Велес - славянский бог сомнений

               



ВЕЛЕС - СЛАВЯНСКИЙ БОГ СОМНЕНИЙ


1


       Среди хлудневских идолов есть  очень странная фигурка: козел в оборке от юбки и с большим круглым, как бы павлиньим хвостом. Не разгадав эту химеру, современные мастерицы переделали ее в птичку (раз есть хвост, значит, надо приделать голову с клювом и все будет понятно). А между тем эта фигурка, похоже, есть не что иное как загадочный бог славян Велес (Волос). Достаточно взглянуть на древнюю  фреску, на которой бог Сет в образе кота (барса) с ослиными ушами (осел - главное священное животное бога Сета -Т.Щ.) поражает змея Апопа, опутавшего древо жизни. На хлудневской  глиняной фигурке у козла оранжевые уши и рога, которые больше похожи на «венец» Велеса. Оранжевые глаза (оранжевый – огненный цвет волос и глаз – это признак древнеегипетского бога Сета, которому поклонялись и хетты). У него нет передних  ног. Волнистая  «оборка» на «поясе» - это змей, который привязывает  козла к древу жизни (у бога Велеса нижняя часть туловища в виде змеи). То есть, хлудневский идол - это языческий бог Велес на древе жизни, «копия» древней фрески и древней легенды трехтысячелетней давности.
       Велес – странный славянский бог, который так и остался неразгаданным. А он, как и все языческие божества наших предков дорюриковской Руси был «позаимствован» у древних египтян, хеттов и греков  вместе с именем (от названий греческих городов Волос и Велестино) и весьма смутной идеологией. Там он был Сетом.
         Сет — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов как «документальное» подтверждение их прав. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной (двойственной) борьбе бога Гора и Сета, персонификацией мирового зла. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далёких стран и чужеземцев.  (Дуализм -  свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные).
      Легенда гласит : « Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, братом Осириса, Исиды и Нефтиды. Последняя также приходилась ему женой, от которой, по одной версии, у него родился сын Анубис. Есть версия, по которой Сет был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, он появился на свет, выскочив из бока матери Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать никаких важных дел.
       Имел несколько жён, в числе которых — Нефтида, Таурт, угарито-финикийские богини Анат и Ашторет и др. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой. Сет изображается, как правило, с головой осла, трубкозуба. С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное). Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет. Известен миф, в котором Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами). Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл».
          Согласно древнеегипетской мифологии, супруга Сета Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям — отцом Анубиса был Сет или Ра). Опасаясь гнева супруга, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида. Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками. На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил. (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами). Трон занял Сет.
        Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета. Обретя тело Осириса, женщины спрятали его в болотах близ города Буто, чтобы оплакать. Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте.
Исида тайно родила от Осириса сына Гора и, чтобы уберечь его от гнева Сета, положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».
         Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уаджет; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут.
       Осуждённого Сета, обернувшегося пантерой, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак.
       Интересно, что у хеттов есть высеченная в камне фреска, где бог грома Тешуб и его помощник кастрируют  барса (пантеру, тигра). Поскольку хетты поклонялись и  египетским богам, то, возможно, изобразили на фреске момент наказания Сета богом Гором (Тешубом). Здесь напрашивается известная пословица «око за око», только вторым оком выступают половые органы бога Сета, неправедно лишившего глаза бога Гора.
      В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах (и хеттах) Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
      Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.
         С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций. После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например, как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с Третьего переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Гора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета. Цвет Сета — рыже-красный. Этот цвет мы видим не только на хлудневском Велесе, но и на хлудневской Мокоши, такой же загадочной, как и Велес (Волос), и такого же «происхождения», как и русский «скотий» бог.

