Неточных рифм очарованье

Предисловие:
Автор выражает здесь, всего лишь, своё личное мнение.
И если оно, кому-либо из читателей окажется не вполне по душе, то это абсолютно ничего для меня не изменит.

***
 
   Стараюсь не читать графоманов. По возможности, разумеется.
   Однако, вовсе не потому, что сильно много возомнил я о своих собственных талантах.
Просто уважаю труд человеческий.
   Именно поэтому, когда вижу строчки написанных с апломбом комментариев, о том, что автор абсолютно ничего не желает переделывать и менять в своих, далеко не совершенных (но, разумеется, гениальных на его собственный взгляд) творениях, мне тут же становится очень скучно и грустно.
   Ведь, на мой непросвещённый взгляд это, увы, клиника.

    (Кстати, песенных текстов всё то, что я пишу здесь ниже, практически не касается, поскольку в большинстве случаев  ритмический рисунок песни помогает певцу относительно легко маскировать в них то, что никакой поэзией, по сути своей, не является!)

    А для примера, Вы, просто представьте себе штукатура, бросившего работу над ремонтируемой стеной в вашей квартире, лишь потому, что он "так её творчески видит";
   или же, странный кривокрылый самолёт, с энтузиазмом бегущий по рулевой дорожке направляясь на взлёт!

    Неудачное стихотворение более всего похоже, пожалуй, на ряд любезно предназначенных, для посиделок, и предлагаемым всем читателям, разновеликих катренов - табуреток, стоящих в одну линию, вкривь и вкось, причём на ножках самой разной высоты (или же, длины строк, в данном случае)!

   Своеобразие, а так же исключительность данного ряда заключается именно в том, что каждый читающий вынужден будет по ходу прочтения всё время пересаживаться, с самой первой из них, на все последующие, пока не пересидит подобным образом на всём их ряду!)))

   Однако, к сожалению, спорить с подобными "литераторами" бывает абсолютно бесполезно.
До них никак не доходит, что столь грубо настроганные рифмы - это всего лишь обычный ремесленный брак.
   А любые замечания воспринимаются, ими, как ненужные и жалкие придирки.

   Каюсь, когда сам я только начинал писать свои стихи, примитивно рифмуя лишь вторые и четвёртые строки катренов, то абсолютно искренне готов был считать себя - автором, пожалуй, способнее и талантливее Есенина.

   И потребовался мне год, или возможно даже пара лет, чтобы вполне осознать тогда, всю глубину своего заблуждения.
А ведь это была, какая-то вполне себе искренняя слепота. При том, что читал я уже к тому моменту стихи множества прекрасных авторов, и в том числе: Пастернака, Бунина, Брюсова, Игоря Меламеда.

   Кстати, часть юношеских стихотворений последнего, из его дебютного ещё студенческого сборника "Бессонница"- буквально поразили меня при первом прочтении, своей невероятной поэтической энергией; каким-то сверх-талантом, что-ли; и настолько, что некоторые из них обосновались в моей памяти на несколько десятилетий!

   Однако, понимание того, как нужно писать самому, даже после этого, всё ещё ко мне, так и не пришло.

   Вероятнее всего, и далее продолжил бы я свой личный творческий путь в дружелюбно-графоманской среде, не случись знакомство со стихами уже  покойного, к тому моменту времени, великого Поэта Игоря Царёва, нашего современника.

   Прочитал почти случайно по сути, некоторое количество из них, и словно переключилось, что-то - в моей голове.
Настолько точным, правильным, добротным, образным, чистейшим в своём звучании оказался его литературный язык!

   Внезапно и у меня начали складываться мозаики из отдельно взятых слов, возникло желание избегать в своих стихах хотя бы самых элементарных ошибок.

   Первое время я уделил тому, что просто начал рифмовать все строки текстов. Потом стал избавляться от глагольных рифм, стараться избегать повторов в своих стихах. Я стал чураться банальностей, и всё более настойчиво искал свежие образы, для каждого нового стихотворения.
   Появилось и отчётливое понимание того, что язык любого литературного произведения должен быть максимально ясным каждому читателю.
   Достаточно быстро и относительно легко ушли невнятности. Так же, я начал тщательно следить за необходимостью соблюдения ритмической сетки в каждом стихотворении, обнаружил для себя необходимость подсчёта и корректировки числа слогов во всех строках.
   Затем пришло понимание необходимости правильной расстановки ударений в используемых словах.
   Полагаю, вполне достаточно соблюдение этих немногих правил, чтобы любой человек сумел грамотно и вполне читабельно построить неплохое стихотворение.

