Глава шестая Его Величество Северный флот

   Российское побережье Белого и Баренцева морей русские поморы начали осваивать ещё в 11 веке. Они совершали свои походы на Новую Землю и Грумант (Шпицберген). Им неоднократно приходилось отстаивать свои земли в родном Заполярье. Пунктом обороны в этом регионе стал с 13 века Кольский острог, а в районе губы Печенги – Трифонов Монастырь.
   Пётр Первый впервые прибыл на Север в 1693 году, где совершил поход по Белому морю на яхте «Святой Пётр». Императрица Елизавета Петровна в 1741 году направила отряд кораблей, построенных в Архангельске, под началом капитан–командора Лювеса в Кольский Залив. «По прибытии в Кольский Залив Лювес основал Военно-морскую базу в очень удобном месте, позже названном в честь умершей матери Елизаветы Петровны – Екатерины Первой – Екатерининской гаванью». Существует мнение, что это Пётр Первый дал название гавани в честь своей супруги. Не думаю, что это так, если знать женские измены Екатерины Петру со своим дворецким Монсом, которому Пётр отрубил голову. Тогда и судьба Екатерины висела на волоске, и Пётр не намерен был благодарить свою супругу таким образом.
   С 1741 года отряд кораблей Лювеса стал называться «Северной Эскадрой». А 24 июня 1899 года на берегу Екатерининской гавани был заложен город Александровск, названный так по имени умершего Императора Александра Третьего. На торжества по закладке города прибыл на крейсере «Светлана» брат Императора Владимир Александрович. Ныне город носит название – Полярный. 6 июня 1916 года Морской Министр России И.К. Григорович издал приказ по формированию Флотилии Северного Ледовитого океана. В течение 1916-1917 годов Флотилия практически была создана.
   К сожалению, отсчёт создания Северного Флота взят с июня 1933 года, как дань нашему вождю Сталину. Да, он создал Флот повторно, но отсчёт создания Северного Флота, пожалуй, следует вести от приказа И.К. Григоровича. В том будет историческая справедливость, если мы начинаем возвращать к жизни свои исторические корни.
   Северный Флот принял участие в Советско-Финской войне, но основная заслуга Северного Флота – участие в Великой Отечественной войне. Именно Северный Флот обеспечил доставку конвоями различных грузов, техники и вооружения. Флот содействовал Сухопутным войскам, и, практически, дальше рубежа по реке Западная Лица немцы не продвинулись. В ходе войны погибли 23 дизельные  подводные  лодки.
   Сталин высоко оценил вклад Северного Флота в общую Победу, что дорогого стоит, если судить по сталинским меркам.
   После Великой Отечественной войны Флот восстанавливал свою боеготовность и занимался боевым тралением. Более заметная деятельность Северного Флота началась при Командующем адмирале А. Т. Чабаненко. В это время на Флот стали поступать новые корабли – крейсера, эсминцы, тральщики, дизельные ПЛ и  торпедные катера. Начались испытания ядерного оружия на Новой Земле, стали поступать первые ракетные и первые атомные подводные лодки. 4 июля 1958 года в десять часов три минуты впервые в истории Военно-Морского Флота был дан ход под атомной энергетической установкой подводной лодке «К-3».
   Следует считать, что где-то к 1975 году на Флоте был создан Ракетно-Ядерный щит. Также к этому времени выросло поколение подводников, которое на равных стояло в Мировом океане с американскими подводниками  в  период  Холодной  войны.
   Трагична и печальна судьба многих Командующих Северного Флота. Так, флагман 1 ранга Захар Закупнев был репрессирован. Такая же участь постигла и Константина Душенова.  Вот что по этому поводу вспоминает кандидат военных наук капитан 2 ранга Е. Ю. Кобчиков, рассказывая о судьбе генерал-майора М. А. Зернова: «22 июля 1939 года начальник Особого отдела Главного Управления безопасности В. М. Бочков утвердил постановление следователя, по которому для дополнительной проверки деятельности Командования Северного Флота, арестованного ещё в 1938 году, создавалась экспертная комиссия под председательством начальника Технического Управления Народного Комиссариата ВМФ инженер-флагмана 3 ранга А. Г. Орлова. Перед комиссией ставились вопросы о «правильности» разработанных Штабом Северного Флота в 1938 году оперативных, мобилизационных планов, и могли ли обвиняемые вносить в них изменения. Акт комиссии на 29 листах, подписанный всеми членами комиссии, звучал, как обвинительный документ, как подтверждение вредительской деятельности Командования Северного Флота. Этот акт лёг в основу приговора по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре. 4 февраля 1940 года
К.И. Душенов был расстрелян». Насколько нам стало известно в процессе службы на Северном Флоте, одним из пунктов обвинения была недооценка Душеновым десантно-опасного направления со стороны Кольского Залива. Но война показала, что Душенов был прав, размещая батареи вокруг Баз, где стояли корабли. Уже 23 июня одна из батарей сбила вражеский самолёт. Попыток  высадить десант через Кольский Залив за всю войну не было. И что могла понимать комиссия в своём единодушии? Она спасала себя. Печальна судьба и Командующего Флотом вице-адмирала Валентина Дрозда. Если после гибели подводной лодки «Д-1» его Нарком Н. Г. Кузнецов отстоял, то после очередной аварии на Флоте Сталин снял Дрозда с должности.   
   Во время Великой Отечественной войны Северным Флотом командовал Арсений Головко, командовал успешно, несмотря на свою молодость. Сталин молодым доверял, и они оправдали его доверие. После войны он служил на раз-личных должностях в  Военно-морском Флоте. Смерть адмирала в 56 лет связана,по  некоторым  данным, с его облучением, которое он получил на Новой Земле во время ядерных испытаний.
   Судьба Командующего СФ адмирала В. И. Платонова также сложилась неудачно. Он отсутствовал на Флоте, когда из-за неправильного решения Начальника Штаба Флота, разрешившего с опозданием вход кораблей в Североморск, в Кольском Заливе столкнулись крейсер «Чапаев» и эсминец «Осмотрительный». Командующий был снят.
   Нередко судьбы Командующих зависели не от их служебной деятельности, а от стечения обстоятельств и набора случайностей. В этом смысле показательна судьба Командующего Флотом, прямо скажем, достойного Командующего, адмирала
А. Т. Чабаненко. Он прокомандовал Флотом  10 лет, при нём создавалась будущая мощь Северного Флота, но сначала гибель ПЛ «С-80» в январе 1961 года, потом авария в июле 1961 года на  АПЛ «К-19» и взрыв в Полярном в январе 1962 года ПЛ «Б-37» решили его судьбу. Он был снят Никитой Хрущёвым. Кстати, авария на  АПЛ «К-19» была заложена ещё в конструкторском бюро. На совести строителей  гибель  многих  достойнейших офицеров и матросов, но кто с этим разбирался и когда? Во всём и всегда повинен Командующий Флотом. А вот судьба везунчика, Командующего Флотом с 1962 по 1964 годы, адмирала В. А. Касатонова,  сложилась очень удачно. Он успел стать за короткое время Героем Советского Союза, хотя, по воспоминаниям ветеранов Флота, добрую память о себе  на Флоте не оставил. Ушёл, естественно, одним из немногих, с повышением. 
   На Северном Флоте вокруг Командующих  Флотом всегда витал какой-то необъяснимый  рок. Так,  С. М. Лобов, успешно командовавший Флотом, в последние два года получил два ЧП – сначала в апреле 1970 года гибнет атомная ПЛ «К-8», а в феврале 1972 года произошла страшная авария с атомной АПЛ «К-19», названной в простонародье «Хиросимой». Видимо на этой лодке все аварии были заложены в процессе проектирования, и преследовали её до конца. Не случись этих неприятностей с гибелью людей, у С.М. Лобова не было бы на душе осознания того, что он чего-то не сделал, не предусмотрел. Гибель людей не забывается! Но вспомните! Такая ситуация уже была на Флоте. Комфлот А.Т. Чабаненко, успешно прокомандовав Флотом 8 лет, в последние два года получает гибель ПЛ «С-80», взрыв в Полярном ПЛ «Б-37» и аварию на АПЛ «К-19». Вот такая симметрия, а законы симметрии пока никто не отменял.
   В мае 1972 года С. М. Лобов был назначен помощником Начальника Генерального Штаба по военно-морским вопросам. Но ему ещё на Флоте было присвоено звание «Адмирал Флота». Видимо вверху понимали, что особой вины за гибель людей на Лобове нет. Хотя, как сказать! Мы всегда готовы преподнести подарок Съезду Партии, 100-летию со дня рождения Ленина и т.д. Вот и преподносили!
   Новый Командующий Флотом  Г. М. Егоров знал не понаслышке проблемы новых атомных ПЛ. Он уделял мерам безопасности огромное внимание, в отдельных случаях даже перестраховывался, что приносило пользу. При нём ни одна лодка не погибла.