                2

        Понятно, что Сет был оборотнем, превращаясь то в осла, то в змею, то в жирафа. И при этом он был единственным существом, кто мог победить змея Апопа и постоянно с ним боролся. Апоп обитает в подземном мире мёртвых (Дуате), где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Сехмет, грозное око бога солнца Ра, отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя. На древних фресках Сет, стоя впереди Гора,  поражает копьем Апопа. Но позже Апопа сближали с Сетом. А еще позже Гор стал поражать копьем змея-Сета и так и остался на европейских монетах и на печатях и гербах, начина с  Древней Руси и до нашего времени.
       Можно сказать, что двойственность образа бога Сета породила политическая конъюнктура. Но она же, пройдя через  тысячелетние легенды (идеологии древних народов) стала неотъемлемой чертой наших предков, воплотившейся в боге Велесе и в романах Федора Достоевского. Если бог Гор стал европейским  страдальцем и мстителем за правду, шекспировским героем-Гамлетом, то бог Сет, воплощенный в образе бога Одина, стал воинственным, но двуликим, «героем нашего времени» русским царем Петром Первым, открывшим путь двуликой династии Романовых, за  личиной которой, благодаря смешанным динстическим "петровским" бракам впоследствии скрывались европейцы Гольштейн-Готторпские.
           Змеевидный бог Велес для славянских язычников, видимо, был таким же «двусторонним», как Сет. Он считался хозяином подземного и морского миров, покровительствовал богатству и торговле. А еще, как полузмей, он покровительствовал  целительству и ворожбе, что было очень важно для славян, еще в глубокой древности имевших характеристику  колдунов, которые поклонялись, как говорится в Библии, ужасному божеству Ваалу, «потомку» Сета, "предшественнику" Велеса. Сегодня тема хеттов, предположительно, предков древних славян и других европейских народов, вплоть до римлян, очень популярна, но столь же и политизирована. Вслед за  русскими славянами на Старой Ладоге  некоторые наши современники и хеттов склонны представлять  дикими варварами. Но «из песни слов не выкинешь» – многочисленные реальные исторические документы говорят о совершенно обратном.
         К примеру, царь хеттов Суппилулиум очень похож на нашего Петра Первого своей внутренней и внешней политикой в Хеттии. Вступив на трон, этот правитель наводит порядок в стране и уже через несколько лет приступает к завоевательной политике, превратившей государство хеттов в империю. Под ударами Суппилулиума было сокрушено одно из мощных государств тогдашнего мира — Митанни, которое стало провинцией хеттской империи, затем были сокрушены сирийские и финикийские цари. В результате этих походов границы хеттского государства подошли к Египту. Страх перед хеттами был так велик, что вдова Тутанхамона прислала к царю посольство, в котором предлагала свою руку и трон Египта его сыну. Казалось, что два государства сольются в одно, но сын Суппилулиума, прибыв в Египет, был убит, и это вызвало новое нашествие хеттов. На этот раз Египет спасла от разгрома вспыхнувшая у хеттов эпидемия, унесшая жизнь огромного числа воинов. Наследник Суппилулиума, его сын Мурсили Второй, хотел продолжить дело отца и окончательно покорить Египет. В течение последующих двадцати лет шла война, завершившаяся сражением при Ка в 1312 году до н.э. Хотя последнее закончилось вничью, но оно так подорвало силы хеттов, что они вынуждены были отказаться от дальнейшей завоевательной политики. Преемник Мурсили Второго — Хаттушиль Третий заключает с Египтом мирный договор, скрепленный браком Рамзеса Второго и дочери Хаттушиля, положив конец более чем столетней хеттско-египетской войне. Союзником хеттов в борьбе с Египтом была знаменитая Троя. В 13 веке до н.э. образовался союз «народов моря», состоящий из малоазийских племен, а также племен, обитавших на побережье Эгейского моря. Именно этот союз и сокрушил окончательно Хеттскую империю, уничтожив вместе с ее государственностью и память о ней более чем на 3000 лет. Среди племен, разгромивших хеттов, были, в частности, фригийцы и филистимляне.
       Фригия была союзником  Трои в ее борьбе с греческими городами, затем Фригийские правители в 12 веке до н.э. вступают в войну с Ассирией, которая продолжалась с перерывами до 713 года, пока царь Фригии Мидас не был вынужден заключить с Ассирией мир, став ее данником. Вскоре после этого в страну вторгаются племена киммерийцев, которые оккупируют ее значительные территории. Ослабленное фригийское царство было окончательно разгромлено Лидией в конце седьмого века до н.э. Но Лидия – это земля, куда переселились разгромленные фригийцами хетты. Они создали там новую страну Лидию. По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государства стоял царь. Опору его власти составлял отряд телохранителей и войско; главную роль играли знаменитая конница и лидийские (хаттско-хеттские) колесницы. Вся страна имела плодородные поля, особенно у Сард и по Каистру, была богата лошадьми, давала хорошее вино, шафран, цинк и иные металлы, особенно золото, добывавшееся как в копях на Тмоле, так и в песке реки Пактол( современная Турция-Т.Щ.) Мы пока что мало знаем подробностей о жизни этих древних государств и народов. Но даже из отрывочных сведений понятно, что и разгромленные, хетты не были побежденными и продолжали делать свои железные боевые колесницы, осваивали новые промыслы и неустанно занимались земледелием.
          Но хетты не забывали  своих побед и поражений. Они боролись за свое достоинство, видимо, и с помощью  богов. Кибела была культом во Фригии, но и в Лидии ей поклонялись. Историки пишут, что
поклонение богине  сопровождалось дичайшими оргиями, страшным развратом и содомством, чего не было у хеттов-лидийцев, владевших золотодобычей. Кто знает, не искушали ли они фригийцев своими достижениями с помощью поклонения Кибеле? Возможно, она и погубила Фригию, ослабив ее народ? Фригия пала и стала владением римлян в 133 году до н.э.  Но за 70 лет до этого в Риме уже существовал культ Кибелы. Однако, часть римлян поклоняется другой богине – покровительнице земледельцев, Церере. Ее храм плебеев  в Риме находится прямо напротив храма Кибелы, куда приходят патриции. В храме Цереры исповедуют  воздержание и достойное поведение римлянок, земледельцам дают имена богов, а культ Кибелы у патрициев все такой же порочный, как и у фригийцев. В 103 году до н.э., как известно, на Рим впервые нападают варвары – это кимвры с далекого Севера, которые в 6 веке н.э. создали Древнюю Пруссию на острове  Самбия (Калининград). Кимвры после  поражения  в войнах с Римской империей шестьсот лет жили в Европе, объединившись со славянами. Кто были эти славяне, служившие кимврам, не известно. Но  через 70 лет после падения Рима они вместе поселились на острове Самбия, где  назвали главное свое святилище Ромов, жрецами в котором были кривесы (кривичи?)

