, которые они могут предоставить.
Я нашёл небольшую и недорогую гостиницу в центре Мадрида для романтического отдыха без детей с бассейном  "Hotel for adults". Эта гостиница нам подходила. После длительных прогулок по городу нам нужно было тихое место отдохнуть и хорошо выспаться и не более того. Когда всё необходимое для поездки было заказано и оформлено, мы начали ждать день отлёта и вот он наступил. Мы сели на самолёт компании WIZZAIR и вылетели в Софию. Полёт проходил гладко. Только в конце, за несколько минут до посадки, когда пассажиры уже приготовили ладони для бурных аплодисментов, послышался звук складывающихся шасси и самолёт вдруг
резко дёрнулся и опять взвил в воздух. Пилот объявил что-то по громкой связи, то, что я не расслышал и не понял. Моя жена заволновалась и спросила, что, что он сказал? Я хотел её успокоить, и чтобы не ударить в грязь лицом, поскольку являюсь в семье ответственным за связь с туземцами, говорящими на английском языке, перевёл. Пилот сказал, что дополнительный ознакомительный круг над Софией, экипаж самолёта выполняет для пассажиров за счёт компании. Жена успокоилась и ещё через несколько минут самолёт под бурные аплодисменты, благополучно приземлился на аэродроме в Софии. У нас оставалось ещё несколько часов до полёта из Софии в Мадрид на самолёте компании RYANAIR. Софийский аэропорт оказался очень маленьким, может быть чуть большим, чем наш в Эйлате. Мы дополнили наш панорамный круг над Софией ещё тремя дополнительными кругами по Софии внутри софийского аэропорта. У нас было много времени и от нечего делать мы начали изучать болгарский язык. От многих людей я слышал, что болгарский язык очень похож на русский. Тем не менее были и такие, которые говорили, что хотя болгары и русские братья их языки очень отличаются. У меня появилась возможность определить, кто из них прав. Понять язык вывесок в аэропорту можно было без труда. Хотя и были такие слова, которые писались также как русские, но имели другие значения. Среди пассажиров, совершающих вместе с нами круги по лобби аэропорта, был человек, который помог нам в этом разобраться. Оказалось, например, что дыня - это арбуз, ягода это клубника, стол это стул, а направо это прямо. После этих объяснений я попробовал понять, о чём говорят окружающие нас болгары. Хотя, как мне казалось, я и слышал знакомые слова, но не улавливал смысла предложений. Наконец объявили полёт на Мадрид, и мы побежали сдавать чемоданы, которые нам порядком надоели. Все круги по аэропорту мы совершали вместе с ними. Во время проверки ручной клади произошёл ещё один смешной инцидент. Когда мы подошли к конвейеру, жена мне сказала, что нужно выбросить бутылку с водой. Мне хотелось пить, и я начал жадно пить из неё перед тем, как выбросить. Проверяющая ручную кладь строго на меня посмотрела и сказала: "мистер, это не ресторан, выбросите бутылку". От неожиданности, не допив, я выбросил бутылку в урну. Только потом я понял, что произошло. Привычка, выработанная ещё в СССР сработала. Если официальное лицо строгим голосом говорит тебе что-то сделать, ты прежде всего выполняешь, а потом думаешь правильно ли ты сделал. До Мадрида мы долетели благополучно, взяли первое попавшееся такси и поехали в нашу гостиницу.