   Мне довелось около 2 лет состоять с новым Командующим Г. М. Егоровым в одной парторганизации при службе в Штабе Флота - в Управлении боевой подготовки. Партийная организация насчитывала до 60 коммунистов, из их около 40 человек в званиях контр-адмиралов и капитанов 1 ранга. Это были опытные офицеры, как правило, командиры кораблей и бывшие флагманские специалисты. Г. М. Егоров практически не пропускал партийные собрания, обязательно выступал конкретно на каждом собрании, иногда тут же решал кадровые вопросы, если они ему были ясны. Помню, что после одного критического выступления в адрес Зам. командира дивизии (не спутайте с замполитом эту должность!),  Егоров предложил написать ему обоснованную справку-доклад на предмет снятия его с должности.
   У  нас  испугались её писать. Вот и вырастили будущего аварийщика, на совести которого две атомные ПЛ! Так что, в смысле предвидения, Егоров был на высоте! Он был всегда выдержанным, воспринимал критику в свой адрес, и не держал зло. Насколько мне известно, с Начальником Штаба Флота В. Н. Чернавиным у Егорова были сложные отношения. Нередко Чернавин выходил после доклада Командующему очень раздражённым.
   После этого  Чернавин также перестраховывался, и вычёркивал из Плана БП атомные ПЛ с введёнными реакторами. А это безобразие! Он это понимал, но продолжал вычёркивать. Иногда в раздражении он  вычёркивал даже атомные ПЛ, находящиеся в море. Приходилось Начальнику УБП передокладывать,и Чернавин  «вчёркивал» лодки обратно. По слухам, которые не могу подтвердить, при приёме Флота от Г. М. Егорова, В. Н. Чернавин потребовал провести Инспекцию Министерства Обороны. Она действительно была проведена, и прошла в целом успешно.   
   Если  это  так, то отношения у двух достойных адмиралов были, мягко сказать, натянутыми. Не хочу приводить факты, которые мне известны, что к перемещению с должности Начальника Главного Штаба ВМФ Г. М. Егорова был причастен один из членов Политбюро ЦК КПСС. Жаль, что Г. М. Егоров не стал Главкомом ВМФ. Думаю, что с его подходом к решению сложных проблем, и при его мудрости, Северный Флот избежал бы многих потрясений. Предполагаю, что на ведущие должности на Флоте не попали бы такие адмиралы, как Ю. Н. Патрушев, О. А. Ерофеев, и, безусловно, такой деятель, как Феликс Громов! Уйдя с  Флота, Г. М. Егоров никогда не забывал своих подчинённых. Мне достоверно известно несколько случаев, когда офицеры обращались к своему бывшему Командующему с личными просьбами, и всегда в его лице находили сочувствие и помощь. Спасибо Вам, Георгий Михайлович  за  благородство  и  человечность!
   Заслуга Г.М. Егорова перед Флотом ещё и в том, что уходя с Флота, он оставил на ключевых должностях достойных офицеров и адмиралов.            
   После Инспекции Министерства Обороны, которая прошла вполне успешно, на должность Командующего флотом в июле 1977 года был назначен В. Н. Чернавин, а на должность Начальника Штаба Флота был назначен вице-адмирал В. Н. Поникаровский.  Деятельность этих двух достойных военачальников происходила на моих глазах, и, действительно, Северный Флот в своём развитии, пожалуй, достиг максимума и добился значительных успехов. Он также вышел на пик использования своих ракетно-ядерных и ударных сил. На боевой службе и в боевом дежурстве в это время находились до 30 атомных ракетных и многоцелевых ПЛ. В полигонах БП в период с марта по октябрь находились свыше 20 атомных ПЛ и до 10 дизельных ПЛ, и свыше 50 надводных кораблей и судов. Прекратилась нервотрёпка в организации боевой подготовки, из планов огульно не вычёркивались атомоходы, а интенсивность боевой подготовки была поразительна! Так, в отдельные дни на Флоте выполнялось до 20 торпедных стрельб и до 10 ракетных стрельб, а счёт боевых упражнений шёл на десятки. Не было катастроф и серьёзных аварий. Не хочу преувеличивать, но этот успех я всё-таки соотношу больше с деятельностью В. Н. Поникаровского, чем с деятельностью В. Н. Чернавина. В. Н. Поникаровский – удивительный военачальник, Командир и Человек, обладавший  моторной и операторской памятью. Решения, которые он принимал, были удивительно взвешенными и рациональными. 
   Мне довелось лично наблюдать на КП Флота действия Командующего и Начальника Штаба в момент посадки на камни в г. Лодейная на входе в Кольский Залив военного транспорта «ОС-30». В. Н. Чернавин выглядел растерянно, и  только
В. Н. Поникаровский отдавал чёткие команды. Ему уже было ясно, что судно мы не спасём, и следует немедленно спасать людей, что и было сделано. Вот как об этом вспоминает сам В. Н. Поникаровский в книге «Штаб Северного Флота», СП, 1999 г. «На КП прибыл Командующий Флотом, и, к сожалению, создал  такую  нервозную  обстановку,  что  работать стало почти невозможно. И лишь после того, как его уговорили уйти к себе в кабинет, была налажена организованная работа».
   Я до сих пор убеждён, что В. Н. Чернавин завидовал умению Начальника Штаба так успешно организовывать работу. До сих пор сожалею, что после ухода В.Н. Чернавина в Москву, на должность Командующего Флотом не был назначен В. Н. Поникаровский. Тайна его не назначения существует, и до сих пор не открыта.   
   В должности  Начальника Военно-Морской Академии В. Н. Поникаровский принёс много пользы Отечеству и Флоту. Я до сих пор продолжаю  считать, что Валентин Николаевич был и остаётся для Военно-морского Флота знаковой фигурой.
   С  назначением на Флот адмирала А. П. Михайловского заметно изменился стиль руководства повседневной и боевой деятельностью. А. П. Михайловский, как один из немногих, дал большую самостоятельность командирам объединений и соединений. Сама обстановка в Штабе оставалась напряжённой, но не было никакой суеты и перехлёстов. На партсобраниях адмирал выступал очень редко, но очень внимательно слушал выступавших, и думаю, он использовал в своей деятельности разумные предложения, которые высказывали офицеры. При А. П. Михайловском стали выполняться наиболее сложные ракетные стрельбы. Стало нормой для надводных кораблей стрелять из зенитных комплексов по ракетам-мишеням, а интенсивность боевой подготовки не была снижена. С таким Комфлотом служить было приятно и почётно. Это был знающий адмирал, более того, он знал Северный Флот, и ему особо не надо было вникать в простые детали. Обидно, что цепь непредвиденных случайностей решила судьбу этого достойного Командующего. Опять тот же непонятный рок, который витает над судьбами адмиралов. В своей последней книге
А.П. Михайловский обо всём подробно рассказал, и нет смысла повторяться. Скажу одно – мы очень жалели, что так решилась судьба Командующего. Сдаётся мне, что кому-то было выгодно избавиться и от Михайловского, и от других достойных адмиралов. А их как раз и не хватило Флоту, когда он оказался на переломном этапе, когда Флот сдавали и продавали за грош. Но это уже другая история, как принято говорить.
   С приходом на Флот Командующего И. М. Капитанца многое изменилось. Он считал, что до него Флотом управляли неучи и бездельники, поэтому надо немедленно «навести порядок», как заявил он. На его выражение - «навести порядок», один мудрый адмирал заявил, что «порядок наводят во взводе и тумбочке, а Флотом надо управлять». Из революционных введений нового Командующего была т.н. «комплексная боевая подготовка», т.е. когда весь Флот выходит в море и отрабатывает задачи. Но на Флоте так и делалось до него!
   Что  ж,  стали в план недельный вносить скопом все силы и называть это «комплексной БП». Содержание не изменилось, но зато Иван Матвеевич «революционер», тут же «открыл Америку» и показал, что надо делать! Офицеры БП стали больше уделять внимания проверке караулов, физзарядок, написанию каких-то умопомрачительных планов, но меньше бывали на соединениях и в море, где им предписано быть. Отмечались случаи, когда после проверки  атомных ПЛ, отдельные командующие флотилий  и  крупных  соединений, пользуясь правами Членов  Военного  Совета,  оставляли на неделю офицеров «устранять замечания». Допустил бы такое
В. Н. Поникаровский? Да никогда. Нельзя «соловья жарить», как говорил Николай Гумилёв, соловей должен песни петь! В итоге, на очередных проверках замечания скрывались! На мой взгляд, на Флоте наводился не порядок, а просто формально увеличивался рабочий день офицеров, дань отдавалась не содержанию, а форме и докладу. А на этот момент на Флоте главными проблемами была техническая готовность кораблей и подготовка командиров.