                3

     Сегодня пишут, что "...религия древних хеттов неотделима от магии и колдовства, которые оказали на нее большое влияние. На многочисленных табличках, найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и ворожбе. Особенно были популярны гадания на внутренностях животных. Были у хеттов и человеческие жертвоприношения, сведения о которых найдены в государственных архивах хеттов при раскопках. Причем, сведения о них имеют вид, как что-то само собой разумеющееся и необходимое. В религии хеттов были распространены всевозможные аморальные ритуалы, сопровождающие культовые служения богам. О жизни своих богов хетты судили по себе, приписывая им те же извращения и жестокости, что были свойственны им. Религия хеттов, подобно червю, подтачивала моральные устои народа, что сыграло далеко не последнюю роль в падении этого государства".
      Вот это и есть натуральное политиканство. Зная, что хетты, возможно, древние славяне, предки русских,  современные русофобы стараются «застолбить» и в древней истории свои  безумные характеристики этого малоизученного народа.
     Для хотя бы относительной объективности давайте обратимся к Библии, где тоже  сказано о негативных чертах хеттов. Наиболее древнее упоминание о хеттах в Библии относится ко времени Авраама (Бытие, 23 глава). Именно у хеттских племен израильский патриарх купил пещеру для захоронения своей жены Сарры. С хеттским племенем вступил, вопреки Божьей воле, в родственную связь сын Исаака Исав, взяв себе в жены двух хеттеянок (Бытие 26:34,35; 27:46). "Господь повелел не вступать в родственные связи с язычниками, чтобы Израиль не заразился идолопоклонством и развращенным образом жизни, который не предполагал никаких ограничений в выборе чувственных развлечений, доходивших часто до содомских грехов».
      Но вот иные  характеристики из Библии: во времена Моисея часть хеттских племен обитала возле аморреев, славясь своей силой (Числа 13:30; Второзаконие 7:1). При Иисусе Навине эти племена хеттов не были уничтожены и продолжали жить среди евреев, которые перенимали от хеттов их образ жизни. С хеттами связана и жизнь Давида (1 кн. Царств 26:6; 2 кн. Царств 11 глава), ибо первым мужем Вирсавии был Урия, родом хетт. Остатки хеттских племен стали данниками Соломона (3 кн. Царств 9:20-21), который по примеру Исава взял себе в жены хеттеянок (3 кн. Царств 11:1). "Даже спустя 600 лет после разгрома хеттской державы пророк Иезекииль, обличая грехи Израиля, назвал их матерью — хеттов (Иезекииль 16:3,45)", - так выборочно писали о хеттах еще в 60-е годы нашего времени грузинские авторы. Однако  очень наивно звучит их вывод, если учесть «показания» главного документа истории о том, что  хетты были сильными людьми, чем славились, они делали железные боевые колесницы, которых боялись все  соседние государства, а  евреи особенно. Последние наперекор всем законам женились на хеттеянках, значит, это были красивые, здоровые и особенные женщины.
         Здесь хотелось бы отступить в наше время. Как выясняется, на территории России и бывшего СССР есть населенные пункты с названиями, очень похожими на древние. В их числе – деревня Хетка в Архангельской области – место рождения матери Михаила Ломоносова, и роща Хетага  (островной реликтовый лес) площадью около 13 гектаров в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания, у трассы Владикавказ-Алагир, почитаемая осетинами как святое место. Ежегодно во второе воскресенье июля на Праздник Хетага сюда съезжаются жители со всех районов республики, в 2017 году в празднествах участвовали около 20 тысяч человек. В 2016 году в Роще Хетага приняли присягу члены правительства Северной Осетии, поклявшись не участвовать в коррупционных схемах. Есть мнение, что И.В. Сталин-Джугашвили по происхождению осетин. Тогда становится понятнее, почему он стал «царем» СССР - по своему высокому, "божественному", происхождению. И вот еще одно интересное «свидетельство» из Библии: «Бытие 26: 34 Исаву было сорок лет, когда он взял себе в жены Иудифь, дочь Беерия Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина, которые были печалью для Исаака и Ревеки». «Бытие 27:46 И сказала Ревекка Исааку: жизнь моя наскучила мне из-за дочерей Хета. Если Иаков возьмет жену из дочерей Хета, таких, как эти, из дочерей земли той, какая мне польза от жизни моей?» Возможно, у главного палача в СССР была вполне себе библейская фамилия, а может - и «родословная»? Вот вам и всадники с длинными носами – у высеченных в камне хеттами и у глиняных хлудневских идолов.
          То, что  евреи в нарушение всех законов и божеского повеления женились и женились на хеттеянках – не удивительно.  Если хетты – это балканские славяне, то  последние отличались особенной красотой во все времена на протяжение тысячелетий. Вообще  характеристики этой красоты настолько часто встречаются во многих древних источниках, что славян  можно было бы называть просто «красивый народ». Но дело еще в другом – в землях, на которых проживали хетты и древние славяне, наши предки.

