Надёжно чувствовать боевое плечо товарища...

В воскресенье, 31 июля, вся страна отметит День военно-морского флота Российской Федерации. Он включает в себя надводные и подводные силы, морскую авиацию, а также береговые войска, в которые входят береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.
Многие из тех, кто когда-либо служил в МВФ или вспомогательных службах, в последний день июля достают дорогие сердцу бескозырки, тельняшки и отмечают этот, чисто мужской праздник. Их всех объединяет крепкое морское братство.
Анатолий Кузнецов из посёлка Путёвка служил в 1974-1977 годах на Балтийском флоте в 25-ой бригаде подводного плавания командиром отделения на дизельной подлодке Б-611 проекта. Демобилизовался старшим матросом.
Анатолий Николаевич Кузнецов родился в многодетной семье в селе Полужье Выгоничского района. Он самый младший после четырёх сестёр. По окончании Полужской восьмилетней школы, парень поступил в училище ГПТУ № 2 в Брянске. Успешно окончив учебное заведение по специальности слесарь-ремонтник, Анатолий три месяца проработал в девятом цеху завода «Брянский арсенал» (Дормаш). 9 ноября в 1974 году призвался в армию. При получении приписного свидетельства в 15 лет в военном комиссариате спросили, где хотел бы служить? Юноша уверенно и гордо ответил, что в военно-морском флоте.
Юрий Николаевич с ностальгией вспоминал самые замечательные годы в своей жизни – годы службы в армии: «Мои одноклассники хотели служить кто танкистом, кто артиллеристом, а я хотел отдать долг Родине в военно-морском флоте. При достижении восемнадцатилетнего возраста, получив повестку из военкомата, отгуляв шумные проводы в армию, нас привезли на областной призывной пункт. Здесь я заметил моряков в морской форме одежды, да ещё и в бескозырках с вьющимися ленточками, что так сильно привлекает девушек, и сердце в миг, задрожало от желания исполнить детскую мечту – стать моряком. Так оно всё и случилось.
Нас отобрали «покупатели» и привезли в Кронштадт. Я попал не просто в ВМФ, а в Подводные силы на подводную лодку. Первые три месяца в учебке учился на специального трюмного моториста по двигателю. Я занимался жизнеобеспечением судна.
В Северодвинске получился перебор. Из Кронштадта из учебки направляли по всем флотам. И нас перебросили на большую дизельную подводную лодку Б-611 проекта. Лодка ходовая. Меня поразила её величавость и боевая мощь! В ней стоит главный грибной электродвигатель, который движет лодку в подводном положении. А требования следующие: сидишь в отсеке, всё в штурвалах, лампочках, вентиляторах, маховиках в выключателях, они называются пакетник и старослужащие вместе с командирами отделения могут приказать выключить тот или иной плафон, например, и ты должен безошибочно его отключить, так сказать, обесточить. На практике гораздо больше знаний получаешь, в этом я точно убедился. И, вообще, вода ошибок не терпит.
 … Лодка пришла с севера. Мы ремонтировались в Кронштадтском Ордена Ленина морском заводе. Отремонтировались. Потом плавучий док транспортировал нас в Севастополь. Шли мы полтора месяца внутренними путями. Прошли практически всю Россию, весь Беломорско-Балтийский канал. В Севастополе завершили полностью ремонт корабля.
В 1976 году ушли в автономное плавание. Автономное плавание – это несение боевого дежурства. Боевое дежурство мы несли в средиземном море - охраняли столицу Ливана Бейрут рядом греческим островом Крит. Немного настораживали американские самолёты марки «Маринер», летающие над нами, но инцидентов не было. Были мы ровно три месяца в автономном плавании и вернулись на свою родную базу в Кронштадт.
 Всего в учебке пробыл пять месяцев. Придя с первой «автономки», экипаж поощрили путёвкой в Дом отдыха в морской курортный городок Зеленогорск в пятидесяти километрах от Санкт-Петербурга ближе к финской границе. Было две очереди по 20 человек. Кому подходил срок объявляли отпуск. В Доме отдыха тщательно следили за нашим здоровьем.
