Русские императоры-ч. 32-5 Император Николай П

 
                Георгий Гапон - несостоявшийся вождь революции
                Версия

                По мотивам  романов:

«Первые Романовы» - Казимир Феликсович  Валишевский    (1849 -1935);
 «Последний Рюрикович»  - Валерий Елманов (25 июля 1962…..);
«Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
«Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
 «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - автор
 Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
«Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
«Иван   Грозный»  Костылёв  Валентин  Иванович  (1884-1950)
«Колос  мечты» - Георге Мадан (16 августа 1938…)
«Княжна Мария Кантемирова» - Майков Леонид Николаевич (1839-1900)
«Ледяной дом» - Лажечников Иван Иванович (25.09.1792 – 07.07.1869)
«Анна Леопольдовна. Наказанная добродетель» - Лев Иосифович  Бердников (р.23.11.1956)
«Анна Леопольдовна» - Игорь Владимирович Курукин  (р. 28. 1953-)
«Мирович» - Григорий Петрович Данилевский (1829-1885)
«Екатерина П» - Павел Мурузи (1915-2002)
«Елизавета Петровна – дочь Петра Великого» - Казимир  Феликсович Валишевский  (1849-1935)
«Фаворит» том 1, том2 -  Валентин Саввич  Пикуль ( 1928-1990)
«Г.А. Потёмкин.  Его жизнь и общественная деятельность» -  Василий   Васильевич   Огарков (1856-1918)
«Вокруг трона» Казимир Феликсович  Валишевский    (1849 -1935)
«Княжна Тараканова» - Григорий Петрович Данилевский (14.04.1829-6.12.1890)
«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» -  Мельников-Печерский Павел Иванович (1818-1883)
«Деды»  - Всеволод Владимирович Крестовский (1839-1895)
«Тихий ангел. Неразгаданный монарх» - Теодор Мундт (1808-1861)
«Императоры» - Георгий  Иванович Чулков (1879-1939)
«Всё, что нужно знать об Александре1» - эссе Андрей Зорин (1956 -)
 «Александр 1: Тайна за  семью печатями»    Андрей Самохин
«Записки Фёдора Кузьмича» - Лев Николаевич Толстой (1828-1910)«Император Александр 1 и Фёдор Кузьмич» - Балицкий Григорий Васильевич (1921-1999).
«Царственный мистик»- Владимир   Владимирович   Барятинсий (1874-1941)
«Правда о Николае 1» - Александр Тюрин
«Междуцарствие и  восстание 1825 года» - Анисимов Евгений Викторович (1947-) доктор исторических наук, Санкт-Петербург.
«Пушкин и Николай». Исследования и материалы.  Виктор Михайлович Вогман (1939-) историк литературы.
«Воспоминания» - Анна Фёдоровна Тютчева (1829-1889)
«Три царя»  Эдвард  Станиславович  Радзинский (1936…)
«Русская Америка. Слава и позор». Александр Александрович Бушков (1956…)
«Александр Третий и его время» - Евгений Петрович Толмачёв (1935…)
«Самоубийство империи» - Иконников - Галицкий Анджей (1961…
«Царствование Николая Второго» - Ольденбург Сергей Сергеевич (1888-1940)
«О царствовании Николая Второго» - Эдвард  Станиславович Радзинский (1936…)
«Терновый венец России» - Платонов Олег Анатольевич (1950…)
«Двадцать три ступени вниз» - Марк  Константинович Касвинов (1910-1977)
 «Бодайбо- край на золоте и костях» - История иркутского Клондайка.
«Григорий Распутин. Правда и ложь» - Олег  Александрович Жиганков
«Причина ненависти англичан к славянским народам» - Платон Акимович Лукашевич (1809-1887)
«Жизнь за царя» - Олег Анатольевич Платонов (р.1950)
«Шестое чувство» - Александр Куприн (1853-1943)
«Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах 18-20 в.в.».- Николай Александрович Соколов- (1882-1924, следователь по особо важным делам).
«Гапон» - Шубинский Валерий Игоревич  (1965…)
                ==========================

В массовом сознании имя «Гапон» и слово «гапоновщина» устойчиво связываются с кровавой политической провокацией массового размаха, но не связано  с зарождением в России профсоюзного движения, хотя для этого есть все основания…
Глубоко в сознание поколений внедряются мифы,  которые со временем становятся «истиной в последней инстанции». Так же  как и «потемкинские деревни», которыми, якобы,  князь Григорий Потёмкин пытался обмануть Екатерину, посещавшую Новороссию ...
Истории известны  и другие случаи попыток использовать возбуждённые народные массы «втёмную», чтобы  спровоцировать большое кровопролитие в личных целях, либо «во благо самого народа» (по представлению самого деятеля).
Виновен ли Гапон в подобном?  Если да, то, несомненно, не в такой степени,  как ему приписала история. Но он олицетворял само явление… Истины ради, скажем, что в  жизни этого харизматического народного вождя было несколько месяцев, когда он был настоящим любимцем прогрессивной России, живым олицетворением Революции.