   Флот  был  уже  не  способен  нести  ту  нагрузку, которую нёс 3-4 года назад. Подводники не стали ни хуже, ни лучше. Они оставались такими же мужественными и достойными офицерами. Но время изменилось, и что раньше было «нельзя», теперь было «можно». Уже мало было говорить подводнику знаменитое «Надо!», мало было ставить невыполнимые задачи, надо было немедленно снижать нагрузку на экипажи, а за счёт этого более качественно готовить корабли к боевой службе. Да и сама международная обстановка не требовала прежних жертв. Вот что вспоминает в книге «35 лет 19 дивизии РПК СН» зам. командира дивизии капитан 1 ранга А. В. Онучин: «За полтора года – с 1986 до середины 1987 года на дивизии произошла смена 6 командиров РПК СН. Произошло не омоложение командного состава, а его «озеленение». Ввод в первую линию каждого вновь назначенного командира с экипажем требовал, как минимум, 20 суток».
   А теперь обратимся к гибели АПЛ «К-219». Об этом написано достаточно. Я просто напомню некоторые факты. При проверке подводной лодки к боевой службе неисправность, из-за которой фактически погибла ПЛ, была вскрыта, справка-доклад была положена на стол Начальнику Штаба Флота, но никаких мер по устранению вскрытой неисправности принято не было. Решение на выход ПЛ в море было отдано на откуп Командованию 3 Флотилии. Если бы на этот  момент Начальником Штаба Флота был адмирал В. К. Коробов, лодка бы в море не вышла. Но получилось так, как получилось. Просто напомню некоторые слова по этому поводу того же А. В. Онучина: «По прошествии столь большого времени после гибели «К-219», моё мнение, что причиной гибели стал человеческий фактор и на разных этапах, предшествующих аварии, и в процессе аварии». И я ещё добавлю, что Флот в чём-то стал заложником карьерных устремлений некоторых «флотоводцев». Через два с лишним года «достойные ученики» Ивана Матвеевича и кадровые назначенцы нового Главкома В. Н. Чернавина отправили в один конец новейшую атомную  лодку «Комсомолец».
   Скажем честно, что во времена правления Горбачёва Флот был уже не тот. Мы уже чувствовали, что происходит что-то неладное, но продолжали гнать в море корабли. Не было уже того внимания к Флоту, какое было лет 7-10 назад. Флот был не нужен. Решались другие цели нашими руководителями в Кремле. И офицеры Флота,и командование Флота, начиная с конца 90-х годов прошлого века, стали заложниками бездарной политики Государства. И не все руководители выбрали правильный ориентир. Те же карьерные устремления, та же привычка показать то, что мы уже не могли показывать. Гибель «Курска» - тому пример!
   Наступило время, когда нельзя и опасно ставить Флоту невыполнимые задачи.
Офицер Флота – не ребёнок, он видит, что происходит в Государстве. Он видит,
как предаются забвению элементарные моральные нормы и ценности. Офицер унижен своим примитивным бытом и убогостью прозябания. Он выброшен на задворки истории. Из главных реформ, если это можно назвать реформами, идёт постепенный захват собственности Флота, перемещение Штабов, уничтожение кораблей, которые могли ещё служить Флоту. Как в насмешку всем здравомыслящим офицерам ВМФ да и Министерства Обороны, вдруг новым Министром назначается человек, который также далёк от Армии и Флота, как матрос от Главкома. Он просто морального права не имел быть на этой должности. Ведь Министр – это прежде всего Вера офицера в то, что на посту Министра находится авторитетный и способный военачальник. 
   Не  пришло ещё время стричь под одну гребёнку наши Вооружённые Силы с европейскими ВС! Не пришло! Это одна из главных ошибок Путина, а, возможно и не ошибок, а сознательное унижение Генералитета ВС. Ну, насмотрелись мы на господина Сергея Иванова, который протягивал потные ручонки матросам в спортзалах, насмотрелись, как он открывал какие-то стадионы и хоккейные площадки, как он шастал в жалком камуфляже, который сидит на нём, как седло на корове! Ну, насмотрелись! Ну, как говорят - «не по  Сеньке шапка!» Значит, это кому-то надо! Я уже как-то говорил, что Россию нельзя обмануть. Все, кто пытался обращаться с ней, как с уличной девкой, а с народом, как с быдлом, приходили к печальному концу. 
   Командующий  Северным  Флотом  адмирал  И. М. Капитанец  Флот  сдал  своему  Первому  Заместителю  Ф. Н. Громову  вполне  боеспособным.  Из  гибели  ракетного  подводного  крейсера  «К-219»  в  октябре  1986  года  были  сделаны  серьёзные  выводы.  Контроль  за  подготовкой  атомных  ПЛ  к  боевой  службе  стал  жёстким  и  конкретным.  Лодки  проверялись  в  процессе  подготовки,  чтобы  вскрыть  замечания  и  не  ставить  командование  флотилий  перед  фактом  за  2  недели  до  выхода  в  море.  До  ухода  с  Флота  И. М. Капитанца  не  было  серьёзных  происшествий  с  лодками.  В  июле  1987  года  на  Флоте  было  проведено  масштабное  учение  с  фактическим  выполнением  ракетных  стрельб.  К  ледовой  кромке  было  развёрнуто  несколько  новейших  крейсеров стратегического  назначения  в  охранении  многоцелевых  ПЛ  1  флотилии  пр. 671-РТМ.  Совместную  ракетную  стрельбу  по  мишени  выполнили  АПЛ  «К-525»,  ракетный  крейсер  7  ОПЭСК  и  Авиация  Северного  Флота.  Разбор  учения  провёл  Первый  Зам.  Главкома  ВМФ  по  Боевой  подготовке  адмирал  Г. А. Бондаренко.  В  целом,  о  И. М. Капитанце  на  Флоте  осталась  хорошая  память.  Он  был  очень  жёстким  руководителем,  в  чём-то  дотошным,  но  он  не  был  мелочным.  Не  любил  некомпетентность.  Перед  ним  можно  было  отстаивать  свою  позицию,  и,  если  он  видел,  что  офицер  прав,  то  этот  факт  воспринимал  нормально.  Вспоминаю  случай,  который  меня  убедил,  что  И. М. Капитанец  разумный  Командующий. 
   Однажды  на  СКР  пр.  159  произошёл  взрыв  унитарного  патрона  в  газоходе.  Потом  выяснилось,  что  корабль  проходил  доковый  ремонт  в  Росте.  Матрос  нашёл  там  девицу,  и  чтобы  продлить  своё  пребывание  в  Росте,  после  приёмки  боезапаса  и  засунул  унитарный  патрон  в  газоход.  Снаряд  не  взорвался,  взорвался  только  порох.  Газоход  был  повреждён.  Представители  Отдела  Устройства  Службы  первыми  доложили  о вскрытых  нарушениях.  Кстати,  в  эту  службу,  как  правило,  входили  несостоявшиеся  помощники,  но  зато  умевшие  проверять.  Про  них  говорили,  что  они,  пройдя  от  бака  до  кормы,  могли  написать  до  300  замечаний.  Они  и  здесь  поторопились,  и  доложили  Комфлоту,  что  корабль  сдал  первую  задачу  на  тройку,  поэтому  не  имел  права  принимать  боезапас.  Сутки  работала  комиссия  на  корабле,  после  чего  прибыла  с  докладом  к  И. М.  Капитанцу.  Помню,  что  первого,  кого  начал  метелить  Комфлот,  так  это  кадровика,  который  доложил,  что  командир  СКР  является  кандидатом  для  поступления  в  Академию.      
   Когда  кадровик  стал  доказывать  свою  правоту, то  Капитанец  сказал – «Я  вас  за  некомпетентность  и  самого  сниму,  не  только  командира  СКР!» После  кадровика  я  доложил,  что  нарушений  руководящих  документов  Боевой  Подготовки  со  стороны  командира  СКР  не  отмечено.  Корабль  имел  право  принимать  боезапас.  Капитанец  тут  же и вспомнил  про  тройку,  и  жёстко  заметил,  что  я  не  знаю  обстановки  и  докладываю  не  то.  На  что  я  ему  доложил  в  таком  же  тоне,  что  СКР – корабль  первой  линии. 
   Для  кораблей  первой  линии  допускалась  сдача  первой  задачи  на  тройку,  и  привёл  статьи  Курса  БП  и  других  документов.  Ответ  мой  был  резкий  на  его  резкий  упрёк,  но  больше  ко  мне  вопросов  не  последовало.
