Твёрдые формы стихосложения
Здесь представлены термины, обозначающие твёрдые формы стихосложения, которые я пишу с 2010 года. До настоящего времени, то есть декабрь 2023 года, я написала 35 ронделей, 24 рондо, 11 ритурнелей, 10 сонетов, 6 вилланелей, 5 триолетов, 6 терцин, 4 ротруанжа, 3 оды, 3 бержеретты, 3 мадригала, 3 глоссы, 4 кадрили, 3 ропалика, 2 французских баллады, 2 секстины, 2 сицилианы, 1 блазон.
Бержеретта (la bergerette, франц.) - пастушеская песня, твёрдая форма во французской поэзии 15 века. Известны три формы бержеретт. Большая бержеретта - из 5 строф по 6 стихов в каждой. Средняя бержеpетта - 20 стихов.
Малая бержеретта - 14 строк, похожа на рондо, вторая и третья строфа повторяет половину первого стиха в конце строфы. Первый куплет - по схеме АВВА, второй - СДСД, третий - АВВА, но с другими словами. Тематика - весна, природа, любовные обещания.
В России бержеретты писал Фёдор Сологуб, 26 бержеретт составили его сборник «Свирель» (1922).
Вилланель (la villanelle, франц.)- сельская песня, твёрдая стихотворная форма, состоящая из 6 строф (5 трёхстиший и заключительное четверостишие). Все средние строки рифмуются между собой на протяжении всего стихотворения. 1-я и 3-я строка, взаимно рифмуясь, попеременно заканчивают каждое следующее трёхстишие; последнюю строфу заканчивают обе повторяющиеся строки.
Схема - А1вА2 + АвА1 + АвА2 + АвА1 + АвА2 + АвА1А2,
где одинаковые буквы обозначают рифмующиеся стихи, цифры при буквах — повторяющиеся стихи.
Вилланель возникла в Италии, в 16 веке стала модной во Франции благодаря творчеству Грэвэна (Grevin) , позже Оноре д'Юрфе (Honore d'Urfe), Пассера (Passerat) c тематикой грациозных фривольностей на фоне сельской природы. В английской и американской литературе вилланели писали Оскар Уайльд, Джеймс Джойс, Уистан Хью Оден, Дилан Томас, Элизабет Бишоп, Сильвия Плат.
В России вилланели есть в творчестве Валерия Брюсова.
Глосса – стихотворение, написанное на тему стихотворного отрывка,
помещенного в эпиграф. Каждый стих этого отрывка вплетается в конце строфы по правилу:
в конце первой строфы повторяется первый стих (строка) из эпиграфа, в конце второй строфы - вторая строка эпиграфа и т.д.
Глосса пишется обычно определенной строфой, которая называется децима, то есть строфа, состоящая из 10 строк.
Глосса как форма поэзии встречается в португальской, испанской и немецкой поэзии, в России – очень редко.
Кадриль (le quadrille, франц.) - современная твёрдая форма во французской поэзии, состоящая из четырёх катренов с рифмой АВАВ, где одна рифма - женская, другая - мужская. Строки -2,3,4, - из первого катрена повторяются в начале следующих катренов соответственно.
Первая строка первого катрена завершает всё стихотворение.
См. сайты «Poesie d'hier» и «Poesie sur la toile».
В русской поэзии до сего времени кадриль не встречалась.
Мадригал (франц. madrigal от прованс. mandre — пастух) — один из видов старофранцузской поэзии, первоначально идиллическая пастушеская песенка. Впоследствии — лирическое стихотворение шутливого или любовного характера, содержанием которого обычно являлась преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт. По старинным правилам мадригал составлялся из двустиший с повторяющимся после каждой такой строфы третьим стихом.
Отступая от старинной формы, но сохранив его характер, мадригалы сочиняли поэты XVIII — начала XIX в.
Ритурнель (риторнель) - в поэзии особая строфа из 3 строк. Рифмуются первая и третья строки, средняя остается без рифмы.
Встречается в итальянской поэзии, где риторнель идет от народного танца с припевками. Ритурнели писали средневековые трубадуры Прованса.
В новое время писали поэты-символисты. Валерий Брюсов в своих «Опытах» отмечал, что «два стиха более длинных развивают мысль первого, более короткого».
Рондель(le rondel,франц.)- 13 строк в 3 строфы: 2 катрена+пятистишие.
Первые две строки повторяются в 7 и 8, а первая строка повторяется в заключительной. Схема: АВва авАВ авваА.
Рондель возник в средневековой французской поэзии - Дешан, Карл Орлеанский, французы называют рондель старым рондо.
В России первые рондели - в начале 20 века у Игоря Северянина и Софьи Парнок.
Рондо (Rondeau, франц.) – старинная форма французской поэзии, идущая из Средневековья. Имела множество форм – от краткой в 8 строк до 22 строк у поэтессы Кристины Пизанской. Рондо прославили Карла Орлеанского (1394-1465) - лучшего поэта Франции своего времени.
В русской поэзии Серебряного века— это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие, по определению М.Л.Гаспарова.
Рифма по схеме: аавва аввп ааввп, где п - это первая половина первой строки.
РОПАЛИК, или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием количества слогов. В горизонтальном ропалистическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Ропалистический стих встречается у Гомера, Авсония, в современной экспериментальной поэзии.
Ротруанж (la rotrouenge, франц.) - жанр лирической поэзии средневековых трубадуров и труверов. Количество строф может быть от 4 до 6. Строфа пишется на две рифмы, причем одна или две короткие строки в виде рефрена. Схема: АААб. Известны ротруанжи, написанные английским королем Ричардом Львиное Сердце, ротруанжи писали французские труверы Жильбер Де Берневиль (Gilbert De Berneville, 13 век), Ришар де Семили (Richart de Semilli, 12 век), Готье де Суанье (Gontier de Soignies, 13 век) и другие.