                **************************************
Георгий Аполлонович Гапон родился  5 февраля 1870 года в селе Белики в семье зажиточных многодетных крестьян. Детство его прошло в родном селе, где он с ранних лет занимался крестьянским трудом:  пас  овец, телят, свиней.  Он рос религиозным мальчиком,  верил в своё предназначение и  считал, что однажды он сотворит чудо.
Он был очень красив, и похож в одеждах священника на Христа, чем производил гипнотическое воздействие на окружающих.

Обладая магнетическим взглядом, большим обаянием, он легко   входил в доверие даже к незнакомым людям, всегда охотно приходил на помощь, не только советами, но и деньгами. Рабочие его обожали.

 В истории осталось устойчивое мнение, что он был двойным агентом.  Так ли однозначно это утверждение?
По мнению людей, лично знавших Гапона, «темперамент его был типично малорусский: впечатлительный, особенно к красотам природы, мягкий, нежный, и в то же время пылкий, решительный, увлекающийся и гордый»

С Полтавщиной связано много громких имен: (драматург Иван  Котляревский, художник Владимир Боровиковский, историк Борис Греков, Афанасий Яковлевич Рудченко – псевдиним ПАНАС МИРНЫЙ), но два, пожалуй, первыми приходят на ум: Николай Гоголь  и Иван Мазепа.  Один - прославленный гений,- человек,который уехал из Полтавщины в холодный Петербург, на величие и на гибель, променяв малороссийскую славу  на всероссийскую.
 И второе громкое имя - ославленный изменник, человек, который во имя некой славной цели (в его случае — независимости Украины), нераздельно связанной в его сознании с собственными властолюбивыми помыслами, интриговал  с двумя великими державами, пытался их использовать, предавая и ту, и другую — и проиграл в этой игре… В обеих судьбах  прослеживается  некая странная параллель с судьбой Гапона. Параллель, о которой сам он едва ли думал… проходит через общее  место их рождения, и далее через теснейшую связь с Российской империей. Без этой связи судьбы их не были бы  настолько яркими, и след их в истории был бы не таким глубоким…
Прочитав  о какой-то мистической связи Гапона с Гоголем, Гапона с Мазепой, я решила поделиться, с вами, дорогой читатель, на мой взгляд, интересными  фактами из жизни одного и другого.

         Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), в селе Сорочинцы Полтавсккий губернии.

Его отец,  Гоголь-Яновский Василий Афанасьевич, (1777-1825), страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий,  был коллежским асессором.

***Коллежский асессор — с 1717 по 1917 год - гражданский чин в Российской империи;  до 1884 года соответствовал армейскому чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана.  ***

Его отец  был чрезвычайно мечтательным и частенько предавался раздумьям. Согласно семейному преданию, в тринадцатилетнем возрасте во сне ему явилась Матерь Божия, которая указав ему на маленькую незнакомую девочку, сказала: «Ты женишься на ней, вот твоя избранница».
А через некоторое время в соседнем имении он заметил крошечную дочку помещиков Косьяровских, и признал в ней ту самую девочку из сна... Пока она росла, юноша наведывался к ней в гости, играл с ней в куклы... А через 14 лет они сыграли свадьбу. Мать Николая Гоголя, Мария Ивановна  Гоголь-Яновская  (в девичестве Косьяровская) (1791-1868) - вышла за него замуж в 14 лет. 
Гоголь был 3-им ребёнком в семье, двое его старших братьев умерли в младенчестве. Всего в семье было 12 детей – 6 мальчиков и 6 девочек.  Но не все из них пережили детский возраст.         
В родовом поместье Васильевка, рядом с Диканькой,  (ныне – Гоголево, ранее  –хутор Купчинский)  супруги построили маленькую церковь, после окончания строительства которой, третий ребёнок, Николай, остался жив.