Наш таксист оказался весёлым симпатичным парнем, который кое-как говорил по-английски. Он всё время чихал и кашлял, но маску не надевал. Я в шутку спросил не ковид ли у него. Он вполне серьёзно ответил, скорей всего это грипп, но, когда ковид переносится даже легче чем грипп, кто его знает, что это такое. Мы на всякий случай натянули маски и перестали с ним разговаривать. Но это его не остановило. Он был истинным патриотом своего города и продолжал болтать о его красотах и достопримечательностях, чихая и брызгая на нас слюной. Когда мы приехали в нашу гостиницу уже стемнело. Расплатившись с таксистом, мы подошли к регистратуре нашей гостиницы. Я осмотрелся, на стене висела рекламная картина- два молодых улыбающихся мускулистых парня, погруженные в ванну с пенящейся водой, тёрли друг друга мочалками. При более внимательном осмотре происходящего вокруг я заметил, что по лестнице поднимается парочка, нежно державшая друг друга за талию. Это были высокий широкоплечий темнокожий парень и красивое, бледное, белокурое, хрупкое создание, тоже парень- мечта романтических натур женского пола. Это было не совсем то, что мы ожидали от гостиницы, в которой будем жить. Служащий в регистратуре, увидев нашу реакцию на рекламную афишу и проходящую парочку, начал нас убеждать, что их гостиница лучшая в городе, и что у них даже есть бассейн, которого обычно не бывает в гостинице в центре Мадрида. Мы сказали, что вряд ли им воспользуемся. На что он, загадочно улыбаясь, ответил, но у вас же есть возможность и это большой плюс. О минусах он говорить не стал. В этот день мы очень устали и у нас не было желания спорить и что-то доказывать. Будь, что будет подумали мы и поднялись в наш номер. Номер оказался небольшим, но удобным. Освещение немного экстравагантное, но рекламных афиш и картин предосудительного содержания не было. Мы успокоились и пошли спать.
На другой день первое впечатление о Мадриде мы получили, сев в автобус Madrid city tour. Купили билеты на два дня. Этот автобус оказался очень удобным видом транспорта для знакомства с городом. Можно было на любой остановке выйти из него и снова сесть в автобус этой же фирмы, идущему по этому же маршруту.И это можно было делать столько раз сколько захочется. В автобусе был аудиогид на многих языках. Среди них был и русский.
Когда мы установили аудиогид на русский канал, кроме шума ничего не было слышно. Мы подумали, что это может быть из-за русофобии, о которой так много говорили по российскому телевидению. Мы спросили у водителя почему нет русского языка, он сказал, что не знает почему. Это было странно, и мы тоже заподозрили его в русофобии. Мы, как истинные патриоты русского языка, с возмущением пересели в другой автобус, идущий по тому  же маршруту. Настроили аудиогид на русский язык, и о чудо, он заговорил на русском. После этого мы заключили, что никакой русофобии в Испании нет и русофобия – это происки кремлёвских пропагандистов. В дальнейшем мы в этом убедились. Между собой  говорили только по-русски и никакой ненависти не чувствовали, а даже наоборот, жители Мадрида , зная, что мы туристы из России или из какой либо другой страны, где говорят по русски, были благожелательны,  всегда улыбались и пытались нам помочь. Вечером, когда мы вернулись с нашей первой прогулки по Мадриду, вспомнив загадочную улыбку служащего в регистратуре, мы всё таки из любопытства пошли в бассейн. Он находился на девятом этаже, с которого открывался шикарный вид на Мадрид, что с лихвой компенсировало некоторые неудобства, связанные с ориентацией нашей гостиницы. Мы заказали напитки, полагающиеся нам бесплатно, как гостям в первый раз посещающим бассейн, и начали с любопытством наблюдать за происходящим
. Кругом было много молодых людей - красивых парней и девушек. Они весело смеялись, обнимались и даже целовались, дурачились и подшучивали друг над другом, иногда окунаясь в бассейн. Играла музыка и было приятно находится в их обществе. Вообщем мы не плохо провели время. Выпили ещё по два бокала за наш счёт, и тоже дурачась, окунулись в бассейн и довольные пошли спать.
Эрнест Хемингуэй писал о Мадриде …..
