Итак, всё кончено...

   Моё первое знакомство с "Дубровским" Пушкина состоялось ёщё до школы, в летнем кинотеатре Сада машиностроителей. Картина "Дубровский" режиссёра Александра Викторовича Ивановского производства киностудии "Ленфильм" вышла на экраны ещё в 1936 году, за десять лет до моего рождения. Заглавную роль исполнял мхатовец Борис Николаевич Ливанов, будущий Сталинский лауреат и народный артист СССР. 
   В детском сознании отпечатались лишь два эпизода: приезд Владимира к больному отцу ("- Здравствуй, Володька! - сказал он слабым голосом, и Владимир с жаром обнял отца своего. Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его") и отчаяние Владимира после похорон отца ("...Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушить душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги...").
   Любопытно, но тогда, до школы, я называл Дубровских Троекуровыми, - видимо, последняя фамилия казалась мне более романтичной.
   В шестом классе знакомство с романом продолжилось, стало более осознанным и более детальным. Помню, меня удивило, что Пушкин называл обе части своего произведения ТОМАМИ: мне, по молодости лет, казалось (да, признаться, и до сих пор кажется), что том - это тяжёлая, пухлая книга с очень большим количеством страниц. Однако традиционный пушкинский лаконизм заметно сокращал объемы повествования; иной писатель изложил бы историю Владимира Дубровского не менее чем в формате "Графа Монте - Кристо" Дюма.
   Тогда же я узнал, что роман Пушкиным завершён не был. Мне и это тоже казалось странным: на мой взгляд, судьбы основных персонажей книги определились, возможные конфликты уже разрешились; лишённый всего - и родного дома и любимой девушки - герой, разочарованный и усталый, скрылся зв границу.
   Как следует из черновых бумаг автора, Дубровский под видом англичанина возвращается на родину; старый князь Верейский умирает; Марья Кириловна остаётся вдовой; Владимир женится на ней.
   Правда, об этом сюжетном повороте я узнал гораздо позднее. И почувствовал какую - то нестыковку. Выходит, что Владимир всё же обретает искомое счастье. Но где? В России, на родине, или а Англии (или любой другой европейской стране), на чужбине?
   Герои пушкинской драмы вряд ли прижились бы за границей: как сегодня говорят - менталитет не тот, к тому же жить пришлось бы полулегально с сознанием сотворённой с Владимиром несправедливости и известным чувством вины с его стороны.
   Теперь допустим, что Дубровский навсегда возвращается на родину. Зная дворянскую щепетильность героев, трудно вообразить  семейное счастье на фоне жизни по подложному паспорту в постоянном ожидании разоблачения и ареста.
   Владимир и Марья Кириловна всё ещё молоды: наверняка им захочется иметь
детей и наследников. Какова же будет участь последних, да и положение в свете
Марьи Кириловны, если,паче чаяния, обман Владимира вдруг раскроется?
   Нет, тут что-то не то. Не может Пушкин оставить своих героев в таком "подвешенном виде", в таком беспомощном состоянии. Ясно, что Владимир должен восстановить status quo, получить полное прощение, а может быть, и вернуть себе полусожённую Кистенёвку. Не менее ясно и то, что прощение и восстановление в правах (а также и разрешение на брак с Марьей Кариловной), он может получить только по ВЫСОЧАЙШЕЙ МИЛОСТИ.
   Нечто похожее было в "Капитанской дочке". Маша Миронова, чтобы спасти своего Петрушу Гринёва, припадает к ногам императрицы. Правда, эта встреча оказалась случайной, но опытная Екатерина поняла чувства молодой девушки и приняла её доводы. К тому же (и это  - главное) Гринёв был абсолютно невиновен в тех преступлениях, в которых его обвиняли.
   За Дубровского могла просить только Марья Кириловна (да и то при условии смерти Кирилы Петровича). Но получила бы она желаемое, припав к ногам Александра или Николая? Цену монаршей милости Пушкин знал. Она, Марья Кириловна, ещё могла бы рассчитывать на более или менее благоприятный исход дела, если бы... Это пресловутое "если бы" не вязалось в представлении Марьи  Кириловны о женской порядочности и не соответствовало традициям домашнего воспитания девушек её круга.
   В "Повести о капитане Копейкине" Н. В. Гоголя рассказывается о том, как потерявший на войне с французами руку и ногу беспомощный инвалид безуспешно пытается в Петербурге выхлопотать  себе  заслуженный пенсион,  но добивается лишь высылки из столицы с фельдъегерем. Стоит ли удивляться тому, что вскоре в рязанских лесах появляется новая разбойничья шайка...
   Александровская или Николаевская Россия могла превратить честного человека(даже героя - офицера) в разбойника, но совершить обратный процесс она была не в силах. В истории Владимира Дубровского не могло быть счастливого конца. Вот почему Пушкин не стал работать налд третьим томом романа. На истории Владимира Дубровского была в конце концов поставлена точка.
   Кстати,это поняли и авторы уже упоминавшегося мною фильма, и создатели одноименной оперы (1895 г.) композитор Эдуард Францевич Направник и либреттист Модест Ильич Чайковский. В обоих случаях Владимир Дубровский погибает: в фильме - в бою с солдатами, окружившими его лесной лагерь; в опере - во время последней встречи Дубровского с Марьей Кириловной в доме Троекурова. Лучшая музыкальная характеристика пушкинского героя - это речитатив и ария из оперы Э. Ф. Направника "Дубровский" в исполнении солиста Большого театра народного артиста СССР Сергея Яковлевича Лемешева.
   Музыкальная партия Владимира Дубровского, о которой я говорю, начинается такими же словами, что и монолог главного героя в начале  главы VI-й первого тома романа: "Итак, всё кончено..." Воспоминания - без будущего, любовь - без брака и семьи, дорога - без возврата...

                Эссе из цикла "Живые тени".
               
28.04.2020 г.

Иллюстрация из интернет - ресурсов.               
               


Рецензии