Барьер реальностей

        Отзыв-эссе на фэнтезийный роман
      «ПЕСЧИНКИ НА ЧАШАХ ВЕСОВ»
           (тетралогия Ксении Крутской)

      А дело было так.
      Хотелось мне, любителю НФ, купить нормальный фэнтези-роман, да почитать внимательно. И не с компьютера, а по старинке – книгу. Что это фэнтези за жанр, откуда мода. Научная фантастика и фэнтези – в чём их различия и преимущества?
По случаю, был на собрании фантастов клуба «Навигатор» (г. Кемерово). Купил роман у автора – писательницы Ксении. Она нам сообщила: «Вот эти книги продаются». В «Песчинках…» аж 4 книги, реальность с мистикой завязаны в интригу. Купил не зря. Хотя сюжет земной (не в космосе), но в двух реальностях (точнее, больше!). Романтика того же типа, как и в космической фантастике. А что касается героев и любви – отдельный разговор. И, главное, впоследствии пришла догадка – чем отличается принципиально жанр НФ от жанра фэнтези. Каков критерий фэнтези/научности…
       Итак, с чего начать?
       Конечно же с плохого(!)

       С учётом, что «Песчинки…» фэнтези «научное», немного напрягала мистика. Рациональный ум противился. К примеру, оба мира, где происходят действия, вначале «объясняются» как противостояние Луны и Солнца. Смятение ума.
       По сути же, ворчание моё – поклонника НФ – касаемо лишь мистики. Претензии не к автору, а к жанру. Но чем принципиально различаются НФ и фэнтези?
       Давайте рассуждать. Представим, есть роман, пусть фантастический. Каким он будет, «фэнтези» или «научным»? НФ и фэнтези – две главных разновидности фантастики. И эти два поджанра, что греха таить, пересекаются. Нет чёткого водораздела. Сегодня и «НФ», бывает, тяготеет к мистике, а «фэнтези» – к научности.
       Казалось бы, вопрос простой. Пусть будет и НФ, и фэнтези, кому как нравится. Согласны? Проблема в допустимости инструментария. Возьмём, к примеру, телепорт и нуль-транспортировку. Понятно, для НФ «желателен» нуль-переход – вид технологий «пронизания» пространства. А там, где маги поднимают волны или скалы, в НФ могли бы управляться с гравитационным полем. Где в мире фэнтези бросаются огнём, используют магическое освещение, в НФ уместно говорить о технологиях энергии. Хоть термояд, энергия физического вакуума и путешествия во времени. Для магии и технологий свойственны различные инструментарии. Как чудесам и физике.
       (И я согласен с разницей для магии и технологий. Может быть, напрасно. А.Кларк однажды восхитил невероятной спекуляцией: «Достаточно развитая технология неотличима от магии».)

