16. Искатели и грызуны науки

Двадцать пять лет преподавательской деятельности довели Макулатурного почти до полной нищеты, от которой поэта-преподавателя спасло увольнение.
Первые пятнадцать лет Макулатурный проработал под началом старухи-заведующей, но ничего не добился, несмотря на усердие, походившее на фанатизм.
«Нужно омолаживать факультет», - твердила старуха-заведующая, а сама двадцать семь лет заведовала кафедрой, не допуская никакой конкуренции.
Заведующая уволила на пенсию нескольких заслуженных доцентов, уничтожив тем самым зарождающиеся научные школы, а свою школу создать не смогла. Оригинальных научных идей она не имела, но умела угождать начальству. В период её заведования кафедра утратила научный потенциал, что повлекло за собой закрытие данной специальности.
У Макулатурного было много идей, но его просто не допустили до защиты диссертации, а ехать в столицу для защиты у него средств не было. Так он и остался без ученой степени. Его просто использовали, а через пятнадцать лет перевели на другую кафедру. Сил и знаний у него было еще много, и главное – сам он еще пребывал в иллюзиях – уже почти «выжатый лимон».
На новой кафедре Матвей проработал «на подхвате» еще около десяти лет.

Макулатурный проснулся и, открыв глаза, увидел симпатичную мордочку своей кошки. Обычно она спала у него спине или животе, в зависимости от его положения во сне, хотя он ворочался и брыкался, но тут устроилась рядом с подушкой.
Кошка была красивая - черепаховой окраски. Матвею нравилось начинать день с созерцания её животной красоты. «Только не буди меня, нависая над лицом в момент сновидений!» - подумал он, открывая глаза в то утро. Кошка ничего не ответила.
Поэт-преподаватель лежал в кровати и вспоминал прошлое – свою трудовую деятельность в вузе и обдумывал теорию фатализма, которая давно занимала существенную часть его перегруженного сознания.
Способен ли человек изменить свою судьбу? Если жизнь, как сформулировала Ф. Раневкая – затяжной прыжок …, то человек способен изменить свою судьбу не более чем направление полета во время свободного падения, то есть очень незначительно.
Теперь он был уверен, что все без исключения преподаватели (и он в том числе) были больны, но на удивление страдали разными недугами. Каждый из них нёс крест своей уникальной патологии, но все вместе они составляли социальную систему, в которой каждый мог служить отдельной иллюстрацией к медицинской энциклопедии и выполнял свою незаменимую функцию в учебном заведении. При этом выпадение любого элемента могло разрушить всю конструкцию.
Для всех, включая студентов и их родителей это было очевидно, но каждый из преподавателей  почему-то был убежден, что только он успешно скрывает свою патологию от окружающих.
Он вспомнил показуху - «веселые старты», которые обычно проводились в конце января в период между первым и вторым семестром.
В тот год в день мероприятия стоял сильный мороз. После обеденного перерыва преподавателей собрали в спортивном зале главного учебного корпуса и заставили весело порезвиться. По крайней мере, со стороны это выглядело очень весело.
А вечером коллега Макулатурного - пожилой преподаватель - не дошел до дома. Жена пожилого преподавателя через несколько часов подняла тревогу, но его тело нашли только через два дня около гаражей, расположенных неподалеку.
Возвращаясь домой, преподаватель проходил мимо гаражного кооператива и упал, сердце прихватило. Он замерз и был заметен снегом.

Макулатурный был фаталистом. Он верил, что все возможные  достижения человека предопределены, «потолок» каждого установлен, но достигает его только тот, кто доживает. Поэтому жизненная стратегия Матвея была проста: прожить жизнь в целенаправленной работе и избежать саморазрушения.
Научные работники, по его мнению, делятся на две категории: искатели и грызуны.
Различия между ними очевидны: для искателей научная истина превыше всего, а грызунам нужна только «хлебная карточка» в виде диссертации.


Рецензии