О сюрреализме

1. ***
Что привычно – то и не страшно,
коль к полёту дух не готов…
А пока все на старой пашне
в борозде увязают вчерашней –
в нашей гордой силосной башне
зреет корм для священных коров!
Для священных коров культуры
и словесности, и борьбы.
Создаются во мгле тинктуры,
где слова – концентрат судьбы.
Мир похож на унылую призму,
коль к полёту дух не готов…
Но пока, присягнув пессимизму,
в поле правят по слову тризну, -
зреет в башне сюрреализма
звёздно-пряный настой стихов!

13 декабря 2021

2.
Молодёжь порой просит меня: «Расскажи о себе!» Но я не знаю, стоит ли рассказывать. Когда я иду по улице в своём обычном виде, матери закрывают своим детям глаза. Тут скептики, возможно, спросят меня: А что матери с детьми делают на тех улицах и в том часу, когда ты там гуляешь? Те, кто так спрашивает, очевидно, забыли, что демоницам и троллихам тоже когда-нибудь нужно выводить своих отпрысков куда-нибудь на прогулку. Да, я осознаю, что неокрепшую детскую психику надо беречь – но ведь и у меня не нашлось другого места для моциона, и я совершенно ничего не могу поделать с исходящими от меня сверхмощными волнами фиолетовых строк.

Декабрь 2021, Москва


3.Посвящение Сигюрду Паульссону (1948-2017)
(русская версия исландского стихотворения)

„Ударять по повседневности волшебной палочной сюрреализма...“
(Сигюрд Паульссон)

I

Действительность в сыром виде
очень трудно переварить.
Её нужно обработать,
А лучше всего – старыми добрыми способами,
например, высушить под стропилами,
заквасить,
или вовсе запихнуть в бочку
с кислой сывороткой.
Этот способ весьма суров -
- Так получается sur-реализм.

II
В силосной башне лишь два пути:
Вверх, в психоделический рай
где крылатые рыбы играют
на фиолетовых арфах,
или в наэлектризованную преисподнюю,
к орлиноголовым панцирникам,
воздвигающим колонны
из колючей проволоки
и окровавленной плоти.

Но ни от того,
ни от другого
не отмахнёшься:
оно у тебя в душе.


III
А может быть,
sur-реализм –
это сургуч, скрепляющий мир?

2017, 2022

Sigur;ur P;lsson - In memoriam

Артюр Рембо не умел слагать
ни висы, ни вирши в старинной манере,
Ему было чуждо то благородное
древнее искусство:
выковывать строки
из неподатливой словесной руды.

Но при всём при том его откровения
зачаровали весь мир, весь мир,
всю бесконечную лиловую вселенную.

2017 - 2022


4.
Один обыватель спросил меня: «Ну, и на что вам сдался этот сюрреализм? В своём возрасте, да ещё и в такую эпоху, можно было бы приспособиться жить и так – без всякого сюрреализма. В мире полным-полно других течений, которые ничуть не хуже. И никто не станет несчастнее, если  не узнает о восхождении красного носорога на силосную башню или не увидит  танца мегатериев. Так почему бы вам не пересмотреть своих установок?»
Думаю, нет смысла объяснять, как же глубоко он неправ. А неправ он потому, что видит только внешнюю сторону. Само по себе восхождение на силосную башню ничего не значит – и даже тысячи таких восхождений, совершённых тысячей мудрецов и доблестных героев, тоже ничего не значат, если взяты отдельно, сами по себе. Важны не они сами как таковые, а общий принцип осмысления мира. Сюрреализм помогает нам научиться отличать настоящие смыслы от наносных, видеть, когда за бессмыслицей скрывается мудрость, а когда архисерьёзные сентенции при ближайшем рассмотрении оказываются полной нелепицей… Вот поэтому обыватели так недоверчиво относятся к сюрреализму: в глубине души они боятся, что те смыслы, ради которых они готовы положить жизнь, будут разоблачены как наносные и нелепые – а истинным окажется что-то вроде того самого танца мегатериев, который они считают, мягко говоря, неприличным для разумного серьёзного человека в здравом уме… (Забегая вперёд, скажу, что как раз всевозможные танцы мегатериев и легли в основу многих сюжетов «нетленной классики» - впрочем, классику обыватели в глубине души тоже считают вздором, выказывая к ней лишь требуемый правилами хорошего тона процент уважения…).
Но истинные, незыблемые смыслы неколебимы в любом антураже, и наша скромная силосная башня на поверку оказывается гораздо устойчивее хвалёной Вавилонской в вечно рассыпающемся мире.