"Мадрид странный город. Он вполне современный и без всякой экзотики: нет национальных костюмов, которые можно наблюдать в Германии. Нет уголков с местным колоритом на потребу туристам. Но если узнать его поближе, то можно почувствовать, что это самый испанский город и что жить в нём очень приятно. Мадридцы чудесный народ и погода там отличная. Только в Мадриде вы почувствуете подлинную сущность Испании, её квинтэссенцию……
После автобусной экскурсии, которая была довольно поверхностной, мы решили добавить знания о Мадриде, взяв ещё одну пешеходную экскурсию с местным гидом. Наша экскурсия начиналась с площади "Пуэрта-дель-Соль"- ворота солнца, которая находилась недалеко от нашей гостиницы. После осмотра этой площади и рассказа о ней нашего гида мы пошли в сторону площади "Плаза Майор" – главной площади. Прошли её и далее двинулись в сторону рынка Сан-Мигель. Прошли через него. Увидели много вкусняшек, которые там продавались. Затем прошлись по тенистым улочкам самого богемного района литераторов, где жили и были похоронены Лопе де Вега и Мигель де Сервантес. По дороге зашли в магазинчик и попробовали знаменитую сангрию, с которой мы были ещё знакомы по Барселону. Этот напиток напомнил мне похожий напиток под названием "Солнцедар", плодово- ягодное вино, креплённое спиртом, которое я в молодости пил в Ленинграде (Питере). Приятное на вкус, дешевое, быстро опьяняющее, и после которого тянет на подвиги. Прошли недалеко от парка Ретиро и музея Прадо и закончили нашу экскурсию у стен Королевского дворца. Наша экскурсия была длительной, познавательной и утомительной. Мы устали и проголодались. Многие начали интересоваться, где можно пообедать. Наш гид рассказал историю про один ресторанчик, который находился недалеко от места, где проходила коррида в Мадриде. "Один турист после корриды по совету друзей-мадридцев зашёл пообедать в этот ресторан. Официант предложил ему коронное фирменное блюдо ресторана- бычьи яйца, сказав, что, если он хочет получить истинное удовольствие от еды и попробовать, что-нибудь оригинальное, то должен заказать именно это блюдо. Он так и сделал. Принесли большие бычьи яйца, они были сочные и очень вкусные. Эти яйца ему очень понравились. На следующий день тоже была коррида и после неё он снова зашёл в этот ресторан и опять заказал яйца. В этот раз ему принесли маленькие и сморщенные. Он очень удивился и спросил почему вчера яйца были большие и сочные, а сегодня маленькие и сморщенные, на что официант сказал. "Синьор, неужели не понятно. Вчера на корриде тореадор победил быка, а сегодня бык победил тореадора". После этого, воодушевлённые и заинтригованные рассказом гида, мы расспросили его, как по- испански называется это блюдо. Оно называется "Huevos de toro" сказал гид. Мы спросили, где этот ресторан находится и как он называется, и не отставали от него пока он не выдал его название и месторасположение. Поставив название ресторана на навигаторе, мы и ещё одна пара из нашей группы, пошли его искать. Он оказался довольно далеко, но мы проявив упорство, действительно нашли ресторан с таким названием. Когда мы вошли и нам принесли меню, я начал искать блюдо с названием "Huevos de toro" , о котором говорил наш гид. Не найдя блюдо с таким названием, я подозвал официанта и сказал, что я не вижу в меню блюда, которое называется "Huevos de toro". Официант улыбнулся и сказал, что такого блюда у них сейчас нет, но есть блюдо, которое называется "Rabo de toro" (хвост быка). Оно подаётся в соусе с красным вином, и ничем не уступает, тому блюду, которое мы хотим заказать  и даже превосходит его. Я прогуглил "Rabo de toro" и вот, что было про него там написано. "Бычий хвост, тушенный в красном вине. История этого блюда начинается со времён зарождения корриды, оно было дорогим и редким. Готовили его из хвостов быков, убитых на корриде. Оно получается в результате долгого тушения на маленьком огне. В процессе тушения хвост становится очень нежным и его мясо буквально отходит от кости". Мы все заказали "Rabo de toro" и не разочаровались. Еда действительно оказалась очень вкусной. Запив хвосты сангрией и расплатившись, мы покачиваясь, двинулись в сторону нашей гостиницу. В гостинице мы опять провели вечер в бассейне.
