Поэтический урок привет от пегаса

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ В 6 КЛАССЕ.
ХОД УРОКА.
1.Оганизационный момент. слово учителя.
Прозвенел уже звонок.
ПОЭТИЧЕСКИЙ УРОК...
(раздаётся стук в дверь)
Учитель
Да, да, войдите...
(опоздавшая ученица входит в класс, в её руках: "волшебный" мяч, цветы, листочки с рифмами для учеников).
Учитель
-Лена! Что-нибудь случилось?
Ты сегодня припозднилась...
Ученица
- Да! Меня Вы не вините!
Не пеняйте! Не корите!
О причинах опоздания
Вам - рассказ мой в оправдание!
Вы, надеюсь, не забыли,
Что сегодня в школьной были
День особенный и ясный,
Светлый, праздничный, прекрасный!
Утром ПЕРВЫМ ДЕКАБРЯ,
Нас мечтою озаря,
В гости к нам - зима седая.
Я о ней давно мечтаю.
Мне по нраву снег, метель
И снежинок карусель!
Я сегодня рано встала,
В школу с радостью бежала.
Да смотрела на раздолье -
Нижегородское приволье
Правда, поздно рассвело.
Мне отнюдь не повезло.
Рассмотреть хотелось мне,
Как там, в дивной вышине,
В чудном танце снег порхает,
Землю нежно укрывая?
На занятьях в школе я
И со мной мечта моя!
Наступила перемена,
Тут же я, ГРЯЗНОВА ЛЕНА,
Вмиг - на школьное крыльцо...
Зимний вечер мне в лицо!
Иль во сне, иль на яву,
Что со мною, не пойму!
Снег загадочно искрится.
Вижу: конь крылатый мчится
Я о нём конечно, знаю:
Он Поэтов вдохновляет.
Былью - явью - чудный Миф!
Конь Пегас умён, учтив!
Был со мной он полмгновенья!
Я сейчас без промедления
Вам о встрече расскажу-
И подарки покажу.
Конь Пегас даёт наказ,
Чтобы наш весёлый класс
Слог ритмический ценил
И Поэзию любил!...
Чтобы Пушкинские стрОки
(И сонеты, и эклоги!)
Знал любой из нас на "пять"!
Смог душою их понять!
Гений Пушкина сияет
Мир собою затмевает
Таковы словА Пегаса...
Я согласна с тем Наказом!
И для Пушкина - цветы -
Символ Веры и Мечты!
(Ученица располагает цветы возле портрета А.С.Пушкина!)
Вот ещё один наказ:
Вам советует Пегас
ЗНАТЬ ПОЭТОВ-ЗЕМЛЯКОВ:
ЧАЙКА, НИКОЛАЙ РАЧКОВ,
МИХАИЛ ШЕСТЕРИКОВ,
ПИЛЬНИК и БОРИС КОРНИЛОВ,
И КУМАКШЕВ, И ШУМИЛОВ,
АДРИАНОВ и КИРИЛЛОВ...
Их Поэзия известна.
Рифмы очень интересны!
(Перечисляя фамилии Нижегородских поэтов, ученица подходит к Выставке Книг:"НИЖЕГОРОДСКИЕ ПОЭТЫ" и при помощи указки показывает издания!)
Да ещё один наказ:
Если кто-нибудь из Вас
ХОЧЕТ СТАТЬ ПОЭТОМ!? Что же!
Конь Пегас ему поможет!
Овладейте без смущения
Тайнами стихосложения.
ЯМБ - солиден, чуден, важен
Благодушен и вальяжен!
И в стопе, ударно -парной,
Слог его ВТОРОЙ ударный!
(Ученица показывает карточку со стихотворным размером - ЯМБ!)
А ударный ПЕРВЫЙ СЛОГ -
Ритм ХОРЕЯ чудных строк!
Три совета - три Наказа
От крылатого Пегаса.
