фотография чб

Удар. Воронка семь на восемь,
как фотография ч/б,
где осень лбом колотит оземь,
пеняя сволочи-судьбе -
зачем ты так, ведь август, вроде,
совсем не время для меня.
Листай альбом, на развороте
сплошная линия огня,
осенних красок одноцветье -
ч/б контрастнее, точней.
Война. Не хочется - не верьте,
но чёрно-белое - о ней.
И август в городе снесённом
бесцветен, мрачен и суров.
Несоответствие сезонам
в самом себе переборов,
стирает краски отчего-то
с войны, состаривая их
до дней осенних, что на фото
одни для мёртвых и живых

***

У кого-то собраны пожитки,
кто-то под обстрелом соберёт,
кто-то переждёт, вливая жидкий,
но горячий суп из ложки в рот.
Вздрогнет - где-то рядом прилетело,
правилом двух стен опять спасён,
разум говорит - устало тело
с ужасом качаться в унисон.
Что берём - воды в бутылке малость,
деньги, паспорт... Хлебца бы кусок.
Есть пакетик супа. Жизнь сломалась,
Но не поперёк - наискосок,
будто бы несущая, намёком -
время вышло, сваливать пора.
Можно есть на пыльном, спать на мокром,
если дождь идёт, как из ведра.
Город полумёртвый гонит в шею,
выживших ведёт на блокпосты,
смерть за ними выглядит свежее,
может говорить с тобой на "ты".
Мир подвальный, женщины и дети,
старые оттуда же - гурьбой,
стайка похудевших на диете
тянется в пространстве за тобой.
В зыбком, неожиданно знакомом,
том, чего не будет никогда.
Знаешь, остаются в горле комом
запахи супов и города.
Шаг за шагом к музыке Шопена,
через камуфляж и КПП,
сам себя теряешь постепенно -
просто растворяешься в толпе.

***

Просто уходишь, не плачь и не смейся -
так получилось, тебя не признали.
Здесь не собрание - чёрная месса,
после об этом напишут в журнале
или в газете на главной странице -
мы побеждали, хранили, спасали.
Нужно всего только посторониться,
и на вокзале
спрашивать - где тут отдельная ветка,
путь запасной, где меняют вагоны,
где человек не убьёт человека -
это безнравственно и незаконно.
Толку-то... Молишься тихо и даже
просишь билетик на перепродаже.
Только куда же мне, Господи, дальше?
как же мне дальше?..


Рецензии
Замечательные стихи!
Искреннее уважение автору!

Стран-Ник   15.08.2022 23:24     Заявить о нарушении
спасибо, Сергей...

Винил   15.08.2022 23:51   Заявить о нарушении
Ниже прочитал о том, что вы сетуете на то, что уйдут наши стихи вместе с нами, никто и не вспомнит. Никто из будущих поколений не поймет даже, насколько они были честны и насколько важную роль играли в балансе добра и зла. Я, хоть и атеист, но хочу вам сказать, что истина всегда остаётся истиной и никогда не исчезает бесследно!
«– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.
– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.
– Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал: – Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман...»

Стран-Ник   16.08.2022 18:22   Заявить о нарушении
спасибо, Сергей. я не сетую, скорее - констатирую. и ни в коем случае не считаю это какой-то трагедией. в искусстве, в стихосложении в частности, сделано уже столько, что хватит и хватит, было бы желание прочесть и осмыслить прочитанное. так ведь и этого уже почти нет. "постовое мышление", воспринимается только короткий текст (хорошо ещё, если не только название), а дальше читают единицы.

я просто пишу потому, что как мне кажется (простите мою наглость), у меня это получается неплохо. хотя и понимаю, что неплохо - это никак. а вот действительно серьёзные удачи - это редкость. даже у классиков. у самых лучших из них... таких стихов обычно 10-15... может, у гениев 20-30, не больше.

Винил   17.08.2022 00:15   Заявить о нарушении
Да, вы правы, Лев! В очень странное и тревожное время мы живём! Как будто и не было великих трудов мыслителей! Как будто и не существовало великих гуманистов прошлого! Моё увлечение – общая теория искусства. Так вот, занимаясь обобщением и систематизацией, раскапывая мысли мастеров по поводу, я вдруг понял, что всё уже было! Клондайк мыслей, бесценный опыт и великие обобщения! И здравые, логичные осмысления путей развития человечества… Кому это сейчас нужно? Это не издаётся, об этом не рассказывается молодёжи, этим не полнится культурное пространство социума. Место великой идеи познания окружающего мира и нравственного совершенствования человека заняла идея прагматичного, комфортного и удобного существования некой группы особей во враждебном и коварном окружении. Мы стремительно превращаемся в троглодитов!
У вас получается замечательно! Однако, история искусств показывает, что останутся в истории личности знаковые, рубежные, что-то меняющие в мировоззренческой картине человечества, и такие же произведения искусства (не всегда оставшиеся лучше канувших во время)! И несколько безумцев сверху! )
Лично я считаю, что люди искусства способны влиять на других и формировать мировоззрение только тогда, когда сами честно пытаются разобраться в окружающем мире, когда им самим это действительно необходимо! Думаю рецепт именно в этом! Мы – первопроходцы! А уж чьи карты пригодятся будущим переселенцам (?)

