Липа-Лимочка

      
Жизнь состоит из встреч и расставаний. Они, как правило, оставляют глубокий след в нашей памяти. 
Мы часто покидаем насиженные места и как перелётные птицы улетаем туда, где   нам кажется и теплее, и лучше.  Но воспоминания всегда почему-то   возвращают в родные края, к близким людям…
         Вот уже долгих восемь лет я живу вдали от своей подруги, общение с которой для меня, как глоток чистой родниковой воды. Мы редко видимся – расстояние в сто шестьдесят   километров не близкий путь, да и возраст уже не молодой. Редкие встречи… сколько в них тепла!  Они дают мне уверенность и надежду: пока мы живы – наша дружба не угаснет. каждый   раз, когда мне приходиться бывать по делам в городе Новозыбкове Брянской области, я набираю на телефоне знакомый до боли номер, чтобы услышать её чуть удивлённый голос и сказать:» Как дела, Лимочка? Гостей ждете?»
И всегда новая встреча – это откровение. Это как открыть книгу - страница за страницей ты познаешь что-то интересное и удивительное. 
Но в этом году весенняя погода была очень капризной: дожди шли каждый день, и поездку постоянно  приходилось откладывать. В ожидании хоть какого-то просвета в дождях время тянулось, я чаще стала созваниваться с подругой  - душой и мыслями я была уже там … в городе, который подарил мне знакомство с замечательным человеком.
        Олимпиада Борисовна Ковалёва (в девичестве Торлина) была вторым ребёнком в семье Бориса Фёдоровича и Марии Фёдоровны Торлиных.
Старшая сестра Ниночка родилась в тяжёлом 1948 году.
Ещё сказывалась разруха после Великой Отечественной войны. Голод 1946 года то же давал о себе знать, но Советский союз постепенно возвращался к мирной жизни.
Через четыре года, в 1952 году, на свет появилась маленькая девочка с необыкновенно красивыми и грустными глазами – Олимпиада. С лёгкой маминой руки в семье её стали все называть очень ласково и нежно – Лимочка. Родители души не чаяли в своих девчонках, с детства прививая им трудолюбие, честность и сострадание. Эти качества сёстры пронесут через всю свою жизнь.
       Лимочка росла смышлёным и послушным ребёнком. Окончив восемь классов второй средней школы города Новозыбкова в 1967 году, не задумывалась, куда идти учиться дальше. Вместе со своей подругой Валентиной Щекатуровой, она поступила в Калужское медицинское училище на фармакологическое отделение.
       Семья Торлиных – это знаменитая медицинская династия.
Дедушка, Торлин Фёдор Евгеньевич, в 1921 году окончил Киевскую государственную медицинскую академию и стал врачом – терапевтом. Он был глубоко верующим человеком и в 1924 году был рукоположен в сан священника. В то время власти всячески хотели искоренить любую религию, будь то православие или старообрядчество. Им не нравилось, как относился отец Фёдор к служению в Святой Церкви. Советская власть хотела искоренить, растоптать старообрядческую общину.  Фёдора Евгеньевича неоднократно вызывали в органы НКВД, где уговаривали отказаться от богослужений и заняться исключительно врачебной практикой. Доходило до того, что они во время Божественной службы входили прямо во святой алтарь, все с теми же требованиями.  Свой путь врача-священника Фёдор Евгеньевич Торлин закончил в 1938 году в районе Зубовского кладбища города Клинцы Брянской области, в результате массового расстрела. 23 сентября 1955 года решением Брянского областного суда отец Фёдор Торлин был реабилитирован посмертно «за недоказанностью состава преступления». Диплом врача, полученный дедушкой, Олимпиада Борисовна сохранила до наших времён.
        Отец Олимпиады Борисовны, Торлин Борис Фёдорович, после окончания Воронежского медицинского училища долгие годы работал зуботехником.
В семье Торлиных часто обсуждалась медицинская тематика. Это, невольно, давало юной и не смышлёной девчонке путёвку в жизнь.
        Были у неё сомнения? Да они были, как и у всех. Лимочке безумно нравился английский язык, но тяга к медицине была сильнее.
Весёлые студенческие годы!
Когда Олимпиада Борисовна начинает вспоминать то время – у неё в глазах загораются искорки. Она с теплом отзывается о своих бывших преподавателях, о днях, проведённых в студенческих аудиториях. Учёба ей давалась, на удивление, легко. Увлечённая со школьной скамьи химией, Лимочка всегда приходила в трудную минуту на помощь своим однокурсникам.
       Так и пролетело незаметно три года…
После окончания училища подругам пришлось расстаться.
Валя по распределению попала в аптечную сеть города Ярославля.
Лимочка вернулась к себе домой, в свой родной Новозыбков.
Последние годы очень болела мама, и любящая дочь не могла на это смотреть спокойно. Ей хотелось облегчить страдания близкого человека. Девушка всегда с теплом
 относилась к своим родителям. Она ими гордилась. 