Есть другая версия: Супруги были людьми глубоко верующими. Молиться ездили в соседнюю с Васильевкой Диканьку. Въезд в Диканьку украшали триумфальные белокаменные ворота, воздвигнутые в честь визита в Диканьку императора  Александра I. В Диканьке было две церкви. В церкви Николы Диканьского перед иконой Николая-чудотворца в серебряном окладе отец и мать молились о даровании  им сына…
По преданию, на обломке дуба, в который ударила молния, «явилась» эта икона, будто голубоватое сияние. Дуб спилили, сделали крест, вкопали в землю. И вот на этом самом месте воздвигли церковный алтарь. Удивительно, что по сию пору крест, тот самый, стоит прочно.
Когда в семье родился долгожданный  ребёнок, его назвали Николаем в честь Николая Чудотворца. В благодарность богу за рождение сына родители заложили церковь и в Васильевке. Небольшой белокаменный храм возводили на их собственные средства в течение трёх лет.

                *****************************

1 апреля 1809 года по  мосту через речку Псёл катила  в Сорочинцы  облепленная весенней грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, по пути в Сорочинцы,  потому что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы.  Долгое время  Васильевка и Сорочинцы вели споры, что считать настоящим местом рождения Гоголя.

Но родиной Гоголя всё равно считаются Сорочинцы. Даже если права легенда, то ехала-то Мария Ивановна сюда, здесь ждал её доктор Трохимовский, к которому она направлялась, и который сказал свои знаменитые слова о новорожденном: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича, Николай, стал славным сыном России.

В  Диканьке   в Советское время ежегодно проводили  ярмарку в знаменитой «Сиреневой Яме».
При строительстве  домов и  для производства  кирпичей  на заводе Кочубея, сельчане брали глину в котловине, в результате чего образовалась довольно большая и глубокая яма площадью более 2 га и глубиной 5 метров. В усадьбе князя  Виктора Павловича Кочубея приказчиком служил итальянец, большой  любитель сирени, к сожалению, фамилия его не сохранилась. Ему пришла в голову гениальная мысль: засадить эту яму разными сортами сирени, дабы она не выглядела  язвой на теле земли. Саженцы сирени князь выписал из Италии. Саженцы росли,  и через  несколько лет  заполнили всю яму прекрасным  ароматным  кустарником. Много лет назад мы с мужем ездили по Полтавщине, посетили Гоголевские места. Был месяц май и период цветения сирени... О,  что за чудо было это зрелище! Случайно познакомились с пенсионером - бывшим первым секретарём Сорочинского горкома партии, большим любителем истории, и он, к нашему полнейшему восторгу, рассказал нам много интересного,  о чём в то время почему-то не писали. А сейчас об этом есть много литературы, поэтому не буду загромождать  свой рассказ.

                ****************************************

                Мазепа Иван Степанович (1639- 1709).

Мазепа родился в украинской шляхетской православной семье в селе Мазепинцы. Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы — Николай Мазепа-Колединский, которому за военную службу был пожалован польским королём Сигизмундом ІІ Августом хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы.
Дед Ивана, Михаил Мазепа, состоял  на службе у русского царя: охранял южные границы Русского царства от набегов татар и, по некоторым сведениям, погиб в 1620 году в битве с турками.
Отец, Адам-Степан Мазепа, был одним из соратников Богдана Хмельницкого. Принимал участие в Переяславских переговорах с русскими боярами. Он не поддержал Переяславский договор  и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году.
По итогам Переяславской Рады и русско-польской войны 1654–1667 годов к России отошла территория Левобережной Украины.
Управление этими территориями  осуществляли гетманы, подчинявшиеся русскому царю. В 1687 году гетманом Левобережной Украины стал 48-летний Иван Мазепа. После восхождения на русский трон молодого царя ПетраI между ним и Мазепой сложились доверительные отношения, и гетман выступал в качестве главного советника монарха по польским делам.
В течение первых лет правления Петра никаких сомнений в верности Мазепы у царя не возникало. Уже после начала Северной войны между Россией и Швецией Мазепа стал вторым кавалером учреждённого Петром Ордена Андрея Первозванного (высшей награды России).

В начале русско-шведской войны Иван Мазепа оставался верен ПетруI, хотя некие сомнения в его преданности могли появиться. Так, гетман заметил, (в кругу приближённых), что его верность русскому царю будет продолжаться до тех пор, пока Россия будет сильна.
После серии военных неудач 1706 года гетман Мазепа посчитал, что время верности Петру закончилось. В Польше сменилась власть — вместо АвгустаП, который был сторонником Петра, на трон взошёл Станислав Лещинский, поддерживавший короля шведов Карла XII. Мазепа счёл, что баланс сил окончательно изменился не в пользу России.
Гетман начал переговоры со шведами и Станиславом Лещинским, намереваясь за переход на их сторону добиться образования автономной Украины на левом и правом берегу Днепра под верховенством короля Польши.
К 1708 году планы Мазепы оформились окончательно. Он обещал предоставить движущемуся на Украину шведскому войску Карла XII помощь в живой силе, богатые запасы продовольствия и фуража, а также пушки и порох.

