Лермонтов и римское право...

Лермонтов и "римское право"…



     В 60-70е годы прошлого века, в период бума поиска разгадок смертей, русских поэтов и прозаиков, загадок жизни и творчества зарубежных литераторов…
Акцент и обсуждение советских любителей литературы было:  смысл содержания  в элегии  М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»,  ЭПИГРАФА.
Известного, знаменитого:

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
 
Великолепный текст…, но не его!
«Яблоко раздора», споров, суждений, диспутов было, что и сейчас, ничего такого нет в академических анализах стихотворений поэта Лермонтова, почему?

Современный читатель может удивиться… Виден террор в эпиграфе?!
Вопрос, поднимаемый в Союзе время от времени советскими диссидентами, часть довоенной истории СССР, где при становлении устойчивой государственности Советов, применялись методы «римского права» в виде террора…
- к старой власти; - к старой церковной вере; - к старой идеологии в литературе и так далее… Болезненные впечатления, где незаслуженные, незаконные приёмы принуждения были постоянными, с точки зрения диссиденства. «Накажи» по «римскому праву», сплошь и рядом без особых разбирательств, понятия прибрели нарицательные значения…

Лермонтовское не его «… накажи убийцу», присвоено  было ему, многие не знали, что строки являются эпиграфом из 17-го века.
Накажи и всё! Накажи и всё тут! Накажи по любому…! Накажи обязательно!
Кого? За что? Всё равно накажи!!! Хоть кого…(я так хочу).
«Будь справедлив и накажи убийцу», слово «справедлив», читается… ко мне (единолично), а не «будь справедлив» к закону, к уголовному праву.
Я могу быть и не прав, а ты всё равно, я так хочу, «накажи убийцу».
В такой вариации время от времени, были споры в прошлом веке…

     Суть… Эпиграф Лермонтова взят из пьесы Жан Ротру 1648 года «Венцеслав».
Трагикомедия «Венцеслав» — переработка испанской комедии Франсиско де Рохаса Соррильи «Королю нельзя быть отцом».
Ошибки  ВЛАСТИ, ошибки  КОРОЛЕЙ.  Короли – отцы, народ – дети.

Анонс литературоведения. «Коллизия пьесы соответствует излюбленному классицистами конфликту родительской любви и государственного долга. Принц Владислав, ослеплённый любовью, по ошибке убивает (вместо своего мнимого соперника) собственного брата, инфанта Александра. Король Венцеслав сначала намеревается казнить сына, а затем спасает его, отрекшись от трона и сделав Владислава своим наследником».

Анализ классического литературоведения стиха-элегии «Смерть поэта»… Оспариваемый, обсуждаемый из инет пространства. Мой короткий комментарий отдельных тезисов, фрагментами в сокращении..
«Гибель Пушкина вызвала в Петербурге огромное негодование по адресу Дантеса и его приемного отца Геккерена и небывалое выражение любви к поэту.
(Аналогия: отцы и дети).
… стихотворение Лермонтова, было воспринято в русском обществе как смелое выражение протеста.

… П. П. Семенов-Тянь-Шанский, знаменитый впоследствии географ и путешественник, а в ту пору десятилетний мальчик, приезжал к дому Пушкина вместе со своим дядей, цензором В. Н. Семеновым, чтобы справиться о состоянии здоровья поэта, и там, на Мойке, возле дома, где умирал Пушкин, они видели Лермонтова.

… стихотворение распространялось в списках уже 30 января – на другой день после смерти поэта.
… С помощью друзей и сослуживцев Раевского – чиновников департамента государственных имуществ и департамента военных поселений этот текст был размножен и распространился по городу во множестве списков.

… Через несколько дней (7 февраля) к Лермонтову приехал его родственник – камер-юнкер Николай Столыпин, один из ближайших сотрудников министра иностранных дел Нессельроде. Возник спор о Пушкине и о Дантесе, в котором Столыпин принял сторону убийцы поэта. Выражая враждебное отношение к Пушкину великосветских кругов и суждения, исходившие из салона злейшего врага Пушкина графини Нессельроде, он стал утверждать, что Дантес не мог поступить иначе, чем поступил, что иностранцы не подлежат русскому суду и русским законам.