   Сейчас, для меня например, эти простые технические приёмы совершенно очевидны, несоблюдение же их, поверьте - буквально коробит слух.
   
   А вот тут, мы и подходим к самому интересному!
Недостаточно, просто более-менее точно подбирать правильные рифмы.

  Оказалось, что гораздо интереснее строить их внешне неточными, но куда более правильными в голосовом звучании.
И вот именно в этом, а кроме того в свежей образности, выборе нестандартных тем, на мой взгляд и заключается очарование истинной поэзии.
 
  Очень хотелось бы привести здесь несколько примеров, построения таких звуковых рифм, но данный текст и так уже получился достаточно объёмным.

***

Послесловие:
  А поэтому, вероятнее всего, данная тема - если разумеется её с интересом воспримут авторы сайта, будет вскоре мною развёрнута в своём новом продолжении.


Рецензии
Владимир! Здравствуйте! Меня кольнуло Ваше замечание по поводу глагольной рифмы.
Как её не любят мэтры нашей поэзии, члены Союза писателей, которые себя считают литературной элитой.А почитаешь некоторых и от оскомины скулы сводит. Словно пишет автомат рукой ремесленника. Нет души в стихах. Но в то же время хают и улюлюкают по поводу глагольной рифмы....У них всё чётко и рифмы и ритм и тема соответствует форме стиха, а души, теплоты, жизни в стихотворении нет.
Теперь о глагольной рифме: Глагол,- это чать нашей речи, и избегать глагольную рифму всё равно, что выбрасывать гласные из нашего алфавита. Конечно если тыкать её бесконечно и в каждую строку, это действительно маразм. Но и опять же не всегда.
Мне иногда хочется сказать членам Союза писателей: "Не будьте тупорылыми! Сейчас каждую рифму можно назвать банально и затёртой". Поэтов миллионы, и каждый пользуется данными наработками. Я на своём концерном опыте вижу как воспринимаются мои песни. Зрителям наплевать глагольная это рифма или нет. Для них главное чтобы музыка и текст песни трогали их души, заставляли сопереживать, смеяться или даже плакать.
По поводу глагольной рифмы я делал доклад в Петербургском отделении союза писателей России. Мнения разделились пополам. И да и нет.
Так что извините за резкость. Я не переубеждаю Вас. У Вас своё мнение, у меня своё.Но когда я поместил на своей странице эссе "В защиту поруганной и презираемой рифмы", не было ни одного отрицательного или злобного ответа. А наоборот. всем уже надоело это гнусное клише по поводу глагольной рифмы.
Всего Вам доброго.

Геннадий Старков 2   29.08.2022 19:18     Заявить о нарушении
Спасибо за столь развёрнутый ответ, Геннадий!
Было интересно читать. К сожалению я не могу согласиться с Вашим мнением!
Во-первых: глагольные рифмы, достаточно несложно строить; что не способствует повышению качества стихотворных текстов. Почти все люди, в том числе и авторы, не склонны "перетруждаться" зря, полагая, что созданное ими "вполне сойдёт и так". Разумеется, ей, в своё время постоянно пользовался даже Пушкин. Но, ведь,
до сих пор, редко кто достигал близких его творчеству высот.
Во-вторых: не думаю, что все возможные "правильные" рифмы уже созданы и использованы поэтами. И даже, если большинство точных рифм, уже достаточно примелькались, "голосовых" рифмообразов можно подобрать ещё явно немало.
В-третьих: не сомневаясь в Вашем концертном успехе; уверен, на основе своих собственных наблюдений, что ритмический рисунок наложенной на текст музыки помогает множеству авторов в абсолютном большинстве случаев скрадывать огромное количество текстовых недостатков, совершенно невообразимых и недопустимых в поэзии. А популярность и "раскрученность" песен, зачастую отнюдь не гарантирует слушателей, от откровенной халтуры!Думается Вы и сами легко сможете припомнить подобные варианты. (Достаточно привести в качестве примера тексты популярных песен периода "перестройки", например).
На мой взгляд основная беда здесь, прежде всего в том, что всё это способствует снижению требований к воспитываемому вкусу у слушателей.
С уважением, и пожеланием всего доброго

Владимир Литвишко   01.09.2022 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.