На другой день мы пешком пошли в музей Прадо. Он оказался недалеко от нашей гостиницы. На телефоне у нас была программа-навигатор, которая за 20 мин. привела нас к музею. Приятно утром пока ещё не жарко прогуляться по незнакомому городу, посмотреть на случайных прохожих, занимающихся своими делами. Вступить, в контакт с городом, поддаться ощущению непривычной реальности, которая отвлекает от повседневных мыслей, почувствовать красоту раннее невиданных улочек, зданий и сквериков. В музее Прадо находится самая большая коллекция картин Гойи, Босха, Рубенса, Эль Греко и т.д. Мы были более или менее подготовлены и знали, что мы хотим посмотреть. Прежде всего мы нашли картину Босха "Сад земных наслаждений. Эта картина-триптих, описывающая третий день сотворения мира. Она состоит из 3х панелей - Рай, грех, преисподняя и ад, в таком виде, как они описаны в библии. Фантастический ирреальный пейзаж очень впечатляет и заставляет подумать о том, стоит ли нам грешить, если ад вдруг действительно существует и наказание такое суровое. Вторая картина, которая произвела на нас большое впечатление это "Расстрел 3 мая" Франциска Гойи. Эта картина считается величайшим творением Гойи. Она стала символом патриотизма испанцев нежелание их подчиняться власти, которая им не нравится. На ней изображается казнь повстанцев в Мадриде в 1808 году. Ещё одна картина Гойи, которая очень поражает это "Сатурн, пожирающий своего сына". Эта картина актуальна и в наши дни и является гротескным символом, на что могут пойти авторитарные правители, когда их власть подходит к концу и существует реальная угроза их свержения. Была ещё одна картина, которую я хотел посмотреть это "Обнажённая Маха", о которой я читал в книге Леона Фейхтвангера. Эту картину Гойя писал во времена инквизиции. Существует ещё одна картина Махи, которую написал Гойя. Это "Одетая Маха", но она менее интересна, хотя бы по той причине, что Маха одета. После зала Гойи мы нашли зал Рубенса и там его картину "Три грации". Хотя, и грациями по современным понятиям их можно назвать с большой натяжкой. На ней изображены три обнимающие друг друга обнажённые женщины весьма пышных форм. Не надо забывать, что такие формы в те времена были в моде. Но, как говорится, о вкусах и о моде не спорят. Прототипами всех трёх изображённых художником женщин, как говорят специалисты, были жёны Рубенса.
Описанные выше картины – это лишь малая часть тех картин, которые мы видели, и минимальная часть тех картин, которые представлены в музее Прадо. Переходя из зала в зал, и рассматривая картины мы забыли о времени, и о том, где мы
 находимся . Мы долго гуляли по музею, пока не вспомнили, что на сегодня у нас есть ещё планы и пора уходить.
Около музея Прадо находится Королевский ботанический сад. Туда мы и отправились отдохнуть после пережитых ощущений, связанных с посещением музея. В этом саду находятся более 5000 тысяч видов растений, среди которых 1500 деревьев. Растения привезены из американского, тихоокеанского и европейского регионов. Разработкой проекта этого сада занимался известный архитектор Франческа Сабатини. Сад очень ухоженный. В нём имеется маленький пруд с фонтаном. Тенистые аллеи со скамеечками, где можно посидеть и отдохнуть от назойливого солнца. Мы гуляли в этом саду пока не проголодались.
Обедать на этот раз мы решили пойти в рыбный ресторан. Испания окружена морями и в ней отлавливают огромное количество рыбы. Эта рыба транспортируется по всем городам Испании, включая, конечно и Мадрид. Количество отлавливаемой рыбы в Испании, в процентах очень зависит от региона страны. Например, в Барселоне он очень высокий, а в Мадриде нулевой. В ресторане Элла заказала по рекомендации официанта рыбу, которая называлась Дорадо (золотистый морской карась). El Dorado-легендарная "золотая страна", которую искали конкистадоры. Я заказал, блюдо, которое раньше никогда не пробовал – жаренного осьминога. Принесли заказ. Дорадо был запечён целиком в духовке, плотное белое мясо и мало костей. Осьминог оказался довольно странный на вид. Нарезанные на кусочки щупальца, светло- коричневого, золотистого цвета. И рыба, и осьминог оказались очень вкусными. Мясо осьминога напоминало мясо кальмара, но мягче и нежнее. Мне понравилось. К тому и другому блюдо подходило белое вино, которое мы и заказали.
Чтобы разнообразить наше путешествие, мы решили посетить ещё какой-нибудь небольшой городок недалеко от Мадрида. Мы рассмотрели две опции Толедо и Сеговия. Я ещё в юношестве читал книгу Фейхтвангера "Еврейка из Толедо" и она мне очень понравилась. Я рассказал жене Элле о том, что мне понравилось в этой книге, и мы решили выбрать Толедо. Вот, что писал о Толедо Фейхтвангер.
