Девочка и скрипка

Жила была девочка. Жила она в большом доме маленького городка. Жила она с мамой, папой и бабушкой.
Окна её комнаты выходили в прекрасный сад, который посадил  когда-то её дедушка. Он  давно уже умер, и девочка знала о нём лишь по  рассказам бабушки и мамы. Но прекрасные деревья шелестом листвы, пышным цветением весной и ароматными, сочными плодами осенью напоминали о нём.
Девочке было только пять лет. Она ещё не ходила в школу. В округе не было детей, с кем бы она могла играть. Целыми днями она находилась дома. Родители были очень заняты. Целую неделю они работали, а в выходные дни у них находились другие дела и заботы. Они были врачами. Порой приходилось выезжать на помощь больным в выходные и в праздничные дни. Девочка к этому привыкла и не обижалась, хоть и скучала по ним.
С бабушкой она проводила основное своё время.
Бабушка была красивая, стройная, пожилая женщина с большими выразительными глазами и прекрасной осанкой. Черты ее были спокойны и благовидны. Когда-то она была успешной скрипачкой. И дедушка, тогда ещё молодой человек, увидев её, влюбился сначала в музыку, которую она исполняла, а потом  полюбил и саму бабушку, в те далекие времена, молодую и красивую брюнетку.
Бабушка с рождения девочки играла ей на своей скрипке. Когда девочка была совсем маленькой и начинала плакать, она брала инструмент  и начинала играть. Девочка замолкала, смотрела в кроватке своими большими глазками, слушала музыку и начинала улыбаться, а иногда и засыпала под чудесные звуки.  Когда девочка начала ходить, бабушка играла веселую музыку и девочка, улыбаясь,  танцевала, вызывая такие же улыбки у всех домашних. Так музыка скрипки стала неотъемлемой частью её жизни.
 Девочка росла, а скрипка продолжала звучать. Бывало в пасмурные дни, когда шёл дождь, папа разжигал камин, бабушка брала в руки скрипку, а мама наливала горячий шоколад. Девочка держала тёплую кружечку в руках и смотрела в окно. Одни капли стекали по стеклу, другие отскакивали от карниза. И она думала, что и они тоже слышат музыку и танцуют под неё. Ещё девочка любила, качаться в саду на качели, которая была подвешена на ветке большого дерева. Ветер дул в лицо, шелестели листья, а из окна дома доносилась чудесная мелодия. Девочка смотрела на небо и ей казалось, что она летит. Это доставляло ей такое удовольствие, что она улыбалась во весь свой, ещё беззубый, рот. И в груди от восторга билось её маленькое сердечко.

Девочка всегда видела, как бабушка аккуратно и бережно относиться к своей  скрипке. Это был старый, но хорошо сохранившийся инструмент. После использования, бабушка всегда складывала её в футляр, предварительно протерев бархатной тряпочкой.

Однажды бабушка попросила помочь ей протереть скрипку. Девочка была рада, что ей доверяют такое серьёзное дело. Она взяла бархатную тряпочку, аккуратно и нежно начала протирать. И тогда бабушка, улыбаясь, спросила:
«Хотелось бы тебе поближе познакомиться со скрипкой?»
«Как это поближе, вот же она?» - удивлённо спросила девочка.
Бабушка ласково улыбнулась и пояснила:
 «Стать скрипке близкой подругой. Делиться с ней своими тайнами, а она будет делиться своими в своей музыке. Бывает, она может посоветовать, как разрешить трудную ситуацию. Она может разделить с тобой и радость, она может и упокоить, когда грустно. Знаешь, когда  не стало твоего дедушки, она помогла мне справится с утратой любимого человека. В тот момент жизни мне было очень тяжело. Но я брала скрипку, закрывала глаза, начинала играть, и музыка, словно бальзам, лечила рану на моём сердце от горя. С ней я никогда не одинока и всегда могу её взять с собой.»
Девочка, улыбаясь, кивнула бабушке.
«Неужели и я смогу играть такие красивые мелодии, как ты, бабушка?»
