Дракон
Дракон
Все наши выемки и впадинки,
Игры затейливый узор
Теперь зазубрины и ссадины
И неожиданный позор.
На наши плечи для братания,
На алтари для доброты
Взвалили ложь для оправдания
Чужой злодейской правоты.
На красоту и вдохновение
На скромность, мудрость и печаль
Нашло багровое затмение
Распаренного палача.
Что превращает нашу Родину
В своё разлапистое: «Нахххх!!!»
И вот она уже уродина
В тугих кровавых колтунах.
Он назначает брата «фашиком»
За то, что тот ему не рад.
-Так пусть же брату будет страшно,
Пусть будет кроток этот брат!
-Пусть не творит и не дерзает!
А крепко любит мой парад
И в том параде место знает
Мной изнасилованный брат…
И рвутся тоненькие завязи
Всего, что полито трудом
Перед его зыбучей завистью,
Перед могучим топором.
Он им в запале громко хряскает
От ярости неудержим.
Его резиновая маска
Обращена в тугой зажим.
И он рычит в тоске и панике,
Зловонной брызгает слюной,
Предпочитая жить без памяти
Он чувствует себя рекой
Что разольётся и осклабится
Всё разворотит и пробьёт:
- «Чего там нравится, не нравится!»
Он сам себе большой народ.
Его гордыней оглоушены
И крепко сдавлены кольцом
Молчим и скалимся придушено
Давно раздробленным лицом.
Мы знаем, всё потом расхлёбывать,
Но расщеплённые в труху
Насквозь пропитанные дёгтем
Ещё катаемся в пуху.
Нам долго этот стыд заглатывать
И подбирать ошмётки сил,
Чтоб этот гиблый, этот патовый
Глухой дракон не голосил.
© Copyright:
Римма Лавочкина, 2022
Свидетельство о публикации №122082706617
Рецензии
Римма, упоминание о брате и словно мольба о кротости вспомнили мне братьев Карамазовых, но сильнее (ближе) братьев из х/ф "Мусульманин". Вона эна когда тема уже звучала. И был он, брат, один против всех, и даже мамка дурачком его считала. А старшой, старшой-то какой - вот он и есть квинт-эссенция нашего кошмара вовне и внутри нас самих. А что умные-светлые? - Знай жалей-ка. Их же миллионы, таких брательников. Силой-то если - так всё как они. Такой замес - поди вырвись из их любви к отчеству, когда им "ничего не жаль", и никого. Себя тоже не жаль. Да, нравится-не нравится, терпи, моя красавица. :( . Минус стиха - длинновато, долго до дракона добирались. И встреча как-то не случилась. Слово "патовый" стилистически совершенно не уместно, на мой взгляд. Небрежность в синтаксисе, а он ведь очень важен для верного интонирования, даже когда читаешь просто про себя. -Придушенно - два /нн/, потому что тут наречие (не глагол!). "Расщеплённые в труху" - ? Если -расщеплённые, то, пожалуй, только в щепу. Даже если стёртые - всё равно не совсем точно, да ещё опережает идиома "стереть в порошок". В труху - это, скорее, не внешнее действие, а внутренне превращение. Неточность вызывает досаду. "Раздробленным лицом" слишком по-хирургически. И как это скалимся, получается, лицом - ? Ладно, с натяжкой, можно и лицом поскалиться. Но просится чего погрубее, чем лицо, чегой-то поближе к -хайлу или -рылу, пасти (уж если скалимся, последнее самое точное), уже к ним и эпитет сыщется. "Скалимся придушенно" тоже - ? И вообще стихи, которые что тык пальца указующего, хоть в другого, хоть в себя, с ними очень важно удержать равновесие, чтобы не свалиться либо в высокомерное осуждение - когда в другого, либо в жалкое лицемерие, когда в себя, а самоуничижению так и веры нет - больно злоба совокупная сильна для раскаяния. Но всё равно с огромным теплом к Вашему переживанию, с восторгом перед смелостью. И, думаю, поклон от нас с Вами всем обитателям этого поэтического сайта, читающим, пишущим и управляющим. Значит, не всё подгнило в Датском королевстве. :) Помните, как булгаковский герой говорил про своих мучителей, что все они хорошие люди, даже когда не спят зубами к стенке.