                4

          «Судьи 1: 18. И взял Иуда Газу с побережьем ее, и Аскелон с побережьем его, и Аккарон с побережьем его.  И Господь был с Иудой; и он изгнал жителей горы; но не мог изгнать жителей долины, потому что у них были железные колесницы. [...]
        Как видим, хетты особенно оберегали землю в долине, на которой растили урожай.
      « Судьи 3: 1. Итак, это народы, которые оставил Господь, чтобы испытать ими Израиль, даже столько Израильтян, которые не знали всех войн Ханаана; 2 Только для того, чтобы поколения детей Израиля могли знать, чтобы научить их войне, по крайней мере, такой, как раньше ничего не знали об этом; 3 А именно, пять владык Филистимских и все Хананеи, и сидоняне, и Евеи, жившие на горе Ливан, от горы Ваал-Ермон до входа в Емаф. 4 И они должны были испытать ими Израиль, чтобы узнать, будут ли они слушать заповеди Господа, которые Он заповедал их отцам рукой Моисея. 5 И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев. 6 И брали дочерей их себе в жены, и отдавали дочерей своих сыновьям своим, и служили богам их. 7 И делали сыны Израилевы неугодное в очах Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и рощам. 8 И воспылал гнев Господа на Израильтян…»
         Вот где всплывает название бога хеттов – Ваал («потомок» Сета и «предок»  Велеса). Ваал (Баал) – бог громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца.  Немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель. Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях. Согласно Библии, служение Баалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей сожжением в огне. Но в Библии  же дается объяснение особенно плохого отношения еврейского бога к хеттам и их религии – это желание любым способом прогнать их со своей земли, чтобы отдать ее евреям. Из этого можно сделать вывод, насколько объективны подобные библейские «заявления». А отнять эту хеттскую землю евреям никак не удавалось. О чем с сожалением пишется в Библии: « Ибо Господь сделал так, что войско Сирийское услышало шум колесниц и топот коней, шум большого войска; и они говорили друг другу: «вот, царь Израильский нанял против нас царей Хеттеев и цари египтян, пришедшие к нам».  А потому они встали и убежали в сумерках, и оставили свои шатры, и своих лошадей, и своих ослов, даже лагерь, каким он был, и бежали, спасая свою жизнь». Иисус Навин 1: 4 « От пустыни и этого Ливана до великой реки, реки Евфрат, вся земля Хеттеев и до великого моря к заходу солнца, будет вашим берегом».
         И какая же это была земля? Библия дает ответ: Исход 13: 5 « И будет, когда Господь введет тебя в землю Хананеев, и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, которую Он клялся отцам твоим дать тебе, в землю, текущую молоком и медом, которую ты должен хранить».
        Между прочим, хетты жили  в центре современной Турции на равнине, где погода  была холодная. Зимой стояли морозы. И именно такую землю они выбрали для земледелия. И она у них "текла молоком и медом", то есть, была в высшей степени плодородна. Может быть, это понималось как колдовство хеттов? Вот этот факт очень важный, он может дать ответ на главный вопрос – почему славяне, в конце концов, прожив тысячелетия в теплых и жарких землях, выбрали не очень-то ласковые северные ладожские земли с коротким летом и суровыми зимами?
       А вот как говорится о земле кривичей и проживающих с ними племен в «Повести временных лет» из Ипатьевской летописи, считающейся самой полной и близкой к протографу: «Идоша за море к Варягомъ к Руси, — сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе, — тако и си. Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: "земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами".
       И неприветливая северная земля, которую в Малой Азии считали адом, куда забросили  богов-титанов, в 862 году н.э. оказалась «великой и обильной». О чем затем писали многие европейские и восточные путешественники: "Страна эта изобилует  всеми жизненными благами". "А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль... и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы". «Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного». « Они приплывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле, - а это большая река, - и строят на ее берегу большие дома из дерева».

