Издательство приказало долго жить

Эпилог. Растворяю себя.
Был рахитиком. Непохожим.
Как носился, траву теребя!
Хлопотал по рукам и по роже.

Всё другое потом увлекло?
Нет, всё то же: альбом, планетарий.
Снова в крошку давить-бить стекло.
Подучить, кто зелот, кто сикарий.

Я с дремотой борюсь ввечеру,
есть надежда на сны золотые;
а, когда поутру отомру,
пусть бы дни не кончались благие.

Ибо я многолеткой слыву
средь невидимых и ушедших.
Вот фильтрую базар и молву
длинновласых и полысевших.

То, что будет истёрто в ха-ха,
я храню -- электрично -- в нейронах,
а они ведь ещё не труха,
а застрельщики в дальних промзонах.

Хоть не всё и не вся, но чуток.
О чужих, о домашних и сборах.
О постыдном совсем не молчок.
О триумфах? Скорей, о позорах.


Примечания

Зелоты.

Зелот, зилот — от греческого, буквально «ревнитель, приверженец»:

Исторические понятия
Зилоты (зелоты; I век до н. э. — I век н. э) — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н. э.
Зилоты (XII—XIV века) — политическая партия в Константинополе в XII—XIV веках, находившаяся в противостоянии с партией политиков. Её приверженцы, в числе которых были преимущественно монахи и представители низших городских слоёв, заявляли себя строгими ревнителями церковных правил и добивались, чтобы государство не посягало на права Церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти. Фессалоникийским зелотам удалось наладить эффективное гражданское самоуправление за восемь лет. Они «конфисковали» имущество аристократии и перераспределили их богатство.
Зилоты (XIV век) — греческая антиаристократическая политическая группировка, захватившая на несколько лет власть в Фессалониках в XIV веке.
Современное понятие
Зилоты — современное греческое название монахов, ведущих подчёркнуто аскетичный образ жизни и негативно относящихся к экуменизму и церковному модернизму.
Персоналии
Симон Зелот — один из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа.


Сикарии.

Сикарии (лат. sicarii, букв. — «кинжальщики»; от sica «кинжал») — боевая еврейская группировка, действовавшая в Иудее в I веке н. э. Радикальное, впоследствии отколовшееся крыло движения зелотов, вставшее на путь прямых нападений и террористических актов[1][2]. Цель сикариев — еврейское государство, независимое от Рима.

Происхождение имени
Править
Название сикарии происходит от слова «Sica» (лат. sica — короткий изогнутый меч или длинный кинжал, используемый убийцами), так как члены этой группы носили кинжал под своей одеждой-тогой[3]. «Сикри» было латинским прозвищем убийц, особенно тайных убийц. От этого слова происходит слово «убийца» на латыни (sicarius).

Борьба с римлянами

Сикарии были известны как жестокая группировка, которая не брезговала средствами, включая политические убийства, для достижения своей цели — независимости евреев от Рима. Иосиф Клаузнер относит сикариев к активной группе ессеев, пытавшейся силой привести к власти долгожданного Мессию. Сикарии также выступали против высшего еврейского общества, которое было ближе к римским властям. Например, они подожгли муниципальный архив, где хранились долговые расписки. Подобные их действия вызывали симпатию у беднейших слоев населения.

Боролись с римским влиянием в Иудее, нападали и убивали представителей римских властей в Иерусалиме и лояльных представителей местной знати в городах Иудеи, сжигая их имущество. Среди сикариев были люди разного разбора, включая и профессиональных убийц, которые могли выполнять заказы и самих римлян[4]. Иосиф Флавий сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и заодно давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали короткий меч или кинжал, носимый под одеждой и давший название группировке[2].

Были вместе с зелотами (однако часто конфликтуя с ними) одной из движущих сил в Первой иудейской войне. Вели активные боевые действия, одновременно уничтожая запасы собственного продовольствия для большего ожесточения борющихся евреев[5]. После разгрома некоторое число сикариев бежало в Египет и Кирену, где продолжило борьбу против римлян[6]. Последние иудейские сикарии покончили с собой в Масаде в 73 году после трехлетней осады[7].

В числе вождей сикариев были Элазар бен Яир и Менахем, сын вождя зелотов, Иуды Галилеянина.


Рецензии
Зус…Впечатлил🌞👏✨🕊🧐🍉

Николай Юргель   20.12.2022 18:00     Заявить о нарушении
Чтоб не забыть историю и расширить в области, скрытые в давние годы

Зус Вайман   20.12.2022 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.