       Вернёмся же к роману Ксении.
       В «Песчинках…» сопряжённые миры разделены Барьером. Барьер – центральное фантдопущение. Читателю вначале не понятно (так задумано), сам автор не спеша «наводит резкость». Проникнуть сквозь Барьер нельзя, и две цивилизации Землян не знают друг о друге сотни лет. Но иногда Барьер по силам для людей с особой психикой…
       Вы скажете, такого быть не может?
       Идея «расщепления реальности» известна. Классический пример – НФ-роман «Кольцо вокруг Солнца» К.Саймака. Миры «Кольца…» в романе «параллельны», но их реальности как будто сдвинуты на «угол времени». Земля-1, Земля-2, Земля-3 и т.д. – в своих координатах «хроносдвига» – кольцо на Солнечной орбите. В «Песчинках…» только две реальности, вполне невинно. И здесь причина «расщепления» не столь важна. Быть может, Солнце проходило сквозь анизотропное пространство; возможно, этот катаклизм обычный для Вселенной. Мы ничего не знаем о природе явленной реальности. Откуда следует Реальность, как она возможна? Та самая, бесплатно данная, её «не замечаем»! (Отметим, что в идее Мультиверса всё возможно, все реальности.) Тут главное – не слушать материалистов, ведь они не знают так же, и у них догматы.
       В «Песчинках…» две реальности во многом равноценны. Однако это сопряжённые миры, не «параллельные» (немного разные законы). И, главное, в отличие от нашей физики, реальность за Барьером допускает магию.
Вы скажете, такого быть не может?
       Да, мы не знаем «магофизики», в другой реальности-то. Пусть магия затруднена у нас, в физической Вселенной. В других Мирах кто запрещает? (Спросите материалистов.)
       Гипотеза о «множественности миров» Дж. Бруно – пример известный фантастического предсказания. (Примерно в то же время, век XVI-й, случилось «расщепление» реальностей в романе Ксении). В сегодняшней мировоззренческой картине идея Бруно доросла до «множественности вселенных», Мультиверса. Из представлений квантовой реальности известно: рождение вселенных из «Ничто» лишь вероятностный процесс. Других ограничений нет, условие одно – математическое непротиворечие. (Процесс рождения Миров не прекращался никогда, вне времени, за квантовым барьером.) Что это значит? Нет выделенной «базовой» вселенной. Возможны все пространства, связности, законы. Нет «самой правильной» реальности, все самоценны, «всё дозволено», «ничто не запрещает».
       Суть в том, что «магофизика» возможна ровно так же, как и физика, нашлась бы подходящая реальность. Поскольку «всё дозволено», всегда найдётся класс Миров, где местные законы можно «искривлять» энергией сознания для достижения желаемого результата. Влиять на ткань реальности офлайн. (В физической Вселенной это затруднительно, а жаль.)
       В «Песчинках…», как в нормальном фэнтези, случаются сражения с использованием холодного оружия. Как может быть «на равных» бой мужчин и женщин (различный вес и мышечная масса)? Но это объяснимо: путь Воина не только лишь «технический», во многом этот путь – Путь духа. И мастера единоборств используют приёмы магофизики (по обе стороны Барьера).
       Идея Мультиверса для читателей фантастики понятна и без доказательств. Хорошая Фантастика – отличный способ расширения сознания. Катализатор роста духа, новый взгляд на «вечные вопросы».

       Ещё вопрос. Зачем необходим Барьер, его «непроходимость»?
       Вы скажете, такого быть не может?
       Барьер – не «твёрдая преграда», скорее, это надфизический потенциал, «везде-нигде». Гипотеза потенциального барьера для границ Миров известна. В произведениях В.В.Головачёва, например, Барьерами являются «хрономембраны» (жанр НФ и фэнтези). В его «Посланнике», к примеру, герои путешествуют по Мультиверсу («Розе Мира»), пронзая ткань хрономембран «технологически» или магически. Для человека с уязвимой биомассой доступны к посещению Миры лишь совместимые по физике с процессами метаболизма.
       Интуитивно ясно, что Барьер препятствует пересечению различных физик, чтобы избежать коллапса. Барьер – для самосохранения реальностей. У каждой собственная метрика, пространство, многомерность, свой пакет законов местной физики. (Возможно ли «смешать» различные Миры без катаклизма?)
       Другая опция Барьера – равновесие. В романе Ксении разведчиков Барьера так и называют – «равновесники». Проблема в том, что сопряжение Миров не исключает казусов с «протечками реальностей». К примеру, отзвуки иных реальностей порой доступны людям творчества – писателям, художникам, поэтам, музыкантам и т.п., чья психика достаточно утончена. В романе Ксении, ещё до службы многие из равновесников страдали от способности воспринимать вибрации Барьера, что выражалось в странных психосоматических расстройствах.
       Проблема равновесия для связанных реальностей известна в классике фантастики – НФ-романе «Сами боги» А.Азимова. Роман-предупреждение для всех, считающих свою реальность за «единственно возможную». (Быть может, материализм когда-то дорастёт до «экологии реальностей», случится чудо? Спросите материалистов, удивитесь!)