... Многочисленные евреи, бесправные при вестготах, при мусульманах получили гражданские права. При власти халифов евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения их собственного храма. Евреи поставляли халифам министров и врачей, основывали мануфактуры, вели широкую торговлю, посылали свои корабли во все семь морей.
Кузнецы Толедо с непревзойдённым мастерством изготовляли всё нужное для мирного обихода и для военных целей. Мечи, шпаги и кинжалы, выкованные этими кузнецами, были острее и красивей, чем у немусульманских народов, и весь христианский мир говорил о них с опаской.....
Мы заказали автобусную экскурсию в Толедо с ивритоговорящим гидом. Остановка нашего автобуса, на котором мы собирались поехать в Толедо, находилась на улице Gran Via — «большая дорога») — улица Мадрида, неофициально считающаяся главной улицей столицы Испании. недалеко от здания "Метрополис"- высотное здание с красивой крышей, покрытой листами золота и крылатой фигурой победы, венчающей здание. Толедо - это знаменитый «город трех культур» расположен очень близко от Мадрида— всего в 70 километрах. Туристический автобус, на котором мы ехали, довёз нас до него за час. Толедо расположен на излучене реки Тахо. Панорама города, которая открывалась с вершины, на которй наш автобус остановился, была очень живописна. Открывался вид на шедевры мусульманского и христианского зодчества, замок Алькасар, собор святой Марии и другии фундаментальные здания. Далее наш автобус поехал в сторону старого города. По дороге мы заехали в "пропитанную стариной мастерскую" (по выражению гида) по изготовлению клинков и мечей из толедской стали. Наш гид сказал, что он подготовил для нас две достопримечательности - две местные атракции, которые он хочет нам показать. Первая атракция это место, где нам продемонстрируют весь процесс изготовления меча из толедской стали, а второе это магазин, где мы сможем купить разные виды оружия или части доспехов из этой стали. Гид не сказал о третьей очень важной для нас атракции и достопимечательности этой мастерской - местный туалет, куда после длительной поездки устремились все пассажиры нашего автобуса. Он оказался настолько "пропитанным стариной" и вонью, что все мужчины нашей группы, выскакивали из него через три минуты, даже не успев застегнуть ширинки. После туалета кузнец возле горна показал нам , как в древнем Толедо изготовляли меч. А мальчик, одетый в доспехи, виртуозно помахал этим мечом, напугав голубей, которые тоже прилетели полюбоваться искусством древних толедских воинов. Второй атракцией, куда нас повели после первой и третьей был магазин, где можно было приобрести главный сувенир, который обычно привозят из Толедо - кинжал из толедской стали. Кинжал оказался дорогим и поскольку идти на войну мы не собирались, то купили нож из этой же стали, которым до сих пор пользуемся на кухне. Далее мы поехали на автобусе в старый город. В старом городе мы посетили церковь Святого Фомы Апостола. Нам рассказали о картине Эль Греко, которая там находилась. Эта картина является шедевром и называется "Погребение графа Оргаса". После этого мы потопали по булыжной мастерской к синагоге дель Трансито, находящейся в старином еврейском квартале. Фасад синагоги оказался довольно скромным. Эту синагогу христиане успели превратить в церковь. Интерьер главного зала оказался интересным : утончённые фризы и резной потолок. В этом же здании находился музей сефардов, посвящённый истории, искусству и религиозным традициям испанских евреев. От пережитых впечатлений и переживаний у нас разыгрался аппетит. Мы пошли в ресторан и заказали, как истинные испанцы хамон, а на закуску марцепан. Ещё немного погуляли по городу и вернулись к нашему автобусу, который повёз нас обратно в Мадрид.
В этот день мы планировали посетить королевский дворец. Билеты мы купили по интернету on line, не стоя в очереди в кассу.
Наш путь к королевскому дворцу проходил через две главные площади Мадрида - площадь Пуэрта дель Соль и площадь Пласа Майор.