При этом гетман до последнего пользовался доверием Петра I, который предлагал гетману с казаками присоединиться к русскому войску под Стародубом. Мазепа медлил, а затем выступил из столицы гетманства города Батурина с войском. Правда, соединиться он планировал уже не с русскими, а с войсками Карла XII.
Мазепа, договариваясь с Карлом XII, обещал привести с собой более 20 000 казаков. На деле гетману под шведские знамёна удалось собрать не больше четверти от обещанного войска.

Зато была опасность очевидная — в столице гетманства, городе Батурин, были сосредоточены запасы провианта и артиллерии, и получи их Карл XII, развитие русско-шведской войны могло пойти по совсем другому сценарию.

2 ноября 1708 года русские войска, доселе ограничивавшиеся локальными боями с осаждёнными, предприняли решительный штурм Батурина. Столица гетманства  была взята штурмом после непродолжительного, но ожесточённого боя, и сожжена.

Н.И. Костомаров так характеризует  Мазепу: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенке; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался».

 27 июня  1709 года войска шведов были разгромлены русской армией]под Полтавой. Влияние Швеции в Европе  значительно ослабло, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл ХП и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям, несмотря на усилия царского посланника Петра Толстого…
Умер Мазепа 21 сентября 1789 года в Бендерах...
              Вернёмся, однако, к Георгию Гапону:

В середине 1880года Георгий учился в Полтавском духовном училище, где увлёкся толстовскими идеями. Он  много читает и интересуется разными вопросами. Как и на многих русских провинциальных интеллигентов, идеи яснополянского мудреца произвели на любознательного юношу сильное впечатление.  Лев Николаевич Толстой был одним из немногих, кто призывал начать переустройство мира с собственной жизни, а не со смены общественной системы. Это было внове.

Отец  юноши, Аполлон Гапон, состоятельный крестьянин и земский служащий, желал  дать своему сыну  хорошее образование, что обеспечивало возможность выбиться в люди, тем более что в церковно-приходской школе Георгий учился отлично. Как человек практичный, он не мог не думать и о том, что семинарский аттестат открывает  широкие  пути не только в церковном ведомстве. Выпускников семинарий принимали на государственную службу с классным чином — самым низшим, коллежского регистратора, но и это что-то,  да значило. До 1879 года, отучившись четыре года в семинарии (из шести), можно было поступать в университет.

Через год учёбы в училище, Гапон перешёл в  Полтавскую Духовную Семинарию.
В духовном училище  преподавали  географию, арифметику, древние языки,  церковный устав, катехизис, нотное пение, священную историю.
 В Семинарии перечень предметов был намного шире:  добавлялось нравственное и догматическое  богословие,  литургика, пасхалия,  изъяснения Ветхого и Нового Завета, алгебра, тригонометрия, физика, русская и мировая история, латынь и греческий языки, логика и психология, философия  и т.д.
Учился Георгий хорошо, но  духовные интересы уводили его всё дальше от церкви. Для него, крестьянского юноши, было  более естественно  стремление  «вверх» к высотам книжной и бытовой культуры, он пытался проповедовать толстовские идеи  «разоблачать окружающее лицемерие». Это вызывало недовольство семинарского  начальства.

В начале нового учебного года  он пожелал переселиться  на частную квартиру и  съехал из общежития. Ему пришлось зарабатывать частными уроками главным образом в семьях священников. 
В этот период он много читает,  в том числе труды Белинского Виссариона Григорьевича (1811-1848),  Чернышевского Николая Гавриловича (1828-1889),  Добролюбова Николая Александровича (1836-1861), избранные произведения  Пушкина Александра Сергеевича (1799-1837),Лермонтова Михаила Юрьевича(1814-1841),  Гоголя Николая Васильевича(1809-1852),Тургенева Ивана Сергеевича(1818-1883) и др. К старшим курсам  учёбы  в семинарии  Гапон уже не стремился к духовной карьере.