«Конечно, моя родная. Я вижу, что ты любишь музыку и так бережно относишься к скрипке. Она обязательно будет играть с твоей помощью самую чудесную музыку.»
Она достала одну старую книжку и сказала:«Чтобы дружить с книгами, люди учат буквы. А чтобы дружить с музыкой, они учат ноты. Я научу тебя их понимать.»
Так девочка начала дружбу со скрипкой. Бабушка каждый день показывала что-то новое, и девочка с радостью упражнялась до того момента,  пока не получалось, как надо.
«Почему у меня сразу не получается также, как у тебя?»- спрашивала девочка.
«От того, что скрипка тебя ещё не так  хорошо знает. Она подстраивается под тебя. И с каждым занятием и ты и скрипка начинаете лучше понимать друг-друга.»- объясняла бабушка.
Иногда у девочки не выходило то упражнение, которое  показывала  бабушка. Тогда она даже сердилась. И говорила скрипке:«Почему ты мне не помогаешь, почему не слушаешься? От чего ты не хочешь со мной дружить?»
Бабушка, наблюдая это, улыбалась и говорила:« Моя хорошая, не сердись. Запомни, только терпением и любовью можно всего добиться и в музыке и в жизни.»
Девочка пыталась снова и снова и всё удавалось. Так прошёл год. Она могла уже играть небольшие произведения.
Иногда в дом приходили гости. После ужина они садились перед камином на диван и кресла, в ожидании маленького, обещанного концерта. Девочка была уверена, что они и пришли, чтобы послушать, как она играет, а вовсе не потому, что их угощали  вкусным  пирогом с ароматным чаем и кофе. Пироги, чай и кофе есть во всех домах, думала она, а вот музыка звучит не везде. Все приветственного хлопали в ладоши, словно они пришли куда-то в большой зал на концерт. Девочка выходила в красивом платье на середину зала, тихо шептала скрипке:
«Не подведи меня, ты моя подружка, не забудь.»  Затем она кланялась  присутствующим и начинала свою, ещё неуверенную, осторожную, но старательную игру. Маленькая хрупкая ручка уже крепко держала смычок. Девочка была полна ответственности за своё исполнение.
Гости с восторгом слушали. Бабушка, не без гордости, смотрела на внучку, поддерживая ее улыбкой и лёгким киванием головы в такт музыки. Папа, с поднятой головой, смотрел то на дочку, то на реакцию гостей. Ему было приятно, что гости, с восторгом на лице и удовольствием, внимательно слушают. А у мамы от умиления иногда проступали слёзы. Она промокала их платком и улыбалась. Девочке потом громко хлопали и слышалось-браво. Перед уходом ей нежно пожимали  руку все взрослые и благодарили за доставленное удовольствие. Ей говорили, что она украсила своей игрой сегодняшний вечер. Говорилось это ласково и серьезно. А девочка чувствовала себя от того взрослой и ей нравилось это чувство.
Наступила осень. Девочке купили новое  платье, красивый портфель и все принадлежности в школу. Она очень ждала того дня, когда она зайдёт в класс, где будут её ждать много девочек и мальчиков. Она была уверена, что там найдёт много друзей.
В первый школьный день она встала раньше обычного. Она боялась опоздать. Школа была не близко, и нужно было ехать на автобусе или машине. Папа, на радость дочки, отложил свои дела, взял выходной, чтобы отвезти её в первый день в школу. Она была счастлива, что мама  папа и бабушка будут её сегодня сопровождать. Мама сказала, что у неё начинается новый и очень ответственный этап в жизни. А бабушка пожелала, чтобы дружба с науками доставляла бы ей такую же радость, как дружба с музыкой. А папа поцеловал девочку и сказал, что она у него умница и у неё все получится и дружба с науками и дружба с ребятами, а про музыку и говорит не нужно.
Так и случилось. Девочке нравилось посещать школу. Она сама ездила в школу на автобусе и чувствовала от того себя совсем большой. В школе она действительно подружилась с многими мальчиками и девочками.