Площадь Пуэрта дель Соль – самое оживлённое место в центре Мадрида. Она является центральной отправной точкой всех городских улиц, а также автомагистралей страны (нулевой точкой) – этот факт зарегистрирован памятной табличкой, установленной на тротуаре площади. Эта точка является символическим центром Испании. На пощади находится известная статуя "Медведь и земляничное дерево", геральдический символ Мадрида. Сфотографироваться около медведя и потереть его бронзовый зад, значит тоже самое, что бросить монету в фонтан Треви в Риме, а именно привлечь удачу и вернуться на это место ещё раз. После того,как мы потёрли задницу медведя на этой площади площади,  мы направились к ещё одной главной площади Мадрида Пласа Майор. Пласа Майор, считается одной из старейших площадей в городе.
Попасть на эту площадь можно через одно из девяти ворот- это девять сквозных арок, прорезанных в зданиях, каждая из которых ведёт в ту или иную часть города. На этой площади находятся множество старых магазинчиков, кафе и ресторанов, сохранивших свой облик ещё с XIX века. На соседней улочке расположен самый старый ресторан в мире — El Botin. В самом центре площади установлен памятник королю Филиппу III. Пласа-Майор была первой в Мадриде площадью, где проходила коррида, а арена была декорирована самим Гойей. Пласа-Майор была также знаменитым местом казни во времена испанской инквизиции. Мы вышли через одну из арок на одну из главных улиц, которая и привела нас к королевскому дворцу
Королевский дворец в Мадриде является одной из самых больших королевских резиденцией в Европе (более 3000 залов), хотя и Эрмитаж в Питере будет побольше и повеличественней, но и в мадридском королевском дворце есть, что посмотреть. Парадная лестница из цельного куска мрамора архитектора Сабатини. Коронная комната, где хранятся трон, скипетр, корона и полный костюм доспехов, который носил император Карл V. Во дворце много залов, где представлены коллекции произведений искусства-картины Караваджо, Гойи и Веласкеса. Есть зал, посвящённый музыкальным инструментам, сконструированными и созданными Страдивари.
Сады Сабатини находятся рядом с королевским дворцом. Поэтому после посещения королевского дворца мы зашли в эти сады. Сады Сабатини, как бы являются, продолжением королевского дворца. Посреди садов находится пруд прямоугольной формы. Он окружён фонтанами и скульптурами из белого мрамора. По совету друзей мы оставались в этих садах до захода солнца. И действительно, когда лучи заходящего солнца, озарили скамейку, на которой мы сидели, дворец, деревья, пруд и скульптуры, вся атмосфера вокруг изменилась, осветилась и пропиталась загадочностью и романтичностью, как бы являясь естественным фоном для гимна уходящему солнцу.
В этот день на повестке дня у нас был парк Ретиро -cамый известный парк Мадрида. Мы настроили нашу программу - навигатор на телефоне на месторасположение этого парка и уже через 20 минут были у его главного входа. Парк Ретиро - очень красивый ухоженный и просторный парк, огромная зелёная территория, покрытая деревьями кустарником, прорезанная живописными аллеями, окружёнными цветами Он очень хорош для неспешных пеших прогулок. В парке много скульптур и фонтанов. В середине находится большое озеро, над которым возвышается на пьедестале статуя короля Альфонса-IV, окружённая колоннадой. По озеру плавают лебеди, гуси и лодки с туристами и местной публикой. В глубине парка есть мало посещаемая зона, где по тропинкам гуляют павлины, а в кронах деревьев прячутся разноцветные попугаи. Очень впечатляет фонтан "Падший ангел" и стеклянный дворец. Мы прошлись по главной аллее. Полюбовались фигурными арками, беседками, окружёнными цветами и закончили нашу прогулку у стеклянного дворца. Наш обратный путь в гостиницу из парка Ретиро проходил через площадь Испании. Посреди площади Испании находится скульптурная композиция, в которой много знакомых персонажей. Сервантес сидит на пьедестале и смотрит на Дон Кихота и Санчо Панса. Слева и справа скульптуры двух Дульсиней. Одна реальная крестьянка. Вторая утончённая, богато одетая барышня, воображаемая романтичным героем. На вершине монумента виден глобус, символизирующий распространение испанского языка во всём мире. С другой стороны композиции сидит на троне мраморная Изабелла