13 декабря 2021. Ночь, Москва

5. ***
Уж постоим мы головою
и постоим на голове!
Ведь мы не мюмзики mauv;,
а настоящие герои.

Сюрреализм – вот наш девиз.
Абсурд и нонсенс – наше знамя.
Кто не согласен? – Встреться с нами,
где чайный высится сервиз!

Для нас рекою льётся чай,
для нас звучат в ночи загадки.
Формальной логики остатки
смахнём мы в мусор невзначай.

Мы как ахейцы перед Троей,
как птичья стая в синеве!
Ведь мы – великие герои…
У Кэрролла. В седьмой главе.

10-12 января 2022

6.
Люди считают, что со мной абсолютно не о чем общаться. Такой вывод они делают всего лишь на основании того, что мне неинтересно, кто кому с каким счётом забил мяч, какое вышло слово из пяти букв по горизонтали, кто с кем развёлся, что написали в комментах и как правильно убивать монстров 50-ого левела. Почему они так убеждены, что только подобные темы разговоров и есть единственно возможные? Я мог бы с радостью показать им другие, гораздо более интересные темы! Кто живёт за шкафом; какова альтернативная топография Москвы; какие были украшения у неандертальцев; сколько существует видов игры в слова (спойлер: гораздо больше, чем вы думаете!); что снится деревьям; как назвать тот музыкальный стиль, в котором лепечет ручей, - и многое, многое другое. Как видите, я не собираюсь шокировать собеседников разговорами о сверхъестественном: все мои темы относятся к осязаемому миру. Но ведь и он гораздо шире и многограннее, чем привыкла считать публика!
И такие, как я - безумцы, экспериментаторы и сюрреалисты – существуют для того, чтоб напомнить им об этом!

21 февраля 2021

7. Сны Фрейда

У пациенток Фрейда скучнейшие сны!
О чаепитиях, книксенах, тумбах в строю.
Но нельзя от них отмахнуться: они нужны;
должен Зигмунд вести приём, чтоб кормить семью.

А устав от суки, учёный отводит душу:
когда никуда не надо идти в воскресенье,
он опускает голову на подушку
и смотрит, смотрит волшебные сновиденья.

В них поляны восторга, погибельные колодцы,
расписные слоны и пернатое божество…
По воскресеньям в спальне Фрейд сознаётся
в том, что обычно скрывал от себя самого:

главная травма связана не с сексуальностью!
А с тем, что сковал нас социум или быт
и разлучил с родной огневой сюрреальностью,
где фантазий и мифов пряный напиток разлит.

Звёздный поток, под пером рождённый поэта,
и на его берегах священные травы…
Нет, лучше уж промолчать: для публики это
ещё возмутительней, чем «сексуальные травмы»!

И о подлинной сущности слов – никому ни звука!
О таком наблюденье покуда нельзя – без опаски!
И мечтает Фрейд, что дальше шагнёт наука,
станет зрелой – чтобы всерьёз говорить о сказке.

31 марта 2022. Москва

8. ФИНАЛ

Зачем поэту сюрреализм?
Затрудняюсь ответить…
А всё-таки ведь нужен –
как водолазу воздух,
как диссиденту свобода,
как империи колонии,
как барышне аленький цветок.
Нужен, как зонтик рыбе,
как ужу небо,
как сеятелю – семена золотых растений,
прорастающих сквозь снега,
дающих плоды в голодном марте,
звенящих в ночи хрустальными цветками.
Кажется, будто их везде много,
но на самом деле они редкие,
и при всей своей хрупкости,
именно они поддерживают землю,
когда все другие опоры рушатся в темноту.
Они умеют расти в любом направлении…

Зачем поэту сюрреализм?
Не могу обосновать,
но чувствую  - нужен:
как пятое колесо,
третий глаз
и первое сердце.

18 декабря 2021


Рецензии