   Флот  принял  Феликс  Громов.  На  мой  взгляд,  людям  мелочным  и  злопамятным,  такие  должности  доверять  нельзя.  Громов  был  злопамятен,  мелочен,  не  терпевший  возражений.  Он  из  той  же  категории  военачальников,  которые  считали,  что  вместе  с  должностью  им  автоматически  добавлялось  ума.  А  ведь  он  только  в  1983  году  заочно  закончил  Военно-Морскую  Академию. Как  учились  заочно  и  по  каким  шпаргалкам  сдавали  экзамены,  только  ленивый  не  знает.  С  ним  вместе  учился  наш  старший  офицер  УБП,  так  что  о  его  знаниях  мы  были  наслышаны.  Я  уже  приводил  пример,  как  он  пытался  учить  меня  в  первые  месяцы  своего  пребывания  в  должности  Первого  Зам.  Командующего,  вопросам  боевой  подготовки.  Громов  не  сомневался,  что  суточный  план  БП,  который  даётся  шифровкой  по  Флоту,  получают  в  океане  все  атомные ПЛ.  Напомню,  что  на  лодки,  в  зависимости  от  вариантов  связи и  связной  аппаратуры,  давался  персональный  план  в  12  часов  30  минут  текущего  дня.  А  шифровка  с  планом  БП  получалась  на  КП  соединений  в  лучшем  случае  к  23  часам.  Я  допускаю,  что  не  должен  всё  знать  адмирал,  но  он  и  не  должен  «учить  учёного»,  не  должен  таить  мелочную  злобу,  когда  обнаруживалось  его  невежество.  Мне  приходилось  с  ним  бывать  на  проверках,  на  учениях  в  штабе  руководства  учениями,  и  всегда  с  ним  было  неприятно  работать.  Он  пытался  подчеркнуть  свою  значимость  и  непогрешимость,  забывая,  что  офицеры  Штаба  Флота  прошли  такую  школу,  что  не  грех  у  них  чему-нибудь  поучиться  и  такому  «флотовождю»,  как  Громов.
   Напомню  один  случай,  который  произошёл  во  время  заслушивания  решения  Начальника  Штаба  2  дивизии  кораблей  ПЛО  Капитана  1  ранга  Г. А. Ревина.  Готовилось  крупное  учение  по  высадке  десанта  в  губу  Большая  Волоковая.  Корабельная  группа  2  дивизии  выполняла  задачу  по  охране  ДЕСО  на  переходе  морем.  Капитан  1  ранга  Ревин  грамотно  и  толково  доложил  решение,  обосновал  сильные  и  слабые  стороны  противника  и  ожидаемое  противодействие.  Переход  осуществлялся  по  маршруту  с  глубинами  в  пре-делах  150  метров,  поэтому,  по  докладу  Ревина,  противник  мог  использовать  мины  типа  «РМ-1».   
   Тут  же  Громов  проявил  свои  «глубокие  познания»  и  вальяжным  тоном  изрёк: «Вы  же  Академию  заканчивали,  а  докладываете  не  то!  Ведь  мины  типа  «РМ-1» - донные  мины!»  Ревин  несколько  стушевался,  а  я  с   места  заметил,  что  Ревин  прав,  мины  «РМ-1»  не  донные,  а  реактивно-всплывающие,  но  могут  ставится  в  придонном  варианте.  К  тону,  каким  пытался  учить  Громов  Ревина,  на  Северном  Флоте  не  привыкли.  Вот  почему  я,  нарушая  субординацию,  указал  на  некомпетентность  Громова.  Громов  тут  же  дал  указание  моему  начальнику,  контр-адмиралу  В. М. Бешкареву: «Бешкарев!  Уберите  Гульнева  из  конференцзала!»  Потом,  обращаясь  ко  мне,  решил  сразить  наповал  своими  познаниями: «А  мины  типа  «Снескай»  тут  могут  применяться?»  На  что  я  ему,  минёр  по  своему  основному  образованию,  ответил,  что  такие  мины  применяются  в  болоте,  а  Баренцево  море  не  болото. 
   Действительно,  мины  типа  «Снескай»  применялись  американцами  против  вьетнамских  джонок  на  мелководье.  Это  были  обычные  авиабомбы,  снабжённые  чувствительным  магнитным  взрывателем.  Громов  и  здесь  никого  не  сразил.  Бешкарев  стал  мне  шептать,  чтобы  я  в  перерыве  извинился  перед  Громовым.  В  перерыве  Громов  сам  подошёл  ко  мне,  сел  рядом  и  спросил: «Ты  что,  не  с  той  ноги  нынче  встал?»  И  тут  же  добавил - «Ведь  ты  же  сказал,  что   мины  могут  ставиться  в  придонном  варианте,  а  это,  значит,  что  они,  как  донные!»  Что  я    мог  ответить  адмиралу,  не  желающему  признавать  своё  невежество?  Могли  ли  такие  адмиралы,  как  В. Н. Поникаровский  или  В. К. Коробов  таким  образом  делать  замечания  Начальнику  Штаба  дивизии?  Да  никогда!  Они  были  воспитаны  несколько  не  так,  и  хамства  с  их  стороны  не  отмечено.
   К  счастью,  я  убыл  на  Кубу  выполнять  Интернациональный  Долг.  Там  мы  узнали  о  гибели  новейшей  ПЛ  «Комсомолец»,  чему,  зная  методы  управления  Флотом Ф. Н. Громова  и  Ю. Н. Патрушева,  я  ничуть  не  удивился. 
   У меня, в  середине  2007 года,  один  уважаемый  мною  адмирал  спросил,  не  рано  ли  я  пытаюсь  дать  характеристики  некоторым  руководителям  Северного  Флота?  Мол,  ещё  не  наступило  время.  С  чем  я  не  согласился  и  ответил,  что  потом  некому  будет  давать  оценки  нашим  руководителям.  Об  их  деятельности  будут  судить  по  мемуарам,  которые  они   спешат  издать  и  себя  приукрасить,  а  в  чём-то  и  обелить  себя.  И  ещё!  Все  должны  знать – офицер  Флота  ничего  не  забывает!  Рано  или  поздно,  но  всё  проясняется  в  той  или  иной  форме – и  хорошее,  и  плохое.  Так  уж  повелось  на  Флоте,  и  не  мне  нарушать  эту  традицию!   
   1989  год  можно  считать  последним  годом  по  интенсивности  боевой  подготовки  и  несению  боевой  службы.  Флот  ещё  держался  на  хорошем  багаже, который  ему  оставило  прошлое  поколение.  Ещё  продолжали  поступать  новые корабли  и  атомные  лодки  в  состав  Флота.  Так,  только  в  1989  году  в  состав  Флот  вошли – тяжёлый  подводный  крейсер  стратегического  назначения  «ТК–20»,  ракетный  подводный  крейсер  стратегического  назначения  «К-114»,  атомная  ударная  подлодка  «К-530»,  атомная  торпедная  подлодка  «Пантера»,  большой  десантный  корабль  «Митрофан  Москаленко»  и  другие  корабли.  Но,  начиная  с  1990  года,  интенсивность  боевой  подготовки  и  боевой  службы  резко  упали.  Почему-то  не  стало  хватать  топлива  в  богатейшей  стране.  На  мой  взгляд – Флот,  как  таковой,  Кремлю  уже  не  был  нужен – решались  личные  «стратегические»  задачи.  В  одном  из  английских  военных  журналов  была  опубликована  статья  американского  специалиста  по  нашему  ВМФ.  Автор  подтвердил  снижение  интенсивности  использования  наших  сил  в  удалённых  района.  Действительно,  по  указанию  Министерства  обороны  количество  наших  сил,  несущих  боевую  службу  в  районах  Центральной  и  Южной  Атлантики  был  резко  сокращён.  Даже  в  ближней  зоне,  на  отработке  задач  боевой  подготовки,  количество  кораблей  было  сокращено  на  50-60  процентов.  Однако  американцы  и  не пытались  снижать  интенсивность  использования  своих  сил.  Одновременно  на  Флоте  приступили  к  выводу  из  консервации  устаревших  кораблей  и  подводных  лодок  для  продажи  их  за  рубеж  на  металлолом. 
   К  сожалению,  сокращение  численного  состава  Флота  в  последующие  годы  происходило  не  только  за  счёт  списания  устаревших  кораблей,  но  и  за  счёт  кораблей,  не  выслуживших  установленные  сроки.  Это,  мягко  сказать,  было  не  ошибкой,  а  сознательным  преступлением  перед  Государством.  Сейчас  причину  такому  бездумному  сокращению  Флота  пытаются  видеть  в  отсутствии  средств  для  содержания  кораблей.  Средства  были,  с  умом  у  некоторых  деятелей  Флота  и  Государства  дефицит  наметился.  Никто  из  флотских 
деятелей  не  возвысил  голос  в  защиту  Флота,  никто  не  подал  в  отставку,  чтобы  привлечь  к  проблеме  сокращения,  а,  вернее,  уничтожения  Флота,  внимание.  Спешили  избираться  в  депутаты  и  причислить  себя  к  т.н. 
«демократам».  Естественно,  численность  Флота  за  счёт  строительства  новых  кораблей  практически  прекратилась.  Начался  тотальный  развал  судостроительной  промышленности  под  лозунгом – «У  России  врагов  нет!»