От Пегаса - рифмы Вам -
Всем по рифме я раздам.
(Ученица раздаёт детям рифмы!)
Коль Поэзия жива,
Для Учителя - слова:
Пусть ТЕПЛИНСКАЯ ТАТЬЯНА
Объясняет без изъяна:
Для поэтических затей
МЯЧ "ВОЛШЕБНЫЙ" будет с ней!
(Ученица отдаёт учителю "волшебный" мяч!)
(Неожиданно ученица подбегает к окну, всматривается в стекло)
Ой! СмотрИте! Вон - Пегас!
Он приветствует всех нас!
Крикну я ему:"ПРОЩАЙ!
В гости снова прилетай!"...
(Ученица машет рукой вслед  улетающему Пегасу. Садится за парту)
(Выступление ученицы - 05 минут!)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Интереснейший рассказ!
Значит, рядышком Пегас!
Да! ЧуднЫ его дарЫ
Всё для Вас, для детворы!
ПОЭТИЧЕСКИЙ УРОК -
К нам с зимою - на порог!
Не страшнЫ зимы угрозы:
Будут и стихи, и проза!
Итак, перехожу на прозаическую речь...Ребята, мы с Вами на предыдущих уроках  говорили о поэзии, об особенностях стихосложения, интонации, ритме. Мы сегодня проводим ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.Цель нашего заняти - вспомнить стихотворные размеры, определить их, освежить свои знания и поработать практически.
3.ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.ПОВТОРЕНИЕ. Учитель показывает карточку с названием стихотворного размера и проводит фронтальный опрос.ЯМБ - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер, ударение - на первом слоге.
4.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.А теперь послушайте, как проходила исследовательская работа учеников 6 класса.Поиск.Исследование. Кропотливая работа.
1. Наблюдение над тем, какой стихотворный размер лежит в основе русских пословиц и поговорок. Выступает КРОТОВА НИНА. Помогает ей ШАВЕРДИНА СВЕТА. Они исследовали 102 пословицы и поговоркии делают вывод, что почти половина пословиц и поговорок из этого количества имеют стихотворный размер ямб, а вторая половина - хорей!...
2. Ещё одно исследование. Задание: осмотреть школьные кабинеты,кабинет завуча, директора, столовую, школьные коридоры, часто ли встречаются стенды , плакаты стихотворные.  Выступает ШАГАЛОВА КАТЯ. Делает вывод, что встречаются,но не очень часто стихотворные плакаты.(выступление - 01 минута!)
3. Поиск продолжается. КРАСНОВ ДЕНИС посмотрел все учебники для 6 класса и подготовился к ответу на вопрос:"КАК ЧАСТО НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНИКОВ МЫ ВСТРЕЧАЕМ СТИХОТВОРНЫЕ СТРОКИ?" Ответ ученика: стихотворные строки встречаются в учебниках русского языка, литературы,  истории, естествознания.(01 минута!)
4. Следующее исследование. Детские журналы, телевизионные передачи для детей. Часто ли встречаются стихи? Исследователь - НАДЯ ЛУКОЯНОВА. Она перечисляет детские передачи телевизионные и утверждает, что встретила немало стихотворных строк!(выступление - 01 минута!).
5. Выступление ЛЕНЫ ДЕНИСОВОЙ. Она обратила внимание на то, как много красивых ярких поздравительных открыток, стихотворный текст которых может пригодиться к любому торжественному случаю: тут и поздравления с Днём рождения, и профессиональные праздники. ЛЕНА демонстрирует некоторые открытки.(01 минута)
6. Некоторые девочки ведут специальные тетради. Там записываются адреса друзей, стихи для различных поздравлений и прочее. Есть ли в Вашем классе такие тетради и с какой целью они ведутся, выяснила НОСОВА ЮЛЯ. ЮЛЯ рассказывает, что почти у всех девочек класса есть такие тетради.  Если нравится какое-то стихотворение,девчата записывают его в тетрадь.  Цель такой тетради - всегда иметь под рукой нужный адрес или в минуту грусти открыть её и прочитать хорошее стихотворение.(выступление - 01 минута!)