Снова возникла конфликтная ситуация,  для улаживания которой он обращается к своему покровителю, епископу Полтавскому Иллариону(в миру - Иван Ефимович Юшенов, человек близкий к обер-прокурору Святейшего синода Победоносцеву  Константину Петровичу).
Однако его заступничество не помогло. С мыслью о поступлении в Томский медицинский университет, где он хотел продолжить  учёбу, пришлось распрощаться.
Подрабатывая частными уроками, он познакомился с  дочерью местного купца, умной, красивой и милой девушкой, с которой сблизились на почве «обоюдного желания служить народу».
Родители девушки  настороженно отнеслись к потенциальному жениху дочери, который не имел ни профессии,  ни прочного заработка. Тогда  девушка сумела убедить молодого человека, что в роли священника он сможет служить народу гораздо лучше, чем в роли доктора, а его идейные  разногласия с церковью не имеют никакого значения, поскольку «идеал служения человечеству» выше любых догматов и обрядов.
Гапон вновь попросил содействия епископа Иллариона. Он просил его помочь пройти рукоположение и получить приход в Беликах или поблизости.

Илларион убедил родителей возлюбленной Гапона, не препятствовать счастью молодых, а Георгию пообещал своё покровительство. Свадьбу сыграли сразу же, а в положенное время, через год, он был рукоположен в дьяконы, затем в священники, и получил  место священника в бесприходной кладбищинской церкви Всех Святых, в которой он прослужил около трёх лет. Толстовское отвращение к обрядам ушло.
«Во время  принесения святых Даров на литургии, когда меня охватывало осознание истинного значения жертвы, принесенной Христом, мной овладевал священный восторг»,- писал о себе Гапон.

В это время он впервые сумел проявить свои ораторские способности. Его проповеди собирали в церкви многочисленную публику. Он завёл «доброхотную кассу для помощи бедным», и она не пустовала. Прихожане соседних храмов стали обращаться к отцу Георгию с просьбой совершать ту или иную требу. Он никому не отказывал, и брал за службу  меньше, чем соседи. Дело доходило до публичных скандалов, ибо он вольно ли невольно, но заходил на «чужую» территорию.
 
В браке у Георгия родилась дочь, а через два года – сын.  После родов жена Гапона, имя которой не сохранила история, хотя она так повлияла на судьбу своего мужа, и, неосознанно, на судьбу России,- заболела и умерла примерно в 1898 году.
Потрясённый смертью любимого человека, молодой священник решил резко переменить жизнь и отправился в столицу поступать в духовную академию. Для этого он снова попросил содействия  полтавского епископа Иллариона (Юшенова), который, в свою очередь, попросил помочь обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева. Собственно, уже на этом этапе можно задуматься о том, что «простой»  священник был не столь уж прост…

 Но учёба не принесла желанного покоя,  он  её забросил и нашёл себя в общественной деятельности — принял участие в работе Общества религиозно-нравственного просвещения, основанное протоиереем Философом Орнатским. В 1899 году Гапон начал выступать в качестве проповедника в Церкви Милующей Божьей Матери в Галерной Гавани на Васильевском острове.  Проповеди Гапона собирали множество людей, и нередко церковь не вмещала в себя всех желающих послушать его проповеди.
 
Галерная Гавань была местом обитания питерских босяков, и Гапон нередко проводил целые дни, общаясь с обитателями горьковского «дна». В своих проповедях он исходил из той мысли, что труд есть основа и смысл жизни, и старался пробудить в слушателях сознание своего человеческого достоинства. Однако Гапон не был доволен своей деятельностью проповедника. Сталкиваясь с бедняками, он стал задумываться, как реально помочь этим людям вернуться к человеческой жизни.
 
В это время Гапон составил свой первый проект общества взаимопомощи. Общество предполагалось назвать «Обществом ревнителей разумного христианского проведения праздничных дней», и оно должно было сплотить верующих в подобие христианского братства. Написанный Гапоном устав этого общества включал в себя параграф о материальной взаимопомощи его членов. Однако устав не был утвержден церковным начальством, и тогда Гапон ушел из Общества.

В 1900 году Гапон был назначен на должность настоятеля сиротского приюта святой Ольги, а также законоучителя и священника приюта Синего Креста. Эти приюты содержались на пожертвования людей высшего света. Гапон проводит службы вместе со Св. Иоанном Кронштадтским и будущим Патриархом Сергием (Старгородским).
Таким образом,  это уже не просто «поп», а уважаемый священник с огромным кругом знакомств в придворных кругах и высшей церковной иерархии.

