Письмо о женитье и учёбе

Здравствуй, дорогой друг! Я рада, что тебе удалось пообщаться с семинаристом N., приехавшим на твой приход, и задать ему вопросы, на которые я – выпускница Регентской школы – не смогла бы ответить. Но меня огорчило, что на твой вопрос «как семейная жизнь сочетается с учёбой» собеседник ответил циничное «никак». Позволь не согласится с этим ответом и рассказать, что об этом думаю я.

Да, друг, в браке у тебя не будет времени на учебный перфекционизм. Вероятно, тебе не раз и не два придётся пропустить желанную пару из-за неожиданных «семейных обстоятельств». Более чем возможно, после женитьбы с тобой сбудется проверенная многолетней практикой народная примета: ты станешь отцом в квадрате. Но ни брак, ни священство, ни отцовство, ни что-либо другое не сможет сбить твой внутренний компас. И если его стрелка указывает на учёбу, то сердце найдёт путь к своему сокровищу. А если нет – то ничто не добавит тебе мотивации заниматься тем, чем не хочется. По-чесноку, разве не так?

Ты знаешь, друг, что я люблю писать. Это – кропотливое дело, требующее времени и тишины. Но раз за разом в мой творческий мир врываются неотложные дела и разговорчивые люди. Можно сказать, что жизнь отвлекает меня от дела. Но, поразительно, она и питает его! Ведь если бы я жила в вакууме без событий, то о чём бы я могла тебе рассказать? Я встречаю людей, они мешают мне заниматься своими делами, и я сержусь. Но потом люди уходят, и я пишу о них тебе, поставив ноутбук на чистый краешек заваленного игрушками стола.

Да, друг, вступив в брак, ты будешь тратить время (допустим ли такой пренебрежительный глагол к таинству любви?) на долгие вечерние беседы. Но вместе с этим ты обретёшь бесценное «зачем» и подбадривающее «для кого». Да, приняв сан, ты будешь делать домашние работы на коленке в забитой электричке, везущей тебя с шумного московского прихода. Но вместе с этим ты обретешь живой, не искусственный интерес к борьбе со страстями, о которой тебя будут спрашивать на исповеди. Да, став отцом, ты будешь не высыпаться и ходить на учёбу с погрызанными учебниками. Но вместе с этим ты станешь больше понимать Бога – Отца всех людей.

Да, друг, пока твои однокурсники будут спокойно и вдумчиво погружаться в мир науки, ты будешь жонглировать приоритетами и ронять шарики на пол. Вздыхать, винить себя в своей неидеальности и на мгновение представлять себя в тихой келии наедине с ещё не прочитанными книгами. А потом слышать обращенное к себе "дорогой", "папа" или "батюшка" и уходить из мира грусти о несбыточном в свою яркую реальность.

Отдельно хочу сказать тебе о разумном, но, как показывает мой опыт, не сбывающемся страхе о роли кормильца и добытчика. Не скажу за всю историю России, но сейчас, в 2020-ые годы, учащийся семинарии может с относительной лёгкостью содержать свою молодую и, соответственно, не столь уж и многочисленную семью, служа в московском храме несколько дней в неделю. Если тебе интересна бытовая жизнь молодой семинарской семьи – я расскажу тебе об этом в следующем письме, а если нет – не буду отвлекать тебя от вещей более интересных.

Не могу сказать, какой из двух путей – последовательно-постепенный или полифонично-одновременный – лучше. Просто желаю тебе найти свой. И если вдруг он окажется полифоничным – не бойся. По нему уже ходили и находили счастье.

Твоя Маша, разучивающая четырёхголосную фугу супружества, материнства, учёбы и творчества.


Рецензии