Виват, наш Август! В хлебах златистых нив

«Как император щедр дарами Август зрелый,
Явив нам милость: их обилье собирать.
Позволь, Светлейший, Лирой скромной и несмелой
Тебя простому менестрелю восхвалять».


…ОНИ, облепив оконную раму, с любопытством заглядывали внутрь, наблюдая за процессом изъятия их летнего, кропотливого труда.

 ПЧЕЛЫ - не просто насекомые, которые дают вкуснейшее лакомство,  удивляя ученых  суперсопособностями,  не до конца изученными.
Ларс Читтка, профессор поведенческой экологии, утверждает, что ОНИ   испытывают эмоции,  имеют способность выполнять математические действия на базовом уровне, разработали свой язык и простейшие инструменты.

 УДИВИТЕЛЬНЫЕ  существа:  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ,  ТРУДЯЖКИ   посланники  БОГА! 

 А ещё…  ПЧЁЛЫ  тысячелетиями занимают  вверенный  пост,   неизменно  СЛУЖАТ   у   ДАЖДЬБОГА  -  того самого  покровителя  славян, которого  считают  СПАСОМ, то – есть  СПАСИТЕЛЕМ…   ДАЮЩИМ   ЛЮДЯМ   ЖИЗНЬ  и  БЛАГОПОЛУЧИЕ!



...Как и многие христианские торжества, августовский Спас, - цикл праздников, посвященных языческому Даждьбогу

( образовано от корня «давать», и означает  «Бог Дарующий», «Бог Дающий»).
В народе бытует старинная поговорка: «Кто рано встает, тому Бог дает». Поговорка относится  к ДАЖДЬБОГУ Зимнему, как, и Летнему,  собой  являя солнечный свет и обильное плодородие, счастье и  трепетное  лето,  наполненное  всесильной  живительной   силой!


14 августа череда праздников началась первым Спасом – Медовым, иначе Маковеем или Спасом на воде. 
Накануне, как и в старые, добрые  времена -  в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» - букет растений, каждое из которых служило оберегом для какой-либо стороны славянской жизни. Калина увеличивала девичью красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой, и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год – маковейник считался очень мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Высушенный букет обычно ставили на подоконник, там он и красовался до следующего Маковеева дня.

Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда.
Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев.
 Пришло время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым славянским лакомством.
Наши предки не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток.
Медовуха служила лекарством - ею лечили простуды и некоторые другие хвори.

Еще первый Спас называли Мокрым – потому, что в этот день, по мнению наших предков, приобретала уникальные свойства вода.
 В Спас на воде непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в праздник вода обретает целительную силу. Она смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год придавала людям здоровье и силы.
В это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых – от этого вода теряла всю отрицательную энергию и наоборот становилась проводником добрых сил природы.
После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу.


«Перо я окроплю рубиновой росою,
Вдохну хрустальный воздух рано поутру,
Лист, словно луг, цветными рифмами покрою,
Что в ожерелье строк стихами соберу».


…19 августа на славянские земли приходит второй Спас – Яблочный, он же Большой.
Интересно, что до этого дня в славянских общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи кроме огурцов.
Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили сады и огороды. Правда, до этого урожай приносили волхвам для освящения – на столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и благословляли фрукты и овощи. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».

Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.
В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда».

Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами, сушили, вялили, замачивали, квасили.
Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы – природные и человеческие. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание – загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса были в безопасности, как никогда.

Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара – ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь – наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши.
После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь он еще приближал окончание теплых летних деньков.



«Колени преклоню в траве с душистой мятой.
Прильну к цветам, вкушая мёд пьянящих строф.
И в честь Тебя, благоговением объятый,
Я подниму хмельной лозы заздравный штоф»!




 Ладино полетье – дни, когда славяне чествовали Матушку Ладу, Пречистую Матерь-Землю.
К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, катались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля объединялись в сознании наших предков, ведь одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая - вечно возрождающиеся силы природы.
И когда она щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение. В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину – особое растение. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуд, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.
Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие в среде веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, загадать на суженого. Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!»
Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста. С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.