Анна Дикар 10.05.2025 22:53
Заявить о нарушении
Не ожидала увидеть от вас отзыв о ТАКОМ стихотворении. Люди бояться говорить, как хорошее, так и плохое. Я знаю , что концовка смазана, а должна быть сильнее самого стиха. Но стихотворении 22 года, и заканчивается растерянностью, поскольку такие как я потеряли тогда основу на которых зиждились все наши ценности. На счёт образов могу поспорить. Я не любительница политических стихов, если они случались в моей жизни, то в основном , как откровения, в которых меня самой почти не было, я была "записывающей". Примеры таких стихов здесь не представлены, поскольку они никогда не получались сильными. Вот пример первого четверостишия подобного стихотворения ещё 2010 года:
Нужен дух пионерский
Чтобы чуять страну…
Чтобы мерзко, по-зверски
Хохотать на луну...
После этого стихотворения у меня появлялись стихи на эту тему, и я даже публиковала их здесь, но мой муж, страшно за меня переживает, а когда я сильно заболеваю, или пишу что-то острое, его реально начинает трясти от ужаса. Он умоляет меня стирать, убирать, терпеть. Он трясётся надо мной и носится как с "писанной торбой" в прямом и переносном смысле. Делает за меня и по хозяйству всё тяжёлое и в духовном оберегает всеми фибрами. Поэтому, когда я вижу его в таком состоянии, стихи я убираю.
Этот опубликован, поскольку я его замалчиваю и мужу не прочитала. Но мне было важно обозначить свою позицию.
Стих длинен, согласна, одно четверостишие, я могла бы убрать совершенно безболезненно, и я знаю какое. Концовка слаба. Но "Раздробленное лицо" для меня не хирургическое понятие, а пыточное, и я на этом настаиваю. Расщеплённые именно в труху, а не в щепу, готовую для растопки, именно в труху до уровня пыли, которую разносит ветер. Скалимся придушено, возможно и по - другому, но зачем? Когда человека душат он и оскаливается или "осклабливается".
Теперь про "тык пальца указующего", это обычное состояние любого графомана. Поэтому они так любят социальные и политические темы. В них есть всё для них самое любимое: и патетика, и идеология, и дидактика. Словом, всё, что так любо графоману. Я же, этим стихотворением просто поставила вешку своей позиции. Вот концовка стихотворения, которое я однажды убрала из публикации, по причине, приведённой выше Потому, как в любви одной
Всё живёт, что даётся Богом
Ты родился - и ты родной,
И цветёт в тебе Перемога.
Вот и встали мои враги.
Пропрощалися с утром раним.
И затопали сапоги,
Как на пахоту в поле брани.
Потому, что пришла беда
И погнало в свою пучину.
Я вас буду любить всегда,
Золотые мои вражины!
Эти стихи не пишутся для для вечности, если они не оплачены по-мандельштамовски, они пишутся что бы посветить Богу и другим своим фонариком, чтобы Он и они видели, что "не всё подгнило в Датском королевстве".
Римма Лавочкина 17.05.2025 13:21
Заявить о нарушении
Если эти стихи сохранятся, не для вечности - просто сохранятся, то со временем они станут историческим свидетельством и одновременно нашим человеческим оправданием, перед Богом ли, не знаю, я человек неверующий, но перед людьми, которым, как ни крути, а все мы как страна принесли такую беду. А знаете, я верю тутошнему стихировскому племени - нас не заложат за фонарики (как это точно Вы сравнили!), а если и заложат - так кто-то же должен светить. А светит тот, кто светится. В темноте это сразу видно. "Нужен дух пионерский, чтобы чуять страну" - прям так и взывает к духу пионерскому и тут же обламывает этим -чуять, если, конечно, сидит в башке "Мы живём, под собою не чуя страны". Похоже, что удержать в себе то и другое в нерасщеплённом (вот тут вполне уместно, да? имея в виду, нет, не щепки - сознание :))))) )виде единственный способ сохранить собственный цвет (свет), ибо коль расщепить - тут же красные и белые не только в башке саблями махаться станут, но и в реальности. Спасение в культуре и таблетках, что тоже есть культура. Насчёт графоманов - а кто не графоман из пишущих? И на здоровье. А качество - не всем везёт с талантом, ну, и литературные критики не должны скучать без дела. Римма, мои замечания не понукают к обязательности следования им. Они лишь естественно возникшее сомнение, которое бесценно, как бесценен и незамыленный глаз. Кто бы мне подарил, и жаль мне тех, кому не надо. Вы талантище, и с Ваших стихов только пылинки сдувать. А "Дракон" - он, наверное, или, даже, скорее, больше не про политику, ибо сначала взрастает дракон, а потом начинается политика. Вы недооцениваете глубину, в которую погружаете своего читателя. Так Моцарты все такие! :))))))) Сальери, кстати, тоже был хорошим музыкантом.