   Особо  хочу  остановиться  на  событиях,  происходивших  в  августе  1991  года.  Мы  помним,  что  за  безнадёжно  убогого  Президента  СССР  Михаила  Горбачёва  решило  править  т.н.  ГКЧП.  Фактически,  в  спешке  созданная  структура  по  спасению  от  развала  СССР,  поставила  перед  выбором  военачальников – «Кому  служить?»  Или  Ельцину,  который  пытается  развалить СССР,  чтобы взять  власть  в  свои  руки,  или  выполнять  Присягу.  Ведь  в  истории  России  нечто  подобное  было  в  феврале-марте  1917  года.  Тогда  также  поставили  офицерский  корпус  перед  выбором – или  служить  Царю,  который  отрёкся  от  власти,  или  служить  Временному  Правительству.  Но  в  то  время  хотя  бы  было  соблюдено  некое  приличие,  а  в  нашем  случае  всех  военачальников  ставили  перед  выбором – «Или  ГКЧП,  или  Ельцин!»  О  Горбачёве  речь  уже  не  шла – он  был  «отработанным  материалом».  Ельцин  провозгласил  самостоятельность  РСФСР,  что  противоречило  Присяге,  действующей  на  этот  момент  и  которую  никто  не  отменял.  Напомню  некоторые  слова  Присяги  – «Я всегда  готов  по  приказу  Советского  Правительства  выступить  на  защиту  моей  Родины – Союза  Советских  Социалистических  Республик...»   Советскому  Союзу  угрожала  опасность развала.  Следовательно,  командующие  Балтийским,  Черноморским  и  Тихоокеанским  Флотами  были  по  духу  и  букве  правы.  Они  выступили  за  сохранение  СССР!  Но  личная  преданность  и  лояльность  к  победившей  власти  в  таких  случаях  играет  определяющую  роль.  Наибольшую  выгоду  получает  не  тот,  кто  больше  предан,  а  тот,  кто  точнее  сориентировался  в  скотской  обстановке.  Пример  тому – отстранение  от  должностей  достойнейших  адмиралов - Командующего  Балтийского  Флота  В. П. Иванова  и  Командующего  Черноморского  Флота 
М. Н. Хронопуло.  Самым  демократичным  и  ушлым  стал  Командующий  Северным  Флотом  адмирал  Ф. Н. Громов.  Северный  Флот  «письменных  источников»  о  поддержке  ГКЧП  не  оставил.  Телефон  следов  также  не  оставил.  Вот  и  все  секреты  тогдашнего  возвышения  И. В. Касатонова  и  Ф.Н. Громова.  Этот  тандем  приверженцев  Бориса  Ельцина  сумел  занять  самые  высокие  ступени  во  флотской  иерархии!   
   Следует отметить  ради  справедливости,  что  практически  все  адмиралы  презирали,  если  сказать  точнее,  ненавидели,  власть  и  Горбачёва,  и  Ельцина.
   Я  гораздо  раньше  уже   высказал  мысль  по  такому  случаю:

Едина  Честь,  навеки  Вера,
А  из  Святых,  Россия-Мать!
...Не  вынуждайте  офицера
Вождей  и  время  выбирать!

   Хотелось  бы,  как  свидетелю  тех  смешных  и  трагических  событий,  оставить  некоторые  правдивые  воспоминания.  Во-первых,  никаких  митингов  и  собраний  в  поддержку  Ельцина  и  ГКЧП  в  Североморске  я  не  наблюдал.  Правда,  на  площади  Сафонова  стояла  пара-тройка  дуриков  с  плакатами.  Их 
никто  не  трогал  и  не  разгонял.  Личное  оружие  офицеров,  по  указанию  из  Министерства  Обороны,  было  отобрано  и  заперто  в  сейфы.  Воспрянули  духом  политработники.  Уже  до  ГКЧП  некоторые  офицеры  стали  выходить  из  КПСС.  Так,  мой  ближайший  сослуживец  и  друг,  капитан  1  ранга  Ю. И. Иванов  ещё  в  феврале  1991  года  вышел  из  Партии.  Просто  прекратил  платить  взносы,  а  партбилет  пытался  отдать  в  политотдел.  Его  не  взяли,  но  на  этом  связь  Иванова  и  Партии  была  закончена.  Утром,  после  провозглашения  власти  ГКЧП,  меня  встретил  Зам. Начпо  Штаба  Флота  и  Управлений  и  заявил – «Ну,  что?  Докритиковался?  Мы  с  тобой  скоро  разберёмся!»  Мне  он  и  иже  с  ним  не  могли  простить  резких  выступлений  и  замечаний  в  адрес  политработников  и  их  органов  на  собраниях  партактивов.  Через  два  дня,  после  провала  ГКЧП,  встретил  я  уже  его,  но  только  спросил – «А  чего  ты  такой  смурной?»  На  что  он  мне  ничего  не  ответил.  Судьба  их  и  Партии  была  решена,  о  чём  я  до  сих  пор  сожалею.  В  Партию,  из-за  материальных  выгод,  пришло  уж  слишком  много  недальновидных,  а  во  многом,  просто  не  умных  людей.  Вот  и  держались  до  последнего,  пока  их  с  позором  не  разогнали.  Нечто  такое  происходит  и  сейчас  с  партией  «Единая  Россия»,  но  это  отдельный  разговор.  С  ликвидацией  Партии  путь  для  уничтожения  Флота  и Государства  был  открыт.  Шла  борьба  не  за  свободу  и  демократию,  а  за  народную  собственность,  созданную  поколениями  наших  отцов  и  дедов.  Демократии  нет!  Свободы  нет!  Есть  обычная  профанация  «кипучей  деятельности»  наших  «меньшевиков»,  и  не  более  того!  Медведев  и  иже  с  ним  также  далеки  от  народа,  как  и  декабристы!  Задача  у  них  одна,  которая  определена  с  первобытных  времён – остаться  у  власти!
   Почему  же  офицеры  не  защитили  Горбачёва,  как  Верховного  Главнокомандующего,  и  не  защитили  Советский  Союз?  История  повторилась  один  к одному – императорские  офицеры  также  не  защитили  ни  Царя,  ни  Временное  Правительство.  То  и  это  им  надоело!  Они  не  верили  Царю  и  презирали,  как  шайку  Керенского,  так  всех  этих  Троцких  и  Лениных!  Они  хотели  остаться  с  чистыми  руками!  Не  вышло!  И  никогда  не  выйдет!  Офицерский  корпус  был  унижен  Горбачёвым,  но  офицеры  не  знали  тогда,  как  они  будут  унижены  и  растоптаны  властью  Ельцина.  Вот  и  ждали!  Вот  и  дождались!
   А  что  же  это  за  время - с  1997  года  по  2005  год?  Главком  ВМФ  Феликс Громов,  большой  специалист  по  поиску  окурков  на  ракетных  подводных  крейсерах  стратегического  назначения,  верный  «ельцинец»,  наконец-то  избавил  Флот  от  своего  присутствия.  Но  он  выбрал,  естественно,  замену,  себе  подобную.  Главкомом  ВМФ  стал  господин  В. И. Куроедов.  Отличник  боевой  и  политической  подготовки  со  странной  службой  за  плечами.  Опыт  его  службы  был  бы  пригоден  для  начальника  тыла Базы,  но  не  для  Главкома  ВМФ.  Зато  быстрый  рост  по  карьерной  лестнице!  Почему?  Догадываюсь,  но не  озвучиваю.  Его  сначала  выдвинул  на  должность  Начальника  Штаба  БФ  адмирал 
В. Г. Егоров,  о  чём  он видимо  не  сожалеет.  А  вот  адмирал  И. Н. Хмельнов  сокрушается  по  поводу  его  дальнейшего  продвижения.  Далее – август  1998  года.  Крах  капитализма  и  рынка  гайдаровской  закваски,  поголовное  обнищание  народа  и  поголовное  воровство  всего,  что  накоплено  трудом  обездоленного  народа  со  времён  Петра  Великого,  а,  возможно,  и  раньше.  Мы  же  не  знаем,  что  осталось  в  кремлёвских  запасниках?  Как  вы  думаете,  о  чём  мог  мечтать  в  это  время  офицер  Северного  Флота?  Вы  думаете,  он  мечтал о том,  как  завтра  утром  произвести  «осмотр  и  проверку  технических  средств»  на  атомоходе?  Да  вы  знаете,  о  чём  думал  офицер,  поэтому  напоминаю  думы  кремлёвским  деятелям.  Офицер  думал  о  том,  как  завтра  накормить  семью!  Вот  он  о  чём  думал!  О  том,  что  говорил  в  то  время  офицер,  озвучивать  не  решусь,  а  то  кремлёвская  стена  ещё  гуще  покраснеет,  а  позолота  с  куполов  упадёт  на  землю. Все,  кто  мог,  бросились  подрабатывать,  совмещая  службу  с  дежурствами  в  борделях  и  шинках  новых  капиталистов.  Выживать-то  надо!  Стояли  же  на  панели  русские  княжны  и  дворянские  особы  на  улицах  Стамбула,  после  ухода  из  Крыма  Черноморской  Эскадры  в  ноябре  1920  году.  Стояли!  Говорят,  что  даже  знаменитый  морской  лётчик,  бывший  нахимовец,  Герой  России,  Тимур  Апакидзе,  и  тот  подрабатывал  во  время  учёбы  в  Академии  Генерального  Штаба.  Может,  растраченных  сил  ему  и  не  хватило  во  время  последнего  полёта?  Так  или  не  так,  но  его  смерть  на  совести,  если  она  есть,  у  господ  «кремлеведов».  Кстати,  Тимур  Апакидзе  даже  не  внесён  в  «Военно-Морской  Энциклопедический  Словарь»  издания  2003  года. 
