Иродиада и ее дочь в Евангелии

Образ Иродиады и её дочери в Евангелиях библейски-иконичен. Дочь Иерусалима отвергает пророка. Иерусалим очень часто символизируется женской фигурой, "дочерью (дочерями) Иерусалима". Но вот, эти дочери  - Огола и Оголива. Они ненавидят пророков, они сбивают с пути народ (в данном случае олицетворяющего народ царя). Младшая девица - противоположность маленькой сестре невесты из Песни Песней. А старшая - Невесте, сестре и супруге Царя. Дщерь Иерусалимская отвергает окончательно пророков. И скоро в Иерусалиме будет убить Царь Израилев. Это икона будущих событий. Она важна для иудеохристиан, поэтому Матфей и Марк пишут о ней, а Лука ( лишь упоминаюший о казни Иоанна Иродом ("Иоанна я обезглавил" - никаких бабских интриг) и Иоанн - нет. Для их богословия этот образ неактуален.

Есть мнение исследователей, что Марк, описывая смерть Предтечи (и события, ей предшествующие) профанизирует и высмеивает Элевсинские мистерии и двух главных их богинь. Такая же полемика в образе исцеления гадаринского бесноватого и утопления свиней.
Если это так, то понятнее, отчего Лука не описывает злобных Иродиаду и Саломею - для него образы эллинистической религии средство миссии, а не ненавистный враг. Он эллинист, человек этой культуры и не противостоит ей, но просвещает ее светом Спасителя.
#Вартимей_Сынтимеев


Рецензии