Пёстрый скот Иакова

Третий из великих ветхозаветных патриархов, Иаков появился на свет вторым, держась за пятку своего брата-близнеца Исава - знак того, что он должен будет занять его место. Старший брат Исав стал охотником, человеком полей, а младший - Иаков вел оседлую жизнь. Их соперничество воспринималось христианской теологией как символ конфликта между Церковью и Синагогой, то есть, между христианством и иудаизмом.
В Библии есть несколько притч связанных с именем Иакова.Одна из них о приобретении Иаковом богатства.

Она весьма необычна. На первый взгляд кажется, будто этот умный человек просто перехитрил еще одного своего соперника. Но Иаков более, чем он, возможно, сознавал это, обязан был своим торжеством Богу.

***
После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану:

— Отпусти меня, и пойду я в своё место, и в свою землю. Отдай жён моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

И сказал ему Лаван:

— О, если бы я нашёл благоволение пред очами твоими! Я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. Назначь себе награду от меня, и я дам.

И сказал ему Иаков:

— Ты знаешь, как я служил тебе и каков стал скот твой при мне, ибо мало было у тебя до меня, а стало много. Господь благословил тебя с приходом моим. Когда же я буду работать для своего дома?

И сказал Лаван:

— Что дать тебе?

Иаков сказал:

— Не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих. Отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину чёрную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне. И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придёшь посмотреть награду мою.

***

"И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами" (Быт. 30:37)


***

Пестрого скота (более редкой масти) было меньше чем одноцветного, и Лаван, не видя в этой сделке никакой "угрозы" для себя, быстро на нее согласился. Для вящей безопасности он, однако, поручил скот, отобранный для Иакова, надзору собственных сыновей, а в качестве дополнительной предосторожности назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Теперь он был уверен, что Иакову нелегко будет увеличить поголовье своих стад.

Опытный скотовод, Иаков воспользовался известной с древних времен крайней восприимчивостью овец и коз к внешним впечатлениям во время случки. Пестрые прутья в водопойных корытах, перед которыми спаривались животные, послужили причиной массового рождения пестрого скота.

Прибег Иаков и к другому "селективному методу": когда зачинал скот крепкий (ранней весной), Иаков, который продолжал пасти мелкий скот у Лавана (стих 36), клал пестрые прутья пред глазами скота, и не делал этого, когда зачинал скот слабый. И становился "крепкий" пестрый скот собственностью Иакова, и стал этот человек весьма богатым.

"План" Иакова вызвали к жизни несправедливость и хитрость Лавана, как задолго до того намерение Исаака благословить Исава толкнуло Иакова на обман. В обоих случаях попытки "обездолить" его были Иаковом отражены. Но в конечном счете источник своих побед он видел в Божием благословении, хотя и вынужден был (испытывая страх и гонимый опасностью) расплачиваться за свое "лукавство".

Доказательство Божьего благословения как в процветании Иакова у Лавана, так и в том, что он невредимым вернулся домой.

*
Могли ли эти прутья повлиять на окрас потомства? Возможно, данный метод имел научную основу, хотя и нельзя сказать об этом с уверенностью. (Последние открытия в области генетики свидетельствуют о том, что это возможно). Как еще можно объяснить то, что рождались именно такие животные, которые были нужны Иакову?

Во-первых, здесь могло произойти чудо (см. 31:12).

Возможно также, что Иаков применил здесь хитрость. Текст указывает на то, что он был знаком с наукой о выведении скота. Тщательно отбирая животных для спаривания, он мог не только получить потомство с нужным ему окрасом, но и сделать так, чтобы сильные животные доставались ему, а слабые — Лавану. Вполне возможно, что нарезанные прутья были всего лишь уловкой, с помощью которой Иаков скрывал от других свои секреты скотоводства. Как бы то ни было, за последующие шесть лет на службе у Лавана Иаков очень разбогател.

***

ТОЛКОВАНИЯ


Библия при описании реальных фактов и событий, связывает их с богооткровением и теологически осмысляет. Иаков свой успех в селекции связывал с божественным покровительством. Он признался Лии и Рахили, что во время сезона размножения ему во сне явился Ангел Божий и посоветовал, чтобы «все козлы, поднявшиеся на скот» были пестрые, с крапинами и пятнами». Иаков верил: ему помогал «Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака», (Быт.31:42).
Такое  приобретение  скота  Иаковом   было  ответной  реакцией  на  хитрость  Лавана,  который  много  раз  переменял  слово  своё  для  него  и  не  держал  своих  обещаний  пред  зятем  своим.

