Если народ пьющий, цикл

Если народ пьющий, то и сажень у него косая.
        - Владимир Поляков


КОСАЯ САЖЕНЬ

В России мерили аршином
И саженью порой косой.
А измерение носили
Как и положено - с собой.

Ещё известны пядь, вершок,
Ладонь и шаг, что так вместимы.
И мерили на локоток
Но только взрослого мужчины

Мы знаем, что любой народ
Имел свой метр иль ярд размерный,
Но только пьющий “до того”
Косою саженью примерный.


Сажень и косая сажень вышли из употребления после принятия метрической системы мер. Проект ее внедрения для нашей страны разработал Д.И. Менделеев, и она была прията как рекомендательная в 1899 году, в 1917 году Временное правительство приняло метрическую систему мер и весов как обязательную, и в 1925 году это подтвердила и Советская власть постановлением Совета Народных Комисаров от 21 июля.

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

городовая сажень ; 284,8 см;
большая сажень ; 258,4 см[3];
греческая сажень ; 230,4 см;
казённая (мерная, трёхаршинная) сажень; 216 см;
кладочная сажень ; 159,7 см;
косая сажень ; 248,9 см;
малая сажень ; 142,4 см;
маховая сажень = 2,5 аршина ; 152—177,8 см;
морская сажень ; 183 см;
простая, или прямая сажень ; 152,8 см;
сажень без чети ; 197 см;
трубная сажень ; 187 см;
царская сажень ; 197,4 см;
церковная сажень ; 186,4 см.

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и другие.

Главная особенность  древнерусской измерительной системы заключается в том, что уменьшение (увеличение) мерности инструмента, получение измерительных стержней масштаба меньшего (большего), чем сажень, производилась последовательным делением (умножением) соответствующей сажени на 2 (раздвоение, удвоение).



СПОР С ДЕКАРТОМ

Да, я не пью, но я не пью не это. 
        - Наталья Резник

“Я мыслю, значит существую” -
Сказал Декарт.   Великий ум
Сказал ту фразу непростую
Лишь после очень долгих дум.

Вопрос перед собой поставил:
“Как знать, что существую я?”
Что не иллюзия мной правит?
И что такое это - “Я”?

Кто я такой, с Декартом спорить -
Мол: «если мыслю, то живу»?
Но то, что мы учили в школе,
Не так всё в жизни, наяву.

И, что Декарт считал бы мыслью,
Приходят в голову не всем.
Есть кто нашли другие смыслы:
«Я жив, поскольку пью и ем.

Коль пью и ем, и размножаюсь,
То мыслить глубже - ни к чему.
А иногда я отвлекаюсь
И снова ем, и снова пью».

Все мысли телевизор вложит,
От книг лишь портятся глаза.
Коль не стакан, игла поможет...
Уйти от мыслей... это да!

Поможет лучше медитации,
Забудешь мир и всех кто в нём...
Другого времени и нации
Декарт, не слышали о нём.

Ах да, его координаты...
Народу не нужны они. 
Мы от зарплаты до зарплаты
Ведём отсчёт часы и дни.   



ЗАКОН ЧУВСТВА МЕРЫ

Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
         - Михаил Жванецкий

Как можно много избежать,
Когда знаком ты с "Чувством меры"!
Где высказать, где промолчать,
Вся наша жизнь живым примером.

Берём мы чаще "перебор"
В еде, в вине и в личной жизни.
Потом нам зеркало в укор
Или слова на ранней тризне.

Мы больше требуем внимания,
Участия и доброты,
А всё от недо-понимания
Закона меры, той черты.

Когда пора закончить речи,
Уйти, ещё не надоев,
Когда обнять, подставить плечи,
Быть "Против", а не "За" посмев.

Порою эта мера - Совесть,
Порою Вера и Мораль,
Порой Порядочность. И помнить,
Что "в меру" закалялась сталь.




ЛЕКАРСТВО ЭТО ИЛИ ЯД

Как-то вечером патриции
Собрались у Капитолия
Новостями поделиться и
Выпить малость алкоголя.
        - Владимир Высоцкий


Лекарство это или яд -
Зависит только лишь от дозы.
"Не нова притча", говорят,
Но забываем мы угрозу.

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде -
И райский пир вдруг станет адом.

В большом количестве вода -
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда -
Что больше номы - вред. Забудь.

Знать меру - это не легко,
А выполнять - ещё трудней....
Такое наше естество, -
На грани жить всегда милей.

Та "Золотая середина",
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима -
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем - "не моё".

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим...
А мера - это для медуз.


----------

Совет хороший. Понимаю.
Но признаюсь, как на духу -
Я меру ту конечно знаю,
Но выпить столько не могу.



ИМ НЕ ПОД СИЛУ

Людей давно уже делю -
по слову, тону, жесту, взгляду -
на тех, кому я сам налью,
и тех, с кем рядом пить не сяду.
        - И. Губерман

Им не под силу наша водка,
Её напёрстками там пьют.
Там пьющий русский - как находка,
Пари вдвойне ему дают

Кто понимает толк в застолье,
Кто за себя мог постоять,
И кулаком и словом вольным -
Напомнить всем им ихню мать.

