Жизель танцует на крыше

Жизель танцует на крыше
по битым стёклам и грязи,
по рваным мешкам побелки,
истлевшей сухой листве,
осколкам вчерашней жизни,
бесцветным желаньям мелким,
по всем передрягам разом
и хаосу в голове.

Одним аргументом веским,
который никак не вспомнить,
на раме кулисы прежней
застыла, как на кресте,
в немыслимом арабеске
сверкает звездой надежды…
под ней целый мир огромный
вращается в фуэте.

По краю, где бездна близко,
до рая совсем немного,
судьба её в том либретто
свершилась давным-давно…
в ладони пустых карнизов
с пуантов летят пайетки,
как будто посланье Бога,
не принятое в окно.

В закате реальность тает,
и, кажется, не согреться,
эскизы в тумане сонном
становятся неясны.
Там крылышки вырастают,
пусть хрупки и невесомы…
и чьё-то всплывает сердце
в гортани из глубины.


На фотографии –  Ольга Спесивцева, прима-балерина императорского Мариинского театра.


Рецензии
Режьте меня на мелкие куски, жарьте на нерафинированном машинном масле и бросайте их на съедение моим остервенелым внутренним демонам, но во время и после прочтения этого стихотворения перед моим внутренним взором была картина Дега «Голубые танцовщицы».
Является общеизвестным фактом, что это произведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега, когда его зрение ослабло. И художник видимо уже не замечал, как танцуют на крыше по битым стёклам и грязи, по рваным мешкам побелки, истлевшей сухой листве, осколкам вчерашней жизни, бесцветным желаньям мелким, по всем передрягам разом и хаосу в голове, прелестные балерины. Переиначивая критика Эдмона де Гонкура скажу следующее: «стихотворение «Жизель…» смешивает эстетику танца с эстетикой поэзии». Смешать, но не взбалтывать.)))

Дмитрий Куваев   01.04.2024 14:20     Заявить о нарушении
Какой у Вас красивый образный язык, Дмитрий! Спасибо за комментарий и свое видение с/т. Без «балетных терминов» было не обойтись. Не знаю, насколько они передали эстетику танца. Танец и поэзия, согласна с Вами, безусловно, очень близки. И своим языком аллегорий и символов тоже.

Это с/т о России, вернее, моем представлении и отношении к ней. Это балерина, которая танцует Жизель, и много всего другого, которая все знает о себе и своих героинях, и танцует свой танец, несмотря прописанные «либретто». Любовь, что и за гробом не исчезает, рана от шпаги, как травма, «которая не заживет» (Готье). Её танец вечен и надмирен.

Надежда Новицкая 2   03.04.2024 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.