Аве, Мария

Мы чистили резервуар.
Это был резервуар -
на сто тысяч тонн "тёмных" нефтепродуктов.
Один за другим
нырнули мы в лазовый люк
и оказались
как бы на круглой сцене:
чёрная стена резервуара
была настолько черна,
что даже не казалась стеной, но -
глубоким, притихшим во мраке зрительным залом.
Мы затащили шланги, эжектор
и встали полукругом.
Мы по колено ушли в мазут,
а вернее - в мазутную грязь,
отстоявшуюся здесь лет за тридцать.
Где-то в насосной включили компрессор,
и тяжёлая вязкая масса
всхлипнула и засопела.
Мы разбивали её струёй воды
и подгоняли, подгоняли лопатами
к всасывающему отверстию эжектора.
Мы не надели противогазы -
в них трудно было ты работать.
Мы сняли с себя всё лишнее
и всё-таки через минуту взмокли -
душно было в резервуаре.
Скрежет лопат по металлическому днищу,
отрывистые фразы,
шум воздуха и воды -
все эти разнородны звуки
словно растягивались, удлинялись эхом
и, переплетаясь, образовывали
один мощный, громоздкий, органный гул...
Вдруг замолчал эжектор.
Мы распрямились и взглянули друг на друга:
забрызганные мазутом белые нижние рубахи,
мокрые, бронзовые в полумраке лица,
бессознательные улыбки
возбуждённых и ещё не усталых людей.
"Перекур?" - спросил недоучившийся художник,
"Рановато", - сказал разочарованный поэт.
А несостоявшийся тенор поднял голову и запел:
"Аве, Мария", -
и все посмотрели вверх.

Сквозь проржавленную, с неровными дырами, крышу
пробивались тонкие лучи,
но рассеивались во мраке,
и к нам, на дно, падал не свет даже,
а лёгкая световая пыль.
И неожиданно проснувшийся голос
легко, без напряжения
выговаривал и выговаривал суровые, непонятные,
архитектурной стройности фразы,
и звуки, обгоняя друг друга,
взбирались, текли к отверстиям потолка
и растворялись там - в мягком, подвижном, солнечном...

И опять вздрогнули шланги, и вздохнул эжектор,
и загремели лопаты,
подгоняя чёрную, разбавленную струёй воды массу
к всасывающему отверстию эжектора.
А потом,
вынырнув один за другим через лазовый люк
на свет, на воздух, на ветер,
мы пошли к своему цеху,
срывая дорогой пучки травы и очищая ими
высокие - до пояса - резиновые сапоги.

(1986)


Рецензии