Но непонятно, где же гордость
Нашла основу, пьедестал?
Какая в СССР способность?
Ах, водки опыт помогал!

Когда вокруг лишь тишь да гладь
Патриотизм тогда не нужен -
Зачем? Возможно дать и взять,
И волк с ягнёнком очень дружен.

Но если в поле недород
И в экономике прорехи -
То очень нужен этот, тот,
Списать вину, "дать на орехи”…



РОГ ИЗОБИЛИЯ

Бутылка без повода круче всего
калечит и губит мужчину,
дурак может пить ни с того ни с сего,
а умный - находит причину.
    - Игорь Губерман

Не зря из рога пьют вино
Грузины нынче, раньше кельты -
Рог положить нам не дано,
Пьёшь тост любой “до дна”, проверьте.

Нельзя там просто пригубить,
Рог не бокал вам и не рюмка.
И если пить, так значит пить!
Рог был всегда в походной сумке.

От скифов греки рог узнали,
Он “рогом изобилия” стал.
Фортуне в руки его дали,
О нём когда-то всяк мечтал. 

Из рога зубра пили боги,
Рогатый шлем был им к лицу.
Шлем и топор варягов строгих
Привёл к славянскому крыльцу.

В России скатерть-самобранка
Играла ту же в сказках роль -
Россия знала как пить надо
И закусить не лишь хлеб-соль. 

Грааля чашей - рог стал позже,
В Багдаде - юности фонтан...
Идея та же - стать моложе
Чтоб вечно сыт, и вечно пьян.




РАЗГОВОР В ПИВНОЙ

Выпьем с горя, где же кружка?
      - А. Пушкин

Совсем недавно, как вчера
Сказал сосед мой, алкоголик:
Эйнштейн какой-то (точно враг)
С Ньютоном нашим вроде спорил.

Что?  Как не наш?  Не из Рязани?
Как англичанин? Врёте, нет?
Его еще Исааком звали?
Не дочитал в календаре!

Ну всё равно - тот, кто чужой нам,
По духу, крови и вообще...
Сказал, что Время и Пространство
Все "Относительно" везде.

Сказал, что если очень быстро
На тачке скорость света взять,
То время вдруг остановится!
Где совесть братцы? Так солгать!

Ещё был разговор о кварках,
Материи темной, всей в пороке.
Но я все думал о пространстве
И времени. А я был в шоке.

Привык я слушать глас народа
В отдельно выбранной стране -
Пространство - наше! Время - тоже!
Вот эта физика по мне!

Я ждал все время коммунизма,
(Торжественно обещан был),
Теперь понятно, кто марксизму
Пространство-время изменил.

Ну я конечно не сдержался,
Сказал о носе, о родне,
О том как били их на Калке,
На Чудском и Бородине.

Ах, как не их?  Другие были?
Но всё равно, я будь не я...
И под конец меня "убили" -
Сказали - круглая Земля???



ПЛАНЫ НА ЗАВТРА

Лучше водки - хуже нет!
     - В. Черномырдин

Сегодня решил очень твёрдо,
Что завтра начну жить иначе:
Забуду про рюмку и водку,
Про пиво забуду тем паче.

Читать буду толстые книжки,
Как только букварь одолею.
Прощай домино и картишки,
Я завтра с утра поумнею.

Я буду морально устойчив,
Не буду курить и колоться.
Еда - молоко и батончик,
И жить буду скромно и просто. 

Я к женщинам только конкретно
Всегда подходил с предложением,
Но завтра лишь только с конфеткой,
И только с моим извинением.

Всегда выражался по русски,
Но завтра всё будет иначе.
Скорее бы братцы проснуться
Мне б сил до рассолу добраться.



ЭПИЛОГ

Я снял с себя российские вериги,
в еврейской я сижу теперь парилке,
но даже возвратясь к народу Книги,
по-прежнему люблю народ Бутылки.
     - И. Губерман

Считалось, что народ - он мудр
И что учиться у народа -
Добыть сокровища культур
И что народ - он знает много.

В народ ходили обучать
Народовольцы и студенты…
Народ привык их всех сдавать
Жандармам. В каторгу наверно.

Народ всегда был во главе:
Ансамбль Народный и артисты,
Кто из народа - тот в цене…
Так было при социализме.

Но прояснились времена,
Народ предстал огромной массой
И не мудра, и не умна.
В политике не разобраться.

Народ обманывать легко -
Картошка, хлеб, бутылка водки…
И выберет наверх того
Кто посулит ещё селёдки.

Идут года, идут века
Ждёт доброго царя Россия
Да, сказка эта не нова
Так ожидали и Мессию.


Рецензии
Как всегда познавтельные произведения...

С уважением,

Добавим, Советскую меру, печальную , военную,-
"груз двести".
Стандарт. Надежность и качество.
Показатели современные,- мера оценки функционирования сложных систем. ГОСТ27.0002 ,- 1975, 1989, 2015 ...

Булгаков Николай Федорович   16.08.2022 03:29     Заявить о нарушении
Спасибо!
Рекомендую: ГОСТ Р 56402-2015

С уважением,

Оскар Хуторянский   17.08.2022 00:49   Заявить о нарушении