Рим

РИМ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ.

Это шестое из семи эссе данной серии, посвящённой семи мировым державам в библейской истории. Цель этих эссе — показать, что Библия вдохновлена Богом и достойна нашего доверия. Кроме того, Библия даёт надежду, что страданиям, вызванным жестоким людским правлением, однажды придёт конец.

ИИСУС ХРИСТОС — основатель христианства, а также его ученики, принёсшие эту религию в другие страны, жили в период расцвета великой Римской империи. До наших дней дошло немало памятников римской цивилизации: дороги, акведуки, архитектурные сооружения, предметы искусства. Некоторые из этих молчаливых свидетелей истории можно увидеть, к примеру, в Великобритании, Египте, Турции. Они ещё раз напоминают о том, что Иисус и его апостолы — реальные исторические лица, и события их жизни, описанные в Библии, происходили в действительности. Так, сегодня вы можете пройтись по древней Аппиевой дороге,— возможно, именно этим путём, шёл в Рим апостол Павел (Деяния 28:15, 16).
 
ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Библейское повествование о Христе и его учениках содержит многочисленные исторические подробности, касающиеся первого века. Обратите внимание, с какой скрупулёзностью евангелист Лука описывает два очень важных события: начало служения Иоанна Крестителя и крещение Иисуса, ставшего тогда Христом, или Мессией.

Лука записал, что всё это случилось «в пятнадцатый год правления цезаря Тиберия [29 год н. э.], когда Понтий Пилат был правителем Иудеи, Ирод был правителем области Галилея» (Луки 3:1—3, 21). Лука упоминает также еще четырёх влиятельных лиц — Филиппа (брата Ирода), Лисания, Анну и Каиафу. Все эти семь имён встречаются и в светских исторических источниках. Давайте рассмотрим, что нам известно о Тиберии, Пилате и царе Ироде.

ЦЕЗАРЬ ТИБЕРИЙ. О его жизни мы знаем немало. Облик Тиберия остался запечатлённым в произведениях искусства. 15 сентября 14 года н. э. римский сенат провозгласил Тиберия императором. Тогда Иисусу было примерно 15 лет.

ПОНТИЙ ПИЛАТ. Его имя римский историк Тацит употребляет вместе с именем Тиберия в своём труде, датируемом примерно временем, когда было завершено написание Библии. Там он упоминает о христианах: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

ИРОД АНТИПА. Он, как известно, построил близ Галилейского моря город в честь императора Тиберия, и назвал его Тивериадой. Там Ирод устроил свою резиденцию. Вероятно, именно в Тивериаде по приказу Ирода был обезглавлен Иоанн Креститель.

В Библии упоминаются также некоторые примечательные события той эпохи. Например, о времени рождения Иисуса там сказано: «В те дни цезарь Август издал указ о проведении переписи по всей обитаемой земле. (Это была первая перепись. Она проводилась, когда правителем Сирии был Квириний.) Тогда все отправились на перепись, каждый в свой город» (Луки 2:1—3).

Интересно, что о Квиринии писали также Тацит и древнееврейский историк первого века Иосиф Флавий. Кроме того, в Британской библиотеке хранится указ римского правителя, подтверждающий сам факт проведения подобных переписей. В нём говорится: «Ввиду того что пришло время подворной переписи, все, кто по какой-либо причине живёт вне своего округа, пусть вернутся в свои дома».
 
В Библии упоминается «сильный голод... в дни [римского императора] Клавдия» (Деяния 11:28). Об этом событии сообщает также Иосиф Флавий: «В это время город страдал от голода и многие жители умирали».

Кроме того, в Деяниях 18:2 говорится, что «Клавдий приказал всем иудеям покинуть Рим». Этот факт находит подтверждение в биографии Клавдия, составленной римским историком Светонием около 121 года н. э., который пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом [Христом], он изгнал из Рима». Из слов Светония также видно, что из-за своей враждебности к христианам иудеи постоянно чинили беспорядки.

В Библии говорится, что примерно в то время, когда свирепствовал вышеупомянутый голод, царь Ирод Агриппа, «надев царскую одежду», обратился к народу с речью. Толпа восторженно приветствовала царя, восклицая: «Это голос бога, а не человека!» Но вслед за тем Агриппа «был изъеден червями и умер» (Деяния 12:21—23). Об этих событиях повествует также Иосиф Флавий. Он сообщает некоторые дополнительные подробности, например, что Агриппа явился «в затканной серебром одежде». Кроме того, Флавий уточняет, что царь Агриппа умер, «промучившись ещё пять дней страшными болями в желудке».

ДОСТОВЕРНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА.

В Библии содержатся удивительные пророчества, записанные и исполнившиеся во времена Римской империи. Например, въезжая в Иерусалим, Иисус заплакал и предсказал, что город будет разрушен римскими войсками: «Наступят дни, когда твои враги возведут вокруг тебя укрепления из заострённых брёвен... ...Не оставят в тебе камня на камне, так как ты не распознал времени проверки» (Луки 19:41—44).

Однако у последователей Христа всё же была возможность спастись. Как? Иисус заранее дал им чёткие указания: «Когда вы увидите Иерусалим в окружении военных лагерей, тогда знайте, что приблизилось его опустошение. Тогда находящиеся в Иудее пусть бегут в горы. Тот, кто в городе, пусть выходит из него» (Луки 21:20, 21). Ученики Христа могли недоумевать: «Как же мы сможем бежать из осаждённого города?»

То, что произошло в те дни, было подробно описано Иосифом Флавием. В 66 году н. э. римский правитель захватил из храма золото, которое евреи должны были уплатить римлянам в качестве налога. Тогда разгневанные еврейские повстанцы убили римских воинов и, по сути, объявили себя независимыми.

Позднее в том же году Цестий Галл, римский правитель Сирии, перебросил 30 000 своих воинов на юг и подступил к Иерусалиму во время одного из религиозных праздников. Галл занял окрестности города и даже начал делать подкоп под стену храма, в котором укрылись восставшие. Но вдруг он без всякой видимой причины отступил от города! Обрадованные евреи атаковали уходящие римские войска.

Однако верные христиане не были введены в заблуждение таким ходом событий. Когда город был окружён вражескими лагерями, они поняли, что на их глазах исполнилось удивительное пророчество Христа. И теперь, когда противник отступил, христиане воспользовались возможностью бежать. Многие направились в Пеллу — политически нейтральный языческий город, расположенный в горах, на противоположном берегу реки Иордан.

Что же произошло с Иерусалимом? Римские войска, насчитывавшие уже 60 000 солдат, возвратились — на этот раз под командованием Веспасиана и его сына Тита. Римляне двинулись в наступление перед самой Пасхой 70 года н. э., поэтому в ловушке оказались не только жители города, но и те, кто пришёл на праздник из других мест. Как и предсказал Христос, римляне вырубили в этом районе все деревья и построили стену из частокола. Спустя пять месяцев город пал.

Тит приказал сохранить храм, но солдаты подожгли его. В итоге здесь не осталось камня на камне,— в точности как предсказывал Христос. Согласно описанию Флавия, около 1 100 000 евреев и прозелитов погибли — по большей части из-за голода и болезней, и еще 97 000 были уведены в плен. Многих отправили в Рим в качестве рабов.

Посетив Рим, вы сможете увидеть знаменитый Колизей, построенный Титом после похода на Иудею, а также арку, названную его именем и увековечившую победу римлян над Иерусалимом. Бесспорно, библейские пророчества исполняются всегда, вплоть до мельчайших подробностей. Как же важно внимать тому, что написано в Слове Бога о будущем!

ОБЕЩАНИЯ, КОТОРЫМ МОЖНО ВЕРИТЬ.

Стоя перед Пилатом, Иисус говорил о Царстве, или правительстве, которое «не от этого мира» (Иоанна 18:36). Иисус учил своих последователей молиться о приходе этого Божьего правительства. Вот его слова: «Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя. Пусть придёт твоё царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе» (Матфея 6:9, 10).

Обратите внимание, что под правлением Божьего Царства на земле будет исполняться воля Бога, а не гордых, тщеславных людей. Царь этого небесного Царства — Иисус Христос. В согласии с первоначальным замыслом Бога, он превратит всю землю в Рай (Луки 23:43).

Но когда Царство Бога вмешается в дела людей? Ответ можно прочитать в словах воскресшего Иисуса Христа, сказанных апостолу Иоанну, находившемуся тогда в изгнании на острове Патмос. Всё это происходило в годы правления римского императора Домициана, брата Тита. Иисус поведал Иоанну о семи царях: «Пять уже пали, один есть, другой ещё не пришёл, но когда придёт, должен оставаться недолгое время» (Откровение 17:10).

Когда Иоанн записывал эти слова, пять «царей», или империй — Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия и Греция — уже пали. «Царём», правившим в дни апостола Иоанна, был Рим. Предстояло прийти лишь последней мировой державе в библейской истории. О какой державе шла речь? И как долго она будет править? Эти вопросы будут рассматриваться в следующем эссе.


Рецензии