Португальская, а у её ног бьёт фонтан. Обедать мы пошли пешком на рынок Сан-Мигель. Когда во время обзорной экскурсии с гидом мы проходили недалеко от рынка Сан-Мигель, он нам сказал, что этот рынок является одним из достопримечательностей Мадрида и его стоит посетить, если мы захотим перекусить или даже пообедать. Там есть всё: фрукты, овощи, разная выпечка, морепродукты, икра красная и чёрная, тапасы. Всё это можно запить вином или пивом, которые тоже там продаются. Он также сказал, что там нужно быть осторожным-воруют, могут украсть кошелёк из сумки. Когда мы дошли до рынка перед тем, как в него войти, моя жена, увидев количество "подозрительных" людей, толпящихся около входа, вспомнив предостережения гида, а также то, что случилось с нами в Праге, чуть ли не силой заставила меня переложить кошелёк из сумки в карман брюк со словами" так будет лучше", и самолично застегнула пуговку кармана. Я согласился с этим насилием, забыв, что в этом же кармане у меня хранится маска против ковида. В кошельке было немного денег, меньше 100 евро (к этому времени я уже изрядно поистратился). Когда мы вошли во внутрь, увидев толпы народа, шныряющего между лавками, я инстинктивно потянулся к карману брюк, в котором была маска, расстегнул его,  вытащил маску и натянул её на уши. Жена тоже одела маску, и мы ринулись вперёд, смешавшись с толпой. Первым делом я решил попробовать то, что никогда не ел раньше в повседневной жизни, и мы встали в очередь за устрицами. Когда подошла наша очередь, оказалась, что эти устрицы не такие уж дешёвые 5 евро за штуку. Я полез в карман за кошельком, и к своему ужасу, заметил, что пуговка расстёгнута и кошелька там нет. В растроганных чувствах я сказал об этом Элле. Она расплатилась за 2 устрицы из кошелька, который был у неё в сумке, отметив, что она так и знала, и это то, что от меня следовало ожидать. На, что я моментально прореагировал, отметив. что она сама заставила меня переложить кошелёк в сумку, при этом сказав, что "так будет лучше". Но лучше не было, было почти так же, как в Праге, хотя и потеря не была столь серьёзной. Как  говорится, судьба злодейка и от неё не убежишь. После пропажи кошелька у меня пропал аппетит. Устрица застряла у меня в горле, и я её выплюнул. Она показалась мне склизкой и не употребимой, а совсем не изысканной, как мне говорили раньше. Жена тоже расстроилась хотя это не помешало ей съесть ещё несколько топасов и запить изрядным количеством пива. Я тоже для успокоения съел несколько топасов и запил их двумя рюмками виски и бутылочкой пива. После чего хотя и было обидно, жизнь показалось не такой уж плохой и я подумал, что, если бы украли сумку, в которой были две кредитные карточки и телефон было гораздо хуже.
Вот и настал последний день нашего пребывания в Мадриде. Мы встали пораньше, заказали такси и поехали на аэродром. Нам предстоял перелёт в Израиль на самолёте компании Air Europa Boeing 737-800-самый современный самолёт этой компании. Уже в самолёте у меня начался насморк. Я подумал, что мой организм устал после вчерашних приключений. Самолёт был просторный и удобный и полёт прошёл гладко. После приземления мы поехали домой на такси. Я всё время чихал и сморкался. Чтобы не подвергать риску окружающих, я одел маску. Жена и шофёр, оценив моё состояние, тоже. Приехав домой жена побежала в аптеку покупать набор для проверки на ковид. Я вспомнил состояние водителя такси, с которым мы ехали в гостиницу в Мадриде. У меня было состояние  похожее на его. Не было только его весёлости и пофигизма. Проверка на ковид показала две палочки-положительная на ковид. У жены была одна-отрицательная реакция. Она очень обрадовалась, что сможет завтра пойти на работу. Но я уже тогда знал, что вряд ли ей удастся избежать моей участи и вопрос только времени. Так и вышло. На другой день она начала чихать и кашлять и тест тоже показал две палочки, как и у меня. Для надёжности мы сделали ещё одну проверку в больничной кассе Макаби. Диагноз Ковида подтвердился. Мы чувствовали слабость, лёгкое недомогание, был насморк и небольшая температура. Перестали ощущать запахи. Через неделю мы выздоровели. Окончательное мнение о поездке ещё не сложилось, так что мы пока не знаем, когда поедем снова в Мадрид. Было много положительных и отрицательных эмоций.