(Столыпин, представитель рода обиженных при дележе наследного имущества бабушкой Лермонтова Арсеньевой, исследования последних 50-ти лет показали, оказался… роком судьбы поэта-гения.
Умышленно не предотвратил убийство родственника отставным майором Мартыновым. За это, сторонниками поэта, род Столыпиных подвергся на десятилетия угрозам до убийства. Пример 1911 года, убит премьер-министр России П.А. Столыпин за насаждение в стране террора по «римскому праву» и месть за Лермонтова).

… Копии с текстом заключительных строк «Смерти Поэта» стали распространяться в тот же вечер, и стихотворение ходило по рукам с «прибавлением» и без «прибавления». Текст с прибавлением, в свою очередь, раздавался в двух вариантах – одном без эпиграфа, другом с эпиграфом, заимствованным из трагедии французского драматурга XVII столетия Жана Ротру «Венцеслав» (в переводе А. Жандра):
 
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
 
Во многих «полных» копиях эпиграф отсутствует. Из этого вытекает, что он предназначался отнюдь не для всех, а для определенного круга читателей, связанных с «двором».

(Лермонтов виртуозно, через убойной силы содержания строк эпиграфа древности (отрывок), «отрезвляет» царя… «Накажи убийцу», но сначала, разберись, проведи следствие и справедливо реши….
Лермонтов позже, перед отъездом на Кавказ (на смерть свою), скажет вдове Наталье: я не всё знал, вернусь, договорим… О чём Михаил Юрьевич? Что-то знал сразу, в день или на другой смерти Пушкина, поэтому вскричал эпиграфом к царю «Будь справедлив…».
Увидел, услышал постановочное действо про Чёрную речку? Мгновенно засекреченную «двором», только-только  появившуюся молву таинственным перешёптыванием…
По аналогии: «Королю (Пушкину) было дозволено всё, но…».

Позднее с сыном французского посланника  Барантом, мечтающим удрать от отца из скучной России в весёлую Францию, Лермонтов один в один сконструировал «поединок» Дантеса с Пушкиным. Спектакль удался…
Барант – младший  на свою радость, был «наказан», добился своего, уехал. Опозорил отца, посла державы …
Оставил след для литераторов,  риторическое классика «Королю нельзя быть отцом».

… До императора смысл эпиграфа дошёл сразу же на другой день, после смерти Пушкина.
Вне сомнения, не один Лермонтов старался донести до двора, суть чрезвычайного происшествия, трагедии на Чёрной речке. Что-то настораживающее было, в странном поединке свояков одной семьи, мужей двух сестёр Гончаровых..
РАЗГАДКА,  почему – то внезапно приговор о повешении Дантеса был отменён лично царём…К чему бы? Как и срочное уведомление императора, всем, без исключения, иноземным послам, прибыть для отпевания (упор, дипломата Пушкина), прощания…

     Мистификаторы Лермонтова всё делали, чтобы представить строки эпиграфа вставленным много позже основного текста. Мировое лермонтовское исследование, разобралось методами «римского права», от эпиграфа пошёл основной текст, а не наоборот. От тезиса мудрёного 17 века, «Королю нельзя быть отцом»… семья, конфликты, справедливые наказания, зависимость от… политики.
Для Лермонтова  в части его произведений, справедливость не раз встречается,
«Будь справедлив и накажи…», сначала разберись, Постулат юриспруденции столетия Лермонтова, ссылки на «римское право» у поэтов были в ходу).

Его понятие наказания по справедливости и такое:
„Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.“

     Лично императору стихи элегии «Смерть поэта» понравились, но он же самодержец!
Аристократическое окружение Николая I, потребовало Лермонтова выслать из столицы за … «вольнодумство».
Повод к очередной разгадке странного Указа царя за… СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Если бы не было очередной историко-литературной загадки, как в этой фразе,
«С помощью друзей и сослуживцев Раевского – чиновников департамента государственных имуществ и департамента военных поселений этот текст («Смерть поэта»), был размножен и распространился по городу во множестве списков».

Ключ к разгадке. Какое отношение Лермонтов имел к департаменту военных поселений?
Оказалось, о таком нет до сих пор ни в одном справочнике… Видится умышленная тайна сокрытия факта жизни гения, так как она выводит литературное расследование на многие ответы на вопросы.
И жизнь Первого гения, Пушкина была связана с несколькими департаментами, например, как то – военное строительство или департамент – военных поселений.

