Мир вчерашнийи мир сегодняшний Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
МИР ВЧЕРАШНИЙ И МИР СЕГОДНЯШНИЙ
ОЧЕРК

        Чем вчерашний мир отличается от мира сегодняшнего? Что ныне изменилось и что стало совсем иным чем было когда-то? И в чем самые характерные черты вчерашнего и сегодняшнего миров в нашей жизни?
        Я не имею в виду незапамятные исторические времена.
       Я имею в виду времена советские которые я отчетливо помню и нынешние постсоветские времена, которые длятся уже ровно тридцать лет, если вести их отсчет со дня официального превращения былого Советского Союза в  итоге печально знаменитого Соглашения лидеров России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще в так называемое Содружество Независимых государств… То есть от времени окончательного распада СССР.
         Я не стану говорить о том, что раньше был у нас социализм. А теперь капитализм. Что тогда собственность «на все  про все» была у нас «общенародной» или в реальности государственной, а теперь всюду господствует частная собственность и так называемое индивидуальное предпринимательство.
            Это итак понятно.
            И во многом не в этих формальных признаках старого и нового, прошлого и нынешнего в жизни человека и общества на просторах России состоит суть дела и  коренные отличия того, что некогда было от того что есть сейчас.
            Раньше в годы советской власти во всех сферах жизни советского человека и общества господствовала НОРМА. Нормировалось все - организация работы в трудовых коллективах и на предприятиях, организация учебы школьников и студентов… И так далее. Существовали даже особые нормы семейной жизни - все знали что должен выполнять советский муж, что должна выполнять советская жена, что должны выполнять советские дети. Я отнюдь не шучу.
             Если советский муж не выполнял положенные ему обязанности в семье - не приносил домой и в распоряжение его советской жены всю зарплату, не заботился должным образом о детях и об их воспитании в советской семье… Тогда советская жена имела право написать на него обвинительное Заявление по месту его работы или службы.
              И советский муж, на которого поступило такое обвинительное заявление его советской жены, неизбежно подвергался разбирательству на собрании трудового коллектива, за которым непременно следовало общественное порицание, лишение премий, льготных профсоюзных путевок на отдых, порой и лишение руководящей должности… И прочее.
              Все было серьезно - муж не соблюдал или, якобы, не соблюдал советские НОРМЫ. И наказание за это  «антиобщественное» поведение являлось в советские времена реальным и суровым.
             Нормировалось в советскую эпоху  буквально все.
              Были например нормы жилой площади на человека.
            Так в Ленинграде где всегда было плохо с жильем существовала норма жилой площади в 5,5 метров квадратных на человека, на которую имел право каждый житель города.
             Если в квартире занимаемой в советском  Ленинграде одной семьей жилая площадь в расчете на одного члена семьи была меньше этой цифры - в соответствии  с данной нормой эту семью ставили на городскую очередь для получения нового жилья уже с соблюдением всех жилищных нормативов.
                В советских столовых были нормы белков, жиров, углеводов и калорий в целом для порционных блюд и для комплексных обедов. Все это была формалистика разумеется. Но руководство  столовых старалось делать вид, что все эти нормативы в их заведении общественного питания строго соблюдаются.
                И ведь фактически нормировались и цены на все виды товаров.    То есть с СССР все цены на товары в магазинах устанавливались Государственным Комитетом по Ценам (как-то так называлась эта государственная структура). Причем, ряд товаров и продуктов в особенности получали при этом заниженные цены - едва ли не ниже их реальной себестоимости.
                Крайне низкими были тогда цены на хлеб, например.
                Это делалось специально - в России традиционно считалось среди народа, что без хлеба человек прожить не может. Потому советские власти делали хлеб предельно дешевым продуктом, доступным для всех и в любом количестве.
                Это приводило, кстати, и к курьезным явлениям.
                Я прекрасно помню, что в северных регионах России куда я в те советские годы нередко ездил в составе археологических экспедиций местное население кормило дешевым хлебом домашнюю птицу и домашний скот.
                Хлеб и булка скупались в этих  северных (и не таких уж северных тоже - начиная например с Новгородской и Псковской областей) регионах как говорится «на корню» - каждый житель любой деревни брал в местном магазине по двадцать или тридцать батонов хлеба ежедневно во вместительный мещевой мешок. Не меньше!
                Хлеб везли в эти деревенские магазинчики целыми машинами, И при этом хлеба в тех краях  все равно было порой  «не достать…»
                Конечно, если коров и свиней хлебом кормить - его и не будет хватать на всю эту прожорливую  публику. Тем более, что ей надо жиреть и давать сало, мясо и молоко в изобилии. Поэтому хлеб в СССР закупали и в Канаде.
                Баснословно дешевой в СССР была рыба. Потому что стоимость дизельного топлива для внутреннего потребления была копеечной.
                Советские рыболовецкие суда «за копейки» бороздили моря и океаны. Вылавливали множество рыбы. Но эта выловленная рыба не давала рыбакам процветания - она стоила копейки. И заработная плата у рыбаков была скромной - она тоже устанавливалась по какой-то абстрактной советской норме.
                Нормы, нормы, нормы… Всюду они были в советской жизни. И все советское общество стремилось к некой тотальной регламентации «всего  и вся».
               В постсоветское время все стало в этом отношении совсем наоборот - нормы и правила исчезли во всем решительно.
                Каждый человек в постсоветском обществе стал по сути дела мелким хищником, добывающим себе пропитание как он только может в диких джунглях  постсоветского общества.
              Никто уже ни с кем и ни в чем не считался. Каждый тянул одеяло на себя. Помогать товарищу или, тем более, помогать ближнему стало анахронизмом. 
                В этом новом мире каждый был в полном одиночестве (если не считать организованную мафию) и сам за себя. И все стремились съесть друг друга без всякого зазрения совести.
                Нажива, нажива, нажива… У кого больше денег - тот и хозяин мира.
                Подобное общественное устройство утвердилось в России с начала 1900-х годов. И  оно в основных своих чертах сохраняется и поныне.
                Происходящие изменения и усовершествования, о которых бывает много шума в печати, носят обычно косметический и декоративный характер.
                В самое последнее время (в последнее десятилетие, в частности) хорошо и выгодно стало быть не просто частным хозяином большого производства или фирмы, обеспечивающей те или иные услуги, но бюрократом, чиновником высокого ранга.
                Дело не в высокой заработной плате такого чиновника и бюрократа самой по себе - дело в том, что он благодаря своему положению и связям быстро оказывается «акционером чего-то там», пайщиком где-то там и девелопером «где-то здесь». И гребет деньги лопатой.
                А в деньгах - счастье в постсоветском обществе. Этого «закона» нашего общества никто не отменял.
                Лучше ли были прежние порядки нынешних? Убежден, что для истории и для страны в целом -- советский строй был не лучше, а намного хуже чем нынешнее российское общество.
                В современных условиях отдельный человек все таки намного свободнее в своей жизни, чем это было в  советском прошлом.
                Сейчас на человека в России все таки не так давят государство и казенное общество с его удушающими личность правилами и нормами. В России стало возможным жить спокойно и дышать свободно. Власти прекратили Россию и русского человека мучить.   
                И это само по себе дорого стоит.

          
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



   
               
               
               
               
               
               
 


Рецензии