   Понятно,  ведь  главный  редактор – В. И. Куроедов.  Он  лучше  всех  знал,  кого  вносить,  кого  не  вносить  в  Словарь!  Так  вот,  о  службе  в  это  время  думали  настолько,  насколько  раб  на  галерах  думал  о  гареме.  Даже  в  Великую  Отечественную  войну  такого  не  было  на Флоте.  Почитайте  воспоминания  и  посмотрите  фотографии!  На  столе,  для  экипажа,  пришедшего  из  боевого  похода,  можно  увидеть  прекрасный  обед  с  шампанским  и  жареным  поросёнком!   Я  не  сомневаюсь,  что,  если  бы  в  это  время  была  война,  то  нищий  офицер  честно  бы  выполнил  свой  Долг  и  Присягу.  Но  в   том-то  и  дело – войны  нет,  а  они  нищие  и  бездомные.
   Но  экран  в  это  время  пестрит  всякими  шелкопёрами  и  продвинутыми  проститутками,  которые  учат  уму-разуму  обездоленного  русского  офицера.  Это  они  в  один  приём  забрали  всё – сталинские  заводы  и  фабрики,  рудники  и  штольни,  газ,  нефть,  никель,  золото!  Это  и  есть  «свобода  и  рынок»  по  Гайдару  и  Ельцину!
   Северный  Флот  в  январе  1999  года  принял  В. А. Попов.  Сложное  время,  поостеречься  бы  надо.  Ремонтной  базы  нет,  денег  у  Флота  нет,  лодки  и  корабли,  не  выслужившие  сроки,  выводятся  в  отстой  и  сдаются  на  слом,  в  Чечне  морская  пехота  Северного  Флота  вновь  ведёт  кровавые  бои,  вновь  везут  «Груз-200». Проблем  тысячи,  помощи  нет,  а,  если  есть,  то  от  случайных  шефов,  а  не  от  родного  Правительства.  Но  почему-то  Комфлот  постоянно  мелькает  на  экране.  То  он  даёт  интервью,  то  «разносит»  по  телефону  какого-то  врача  за  несвоевременную  доставку  в  Чечню  медикаментов,  то  он  проверяет  качество  приготовленной  пищи,  то  проверяет  чистоту  гальюнов.  Молодец!  Везде  успевает!  Вот  он  на  белоснежном  катере  подходит  к  борту  БПК  пр.  1155  и,  не  дожидаясь,  когда  ему  подадут   трап,  шагает  через  леера.  Я  тут  же  вспомнил  слова  выдающегося  Главкома  С. Г. Горшкова,  которые  он произнёс  на  новом  эсминце  пр.  956  «Современный» - «Как  только  мы  начнём  нарушать  морские  традиции  и  корабельные  правила – Флоту  придёт  конец!  Флот  структура  консервативная,  ничего  нельзя  менять  в  угоду  кому-то!»  Как  в  воду  глядел  Главком – через  некоторое  время  погибла  лодка  «Курск».  Но  до  гибели  «Курска»  продолжает  мелькать  на  экране  и  начальник  штаба  СФ  господин  М. Моцак.  Он  же  не  мог  отстать  от  Комфлота!  А  вдруг  не  будет  замечен,  и  не  успеет  вскочить  в  карьерный  эшелон?  Не  успел,  опоздал.  И  не  только!  Зато  посмешил!  Это  он  кричал  с  экрана  «Честь  имею!»  Не  утверждаю,  знал  ли  он,  говоря  эти  слова,  что они  означают?  Напомню  для  него  персонально  и  для  других  знатоков  «Традиций  Императорского  Русского  Флота».  Здесь  нет  и  намёка  на  личную  честь,  а  «форма  вежливого  обращения  младшего  к  старшему».  Заглядывайте  в  словари  иногда,  господа!  Приведу,  как  пример  обращения,  командира  полка  к  генералу,  взятый  из  Первого  тома  «Архива  Русской  Революции».  «Господин  генерал!  Честь  имею  представиться!  Командир  Лейб  Гвардии  Финляндского  Полка ...!»  Но  это  же  было  время  безумных  карьер  и  бездумных  назначений,  когда  старший лейтенант,  помощник  по  комсомолу  Кольской  флотилии,  поддержавший  Ельцина,  сразу  становится  капитаном  1  ранга!  А  теперь  учит  нас,  как  любить  Флот  и  как  служить.  Не  смешно!  Досада,  да  и  только!  Помните,  как  прапорщик  Крыленко,  которого  казаки  пороли  плётками  за  агитацию,  становится  в   
1917  году  Главковерхом?  История  повторяется!  Нечего  удивляться!
   В  апреле  2000  года  Северный  Флот  посетил  новый  Главковерх  господин  Владимир  Путин.  Судьбоносное  посещение!  Наградил,  как  положено,  некоторых  офицеров,  наставил  на  путь  истинный,  надел  канадку  и  «шапку  с 
ручкой»,  и  вышел  в  Баренцево  море  на  атомном  крейсере  «Пётр  Великий».  Вдохновил!  Спасибо,  уж  мы  постараемся  оправдать  высокое  доверие.  И  оправдали!  В  августе  на  алтарь  Отечества  были  брошены  118  молодых  жизней  подводников.  Не  вдохновлять,  не  призывать  надо  было в то время,  а   
предостерегать  от  необдуманных  решений.  А  они  были  приняты  Главкомом  ВМФ  Куроедовым,  но  не  были  остановлены  командованием  Флота!  Гибель  новейшего  атомохода «Курск» - просто  отложенная  катастрофа.  Она  должна  была  случиться  и  случилась.  Я  не  хочу  разбирать  причины  катастрофы – это  не  мой  вопрос.  На  это  хватает  других  знатоков,  но  точно  могу  сказать – всей  правды  мы  не  знаем,  а,  если  узнаем,  то  это  произойдёт  не  скоро.  Но  многим  надо  не  оправдываться,  а  каяться  перед  священником!  «Курск»  губила  вся  страна,  а  не  Флот.  Позже  я  написал:

Виновных  нет!  Скажи  на  милость –
Что  за  российская  напасть?
Сама  торпеда  загрузилась,
Сама  торпеда  взорвалась!
Осталась  боль  и  время  гула –
«Считайте  факты  за  молву!»
...Сама  подлодка  утонула,
Дерьмо  оставив  на  плаву!
И,  от  кремлёвского  замера,
Сам  превратился  Флот  в  навар –
Сам  обанкротил  офицера
И  сам  принизил  ординар,
Страницы  сам  переиначил,
Переназначил  всех  кидал,
Всех  дураков  перемаячил
И  корабли  пораспродал!
Всё  ясно  нам!  Не  надо  МУРа,
Отныне - новый  прецедент –
Хвала  тебе,  Прокуратура,
И  вам,  товарищ  Президент!
...Власть,  словно  нечисти  боится,
Тянуть  за  нужное  звено –
А  вдруг  сумеет  появиться
Из  глубины  одно  говно?
Всё  безнадёжно,  неизбывно –
Как  Флот,  букашкою  торчу,
Реву  белугой,  мне  противно –
Не  крови,  истины  хочу!
Так,  пережив  не  раз  потерю,
Россия!  Плачь,  но  не  смеши –
Я  больше  в  россказни  не  верю,
Хоть  кол  на  заднице  теши!
...Нет!  Не  поможет  нам  Мессия –
Тернист  и  странен  русский  путь,
Я  узнаю  тебя,  Россия,
Ты  не  меняешься  ничуть!
   
   Когда  этот  стих  появился  в  печати,  то  его  подводники  вывесили  в  «Клубе  моряков-подводников».  Видимо,  этот  стих  не  понравился  некоторым  т.н.  флотовождям.  Последовал  звонок  из  Главного Штаба  ВМФ  с  просьбой – убрать  этот  стих.