«Виват, наш Август! Благодарны мы за это:
Что щедро милостью своей нас одарил!
Пусть длится пышный пир до окончанья лета,
Чтоб вкус святых трёх Спасов каждый ощутил»!



 29 августа. На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него несколько названий:  Хлебный, Ореховый и Холщовый.
В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи относили для освящения к волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильные урожаи, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». После этого вся семья приступала к угощению. На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу от каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие никогда не покинут дом.
Другое название Третьего Спаса – Спас на холсте или Холщовый - было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище – полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.
Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь, вот только хранить их следовало отдельно от других веников, чтобы не потеряли свою чудесную силу.
По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год так же хорошо уродится на полях рожь. Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.



«Я растворюсь в хлебах златистых нив,
В лугах медовых, в рощицах берёз,
В крови зарниц, в слезах хрустальных рос,
В строке любви - где буду вечно жив».



http://stihi.ru/2022/08/11/5883

http://stihi.ru/2022/08/16/6340


  Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий  СТАРОСТИН


ПОСТСКРИПТУМ:

СПАСИБО, уважаемая Надежда, что своими строками окунули в старорусские праздники августа, народные приметы и обряды Руси заповедной!! За то, что ощутил мудрость и гармонию слияния жизни и быта людей с божественными силами Матушки Природы!
БЛАГОДАРЮ Вас за обращение к авторской лирике, которая созвучно и гармонично вписалась в сюжет эссе!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   18.08.2022 22:10


PS:

 
"Ах, август! Ты - как май весной -
У лета месяц яркий!
Ты солнца золотой блесной
Нас ловишь на подарки:

На райских яблочек искус
И мёд лугов душистый;
На винограда терпкий вкус
И вкус вина игристый;

На просеки черничных сот
И на маслят полянки;
На сладкий грушевый компот
И сласть хмельной сливянки.

Ты, будто продолжая май,
Играешь буйно цветом.
Давай же, чувствами играй,
Что вызрели за лето!

Мечтам в ночи дай звездопад
И лунное причастье,
Чтоб мог поймать я наугад
Одну звезду на счастье!

Я сохраню её в себе -
В душе на самом донце.
И буду грезить о тебе
Под стылым зимним солнцем".
http://stihi.ru/2022/08/18/6351



БЛАГОдарю за изыски ВАШЕЙ удивительной ЛИРИКИ, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Пойманная той"золотой блесной" августа, забираю сей восторг строк стихаТВОРЕНИЯ в текст, отправляя в тираж. АХ, как рад будет читатель!!

Искренне, с признательностью и теплом души соавтора.

Надежда  Зернова


Рецензии
СПАСИБО, уважаемая Надежда, что своими строками окунули в старорусские праздники августа, народные приметы и обряды Руси заповедной!! За то, что ощутил мудрость и гармонию слияния жизни и быта людей с божественными силами Матушки Природы!
БЛАГОДАРЮ Вас за обращение к авторской лирике, которая созвучно и гармонично вписалась в сюжет эссе!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   18.08.2022 22:10     Заявить о нарушении
"Ах, август! Ты - как май весной -
У лета месяц яркий!
Ты солнца золотой блесной
Нас ловишь на подарки:

На райских яблочек искус
И мёд лугов душистый;
На винограда терпкий вкус
И вкус вина игристый;

На просеки черничных сот
И на маслят полянки;
На сладкий грушевый компот
И сласть хмельной сливянки.

Ты, будто продолжая май,
Играешь буйно цветом.
Давай же, чувствами играй,
Что вызрели за лето!

Мечтам в ночи дай звездопад
И лунное причастье,
Чтоб мог поймать я наугад
Одну звезду на счастье!

Я сохраню её в себе -
В душе на самом донце.
И буду грезить о тебе
Под стылым зимним солнцем".

БЛАГОдарю за изыски ВАШЕЙ удивительной ЛИРИКИ, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Пойманная на "золотой блесне" августа, забираю сей восторг строк стихаТВОРЕНИЯ в текст, отправляя в тираж. АХ, как рад будет читатель!!
Искренне, с признательностью и теплом души соавтора

Надежда Зернова   25.08.2022 20:03   Заявить о нарушении