Однажды на уроке учительница попросила рассказать ребят, с кем они дружили, пока не пришли в школу и не встретили новых друзей. Когда пришёл  черёд ответить девочке, она встала и сказала, что до школы она дружила и продолжает дружить  со своей скрипкой. Тогда все дети в классе засмеялись. Кто-то из мальчишек крикнул: «Тогда мой друг велосипед!»
А пухлый мальчик пискляво хохотал  и добавил, что он любит дружить с тортиками и пирогами. И снова все смеялись.
Это смутило и расстроило девочку. Она чуть не заплакала.
Учительница тоже улыбнулась, но объяснила ребятам: «Если человек чем-то очень увлечён, он может мысленно одушевлять предмет и тогда он становится для него, словно живой. Когда вы тоже чем-то увлечётесь и полюбите  какое-то занятие, то вы, уверена, сможете это понять.»
 Ребята задумались и смотрели на девочку уже без улыбок.  Она успокоилась от поддержки учительницы и села на место. Но дети нет нет, и подшучивали над ней. Это ее расстраивало. Но бабушка узнав про это,   
посоветовала не обижаться на ребят и дать им время понять всё самим. И что это время несомненно когда-то наступит.
Однажды в школе планировался праздник. И всех желающих ребят пригласили принять участие в концерте.  В основном откликнулись ребята старших классов.
Кто-то захотел что-то спеть. Один мальчик умел немного играть га гитаре. А девочки решили приготовить танец.
Кто-то вызвался  прочитать стихи.
Бабушка, узнав о празднике, сказала: «Пришло время познакомить ребят с твоей подружкой, со скрипкой.»
И вот настал тот день. Светило солнце. В школу стекались от всюду родители с учениками. Мамы несли приготовленные пироги, чтобы угощать всех на празднике. Бабушка тоже испекла свой яблочный пирог, рецепт которого  узнала ещё от своей мамы. И вкусней того пирога, казалось девочке, нет на свете. 
И вот, когда приветственная речь директора была сказана, начался концерт.
Наконец пришло время выступать девочке. Никто не мог и подумать, что эта милая малышка всех удивит и подарит минуты радости и душевного наполнения. Когда зазвучала скрипка, даже те, кто не обращал внимание на концерт и продолжал тихо разговаривать, замолчали. Они смотрели на эту маленькую девочку и не верили, что она издаёт на инструменте такую чудесную мелодию. Ребята из класса  девочки тоже стояли, смотрели и слушали. Когда мелодия закончилась, не сразу раздались овации. Случилась пауза. Люди оставались под впечатлением, с восторгом продолжали смотреть на девочку, и в душе многих было желание продолжать слушать музыку дальше.
Потом все начали аплодировать и взрослые и ребята. И наблюдая такой успех, бабушка уже была уверена, что больше подшучивать над её внучкой никто не будет.
Шло время.  Девочка продолжала дружбу с музыкой и науками. Ей всё нравилось и удавалось. Родители также были заняты, но  это уже не так расстраивало  девочку. Она тоже ходила в школу, как родители на работу. Только бабушке приходилось оставаться дома одной.  В отсутствие домашних,  она занималась садом, а к приходу всех, на столе был накрыт вкусный ужин.
Так проходили дни, недели и года. Девочка так чудесно играла на скрипке, что её пригласили в соседний город в музыкальную школу. Было много занятий, много прекрасных произведений, много концертов, много аплодисментов благодарной публики.
Жизнь была насыщена и интересна.
Вечерами она возвращалась домой и рассказывала о пережитом за день бабушке. Бабушка слушала, улыбалась и подливала ароматного травяного чая в чашку внучке. Бабушка говорила мало, и стала быстрее уставать. Руки её тряслись, и она уже не могла играть на скрипке. Она часто уходила в свою комнату отдохнуть.
Девочка же поднималась в свою комнату, чтобы  выполнить  уроки. И каждый день обязательно играла на скрипке. Тогда чудесные  звуки  разносились по дому. Бабушка с наслаждением слушала и была счастлива, что музыка продолжает звучать в доме и её жизни.