         Борис Фёдорович был ветераном Великой Отечественной войны, Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью за оборону Москвы. Простой рядовой, под Гомелем после тяжёлого ранения потерял ногу.
Мама, Мария Фёдоровна, в годы оккупации фашистами города, в 16 лет была угнана в Германию на работы.  С оккупированных территорий России, Украины и Белоруссии на принудительные работы нацистами было угнано, по разным данным, от 3 до 5 миллионов мирных граждан. В Германии их называли “остарбайтерами” (в переводе с немецкого — восточными рабочими) и отправляли на наиболее тяжелые работы — на заводы и шахты, реже в сельские хозяйства.
        В далёком 1970 году началась трудовая деятельность Олимпиады Борисовны в аптеке №26 города Новозыбкова Брянской области.
В то время коллектив аптеки составлял более ста человек.
Аптека продавала не только готовые формы, но и занималась изготовлением различных лекарственных средств: микстуры, порошки, свечи, капли, стерильные растворы, пилюли – это всё делали своими, поистине, золотыми руками фармацевты. Работы было очень много. Поэтому производственный отдел, куда пришла работать Лимочка, трудился в три смены. 
Её, как молодого специалиста и незамужнюю девчонку, чаще ставили в ночную и вторую смену. Она сама часто соглашалась с тем, чтобы выйти в ночь. У других сотрудниц были дети, семьи.
– Им нужно вечернее и ночное время чтоб было свободным. А у меня больная мама. За ней я днями ухаживала. – С грустью вспоминает Олимпиада Борисовна.
          Мы, живущие в 21 веке среди современных технологий, наверное, никогда не задумывались о том, сколько вложено в самую простую таблетку или микстуру? Нет, ни активного вещества, ни затраченных денег на красивую упаковку, а обычного человеческого труда, знаний, времени, сил. Сколько этапов прошла на производстве эта самая таблетка? Даже сейчас, в современном мире, за каждой упаковкой лекарств стоят люди. Пусть, даже, их работа механизирована.
         Работать было тяжело. Ведь только глазных капель было более пятнадцати наименований. А ещё порошки, микстуры, растворы?! Огромнейшая ответственность возлагалась на плечи фармацевта! Не зря говорят:
– Точно, как в аптеке.
 Мы были как сапёры.  Ошибёшься раз – чья-то человеческая жизнь ляжет на чашу весов.
 – Это сейчас – пришёл в аптеку, подал в окошко рецепт, тебе через минуту вынесут готовое лекарство. А тогда было всё иначе. Многие лекарства изготовлялись вручную.
Олимпиада Борисовна отворачивается в сторону, чтобы незаметно смахнуть накатившую от воспоминаний, слезу. Переводит взгляд уставших глаз куда-то вдаль.
Взгляд становится загадочным и задумчивым, словно Олимпиада Борисовна увидела себя молодой застенчивой девчонкой. Слегка вздохнув, продолжает:
 – Работы – тьма! А сколько было индивидуальных рецептов! И каждый надо выполнить в срок и с «особой аптечной точностью. А автоклавы – они такие же трудяги как и мы, работали в три смены. Какие тяжести мы, молодые женщины и юные девчонки, носили на своих руках!  Иногда за смену и десять минут не получалось отдохнуть. Мне очень повезло с наставником. В то время, заведующей производственным отделом была Анищенко Галина Матвеевна – очень грамотный и требовательный человек. Ко мне, молодому специалисту, она относилась с особой материнской теплотой. С её лёгкой руки в аптеке я получила новое имя – Липа, Липочка. Я безмерно благодарна Галине Матвеевне – она моя путеводная ниточка в жизни. Сейчас таких людей не часто встретишь. Уставала сильно, но молодость брала своё. После тяжёлой смены я любила зимой встать на беговые коньки и пробежаться по тонкому льду, чтобы свист в ушах от скорости и шум ветра за спиной. Это была моя отдушина.  Я часто выступала за честь аптеки и на городских и на областных соревнованиях…. Да, молодость…. И как только всё успевала? Сама удивляюсь.

                Олимпиада Борисовна на минутку затихла. Было видно, как ей нелегко справляться с нахлынувшим волнением.
Незаметно прошло несколько лет.
       В 1975 году Липа – Лимочка вышла замуж за Виктора Анатольевича Ковалёва.  Вскорости родился сын Виталий. В 1982 году – дочь Лена. В то время о длительном отпуске по уходу за ребёнком и речи не было, но супруг всячески помогал ей во всём. Вот так уже 47 лет Олимпиада Борисовна и Виктор Анатольевич идут по жизни рука об руку.
В 2005 году администрацией аптеки было решено закрыть производственный отдел в аптеке №26 и перенести его в новую аптеку №139 по улице Садовой. И снова потекли трудовые будни.
                По воле судьбы, я, медик по образованию, но не могла найти работу по специальности.  В 2007 году мне пришлось пойти работать в аптеку, на Садовой улице, обычным фасовщиком. С этого момента зародилась наша дружба с Олимпиадой Борисовной.
