Бетховен. Концерт N5. Впервые
"Мы с Богом!" - Бетховен.
"Открой истоки пониманья,
Спектр мыслей в музыке вещей
Громады, глыбы мирозданья
И Гения планеты всей!"
Введение
Первая часть. Allegro
Вторая часть. Adagio un poco moto
Третья часть. Финал. Allegro
Введение
Большой по ёмкости концерт,
По образному содержанью,
Где гениальный интроверт
Перевернул мир пониманьем
Патриотизма бурных лет.
И в отзвуки былых сражений
Он внёс тревожный зов побед
И канонадный шум сомнений;
И показал накал борьбы,
Диалектическую сущность
С позиций блага для страны,
Героику войны насущной,
Разруху и страданье масс,
Уничтожение культуры,
Разрушенный Австрийский пазл
Центральной узловой фигуры
В цивилизации миров, -
Столицы музыкальной Вены! -
Унизить чтобы дух веков,
Поставив силой на колени
Империю былых богатств...
Кто б знал, переполняет что счас душу!
Какая в ней бушует страсть,
И как она сознанье крушит!
Первая часть. Allegro
Звучат прелюдией фанфары.
Идёт каскад аккордов мощных.
Пассажем виртуозным, ярым
Он заполняет мир порочный,
Врываясь с жаром, ярко в тему.
Каскад-ядро, и мощь движенья
Сметает все с пути распевы.
И вновь каскада напряженье.
Вновь мчатся мощные пассажи
Многооктавного развитья
Пришпоренным галопом, с ражем,
И торпедируют событья
Сил небывалых, симфоничных.
Едва слышны другие звуки,
Что прорывают тишь ритмично.
Марш динамичный ближе слуху,
С валторнами поёт уж гимны,
Но отступает и трепещет.
Фортепиано с новой силой
Одной волной, другою хлещет
И знаменует мощь подъёма.
Звучит аккорд литавр победный, -
Многооктавный штурм героев,
Чей героизм сильнее смерти.
Звук пробивается лиричный
Солиста, в форме диалога,
На фоне инструментов зычных,
Идущим маршем грозным в ногу.
Спокойно, тихо для солиста
Идут стремительно пассажи,
Вверх прорываются, сверхбыстро,
Сквозь рокот сил, из антуража.
Ярчайший диалог с оркестром,
Конфликт недюженный титанов,
Борьба за жизнь, и в ней за место.
И драматизму нет здесь равных.
Солист, спокойный и тишайший,
Вдруг превращается в тирана.
Несясь в регистрах высочайших,
Он мстит басам фортепиано.
Бегут колоннами аккорды.
Звучит каденция солиста,
Прорыв блестящий и упорный,
И ... Радость в коде симфониста.
Вторая часть. Adagio un poco moto
«Бог с нами! Мы с Богом!»
Спокойно, приглушённо, мягко
Звучит хорал с квинтетом струнным
Мелодией в двенадцать тактов,
Жизнь превозносит, разум юный.
Сияние небес волшебно.
Поющий свет величит душу
И кротость ангелов целебный
Бальзам льёт и страданья сушит,
С печалью светлой воспевает.
И вслед за ним идут две темы,
Вслед за волною созерцанья,
И за патетикой стремлений, -
Страсть возвеличиванья жизни
И упоение от чувства,
И восхваленье вечной тризны,
Покоя, царства нежной грусти,
Сияния небес волшебных,
Величащих погибших души,
И ангелов небес хвалебных,
Хранителей героев лучших, -
Долг светлой памяти героям.
Звук фортепьянных фигураций
В басы тишайшие уходит,
В мир замирающих простраций.
Третья часть. Финал. Allegro
И рондо - песня главной темы,
Игры солиста в полный голос. [1]
Игры финальной, незабвенной,
Свою явившей миру гордость.
Узор - в ритмическом контрасте
И в мелодическом подъёме,
Где нагнетенье сил и страсти
Идёт в пунктирном, скрытом тоне.
Оркестр поёт вслед за солистом,
Усиливая танцевальность
И горделивость новых ритмов:
Бас и певучую ментальность,
И возвращается вновь к теме,
К её ликующим пассажам
И к доминантному биенью,
Свехгорделивости и ражу.
Предвестник темы вновь у струнных.
Они отыгрывают ритмы,
Пассажи фигураций буйных,
Акценты беспокойных скрипок...
...Звучат литавры лицедейства.
Стремительны подъёмы соло
В попытках оживить всё действо,
Исход которого знакомый.
Солист устало затихает,
Свои выдерживая роли,
И виртуозном блеске славит
Национального героя.
[1] подготовка Наполеона к Московскому походу.
14.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / M. Pletnyov. Concert N5. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122081102352