Шопен. Соната N2. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Шопен. Соната N2 для фортепиано (Соч. 35). Си-бемоль минор (1837-1839) [1]
Введение
Grave. Doppio movimento
Scherzo
Marche fun;bre: Lento
Finale: Presto

ВВЕДЕНИЕ
Трагедия людского рода,
Где чувства чаяний звучат
В страданьях целого народа
И в думах истово бурлят

С судьбой печальною Отчизны, [2]
Чей монолог больной души,
И безысходность горьких мыслей
Трагедии слагает Гимн скорбит.

Боль судеб собрана в сонате,
Крушение людских надежд
И безисходность эмигрантов
В попытках заработать хлеб,

Борясь за солнце, за свободу,
За мир и счастье, за мораль.
В ней гибель целого народа,
Скорбь поколений, их печаль.

Grave. Doppio movimento
В вступление - начало драмы:
Крушение и блеск надежд,
Спектр диссонансный состоянья -
Стремительный и бурный всплеск

И резкое души затишье,
Смятение и скорбь её, -
И неприятие событий,
Когда сгорело в мире всё.

Акценты и контрастность звуков
Уводят мысли в глубину.
Пиано-форте абсолютов
Меняют темы остроту.

В регистрах нижних настроенье -
Скорбь, хмурость, безысходный мрак.
Во фразах средних нот - бурленье,
Сменяющихся тем контраст

И ...резкий взрыв, эмоций всплески
Регистров средних и басов.
В фортиссимо звучат бурлески
Двойных, октавных голосов,

Стремительно к венцу бегущих.
Переворот басовый быстр.
Бегут аккорды грозной тучей,
Сломать чтоб верхний свой регистр.

Scherzo
Тревога, мрак - неумолимы.
Крушенье в них былых времён.
Звучат мазурок темпоритмы.
Идёт тяжёлым шагом зло,

Стремительно рождая образ
Грозы романтиков мирских.
Безволие в мечтах и грёзах.
Погибель ожидает их.

Скачки и паузы в эффектах
Смещают мелодичный центр,
Пуская мысль мечты по ветру,
На драму делая акцент.

Бас остинатный квинт фольклорных
Прост, и правдиво песнь ведёт
В своих мечтаньях просветлённых.
К началу ярок переход,

К контрасту изначальной драмы,
К крушению былых надежд
И к диссонансу состояний,
Возглавивших басов мятеж.

Marche fun;bre: Lento
Трагедия веков свершилась,
Дождём кровавым пролилась
И душу кровью обагрила,
Открывши терроризма пасть.

Марш похоронный, остинатный,
Продавливает боль утрат.
В нём траур оголённым басом
Кричит в канве простых сонат.

Печально, мрачно мирозданье,
Когда вокруг витает смерть.
Глубок трагизм от осознанья,
Что больше нечего хотеть.

Мотив суровый, безысходный.
Звучит огромной силы боль,
В сознанье медленно проходит,
Несёт души народной скорбь,

Трагедию переживает
Утерянной навек мечты,
Её несбыточного рая,
И горечь от большой тоски.

Трагичен переход от жизни,
Её сияющих надежд,
К небытию Нирваны, к тризне,
Где воспевают в мессе смерть.

Идут и опадают стоны.
Невосполнима боль утрат.
Звучит в душе Марш похоронный
И рвёт на части по сто крат.

Finale: Presto
Финал - прострация трагизма.
Дух обезличенный скорбит,
И образ смерти вкручен в мысли.
Потусторонней жизни ритм

Проносится и над героем,
И над могилой огневой.
Нечейный пал в сраженье воин.
Безличный дух его живой,

И он витает в царстве мёртвых
И в мире мёртвых, но живых.
Метаний сокращая плоскость,
В душе живёт души надрыв.

Печали личные он сеет
И мысль к безличному ведёт.
Страдая в облаках забвений,
Мысль безнадёжности плывёт

В глубины скорби и печалей
И видит безысходность, смерть.
Картины мрака душу жалят.
Звучит трагедий горьких песнь.

Витает ветер над кладбищем
И над могилами борцов,
Оставив в душах пепелище,
Печаль и всенародный стон.

В фортиссимо звучат аккорды.
Огромен траура размах.
Террор, завещанный потомкам, -
В высоких нотах и в басах.

[1] Участие в траурной церемонии в честь Нурри. Траурный марш (Cоч. 72, N2) написан значительно раньше.
[2] Родины Ф. Шопена - Царства Польского.

11.08.2022. Krasnodar
F. Chopin. In: Absolute Beauty. TV Channel “Culture”


Рецензии