Одновременно Гапон продолжал работать в среде питерских рабочих и бедняков, среди которых он скоро приобрел огромную популярность. Ему нередко случалось отстаивать интересы бедного человека, чем  вызывал к себе нерасположение и вражду со стороны власть имущих. Наталкиваясь на сопротивление чиновников, Гапон говорил: «До царя дойду, а своего добьюсь». В 1902 году Гапон составил новый проект системы благотворительных учреждений. Проект предусматривал создание трудовых колоний для реабилитации безработных босяков, образцом для которых послужил Кронштадтский Дом трудолюбия. На эту тему Гапоном был написан доклад для подачи императрице Александре Федоровне. Доклад был одобрен градоначальником Николаем Клейгельсом, однако не получил дальнейшего хода.
Летом 1902 года из-за конфликта с попечительным советом Гапон был отстранен от должности настоятеля приюта Синего Креста. В ходе обострившегося конфликта Гапон настроил свою многочисленную паству против попечительного совета. По свидетельству сослуживца Гапона,  священника Михаила (Попова), уже тогда Гапон славился умением управлять толпой. В адрес попечителей стали поступать угрозы, а на улице в них стали бросать камни.

В 1902 году Гапон повздорил с руководством общества Синего креста и ушёл оттуда. На следующий год ему удалось окончить курс академии — не без помощи со стороны митрополита Антония (Владковского) и   начальника  особого отдела департамента полиции,  Сергея Васильевича Зубатова (1864-1917), который очень интересовался популярным священником. Он искал человека, и нашёл его в лице Георгия Гапона,- человека, который способен был  бы отвлекать рабочих от увлечения революционными  идеями. Гапон получил должность священника при тюремной церкви. 
Позже он возглавил созданное по инициативе Зубатова Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства и сумел вывести его из подчинения полиции, создав достаточно современную профсоюзную организацию под новым названием — Собрание русских фабрично-заводских рабочих города  Санкт-Петербурга. При этом он пользовался покровительством директора Департамента полиции Лопухина и градоначальника Ивана Фуллона.

Гапон тщательно следил за тем, чтобы в общество не проникали социал-демократические идеи, а сами методы его борьбы были исключительно мирными и легальными, что власти полностью устраивало. Лелеял мысль оказывать через это общество помощь императору в вопросах улучшения условий жизни и труда рабочих, вовремя ставя того в известность о проблемах, с которыми  рабочие сталкивались из-за произвола  чиновников разного уровня.

Между тем, Гапона просто профсоюзная работа уже не устраивала, он мечтал об изменении государственной политики, но, естественно, на христианских началах.
Вначале  участники Собрания  слушали лекции, проводили беседы, устраивали танцы и чаепития. Вскоре число участников Собрания достигло 9 тысяч человек, у которых Гапон пользовался  большой популярностью, чему  немало способствовало то, что   Георгий  был хорошо образован, имел ораторский талант,  умел сплотить вокруг себя людей.
Он убедил рабочих обратиться к царю, ища у него заступничество от произвола  владельцев заводов и фабрик, уверил, что Николай непременно услышит чаяния рабочего люда и поможет.
 Был подготовлен пакет требований демонстрантов, среди которых было:
= установление 8-ми часового рабочего дня,
= повышение заработной платы,
= защита от произвола чиновников и владельцев частных предприятий,
= предоставление базовых прав и свобод (слова, печати, собраний),
= отмена косвенных налогов,
= отмена  выкупных платежей:
(Выкупные платежи – это государственная кредитная операция, проводимая правительством Российской империи(после отмены  крепостного права в 1861 году), с целью способствовать переходу  земли в собственность крестьян.  До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк ),
= всеобщее равенство перед законом.

И вот, 9 января утром  тысячи  рабочих с иконами и портретами царя  вышли на улицы города.
Николай в это время был в Царском селе, но Гапон был уверен, что он приедет и примет из рук народа  обращение к нему. Надо сказать, что Николай хотел встретиться с делегацией рабочих, но его окружение отговорило его от этого шага. И это оказалось роковой ошибкой.

Накануне этого дня в городе было введено военное положение, а за порядком в городе следил дядя царя в.к. Владимир Александрович, и именно он встретил мирное шествие народа роковой командой «огонь»…
В результате ружейных залпов погибло 96 человек, 34 скончались от ран и около 300 чел. Были ранены.

Событие всколыхнуло всю страну. Мгновенно  Николай из  любимца народа прекратился в кровавого тирана, его портреты рвали и сжигали на улицах города.
Гапон, потрясённый таким приёмом воскликнул: «Нет больше Бога, нет царя»!