                5

        Сегодня принято считать, что дорюриковская Русь была необжитой и дикой, что жили там  почти что первобытные люди, которые ничего не умели. Но возможно, все было здесь как раз наоборот – пришедшие обживать эти места славяне знали, чего хотели и зачем пришли сюда – за … снегом! Хетты жили две тысячи лет в жарких странах, но, преимущественно, на равнине в Турции, где было короткое лето и холодная зима. И была вода. Значит, они осваивали земледелие в зоне умеренного климата, приспосабливая к нему свои знания и опыт. Затем  передвинулись, покинули обжитые месте. Доподлинно неизвестно, где и как они жили до того, когда, возможно, соединились с кимврами и ушли с ними на Север. Прошло еще полтысячи лет, время, когда на Европу обрушился климатичекий пессиум (аномальное похолодание) раннего Средневековья, случилось великое переселение народов и  прошли ужасные войны. Строились и падали империи. Но мы знаем, когда кимвры пришли в Самбию – в 546-м, через 10 лет после окончания резкого и самого сильного похолодания. И когда на Ладогу пришли кривичи – в 750 году, в разгар потепления. Почему народ,  утративший возможно, свое имя хеттов, пошел на Север, пережив  малый ледниковый период в Европе? Может, потому, что изучил и сопоставил все земледельческие  риски, главным из которых всегда была засуха. Долгая зима и обильный снег – вот истинное богатство хлебороба. Каждый год – обязательная зима, значит,  всегда стабильная  влага в почве. Получается, снег – всему голова в земледелии. Вот за ним и пришли на Ладогу мудрые славяне, красивые, сильные, мастеровитые.  Они решили, что у них хватит сил, здоровья и умения  научиться жить со снегом ради хлеба. И когда это у них получилось, они стали уходить глубже и глубже в снежное пространство будущей Древней Руси.
            Когда кривичи поняли за 100 лет, что справляются, то решили узаконить занятую землю, нашли ее хозяина – Рюрика – и заключили с ним договор. А колдунами их называли  не напрасно. Видимо,  обитатели этих земель знали не только секреты высокого плодородия, умели  делать лечебные зелья  из растений, но и научились управлять  природными ресурсами, в которых добывали себе пропитание, древесину и пушнину так, что всего у них было в изобилии и хватало и для себя, и для торговли. Чтобы быть красивыми, здоровыми, сильным и успешными,  нужно прежде всего правильно вести себя. Поэтому едва ли библейские характеристики об особенном разврате древних славян-язычников перед своими богами  реально отражали их повседневную жизнь.
      Предположительно, еще одним изображением  бога Велеса у хлудневских мастериц может быть фигурка "барыни", как ее представляют искусствоведы по народному творчеству. Но ужасное мужское лицо "барыни", метка дьявола во лбу и змеиный орнамент  на "юбке", а также  голова быка или коровы на животе указывают на то, что это - полузмей Велес.


Рецензии