     Уникальный тезис исследователя литературы, биографий гениев, Андроникова И.Л., подтекст – поэзия, а на самом деле? Погибли за одно и то же…

Или рассуждения царя? Николай I, « Лермонтов мог заменить нам Пушкина»



--------------------------------------------
Справка из энциклопедий.
«Понятие «terror» впервые появляется в литературных произведениях Древнего Рима как эмоциональное восклицание («Страх и ужас!»), общеупотребительное выражение для передачи драматики описываемой ситуации [25, с. 62]. В период Ренессанса, когда римское литературное наследие получило общеевропейскую известность, выражение «Страх и ужас!» стало устойчивым словосочетанием и употреблялось как политическое обозначение в эмоциональной оценке кровавых событий [27, с. 58]. Именно в это время «terror» стал самостоятельным, беспереводным термином. Современное его значение – политическое насилие, имеющее целью вызвать страх в обществе, – действительно закрепилось только в связи с французскими событиями конца ХVIII века. Таким образом, история термина «terror» на тысячелетия старше того явления, которое мы привыкли понимать, когда слышим о нем сейчас».

Справка о мифах про Пушкина или…
"23 ноября после трех часов император принял Бенкендорфа и Пушкина".
Вместе или порознь? Запись в камер-фурьерском журнале не дает ответа на этот вопрос. Но теперь, когда мы знаем, что шеф жандармов прямого отношения к этой аудиенции не имел, есть основания усомниться, присутствовал ли он при беседе царя с поэтом. Судя по тому, что в тот день утром начальник Третьего отделения ещё не был с докладом у государя, можно думать, что сначала царь принял Бенкендорфа, а потом Пушкина. Тот разговор, ради которого Пушкин был приглашен во дворец, уместнее было вести с ним наедине.

Можно думать, а можно и не думать. Издатели 4-го тома "Летописи жизни и творчества Александра Пушкина" (1999 г.) твердо решили, что "можно думать", и указали: "Ноябрь, 23. Понедельник. Император принимает Пушкина с глазу на глаз в своем кабинете в Аничковом дворце в четвертом часу пополудни. В камер-фурьерском журнале запись: "По возвращении с прогулки Его Величество принимал генерал-адъютанта графа Бенкендорфа и камер-юнкера Пушкина". Из содержания беседы известно только одно: царь взял с Пушкина обещание не драться ни под каким предлогом, но, если история возобновится, обратиться к нему. Ничего бесчестившего посланника Геккерна Пушкиным сказано не было".

Мой комментарий. То есть, летописцы Пушкина думали, «можно думать»…
И… сочинили враньё, внесли в тома летописи, навязали народу  ЖЕСТОКИЙ  миф – придумали, написали обязательные рекомендации школе, науке… тезис-обманку, «… царь взял с Пушкина обещание не драться ни под каким предлогом».
Лермонтов эпиграфом «двору» об этом же…

Всё придумано издателями,( начало лжи положил, уличённый в фальсификации по Пушкину, Лермонтову, издатель 19-го века, Бартенев): тайные на словах аудиенции не разглашаются, их некому разглашать. Фраза со словом «обещание не драться» не литературное, не пушкинское, тем более, не царское, а  ДВОРОВОЕ.
Ни про поединок, ни про дуэль… Царю слово «дуэль» запретили произносить, предыдущие императоры строгими указами, (бабушка Екатерина II, отец-Александр I, семья…аналогия-перевёртыш «Королю нельзя быть отцом»).
У Геккерна были свои печали… Грозила скорая высылка за европейскую коррупцию, международную контрабанду.

Летописи – фальсификации, были позднее, сочинялась корпоративная романтическая биография гению славянской словесности, врагами поэта…
Век гения, постоянная религиозная война идеологий: католицизм против православия.
«Римское право» для «окатоличенного» мира…

Лермонтов эпиграфом, в день смерти Пушкина, в лицо царя вековым  ПРЕДВИДЕНИЕМ вскричал: будет литературный террор, если не будешь справедливым – преследования, гонения на память, сплетни, клевета, «Будь справедлив…»,
Разберись,
Только тогда накажи по справедливости.


К разгадкам Пушкина, Лермонтова.
Созвучно «Академическая мистификация… Лермонтов».


Рецензии