Избежать  ареста ему помог  эсер Пётр Рутенберг,  который  и привёл Георгия в квартиру Максима Горького, у которого  он некоторое время вынужден был скрываться, а потом ему помогли уехать за границу.
 
Спасаясь от преследований полиции, Гапон выехал в Женеву, где познакомился с руководством РСДРП, включая Георгия Плеханова, а также с руководством эсеров, включая Виктора Чернова. Встречался он и с Лениным, которому предлагал идею объединения всех революционных партий, а также с анархистом Петром Кропоткиным. Общего языка с социалистами Гапон, однако, не нашёл.

17 октября 1905 года Николай издал Манифест, который объявил амнистию всем участникам революционных выступлений.  В ноябре 1905 года Гапон вернулся в Россию, (тем более что  Сергей Юльевич Витте обещал ему восстановить «Собрание»), намереваясь   возглавить свою рабочую организацию, которая начала воссоздаваться явочным порядком.

Однао, вскоре  Витте  был отстранён от должности, и главой МВД был назначен Пётр Дурново. «Собрание» было окончательно закрыто. Против Гапона началась травля в газетах.  Его обвиняли   в  получение  денег от С. Ю.Витте.

Весной 1906 года Гапон  выехал на встречу с представителями эсеров, и был  убит 10 апреля. Непосредственным убийцей был всё тот же Пётр Рутенберг (он сознался в этом преступлении в 1909 году), а организатором  его убийства  стал  Евгений Азеф (1869-1918,  Евно Фишелевич,- революционер-провокатор, один из руководителей партии эсеров и одновременно секретный сотрудник Департамента полиции).
По другой версии, Рутенберг провожал его на поезд, следовавший в Женеву, и после этого его уже никто живым не видел. В этих двух версиях, общим является  контакт с Гапоном одного человека – Петра Рутенберга…

Дело до суда доведено не было. Тогда же была вброшена фальшивка о т.н. «приговоре суда рабочих», но её задачей, очевидно, было ещё раз очернить Гапона и пустить следствие по ложному следу.

 Георгий Гапон был личностью в высшей степени странной и противоречивой. Можно сказать с уверенностью, что он обладал сильным характером, исключительной харизмой, умел объединить и организовать людей. Он был довольно типичным борцом «за всё хорошее против всего плохо», мечтал об улучшении положения рабочих. А  когда оказалось, что в рамках существующей системы этого добиться нельзя, начал выступать с требованиями политических реформ (довольно умеренных, надо сказать), но это уже перестало устраивать тех, кто поддерживал его ранее (как власти, так и оппозиционные левые силы). Он уже начал им мешать обеим сторонам.

Полицейским провокатором Георгий Гапон в собственном смысле этого слова он не был, старался вести самостоятельную политику. Революционеры завидовали его популярности,  и потому попытались максимально принизить и его, и память о нём. Он также не был и платным агентом охранки - документы этого не подтверждают.
Его место  в истории - среди организаторов рабочего профсоюзного движения в России, которым удалось заставить капитализм стать хоть немножко человечнее.

…Георгий  кто? Герой, иль провокатор?               
Гадаем мы уж более ста лет.
Коль в гибели людей был виноват он,
То жизнью заплатил – дороже злата,
А достоверных данных так и  нет…

Незаурядный  профсоюзный лидер,               
Он  призывал к сотрудничеству  власть.
Просчитывал вперёд весь ход событий?
Иль следовал душевному наитью?
Иль подчинялся только слову «страсть»?

Был "за простых людей"- то факт бесспорный,-               
Считаю, что ответить можно: «Да».
Поход к царю – провален априори?
И ждали ль от царя его игнора?
И почему возникла чехарда?

…Все предки – запорожские казАки;               
Отец - крестьянин, писарь волостной.
Он рос, как дети сельские, трудягой,
И к книгам отличался сильной тягой,-
Так проходили годы чередой.

…Охотно приходил он всем на помощь,               
И был готов совет и деньги дать.
Идеей тайной с детства был влекомый,
Что он, «живя на двух веков изломе,
Рождён, спасителем народа стать»…

В учёбе он старателен, успешен,-               
Тщеславия ему не занимать.
Характер пылкий, гордый и мятежный.
Гапон отмечен красотой нездешней,
И на челе величия печать.

…Его влекут толстовские идеи.               
Даёт уроки дочери купца.
Влюбился он, и нет её милее,-
И жизни позитивны измененья,
Но ждёт его, увы,- судьба вдовца.

