Лао Цзы, 71 чжан, перевод и комментарий 2022 г

71 чжан

Дружба с неведомым возвышает,
незнание очевидного заставляет страдать.
Воистину,
именно усталость от страданий
является тем, благодаря чему происходит освобождение от них.
Мудрый не страдает,
ибо он устал страдать,
и потому он ничего не жаждет.

.

Даже не знаю, что тут сказать, ибо истина безмолвна, а слова всегда врут. Это значит, что, если слова не выражают опыт прямого постижения, они бесполезны. Слова мудрого обладают особой силой, толкающей внимающего этим словам в опыт прямого постижения того, о чем они говорят. Когда же вы читаете слова на бумаге, вы остаетесь наедине с собственными мыслями и голосом безмолвия внутри вас. Это и есть то неведомое и непознаваемое, невыразимое в словах и терминах, дружба с которым возвышает. Дружба – это близкие отношения, а не абстрактное знание, что где-то «внутри» есть такой «друг».
Очевидное, знать которое полезно, ибо это знание освобождает от страданий, можно выразить так: «То, что я принимаю за себя, есть лишь крохотная, ничтожно малая, воображаемая часть меня. Я – не тело, не разум, не человек. Я – неведомое, из которого появляются тело, разум, человек, галактики, бездонный космос и все бесчисленные существа».
Чтобы узреть этот очевидный факт, достаточно понаблюдать за собой и тем, что я воспринимаю, а также попытаться узреть то, откуда появляется все, что я чувствую, вижу, ощущаю, воображаю и мыслю. Этот опыт наблюдения, различения и размышления нельзя передать словами. Он складывается по крупицам – в процессе тысяч и миллионов жизней.
Страдание неизбежно, ибо движется желанием достичь – блаженства, покоя, богатства, удовлетворения, власти. Никакие достижения не могут освободить нас от этого. Только усталость, отчаянье, тщета. Попытки достичь будут продолжатся до тех пор, пока не выдохнутся, как спирт. Усталость от страданий дарит ясность – которая, по сути, является не приобретением, а потерей – иллюзий и лживых надежд. Глупость и страдания идут рука об руку, и, чем больше человек достигает в жизни, тем сильнее он вынужден держаться за плоды своих побед. Вот почему Лао Цзы пишет в 20 чжане:

«…А люди всё торопятся веселиться,
Словно настал день Великого Жертвоприношения,
Словно опять пришел Новый Год.
Лишь я один – такой тихий, такой безучастный!
Словно то, что еще не появилось на свет,
Я – словно младенец, который еще не умеет смеяться.
Сломленный! Разбитый!
Как будто меня лишили родимого дома навсегда.
Люди норовят накапливать даже ненужное,
Один лишь я не прочь потерять».

Мудрый не практикует «отпускание», его хватка расслабилась сама собой, в процессе кровавой усталости от желания удержать. Эта усталость заставляет искать дружбу с неведомым вместо союза с конкретным и таким сладким на вкус. Сладость мимолетна, а зависимость от сладкого может тянуться сколько угодно, пока от нее не устанешь сам.
В общем, если совсем коротко: вся эта дао-практика может быть интересна только потомственным лузерам. Неудачникам со стажем. Сильные мира сего предпочитают держать всех за яйца.
.
Верхушка очевидного такова: желая сделать лучше, я порчу то, что есть. Я хочу исправить, но только наношу себе вред, самим желанием наношу.
А ведь происходит оно из естественного стремления к счастью. Сжав собственную бесконечность до точки с именем и паспортом на это имя (не говоря уже о прописке, профессии и прочем), я невыносимо страдаю. Но мне кажется, что я страдаю, потому что Иванов, сволочь такая, украл мой проект. Или жена Дуся полюбила другого. А я, между прочим, достоин большего. Мои заслуги никто не оценил, а если и оценил, то неправильно, не так, как нужно. Вот, если бы… И тут возникает мысленный список того, что должно случиться, после чего можно, наконец, успокоиться и начать жить. Ага. Как говорится в известном анекдоте: «Рассказывай, рассказывай!».
.


© Кувшинов Александр Викторович, перевод с древнекитайского на русский, комментарий, 2022 г.


Рецензии