Равель. Благородные и сентиментальные вальсы. New

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

М. Равель. Благородные и сентиментальные вальсы (1911-1912)
Восемь вальсов

Письмо прозрачное мелодий,
Сюиты мелодичных снов,
В гармонии из вальсов всходит
И открывает вальс балов.

Вальс Первый - венский, утончённый.
Взмывает вверх простой мотив,
Подчёркнутый, в балы влюблённый,
Имеющий двудольный ритм.

Его мотив вниз ниспадает,
Чуть «утоньшается» наряд,
И полнозвучности внимает
Один лишь струнный звукоряд

На фоне стройного фагота,
Оглохшего с сурдиной нот.
Фон струнный в трелях беззаботных
Прозрачную вуаль несёт.

Вуаль, взвиваясь, улетает.
Уходит звук красиво вверх.
И звучность вальса нарастает.
И мощной силы сантимент

Звучит торжественно и властно.
Двудольный вальс имеет ритм.
Сентиментальный танец страсти
В воздушном облаке парит.

Второй вальс, медленный и томный,
С экспрессией ломает темп.
Мелодия, танцуя скромно,
В пассажах достигает флейт.

Её подхватывает шумный
Английский строевой рожок.
Легко уводит вдаль от струнных.
Вальс с флейтой совершает взлёт

Красиво, медленно и нежно.
Звук разрастается вдоль, вширь.
С кокетливой надеждой флейта
Вальс благороднейший вершит.

Вальс Третий - более подвижный
Он, с простодушною тесьмой,
В плетенье старины кружится
С простой минорною каймой.

В своём прозрачном одеянье
В простых красивых кружевах
Он переходит, звуком раня,
В Четвёртый благородный вальс.

Красивый, в мелодичных бликах,
Взлетает утончённый звук
В сентиментальных переливах
Скрипичных, тонких арфных струн.

Вальс чувственный и благородный.
Взволнованный, в триолях ритм,
Из такта в такт идущих тонов
Полиритмичною кружит

И создаёт мотив двудольной
Мелодии полутонов,
Вальсируя по жизни вольной
В палитре красочных балов.

Вальс Пятый, медленный, в аккордах,
Сложнейших, хроматичных гамм
С гармонией новейшей, спорной,
Мятежность вносит в сердце дам.
 
Лиричность в спектрах настроений
Шестой вальс может показать.
Он в оживлённом темпе мерит
Трёхчетвертным размером такт.

Свободно дышится в нём. Гибко
Меняет вальс размерный ход.
Вальс может отступать от темпа,
Менять инструментальный свод,

Перемежать все инструменты,
Щипками иль смычком играть
Звук изменять, тон сантиментов,
Дуэтом петь иль танцевать

От пианиссимо до меццо,
В финале медным форте бить,
А в заключенье в флажолетах
В прозрачном воздухе парить.

Седьмой вальс - центр, зерно сюиты,
Где красота и смысл всего.
В нём драма ревности зарыта.
Её любовное крыло -

В мелодиях лиричных струнных,
В признаньях нежной красоты,
В движеньях бальных, свежих, умных
И в звуках искренней любви,

В нём всё богатейшая палитра
Пышнейших оркестровых фраз,
Разнообразье струнных скрипок,
Глиссандо поэтичных арф,

Многообразие ударных,
Мощь медных звуковых басов
Вальс - самый протяжённый, яркий.
В нём сила, красочность тонов.

Чувств благородные оттенки
Слагают радости пути
И углубляют сантименты.
Седьмой вальс - Вальс Большой любви.

В теченье мягких кульминаций
Он переходит в Вальс Восьмой.
Напоминает темы кратко.
В нём мелодичных танцев рой

Вальсирует, светло кружится
В прозрачном воздухе ночей,
И тихо, грациозной птицей,
Он исчезает в чувствах дней.

9.06.2022. Krasnodar
M. Ravel / R. Chailly. Full Orchestra. TV Channel “Culture”


Рецензии