Она ушла, двоих детей оставив,               
Повергнув  мужа в настоящий шок.
Схватила жизнь его рукой костлявой.
А он так счастлив был совсем недавно…
Как  мир несправедлив, и как  жесток!

…И он решил отправиться в столицу               
Затем, чтоб круто жизнь переменить.
Желая в  Академии учиться;
Содействием  Синода заручился –
Не каждый «разгрызёт» такой «гранит»…

Душе своей он не нашёл покоя.               
Назначен настоятелем в приют,-
Там он призвание  в себе  откроет:
От слушателей нет уже отбоя,
И этот дар  «на карандаш» возьмут.

…Знакомится с Зубатовым Сергеем,               
И создаёт рабочих профсоюз.
Приняв душой красивую идею,
Народ он за собой увлечь сумеет,-
Но скоро к этому утратит вкус.

Решил он след в истории оставить,               
И жаждал политической борьбы:
Дать шанс царю с народом вместе править:
Достоин чести люд наш Православный,
И надо лишь слегка поторопить:

…Задумал шествие к царю, всем миром -               
Заступнику петицию вручить.
И ожидал ли он победу Пирра?
Желал ли он народ утихомирить,
И веру в батюшку царя крепить?

В пакете просьбы мирных демонстрантов:               
= восьми-часовый дать рабочий день;
= заслон от произвола фабрикантов;
= повысить всем работникам зарплату.
В политику заметен лёгкий крен.

…Январским утром тысячи рабочих               
С иконами, портретами царя
На площадь шли, но час был неурочный,-
Его в столице нет,- известно точно,
Как видно, вся была затея  зря…

В Селе он Царском,- там его семейство,               
Но верит предводитель их, Гапон,
Приедет царь, и этим своим действом
Он справедливое свершит судейство,
И Русь не переступит «рубикон».

Но всё, увы, напрасно,- царь не едет.               
Великий Князь команду дал: «Огонь»!
Упущен шанс - уйти от края бездны.
А залп орудий безоружных встретит,-
И вот уже «бикфордов шнур» зажжён.

Хотел приехать, но отговорили…               
…А там …в Селе, любимая  семья…
И стали роковыми двадцать милей,
Что в судный час всю Русь ошеломили,-             
И  вот уже: народ - ему судья.

И в этот самый миг судьба решилась:               
Любимец, с пьедестала рухнул царь.
Страна во мрак  бесчинства погрузилась;
Разверзлась пасть глубокая могилы,-
Листы срывал жестокий календарь…

Последней каплей в море негатива               
Была  Японско-Русская  война,
Что стала  революций лейтмотивом,-
Я б назвала её «локомотивом»,
Который,  Русь, увы,- сотряс до дна…

Извилистой судьба бывает часто.               
Каким путём пойдёт,- кто может знать?
И к счастью приведёт, или к несчастью?
Находится отгадка в её власти,
А нам её вовек не разгадать…

Георгий потрясён таким приёмом,-               
Царю он искренне хотел помочь.
…У Горького скрывался, в его доме.
Чтоб избежать душевного надлома,
В Женеву он уехать был не прочь.

Там встретился с Плехановым,  Черновым,               
И Ленину идею предложил:
«Усилия всех сил  страны,  здоровых,
Объединить, царя тем обескровить»…
Но Ленин ту идею отклонил.

Я думаю: «А в чём была причина?               
В его харизме? В чём-нибудь другом»?
Вожди, что долго жили на чужбине,
Прорвать, желавшие, Руси плотину,
Шли к этой цели твёрдо напролом.

Он им не нужен, неуемный пастырь,               
Умеющий объединить людей.
А к судьбам их он не был безучастным,
И искренне хотел всем людям счастья,
Ценя их всех за родственность корней.

…Десятого апреля в Петербурге               
Он был убит; убийца – Рутенберг.
Евгений Азеф мрачным драматургом
Той пьесы выступал, в порочном круге,-
Гапон ужасной доли не избег…

Был оклеветан «до» и «после» смерти,               
Не в силах популярности простить.
…Наветам на него не стоит верить.
И мы, вверяя суд Небесной тверди,
Не станем на земле его судить…

Продолжение следует:


Рецензии
Спасибо, Женечка, за твой труд! С удовольствием и интересом читаю твои исторические работы!
Храни тебя Бог! Желаю много радости, здоровья и добра!
С теплом души,

Раиса Дорогая   17.02.2023 09:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Раечка, за отклик. Пожелания мои тебе взаимны. Света и добра, мира и радости. С теплом.

Евгения Грекова 2   18.02.2023 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.