7. А на каких уроках Вы слышите стихотворные строки?  Об этом сообщает БАЗАЕВА ЖАННА. Это уроки русского языка, литературы, естествознания, истории, уроки пения. (выступление - 01 минута!)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Спасибо Вам за Ваши исследования! Какой же информацией мы располагаем? Да! В ЖИЗНИ СОСЕДСТВУЮТ СТИХИ И ПРОЗА!...
5. ИГРА В МЯЧ. "УГАДАЙ НА СЛУХ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР" ЯМБ? ХОРЕЙ?
Учитель называет (напевает!) строчку песни, бросает ученику мяч, ученик возвращает мяч и называет стихотворный размер- 02 минуты!
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А теперь мне бы хотелось узнать, внимательны Вы или нет? Каковы свойства Вашей памяти? На одном из уроков я рассказывала Вам о Кают-компании Кораблика.  Напоминаю: мальчик прислал в редакцию журнала стихи Афанасия Фета , под которыми поставил свою фамилию. Как называется эта литературная кража? ПЛАГИАТ! А если мы возьмём понравившийся мотив песни, тот стихотворный размер, которым эта песня написана, но придумаем свои слова? Будет ли это плагиатом? КОНЕЧНО,НЕТ! Мне нравится песня из кинофильма "ПУТЬ К ПРИЧАЛУ:"Если радость на всех одна, На всех и беда одна...."...И на мотив этой песни у меня - стихотворный текст, естественно о Пегасе:
Если Пегас прилетит к нам в класс,
То улыбнёмся мы.
Ритмом строкИ согреет нас
Нежность седой зимы.
Ямб величаво махнёт стопой,
Чуден Хорея слог...
Рифмы пленяют дивной игрой,
Нежностью зимних строк!
ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ У МЕНЯ. А вот Вам - ПЕСЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. "ПЕСНЯ О КУЗНЕЧИКЕ":"В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК...."Продолжите песню. Я раздаю Вам отпечатанный текст начальных строк  на мотив "ПЕСНИ О КУЗНЕЧИКЕ":
Сегодня в нашем классе
Мы вспомним о Пегасе
Двусложные размеры помогут в этом нам...
...................
...................
Мы - юные поэты...
Поём про то, про это...
Про зиму и про лето...
(домашнее задание - 03 минуты).
6. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА."ПОДБЕРИТЕ РИФМУ" Помощник - "волшебный" мяч: учащиеся называют любое слово, бросают мяч учителю, учитель должен подобрать рифму мгновенно....(05 минут!).
7. ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА С КЛАССОМ.ПОВТОРЕНИЕ.(05 МИНУТ!).
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.(10 МИНУТ!)
Выступает ученик: читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина "В ПОЛЕ ЧИСТОМ СЕРЕБРИТСЯ...!(01 МИНУТА!) После прочтения наизусть учеником всего стихотворения  учитель раздаёт ученикам карточки с отрывком стихотворения поэта. ЗАДАНИЕ: определение стихотворного размера. Работа по таблице:"СТРОКИ - СЛОГИ".
9. ЭКСПРОМТЫ. ПОДАРКИ КУЛИНАРОВ: ЯМБ И ХОРЕЙ - ПЕСОЧНОЕ ПЕЧЕНЬЕ.(01 МИНУТА!)
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ(01 минута!).
Всем сегодня ставлю "ПЯТЬ"!
Будем дальше сочинять!...


Рецензии
Замечательный урок, Татьяна! Вспомнилось, как мама моя готовилась к урокам так же, с энтузиазмом, искренним чувством.
С теплом и уважением,

Фаустов Сергей   11.09.2022 16:51     Заявить о нарушении
Поклон земной!

Татьяна Теплинская   11.09.2022 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.