Вскоре девочка окончила школу и переехала в город, где поступила  в консерваторию. Дома она бывала лишь по выходным. Бабушка уже очень плохо ходила. Она подолгу сидела в плетёном кресле на веранде и смотрела в сад, где так же шелестели листья на деревьях, которые посадил ее любимый супруг. И их шелест, словно передавали ей от него привет. Она закрыла глаза и, думая о нём с улыбкой на лице, заснула и больше не проснулась.
Девочка на тот момент была в городе. Она готовилась к концерту. Ей приходилось очень подолгу заниматься. И она не могла приехать на эти  выходные  домой.
В зал, где она занималась, зашёл папа. Она очень удивилась его приезду. Она обрадовалась, но ответной радости на лице отца не было.  Она заволновалась. Сердце забилось. Она вопросительно и тревожно смотрела на него. И отец сообщил, что её любимой бабушки больше нет. Слёзы наполнили глаза девочки. Она плакала. Отец её обнял и  рыдания стали ещё громче и сильнее. Словно осознание произошедшего всё глубже и глубже проникали в её сердце.
Бабушку похоронили  рядом с дедушкой. Все в городке пришли проститься с ней. Было много цветов и всем было ещё  грустно и от того, что с ней ушла и её музыка.
Девочка вернулась в большой город. Ей тяжело было вернуться к занятию. Только она открывала футляр со скрипкой, слёзы катились по её лицу. Мыслями она вновь и вновь возвращалась в те чудесные дни, когда бабушка была рядом, когда она играла на скрипке, музыка слышалась  из открытого окна в сад, а она качалась на качели, смотрела в небо и улыбалась.  И казалось ей, не было счастливее тех далёких дней.
Профессор зашёл в зал. Увидел её всю в слезах. Выразил соболезнование и попросил постараться собраться с чувствами, силами и продолжить подготовку к концерту. Он сказал, что жизнь продолжается, и бабушка  наверняка не хотела бы видеть слёзы в её глазах. Ей было бы приятно видеть, как её внучка дарит людям радость музыки. И добавил: «Бабушка продолжает жить в музыке которую играют на её скрипке. И лучше тебя это никто не может сделать.» Девочка прониклась его  словами. Кивнула, вздохнула и вытерла слёзы с глаз. Профессор, поддерживающие, тихонько похлопал её по плечу и тихо вышел из зала.

Она вспомнила слова бабушки, которая рассказывала  о ране на сердце от потери дедушки. И что её тогда спасла скрипка. Тогда девочка, которая уже была молодой красивой девушкой, взяла в руки инструмент и начала играть. Музыка, которая зазвучала, была  чувственна  и проникновенна. В ней слились чувства любви к бабушке, горечь утраты, и осознание, что с уходом бабушки, кончилось  детство.
Окна зала консерватории были открыты.
Музыка лилась по улице. Прохожие останавливались и замирали. Словно что-то переворачивалось у них в душе. Один молодой человек, проезжавший на велосипеде мимо, также остановился. Мелодия захватила его сознание, что он забыл куда и зачем ехал. Ему казалось, будто он готов вечно стоять и слушать её. Он оставил велосипед и подошёл к открытому окну, от куда доносилась музыка, и увидел девушку. Очаровательная брюнетка с прекрасной осанкой и с большими выразительными глазами играла на скрипке. Смычок ловко скользил то вверх то, вниз. Тонкие и изящные, но сильные  пальцы зажимали струны. Глаза её были заплаканы, и от того ещё больше блестели. Он стоял в восхищении. Он полюбил сначала музыку, которую она исполняла, потом полюбил и её.

Маленькая девочка сидела на подоконнике, держала  тёплую кружечку с горячим шоколадом и  смотрела в окно. За окном шёл дождь. Одни капли стекали по стеклу, другие отскакивали от карниза. И она думала, что и они слышат музыку скрипки, и танцуют под неё. Прекрасную мелодию исполняла мама девочки.  Её папа сидел перед горящим камином. В доме  чувствовался  аромат яблочного пирога. А за окном был сад, который когда-то посадил прадедушка маленькой девочки. 


Рецензии