       И, наконец, о методах художественной выразительности. Роман «Песчинки…» от души порадовал, 4 книги с лёгким, грамотным, «воздушным» языком и стойким послевкусием. Возможные шероховатости сюжета порой с лихвою компенсируются стилем автора.
       По обе стороны Барьера жизнь простых людей, учёных, воинов с их убеждениями, чувством долга и переживаниями. Реалистичные и романтические описания природы (горного Алтая). Особенности персонажей – положительные; роман без трусов, малодушных и предателей, всего один злодей на две реальности. Такой расклад, казалось, усложнил бы жизнь писателю, но автор добивается эффекта «погружения». Что интересно, даже для обыденных вещей у Ксении находится романтика. (Точнее, трансреальная романтика.) Эмоции порой переполняют, кажется, их «слишком много», особенно, когда страдают воины, суровые мужчины. Читатель незаметно начинает сопереживать на пару с автором. Иной раз даже непонятно, как могут пережить герои текущие потери боевых товарищей, своих возлюбленных…
       «Песчинки…», кроме прочего, являются романом о любви, причём, по обе стороны Барьера. Да-да, любви здесь много – настоящей, «жертвенной», высокой, чистой, романтичной и земной. Энергия любви бросает вызов правилам и самосохранению героев. На протяжении всего романа автор делится с читателями собственным (и выстраданным) мировосприятием – от «Матрицы» обыденной реальности до «надбарьерного» пространства «Рая для учёных». И это подкупает чистотой и целостностью. Пожалуй, не хватает только данных астрономии от «забарьерной» магофизики, как изменился вид Вселенной из другой реальности… (Спросите материалистов.)
       Что более всего понравилось в романе? Понравились не столько метафизика Барьера, трансреальность, а… описания развития влюблённостей героев. Для этого необходим не только авторский талант, психологизм. Для этого необходимо сохранить в душе свет от Источника космической великой Силы.

       И, в заключение, обещанный критерий жанров для Её Величества Фантастики. (Почти нетривиально.) Давайте спросим: что же человеку свойственно? Пожалуй, в самом общем виде, для человека свойственно участие в процессах изменений мира внешнего и мира внутреннего, с учётом собственной свободы выбора. Научная фантастика и фэнтези принципиально различаются по способам взаимодействия с реальностью. Казалось бы, и там, и там источником является сознание. Но в случае НФ сознание воздействует «технически», используя законы местной физики, посредством технологий. А в фэнтезийном жанре психика способна напрямую управлять законами реальности. (Словесные формулировки – заклинания, молитвы, мантры и т.п. – сопутствующий звуковой эффект необходимого ментального усилия.)
      ! Реальности НФ всегда физические, влияние сознания на физику затруднено.
      ! Для жанра фэнтези реальности магофизические, сознание способно управлять законами природы (пусть локально).

В итоге, автора «Песчинок…» можно поблагодарить за столь нелёгкий труд, затраченный для написания романа. Хочется поверить: жители реальностей объединятся и найдут пути стабилизации своих миров.

      P.S. Под занавес, решаюсь-таки поделиться возникающей гипотезой. С учётом безграничной всеобъемлемости Мультиверса, а также свойств сознания/души с возможностью «просачиваться» сквозь Барьеры множества Реальностей, идея «вечных странствий душ» имеет неожиданное подтверждение. Душа меняет оболочки и реальности во множестве Миров. Земная жизнь в физической Вселенной, нынешний биологический «скафандр души» – лишь краткий миг. И это не противоречит большинству религиозных и эзотерических доктрин. Необходима новая формулировка вечного вопроса «смысла жизни», о месте этой жизни и предназначении сознания и разума «магофизических» ресурсов Мироздания. (Спросите материалистов, то-то удивитесь.)
      Однако более полутора веков довлеющая инквизиция материализма ведёт развязанную информационную войну. И это – даже несмотря на данные исследований микромира с Мегамиром. Реальность и сознание взаимосвязаны (взаимообусловлены) куда неисчерпаемей и грандиознее, чем представления об «объективном» Мире и «субъективном» Наблюдателе в догматах материализма. Дружил бы материализм с фантастикой, история могла пойти другим путём.

      Да пребудет с нами Хорошая Фантастика!

      30.08.2022 г.


Рецензии