Стран-Ник   17.08.2022 21:41   Заявить о нарушении
согласен, Сергей. мне кажется, всё по этому поводу сказала умница Антонова. я крайне далёк от теории искусства, увы - недостаточно читал, не слишком интересовался. но, надеюсь, некоторые вещи понял... в частности - талант даётся, не спрашивая, хочешь ты этого или нет. и результат непредсказуем всегда. я мечтал стать художником, но не сложилось... а в 48 лет начал писать стихи, хотя никогда не интересовался поэзией. и вот сейчас, через ...надцать лет, после некоторого опыта, учёбы и многого ещё - что мне сказать? да, всё сказано и написано до нас. и так говорил каждый классик, каждый авторитет, каждый... гений, наверное, тоже. и в этом мне видится желание поставить точку. я - последний. а познание не имеет края, есть только развитие. поэтому, как сказал/намекнул Олег Дарк в одной рецензии - есть парадоксальное переосмысление уже известных тем и сюжетов. говоря проще - всё то же, но не так же. нужно ли это кому-то? не знаю. но пока нужно нам - мы пишем. примерно так.

Винил   17.08.2022 21:53   Заявить о нарушении
Вот тут немного не соглашусь. ) Новые осмысления извечного и привычного - да!
Но всё то же, но не так же - мелко и неинтресно! Согласитесь, разница в нюансах, но эти нюансы полностью перенаправляют идущего...

Стран-Ник   17.08.2022 22:03   Заявить о нарушении
...Как и всегда, один. Вечный «приблуда»: незваный гость, пришлый, вторгшийся без спроса. Причем не то что в дом, общество или страну, но и в поэзию. Герой странным образом незаконный поэт. И осознание незаконности своего творчества затмевает любой мотив непризнанности. Если были «лишние люди» в русской литературе, то перед нами «лишний поэт». А замечательное владение стихотворной формой (неожиданные образы, парадоксальное переосмысление традиционных сюжетов, непростая рифмовка) холодноватую (и одновременно мучительную) отчужденность являет не менее непосредственно, чем безлюдье этих стихов.(с)

Винил   17.08.2022 22:03   Заявить о нарушении
разумеется - не мелко и неинтересно). но ещё один нюанс - не просто нового, а парадоксального. это мне кажется обязательным фактором. я стараюсь не выходить за рамки классического стихосложения, поиск за этими пределами мне кажется бесперспективным. и я уверен, что возможности в этой области не просто ещё не исчерпаны, но даже мало изучен... мнение дилетанта, конечно.

Винил   17.08.2022 22:07   Заявить о нарушении
Парадоксальность, работа на грани дозволенного, если хотите, здоровое умное хулиганство и даже эпатаж, это попытка достучаться до читателя, зрителя. Если это специальный ход ради важного и если это умно, то и замечательно! Но если парадоксальность - самоцель, то зачем?
Если парадоксально переосмысленный чей-то сюжет что-то добавляет нам в миропонимании, то - честь и хвала такому художнику! Если он просто парадоксально пережевывает жеванное, возникает опять вопрос "зачем"(?)
А что такое классическое стихосложение? Правила версификации из учебника стихосложения? Метры и размеры? С середины 18 века поэзия стремительно занимает место одного из видов искусства. И, если понимать, что искусство (в принципе) есть работа со смыслами, упакованными в форму, то этот факт открывает перед художником безграничные перспективы в части работы с этой самой формой!

Стран-Ник   17.08.2022 22:42   Заявить о нарушении
тут надо бы целую лекцию писать, Сергей). но я не осилю, не те возможности. парадоксальность не ради красного словца, разумеется, а ради раскрытия каких-то граней не видимых ранее. сами возможности, как языковые, так и смысловые. то есть понимание уже прочитанного, прослушанного, увиденного на каком-то новом уровне. простите, но лучше объяснить не смогу.

классическое стихосложение (в моём понимании), это, разумеется, не учебники и прочее. классика, это доступность, независимо от техники, это, упрощённо говоря - сложное в простом и простое в сложном. сегодня многие, чаще - молодые авторы, пытаются выдать за новое, хорошо забытое старое, плюс к этому ещё и коряво сделанное. и работа со смыслами (о чём Вы справедливо сказали) давно подменена работой в области интерпретаций смыслов. то есть - туману напустить, а после рассказывать сколько в этом тумане всякого-разного скрыто))). интерпретации возможны, но... интерпретации ясного и понятного сюжета/масли, образа, но не пустоты, чего-то эфемерного. Вы это лучше меня знаете и видите. на мой вкус, последним, кто сказал что-то новое, был Бродский. это спорно, конечно, но... я вижу так.

сложно всё это... в своё время я написал и разместил на другой странице несколько заметок о стихосложении и некоторых параллельных проблемах. очень простецкие, без каких-либо претензий. постарался сделать это максимально просто, но удалось ли... не уверен.

Винил   17.08.2022 22:57   Заявить о нарушении
Сложное в простом - это не классика! Это и есть то самое - неуловимое художественное, поэтическое (как это только не называют), прорыв в иные измерения, а по сути - способность автора упаковать в форму огромное количества смыслов! Лотман считал, что хороший текст образует объемные структурные конструкции, в которых слова являются значимыми и базовыми элементами сразу нескольких информационных систем. Если слово не входит хотя бы в парочку таких систем - текст плоский! Если слово рождает хотя бы одну ассоциацию (не выпадающую за рамки худ. образа), текст приобретает объем. А если два, три ассоциативных смысла в рамках одного и того же месседжа?!
Вы знаете, давненько с таким интересом не разговаривал! ) Рад знакомству! Не будем спешить! Думаю, мы с вами найдем еще возможность поговорить об интересном и важном для нас!
Если можно, скиньте ссылки на ваши статьи. Я медлительный человек (не обижайтесь, если надолго пропадаю), но почитаю с большим интересом!

Стран-Ник   17.08.2022 23:24   Заявить о нарушении
спасибо, Сергей. ссылки дам в личку - на той странице у меня другой ник. она закрыта сейчас. но когда будет желание и время прочесть - дайте мне знать и я открою её для Вас.

Винил   17.08.2022 23:27   Заявить о нарушении
Спасибо! Договорились!

Стран-Ник   17.08.2022 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.