   На  сегодняшний  день,  кроме  тайны  гибели  «Курска»,  остаётся  ещё  одна  тайна – почему  же  господин  Президент  не  отдал  под  суд  виновных,  а  некоторых  из  них  назначил  на  более  высокие  должности?  Что  здесь  сокрыто?  Интересно  поведение  «отличника  боевой  и  политической  подготовки»  Главкома  Куроедова – он  фактически  открестился  от  Комфлота  и  от  «Курска».  Правда,  пытался  подать  в  т.н.  отставку,  но  так  не  подают – «уходя – уходи!»,  а  не  играй  в  отставки!  Известным  осталось  изречение  Главкома – «Северный  Флот  наступил  на  собственные  грабли!»  Он  ещё  не  раз  будет  повторять  это  изречение!   
   Чем  остался  знаменит  Северный  Флот  в  период  Главкома  Куроедова?    Пожалуй,  показухой!  Надо  же  было  показать  народу,  что  Флот  в  период  правления  Путина  уже  оправился  от  катастрофы!  Вот  в  июле  2003  года  на  Балтику  пригнали  в  распорядительном  порядке  атомный  крейсер  «Пётр 
Великий»,  ракетный  крейсер  «Маршал  Устинов»  и  два  БПК.  Добавили  пару  катеров  и  буксиров  Балтийского  Флота  и  провели  показное  учение.  При  Путине,  естественно,  Валентина  Матвиенко.  Как  же  без  неё?  Без  неё  даже      
белые  ночи  в  Петербурге  не  начинаются!  Путин  доволен,  поблагодарил  Флот!  Так  и  надо!  Молодцы!  Я  задаю  себе  вопрос – эти  корабли  будут  воевать  на  Балтике?  Это  предусмотрено  Военной  Доктриной?  Да  нет  же,  нет!  Надо  народ  убедить,  что  всё  у  нас  прекрасно!  Главком  просто  лил  воду  на  властную  мельницу!  В  этом  учении  нет  ничего  поучительного  и,  тем  более,  «стратегического».  Когда  стреляют  одни  РБУ,  как  тут  с  досады  не  зарыдать!  А  экскурсантам  всё  одно – что  РБУ,  что  автомат  «Калашникова»,  что  буксир!
   На  Северный  Флот  почему-то  возложили  и  утилизацию  атомных  подводных  лодок.  Способен  ли  был  Флот,  при  нищенском  финансировании,  при  отсутствии  буксиров  и  плавучих  доков,  доставлять  атомоходы  на  разделку?  Да  нет  же,  нет!  Гибель  подлодки  «К-159»  наглядно  это  показала.  Не  хочу 
разбирать  факт  гибели  лодки,  а  только  добавлю,  что  Главком,  как  библейский  Иуда,  снова  открестился  от  очередного  Командующего.  Надо  же!  Снова  он  повторил  знаменитое  изречение  про  «грабли».  Ну  что  с  него  взять?  Коль  не  дано,  так  не  найдёте.  Позже  я  посвятил  стихотворение   памяти  АПЛ  «К-159».  Вот  оно:

Мы  в  море  Баренца  уйдём –
Нам  просигналит  остров  Сальный,
И  из  обид  венок  сплетём,
Венок  прощальный,  поминальный!
И  там,  где  хмурая  волна,
Где  нет  покоя  изначально,
У  рокового  Кильдина,
Опустим  на  воду  печально!
И  нас  накроет  вечный  стык
Холодных  вод  и  тёплой  суши,
Да  белых  чаек  громкий  крик
Встревожит  праведные  души!
Оркестр  не  к  месту  и  салют –
По  делу  слёзы  и  баллада,
Их  любят,  но  уже  не  ждут –
Нет  возвращения  из  ада! 
Взрастут  благие  деревца
И  здесь,  у  грозного  восхода,
Но  я  не  верю  до  конца,
Что  на  закланье  выйдет  мода! 
 
   Заканчивая  размышления  по  поводу  гибели  АПЛ  «К-159»,  не  могу  не  напомнить  один  случай,  который  как-то  связан  с  этим  трагическим  событием.  В  честь  100-летия  со  дня  создания  Подводных  Сил  России,  в  нашей  филармонии  приветствовали  многих,  причастных  к  службе  в  Подводном  Флоте.  На  самом  почётном  месте  располагался  учёный  и  конструктор  ПЛ 
И. Д. Спасский, а  рядом  с  ним - полный  адмирал,  косвенно  причастный  к  гибели  «К-159».  Хор  филармонии  сначала  Спасскому  пропел  «Многие  лета...!»  Потом  этот  же  хор  пропел  и  адмиралу!  И  вдруг  в  зале  разрыдалась  женщина.  После  выяснилось,  что  это  была  мать  одного  из  офицеров,  погибшего  на  АПЛ  «К-159».  Ему  и  ей  не  пели  «Многие  лета...!»    
   И  дальше  продолжилась  показуха.  Путину  хотели  показать  мощь  страте-гических  ядерных  сил.  И  показали!  Ракеты  почему-то  или  не  летели,  или  взрывались  после  старта!  А  что  вы  хотели  ожидать  от  обездоленного  Флота?  По  щучьему  веленью  только  печки  передвигаются  по  бездорожью,  а  ракеты пока  не  летают  и  летать  не  будут.  А  ведь  готовились,  пожалуй,  целый  год.  Там  и  представители  промышленности  суетились,  дабы  открысятничать  лакомый  кусок.  Но  бесполезно!  Вот  бы  Флот  проверить  так,  как  его  проверяли  в  советские  времена!  Постоянной  готовности  ракетоносец?  Так  точно!  Смените  боеголовку  на  учебную!  Через  сутки  выход  в  район  стрельбы!  И  пусть  себе  стреляет  на  здоровье  без  подсказки  промышленности  и  тёртых  адмиралов!  Вот  интересно  было  бы  посмотреть  на  наш  «Ракетно-ядерный  Щит!»  Об  этом  стоит  только  мечтать!  Так  теперь  не  проверяют,  да  и  проверять  больше  некого.
   Не  собираюсь  оценивать  деятельность  Комфлотов  М. Л. Абрамова  и 
В. С. Высоцкого. Я  с  ними  не  служил.  Хотя  нет!  По  воспоминаниям  офицеров  Штаба  Северного  Флота,  господин  Абрамов  прилюдно  мог  унизить  Начальника  Штаба  Флота.  Что  ж!  Его  не  учили  царские  офицеры,  а  сам  он  так  и  не  дорос  до  Командующего  Флота.
   В  период  их  командования,  слава  Богу,  хотя  бы  никто  не  утонул.  И  это  можно  считать  большим  достижением. Наследство  после  ельцинских  реформ  такое  им  досталось,  что  только  самоубийца  мог  согласиться  на  такую  расстрельную  должность,  как  Командующий  Северного  Флота!  А  то,  что  корабли Северного  Флота  вышли  в  конце  2007  года  в  Средиземное  море,  это  в  плюс  Флоту.  Беда  в  одном – последние   15  лет  только  и  мелькают  атомный  крейсер  «Пётр  Великий»,  крейсер  «Николай  Кузнецов»  да  пара-тройка  БПК.  Но  это  не  упрёк  Флоту,  а  упрёк  нашему  бездарному  и  вороватому  руководству.  Возрождение  Флота  будет  долгим  и  мучительным.  Так  следует  из  нашей  истории. 
   В  заключении  хочу  повториться,  обращаясь  к  нынешним  руководителям  Военно-Морского  Флота  и  Флотов!  Господа  адмиралы!  Не  раздувайтесь  до  размеров  стратостата!  Молчите  и  работайте.  Вы  лучше  нас  знаете  состояние 
Флота!  Вы  знаете,  что  Флота,  как  такового,  нет!  То,  что  есть,  это  не  Флот!  Вы  руководите  «Летучими  голландцами!»  Продолжайте  «вешать  лапшу»  нашим  руководителям,  они  всё  равно  ничего  не  хотят  понимать.  Пусть  обольщаются  тем,  что  есть.  В  обозримом  будущем,  в  ближайшие  20  лет,  вы  не  станете  флотоводцами!  Останьтесь  хотя  бы  достойными  людьми  в памяти  ваших  подчинённых,  как  остались  в  памяти  такие  адмиралы,  как 
В. Н. Поникаровский,  В. К. Коробов,  С. М. Лобов  и  др.  Заботьтесь  о  подчинённых,  не  подсиживайте  друг  друга,  как  это  делали  ваши  недавние  предшественники.  Не  защищайте  диссертации!  Вам  прекрасно  известно,  что  ревностная  служба на  действующем  Флоте  не  совместима  с  научной  деятельностью.  Такое  было  под  силу  только  вундеркинду  Куроедову – он  успевал  и  диссертации  защищать,  и  успешно  разваливать  Флот,  и  топить  атомные  лодки.  Не  пишите  мемуары  сразу,  по  выходе  на  пенсию,  чтобы  мы  не  смеялись.  Оставьте  это неблагодарное  дело  на  потом.  Про  вас  офицер  Флота  напишет – он  вам  даст  точные  оценки.  Но  правду  всё-таки  поведайте  хотя  бы  лет  через  15!  Мы  прекрасно  знаем,  что  если  вы  сейчас  поведаете  всю  правду,  то  Баренцево  море  станет  океаном,  а  остров  Кильдин  переместится  на  Красную  Площадь.