***

Свт. Кирилл Александрийский

...Всегда в стадах овец и коз однообразные по цвету более приятны пастухам; а пестрые и с крапинами ставятся уже на втором месте и не в одинаковом положении с другими. Ибо шерсть на них не однообразна, но несколько разновидна, разноцветна и имеет цвета как бы перемешанными. Так и Христос принимает от мира не то, что в нем особенно почтенно и избранно между людьми, но то, что более кажется между ними в унижении и в не равной с другими славе.
... Но если кто хочет точнее исследовать значение пепельного цвета с крапинами, то сей цвет может иметь и иной смысл. Те, которые во Христе, имеют как бы разноцветным благолепие в делах и словах; потому что темный и черный цвет может быть принимаем за образ и сень таинства Христова и может означать темное и неясное для многих слово о Нем. И Премудрость обещает некоторым в изобилии даровать способность разуметь притчи и темную речь, изречения мудрых и загадки (Сир. 39:1-3). Итак, темный цвет гадательно указует нам на глубину и темноту догматов о Христе. А светлость и как бы ясность в делах, и благочестие представляет собою иной цвет, то есть белый. Посему и всех Владыка предуказует очищение чрез веру во Христа.
Итак, для Спасителя всех Христа избранными и стоящими на первом счету являются занимающие в сем мире второе место, поставленные ниже других и в славе превосходимые другими, но имеющие как бы крапины и мысленную разноцветность в отношении к глубине догматов о Боге, богатые словом, для других неясным, и весьма отличающиеся светлостью в благочестии.

***

Павлин Нольский.

На образе этих трех прутьев, раз уж они были упомянуты, мы разберем тайну Царствия Божия. Патриарх выбрал себе три прута от трех деревьев: благоухающий стиракс, гладкий платан и прочный орех. Дух есть платан, Дева - в стираксе, в орехе - Христос. Ведь платан распростер раскидистые ветви, создавая тень - так и Дух Святой, осенив Деву, образовал Христа. Я полагаю, что ветка стиракса, будучи от древа Давидова, произвела благоуханный цветок - как Дева родившая. Ореховый прут есть Христос, поскольку внутри орехов находится пища, скорлупа - снаружи, горькая кора - над зеленой кожицей. Заметь, что Божество Христа сокрыто в нашем теле: по плоти Он - немощный, по Слову - пища, и по кресту - горький. Твердая поверхность есть слово креста и пища креста, заключающая во плоти Христа небесную сущность.


***

Владимир Мартынов,философ

В случае Иакова, этого первого описанного в истории селекционера, не остается никаких сомнений: скот, постоянно видящий пестрые прутья, начинает приносить пестрое потомство, т. е. он принимает на себя качество увиденного им, или, говоря проще, он становится тем, что он видит.
Но здесь необходимо обратить внимание на одну деталь: скот становится не тем, на что он смотрит в упор со всем вниманием, но тем, что он видит как бы вскользь, между делом, как бы смотря и не видя — во всяком случае не отдавая себе в этом отчета.
Ведь овцы и козы Лавана приходили на водопой не для того, чтобы внимательно рассматривать пестрые прутья, разложенные Иаковом, но для того, чтобы пить воду и зачинать потомство. Однако именно из–за того, что в момент утоления жажды и удовлетворения инстинкта размножения их взгляд постоянно упирался в пестрые прутья, они начинали приносить пестрое потомство.

Нечто подобное может происходить и с людьми.
Очень часто они думают, что заняты только тем, на что направлено их внимание и что они осознают как свою занятость, совершенно не догадываясь о том, что в то же самое время с ними неотвратимо происходит что–то совсем другое, а именно: в них происходят внутренние подспудные изменения под влиянием того, что находится непосредственно перед их глазами и на что они смотрят, как бы не видя и не придавая этому никакого значения.
Это нечто нефиксируемое вниманием входит в человека подобно информации, заключенной в пресловутом двадцать пятом кадре, и в тайне от самого человека неумолимо преобразует его природу, преобразует его «Я».

Вот почему нередко определяющим для человека становится не то событие, которое с ним происходит, и не тот поступок, который он совершает, но тот контекст или то окружение, в котором совершается этот поступок и происходит это событие.
Мы склонны полагать, что событие или поступок — это главное действующее лицо, для которого окружение или контекст выполняют функцию театральных подмостков и декораций, но чаще всего на самом деле главным действующим лицом является именно окружение или контекст, незаметно для человека разыгрывающий ведущую роль в сценическом пространстве поступка на декоративном фоне события. Можно сказать, что событие или поступок — это всего лишь канал, по которому преобразующая сила контекста проникает в человека и формирует его «Я».


Рецензии