Анна Дикар 17.05.2025 15:04
Заявить о нарушении
Анна, дракон взрастал давно. Потому, что мы его не убили. А не убили потому, что были добры, а точнее лояльны и ленивы … Потому, что верили в силу культуры о которой вы пишите. Но мы переоценили культуру и недооценили Дракона. В первый же день этого СВО всю культуру напрочь аннулировали. Всего Толстого со всей его «Войной и миром», всего Достоевского с его мытарствами и поиском Бога, весь Серебряный век и т. д. Всё потеряло мгновенно свою «волшебную силу», поскольку с ТВ экранов народу было заявлено, что жизнь сильно переоценена, что можно быть оголтелым, орать, обзываться, угрожать, материться, призывать к убийству с телеэкранов, и тебе ничего за это не будет. А теперь договорились до того, что все «антивоенники» - это Антихристы. Хотя Христос призывал именно к любви и всепрощению. Нет, я не верю в силу культуры. Но она наш пароль, позывные, которыми мы можем переаукиваться перед мордой Дракона.
Дискуссия о графоманах не длиться долго, потому, что далеко НЕ ВСЕ графоманы, и есть чёткая градация. Если у человека есть собственный узнаваемый голос – он не графоман. Пусть даже качество стихов ПОКА, оставляет желать лучшего. Но слова должны принадлежать душе пишущего, а не быть заимствованы. Возьмите сборники любых графоманов, (а их тонны, и я их держала в руках огромное количество), и напишите на всех одну фамилию, Вы не поймёте, что все они написаны разными людьми. Ну и, поскольку стихи дались дёшево, человек не тратился, не сдирал с себя панцирь, отыскивая СВОЮ горячую плоть смысла, то в придачу будут глагольные и не точные рифмы костылики местоимений, там, где не хватает слога, вольные скачки с размера на размер. Чаще всего эти «радости» будут прилагаться к банальному и клишированному смыслу. Ну и сладчайшая дидактика, тот самый «перст указующий» в обязательном порядке. Графоманы большее зло, чем может показаться на первый взгляд, именно потому, что люди читают мало и не видят разницы между Пастернаком, Мандельштамом и графоманом с любой фамилией. И пока это так, графоманы довольно опасны. Они учат пошлости, а не опрощению.
Римма Лавочкина 17.05.2025 15:53
Заявить о нарушении
Если культура наш пароль, тогда логичен вывод, что она есть та единственная сила, в которую, не знаю, верю ли я сама, но в которую стоит верить, ибо что ещё может укрепить дух и волю противостоять зверству в других и в себе самом. Нет, я ничего не имею против ни против указующего перста, то бишь этой самой дидактики, ни против графоманов. Имеют право быть, как и всё сущее. Вопрос не в их наличии, а в способе проявления. Согласитесь, если указующий перст обращён в тебя знаком вопроса, то поучения даже не почувствуешь, но оно достигнет цели. А графомания хорошая психотерапевтическая отдушина, если графоман не позволяет себе неосознанно, а осознанно тем более, профанировать публику. У вас тут все такие признаки перечислены - все этим указующим перстом в тебя: графоман. Невольно хочется оправдаться и оправдать. Ещё раз перечитала Вашего "Дракона". И буду перечитывать ещё. Шероховатости - это техническая сторона. А как высказывание оно самоценно своей актуальностью и смелостью и потому стоит внимания, только храни его и Вас бог от святых. Инквизиторов.
Анна Дикар 17.05.2025 17:43
Заявить о нарушении