Секстина – стихотворение на 6 рифм, состоящее из 6 строф, каждая из которых включает по 6 строк.
К тому же каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы.
Причем секстина пишется на рифмы, употребленные в первом шестистишии по строгому порядку:
6-1-5-2-4-3.
Завершает секстину трехстишие, в котором повторяются все её 6 ключевых слов-рифм.
Таким образом, секстина – одна из самых сложных твёрдых форм. Встречается крайне редко.
Секстины писали провансальские трубадуры, Данте, Петрарка.
В России секстины писали Лев Мей, Валерий Брюсов, Михаил Кузмин.
Сицилиана – сицилианская октава – строфа из 8 строк с рифмой авав авав.
Сицилиана возникла в Сицилии в 13 веке.
Позднее сицилиану использовали многие европейские поэты.
В русской поэзии сицилиану писали Фёдор Тютчев, Александр Блок, Игорь Северянин и другие поэты.
Сонет — старинная стихотворная форма, которая зародилась в Италии в ХIII веке, состоящая из 14 строк. Наиболее распространены итальянский, французский и английский сонеты.
Итальянский сонет насчитывает два катрена (на две женские рифмы) и два терцета (на две-три женские рифмы) по схеме АВАВ АВАВ СDС DCD или АВАВ АВАВ СDE CDE.
Французский сонет состоит из двух катренов и двух терцетов и рифмуется по схеме аbbа аbbа ccd eed или abba abba ccd ede.
Английский (или шекспировский) сонет состоит из трех катренов (на две рифмы) и одного двустишия-ключа (на одну рифму) — abab cdcd efef gg.
Для сонета характерны синтаксическая законченность каждой строфы, точность рифм, отсутствие повторов слов.
Также существуют «половинный сонет» (1 катрен и 1 терцет); «безголовый сонет» (отсутствует первый катрен); «сплошной сонет» (он написан на двух рифмах), онегинская строфа (это сонет, созданный Александром Пушкиным, с обязательным чередованием перекрестной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах) и другие.
Мастерами сонета были Данте, Петрарка, Шекспир. В России сонет писали Гаврила Державин, Василий Жуковский, Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Aнтон Дельвиг, Михаил Херасков, Дмитрий Веневитинов, Николай Языков, Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Вильгельм Кюхельбекер, Аполлон Григорьев, Василий Курочкин, Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Игорь Северянин, Павел Антокольский, Арсений Тарковский, Генрих Сапгир, Валерий Прокошин.
Терцины — стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом. Рифмический рисунок: aba bcb cdc … . Терцины (итал. terzina, от terza rima — третья рифма) дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных форм. Терцины появились в итальянской поэзии 13 в. Терцинами написана «Божественная Комедия» Дантe.
Форму терцины разрабатывали также Петрарка, Ариосто.
Во Франции терцины получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму терцины в лирических жанрах.
В Германию терцины проникают в конце 16 векa, значительную популярность завоевывают у романтиков.
В Англии употребление терцин распространилось в 19 векe.
В России одним из первых поэтов, давших образцы терцин, был A.C.Пушкин: В начале жизни школу помню я…
Триолет (le triolet, франц.) обязан своим происхождением и названием французским поэтам, которые в 13-ом веке стали использовать для шутливых посланий и эпиграмм однострофное стихотворение особой формы.
Классический триолет - это восьмистишие, в котором первые две строки точно воспроизводятся в конце строфы, а первая строка повторяется в четвeртой. Таким образом, заглавная строка повторяется трижды, а вторая, она же заключительная, - дважды. Стихотворение строится на двух рифмах - одной мужской и одной женской. Схема: АВаА авАВ или АВва ваАВ.
В повторяющиеся строки нельзя вносить даже незначительные изменения.
Триолет возник во Франции в 13 веке - Дешан (Deschamps), в России триолеты стали писать в 18-19 вв. - Анна Бунина, Николай Карамзин.
В современной французской поэзии триолетом также называют стихотворение, состоящее из 3 строф по схеме:(А1В1АА1+АВА1В1)x3.
Французская баллада (Баллада формы) — канонизированная поэтическая форма. Происхождение баллады итальянское. Во Франции достигает своего развития. Из поэтов, писавших баллады, известны Clement Marot, Rousseau, Voiture. Обычно баллада имеет три строфы (станса, куплета) и envoi — обращение. Исследователи наблюдают наиболее часто 8, 10, 12 стихов в строфе и половину в envoi.Строгая форма баллады имеет только две рифмы — А и В или А и А’ или В и В’, приняв за мужскую А и за женскую В, расположенные одинаково во всех куплетах. Расположение рифм в envoi такое же, как во второй части куплета. Последний стих куплетов и envoi одинаков (refrain — повтор). Обращение к принцу (envoi) в конце французской баллады - традиция. В средние века баллады сочиняли на поэтических турнирах, устроитель турнира традиционно именуется «принцем».
Классики французской баллады – Дешан, Вуатюр, Клеман Маро, Франсуа Вийон, Пьер Ронсар. В России французскую балладу писали Валерий Брюсов, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Вадим Шершеневич.
Свидетельство о публикации №122082002974
Сам ВАШ сонет где?
Пошёл искать...
Пы Сы
насчёт сонета могу добавить так,.. навскидку: нельзя/не рекомендуется допускать повторов слов в сонете.
а венке сонетов не допускается повторения рифменных слов.
Николай Козакевич 09.03.2023 18:57 Заявить о нарушении