   И  последнее.  Не  лезьте  на  экран,  не  давайте  интервью.  В  настоящем  вашем  положении - всё  это  будет  работать  против  вас.  Пусть  за  вас  рассказывает   были  и  небылицы  капитан  1  ранга И. Дыгало.  В  помощь  Дыгало  уже  есть  полный  адмирал – это  Игорь  Владимирович  Касатонов.  Ни  одна  передача  о  Флоте  не  обходится  без  него.  Чувствуется,  переживает  адмирал,  не  дослужил,  энергия так  и  прёт!  Ему  бы  сейчас  место  Главкома,  и  он  бы  показал,  как  надо  служить!  Правда,  следует  заметить,  что  у  Касатонова  появился  конкурент.  Это  бывший  Главком  ВМФ  адмирал  Флота 
В. В. Масорин.  Видно,  слава  Швыдкого  не  даёт  покоя  адмиралу.  Хочется  переплюнуть  шоумена!  Недавно  господин  Масорин  на  всю  страну  с  экрана  показывал  способы  приготовления  всяких  вкусностей.  Чтобы  не  запачкать  адмиральскую  форму,  он  предусмотрительно  и  фартук  кухонный  поверх  нацепил.  Молодец,  адмирал!  Оберегает  от  пятен  адмиральский  мундир!  Умеет  готовить!  Чему  только  на  Каспии  не  научишься!  Правда,  там  чёрную  икру  заверни  в  блин,  и  готово  блюдо.  Здесь  постараться  надо!  Следует  предположить,  что  Масорин  скоро  сравняется  по  известности  с  Ксюшей  и  обойдёт  Анфису  Чехову.  Господа  офицеры!  Можете  ли  вы  себе  представить,  чтобы  Морской  Министр  Императорского  Флота  И. К. Григорович,  в  лабазе  купцов  Елисеевых  показывал  кулинарное  искусство?  Не  можете!  А  можете  ли  вы  себе  представить,  чтобы  сталинский  Нарком  Н. Г. Кузнецов,  на  потеху  экранной  моли,  позорил  свой  чистый  адмиральский  мундир?  Не  можете!  Новые  адмиралы  могут!
   И  ещё.  Великий  русский  поэт  Фёдор  Тютчев  как-то  сказал:  «Нам  не  дано  предугадать,  как  наше  Слово  отзовётся!»  В  2002  году  я  посвятил  стихотворение  командующему  СФ  адмиралу  Чабаненко.  Вот  это  стихотворение:

«…Запомни!  Служба -
Не  борьба,
Флот  не  измерить
Меркой  штатской,
И  корабельная 
Судьба
Порой  бывает
Кора****цкой.
Напрасно  в  счастье
Не  играй
И  не  лови 
Звезду  секстаном -
Определи  предел
И  край
И  расставайся
С  океаном.
И  уходи,
Захлопни  дверь
Навек  у  флотского 
Порога,
Но  прежде  ты
Себя  проверь,
Чтоб  не  жалеть
И  очень  долго!»
Такой  случался 
Оборот,
И  дни  казались
Январями -
Учил  нас опытный
Комфлот,
Давно  проверенный 
Морями.
Он  год  на  части
Разделил:
Вёл  в  круговерти
Непогоды
Подлодки,
Те,  что  полюбил,
Нередко  в  дальние 
Походы.
Он - образец,
Оригинал,
Считал  моря
Суровым  миром,
И  досконально
Цену  знал 
Комбригам  всем
И  командирам.
Был  от  него 
Один  совет -
«Чтоб  жизнь  тебя
Не  покорила,
Запомни!
Мостик - кабинет,
А  море -
Главное  мерило!»
И  служба  не  давала
Сбой -
Через  походы
Шли  к  высотам,
Гордились
Славною  судьбой
И  мудрым,
Праведным  Комфлотом.
…Другие  видимо 
Века
И,  словно  боль,
Мерило - стенка!
Но  есть  надежда -
БПК
С  названьем  гордым 
«Чабаненко».
 
   Где-то  в  2010  году  мне  неожиданно  позвонили  из  Москвы.  Оказывается,  мне  звонил  сын  адмирала  Чабаненко  и  благодарил  меня  за  стих,  посвящённый  его  отцу.  Он  был  по  приглашению  экипажа  БПК «Адмирал  Чабаненко»  на  Северном  Флоте.  После  выступления  перед  экипажем  БПК  ему  вручили  мой  стих.
   Второй  случай.  Где-то  в  2005  году  телефонный  звонок.  Поднимаю  трубку.  Звонящий  представляется:  «Адмирал  Михайловский!»  Неожиданно  приглашает  меня  в  гости.  Причина:  он  хотел  бы  согласовать  со  мной  мой  стих  под  заглавием:  «Истинному  Комфлоту!»  для  включения  его  в  книгу,  которую  он  заканчивает.  Я  уточнил,  в  чём  проблемы?  Аркадий  Петрович  хотел  бы  разбить  стихотворение  по  куплетам  и  изменить  одно  слово.  Я  всегда  был  занятым  человеком,  и  предложил  Аркадию  Петровичу  решить  его  предложения  по  телефону.  На  этом  мы  и  порешили.  Аркадий  Петрович  включил   это  стихотворение  в  свою  последнюю  книгу  «Цена  успеха»  на  стр.  385,  с   его  предложениями.
   В  конце  нашего  разговора  я  попросил  уточнить  причину  снятия  Аркадия  Петровича  с  должности  Комфлота,  считая,  что  он  был  снят  с  должности  за  взрыв  ракет  в  губе  Окольной  в  мае  1984  года.  Аркадий  Петрович  назвал  другую  причину.  В  период  его  командования  Северным  Флотом  мы  стали  выполнять  сложные  боевые  упражнения:  сбивали  запущенные  с  наших  подводных 
лодок  ракеты  зенитными  комплексами  надводных  кораблей.  Во  время  выполнения  одного  из  боевых  упражнений  траектория  ракеты  была  направлена  с  востока  на  запад  вдоль  строя  надводных  кораблей.  Надводные  корабли  ракету  не  сбили,  и  она  приземлилась  на  территории  Норвегии.  Соответствующие  службы  Норвегии  нашли  на  приземлившейся  ракете  бирки :  «Сделано  в СССР!» Скандал.  Наш  Министр  Обороны  приказал  немедленно  Михайловского  снять  с  должности.  Главком  ВМФ  Горшков  фактически  спас  адмирала,  назначив  его  Начальником  ГУНИО  в  Ленинград.
   Подводя  итоги  этой  главы,  хочу  отметить,  что  за  все  времена  лучшим  Начальником  Штаба  Северного  Флота  был  адмирал  В. Н. Поникаровский.  Я  очень  сожалею,  что  он  не  был  назначен  Командующим  Северным  Флотом.  При-чину  не  назначения  знаю,  но  озвучивать  не  буду.
Лучшим  Командующим  Северного  Флота  был  Адмирал  Флота  Г. М.  Егоров.
   С  1976  года  по  1983  год  я  был  в  гуще  всех  событий,  которые  происходили  на  Флоте.  По  долгу  своей  службы  я  непосредственно  отвечал  за  недельное  и  суточное  планирование.  Моя  т.н.  работа  в  виде  суточного  плана  в  течение  года  около  трёхсот  раз  с  понедельника  по  пятницу  ложилась  на  стол  Командующему  Флотом.  Предварительно  суточный  план,  нанесённый  на  карту,  проверялся  начальниками  всех  отделов  Управления  боевой  подготовки,  Начальником  Управления,  Начальником  Штаба  Флота,  после  чего  представлялся  Командующему  Флотом.  После  утверждения  суточного  плана,  он  передавался  на  КП  Флота,  для  контроля  Оперативным  Флота.  Я  всегда  завидовал  тем,  кто  за  всю  службу  на  Флоте  свою  суточную  работу  не  клал  на  стол  Командующему  Флотом.  В  течение  дня  со  мной  на  связь  нередко  выходил  начальник  Штаба  Флота.  Чернавин  всегда  представлялся – «Начальник  штаба!»  После  задавал  вопросы.  Адмирал  Поникаровский,  как  правило,  вызывал  меня  к  себе  для  уточнения  текущих  вопросов  суточного  планирования.  Должность  моя,  как  говорят,  была  расстрельная.  Меня  спасали  знание  документов,  прекрасная  физическая  форма  и  умение  быстро  соображать.  Я  был  допущен  к  тому,  о  чём  и  сейчас  нельзя  говорить.
   Кроме  того,  в  12 часов  30  минут  я  готовил  шифровки  с  суточным  планом  для  всех  атомных  ПЛ,  которые  находились  в  полигонах  БП.  Горжусь,  что  по  моей  вине  за  6  лет  не  случилось  ни  одного  ЧП.               
               


Рецензии