               На то время, Олимпиада Борисовна была уже высококвалифицированным специалистом, которая  воспитала не один десяток молодых фармацевтов. И каждый   раз, с новым будущим специалистом Липа –Лимочка проживала свою жизнь заново.
Новые волнения. Новые переживания. 
Поймёт ли студент, что специальность фармацевта не любит дилетантов.
В фармацевтике важны аккуратность и точность специалиста.
Станет ли для него эта профессия такой же важной на всю жизнь, как для неё?
               43 года Олимпиада Борисовна посвятила работе в аптеке. Ласковое имя Липочка пришлось по душе всем коллегам в аптеке. Часто сотрудники между собой её называли очень нежно «наша Липочка». Она была незаменима везде и всегда, будь то рецептурный отдел или стол аналитика. Липочка никогда и никому не отказывала в помощи, много раз я слышала одну фразу:
 – Работа любит нашу Липочку.
          Я часто задаюсь вопросом:
– Сколько же её руками, руками простой русской женщины, сделано было лекарств? Десятки, сотни, тысячи?
Как-то я спросила её об этом.
Она, весело смеясь, ответила мне:
– Миллионы!
Наверно, если выложить дорогу одними только порошками, она была бы длинной в километры.
– Как сама жизнь? – несмело спрашиваю я.
– Как сама жизнь…. – Она вздыхает. – Лучше всех и никто не завидует.
– Вы когда-нибудь жалели, что не стали учителем английского языка, а фармацевтом?
Олимпиада Борисовна неожиданно встрепенулась, как птица перед полётом, глаза её стали ясными и такими же красивыми как в юности.
– Никогда! Никогда у меня не появлялось чувства разочарования. Но сейчас, когда я прихожу в аптеку за лекарствами, меня постоянно посещает чувство сожаления…. Красивая упаковка не несёт той человеческой энергетики, что раньше.  Всё делают машины. Робота? Да. А как же люди? Ведь лекарство, по моему мнению, сделанное вручную, приносит больше пользы. Оно вдвойне эффективней. Мне жаль, что сейчас производственных аптек практически нет, единицы на миллионы жителей….
            Я глажу её натруженные руки, чувствую, как лёгкая дрожь пробивает её тело.
– Милая моя, Олимпиада Борисовна, вы – герой!  Таких людей наверно сейчас нет! – говорю ей я. – А как же ваша медицинская династия? Растёт?
– Я не герой. Просто выполняла свою работу. Просто её любила. А династия растёт! Мой сын Виталий стал врачом патологоанатомом. Он живёт и работает в Подмосковье. Дочка Леночка стала логопедом. А недавно меня удивил и одновременно обрадовал внук Денис. Он ещё учится только в 8 классе, но заявил, что хочет стать врачом! Мои дети и внуки – это продолжение моей фамилии, исполнение моей мечты. Я горжусь ими. – Она на минуту затихает и глубоким голосом, немного с надрывом продолжает. – А, знаете, Наталья Ивановна, мне ведь скоро 70 лет.  Я до сих пор часто слышу – Липочка, не Борисовна, не Олимпиада, а именно Липочка. Мои же родные зовут меня, как мама в детстве – Лимочка. Вот и получается, что у меня 3 имени.  Странно!
            Она смеется тем задорным смехом, что есть только у неё.
 – Олимпиада Борисовна, милая моя, а может, так в жизни и надо было? Ведь прожить такую длинную и интересную жизнь одному человеку, наверно, не по силам? А так – три имени, три жизни!
Она обнимает меня, склонив свою седую голову на плечо.
– Ох, Наталья Ивановна, только Вы могли так сказать красиво и в то же время точно. Длинная жизнь, которая не по силам одному человеку….
Мы допиваем ароматный чай на её маленькой, но очень уютной кухоньке. Здесь всё расставлено с аптечной пунктуальностью – аккуратно и к месту.
Я ненароком бросаю взгляд на часы. 14.00. Мне уже пора.
Время за беседой с подругой пролетело незаметно. Эти короткие встречи – редки.  Но они насыщенны теплом и любовью. Наши встречи всегда подпитывают меня новой силой и дают мне надежду, и веру, что все будет хорошо – ««как в аптеке».
Она - живой родник для меня. Я прощаюсь.  Меня ждет дальняя дорога в Трубчевск.
              До сих пор, не смотря на годы, Олимпиада Борисовна - заряд энергии. Она с упоением увлекается дачей, всегда старается хоть что-то из своих запасов дать мне в дорогу, провожая меня до машины.
               Я смотрю ей в глаза. Они наполнены слезами. И я, сама, не могу сдержать слёз.
– Когда мы еще увидимся? Звоните…. Вы же знаете, что для меня вы самая, пре самая подруга….
         Я, немного успокоив свои эмоции, пытаюсь улыбнуться и тихо шепчу:
– Конечно же увидимся, какие наши годы, Лимочка….
15/03 – 2022 г.       Преснякова Н. И.


Рецензии