Дневник поэта

  книжка издана в 1929 году
Дневник поэта - книжечка Асеева.
Она из очень дальних давних лет.
Там о России страшного безвременья,
О тех кто делал ей кровавый след.
Знаком был автор с многими агентами.
И людоедам сам же был знаком,
Сначала увлекался он победами,
Но как-то успокоился потом.
  В книжечке есть фраза "В культурном отношении мы отброшены на десятилетия назад". Эта фраза меня потрясла. Старые книги во времена ИВС (истинного воплощения Сатаны) нередко потрясали. Их не успели сжечь или исправить.
Ник. Ник. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (нынешней Курской области) в семье страхового агента из дворян (или агронома). До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. В выходных данных номеров журнала «Проталинка» за 1914 год автор указан, как «Н. Ас;евъ (Штальбаумъ)»; стихотворение Н. Асеева «Ёлкины женихи» в первом номере этого журнала также подписано «Н. Штальбаум». Это намеки на еврейский след в жизни Асеева.

Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла совсем  молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни. Асеев не раз отмечал  влияние деда и бабки на его развитие.

 Курское реальное училище Асеев окончил в 1907 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1908—1910) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915).

В 1915 году призван в армию, но освобождён по болезни (туберкулёз). В 1917 году был вновь призван, служил в запасном полку в Гайсине; был избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков его занесло в Иркутск. Во время гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Там не было многих зверств Гражданской войны. Асееву повезло.Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.
В 1922 году его вызвал в Москву А. В. Луначарский. Опять Асееву повезло. Участник группы «Творчество» вместе с С. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. Один из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930). Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. В. Катаев позднее вывел Н. Н. Асеева в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «соратник».

До  своей кончины в 1963 году, с 31 года, Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, не будучи военнообязанным по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе. Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, находившаяся в то время в заключении, впоследствии обвиняла Асеева в самоубийстве матери. Сын поэтессы Георгий писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…»

Мария Белкина в книге «Скрещение судеб», посвящённой последним годам жизни Цветаевой, пишет, что Н. А. Павлович рассказывала ей как однажды в церкви Юрмалы незадолго до смерти Асеева, она видела его плачущего и молящегося на коленях об искуплении своей вины перед трагической Цветаевой.

Активно помогал молодым поэтам в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти, полные участия в творческой карьере молодого поэта, которого затирали.

Н. Н. Асеев умер от воспаления лёгких (осложнение застарелого туберкулёза) 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на придворном Новодевичьем кладбище советской знати (участок № 6).
Асеев был женат на Ксении Михайловне Синяковой (1892—1985), одной из пяти харьковских сестёр Синяковых, считавшихся «музами русского футуризма». Это ей посвящено стихотворение Асеева «За косы её золотые, за плечи её молодые». Велимир Хлебников посвятил ей пятую часть поэмы «Синие оковы» («И жемчуг северной Печоры / Таили ясных глаз озёра…»).

Сёстрами были увлечены Пастернак, Хлебников и Маяковский. Одна из её сестёр — Вера Михайловна Синякова (1899—1973) — была замужем за поэтом Г. Н. Петниковым (до 1924 года), затем прозаиком С. Г. Гехтом.
После смерти мужа Ксения Михайловна Синякова семнадцать лет прожила гражданским браком с художником-авангардистом Анатолием Зверевым, который был её младше на 39 лет, до самой её смерти в 1985 году.


Начал печататься в 1909 году. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика» (в частности, написал предисловие к дебютному сборнику Пастернака «Близнец в тучах»), затем эти же трое поэтов составили ядро группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).

Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Маяковский писал: "Вот Асеев Колька - этот может, хватка у него моя, а ведь сколько заработать нужно, маленька, но семья". Из того периода поэма «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы» (1920). Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. Этот факт украсил советскую биографию поэта. «Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «ЛЕФ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу «уступок в идеологической сфере» и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Автор произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского).

Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи 20-х, о других деятелях футуризма (будущего).


Рецензии
Благодарна Вам за этот текст. Всего Вам доброго, Владимир!

Моя прабабушка из рода Асеевых, её племянником был Н.Н. Асеев.

Галина Ларская   24.10.2022 21:12     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание и отклик. Пытаюсь информировать.

Владимир Лагунов   25.10.2022 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.