Мне и моим товарищам по службе Анатолию Легаеву и Николаю Дитлеру объявили восьмидневный отпуск вместе с дорогой. Тогда всё было очень строго и командование надо было ставить в известность телеграммой о прибытии домой и отправкой из дома в часть. Перед нами встал вопрос идти в отпуск или не идти? Ведь до дембеля всего полгода осталось. Решили всё же хоть немного отдохнуть и повидать родных и близких. Так и разъехались: я в Брянск, а друзья в Оренбург и Минск. В отпуске находился полных шесть дней.
В 77-ом году собираемся во вторую автономку. Я уже на тот момент отслужил два с половиной года. Я, кстати, дважды, стал участником автономного плавания, что очень редко бывает за годы службы на дизельных подводных лодках.
Второе автономное плавание с дружеским визитом в качестве поощрения было в Польскую Народную Республику. В польском городе Свиноустье гостили шесть дней».
Анатолий Николаевич открыл секреты об отсутствии дедовщины на подводной лодке, о том, что нахождение на таком судне женщин категорически исключено и что служба на подлодке намного сложнее, нежели на обычном надводном корабле.
- В отсеке температура 45-47 градусов, - продолжает рассказ Анатолий Николаевич. - Нам выдавали суточную одежду. В балтийском море проходили ходовые испытания, медную линию… Нас было 18 сослуживцев одного призыва, мы по-братски относились друг к другу. Надёжно чувствовались боевое плечо товарища и армейская взаимовыручка. Со мной также служили ребята из Кавказа, Азии и стран Прибалтики, но их было мало. В 1977 году мы уволились в запас и решили, спустя три года после демобилизации в 80-ом году встретиться в Одессе у друга Миши Свистуло, но встреча, к сожалению, не состоялась. Парни обзавелись семьями и были озабочены и озадачены семейными делами».
На мой вопрос, как пережить качку во время шторма под водой, мой собеседник уверенно ответил: «К качке все по-разному относятся, кто-то боится, а кто-то привыкает. Вот пробудем мы, например 5-6 дней под водой, а потом при всплытии на поверхность начинает нас болтать. Мне болтанка во время шторма давалась посредственно, она весомо ощущается. Вот вахту отстоял и тебе нужно отдыхать и болтает так, что другой раз привязываешься простынёй к металлической кровати, закреплённой цепями.
Помнится, как в 1976 году состоялось глубоководное погружение и весь наш призыв посвящали в подводники на глубину 150 метров. Рабочая глубина 40-45 метров. 150 метров – это испытание прочного корпуса».
Поделился Анатолий Кузнецов и тем, что входило в боевое меню советских подводников: «Нас кормили колбасой охотничьей, в которой сальце, словно маленькие беленькие бусинки, шоколадом, таранкой воблой, бужениной, консервами различными, сгущенным молоком и ежедневно на ужин давали 75 грамм вина для нормализованной работы желудочно-кишечного тракта. Вот мы все эти яства собирали и перед отпуском и привозили с собой домой, где угощали родственников.
Я поинтересовался у бывалого моряка, чем и как дышать под водой?
- Есть такой компонент регенеративных установок, который называется регенеративные патроны – это специальное устройство  40 на 60 см. Заряжаются специальные пластины в регенеративный патрон, мы дышим кислородом и выдыхаем углекислый газ, и этот углекислый газ соприкасается с пластиной, следовательно, выделяет кислород. Вот им мы и дышали.
Армия – это школа жизни, мужества, она необходима. Отслужив в армии совсем другое мировоззрение на жизнь, другие взгляды.
Случались и нештатные ситуации на судне.
- В пятом отсеке загорается кабель, буквально 3-4 секунды, и дышать уже не чем. У нас имелся в наличии ИДА – 59 изолирующий дыхательный аппарат, он нас в экстренных случаях спасал. В нём мы и погружались. Кабель горит моментально. Успели потушить и затем доложили центральному дежурному: пожар в пятом отсеке, шестому и четвёртому закрыть переборки. Всё! Тебя герметизируют. Но мы быстро отрубили кабель топором и таким образом обесточили его. В противном случае могли бы задохнуться.       
В завершении нашей беседы я спросил: «Какими качествами должен обладать моряк?»
Анатолий Николаевич ответил: «Моряку присущи такие качества, как высокое чувство достоинства, дисциплина, ответсвенность, бесстрашие, мужество, физическая сила, отзывчивость, жизнелюбие и готовность в любой момент встать на защиту Родины».
В настоящее время Анатолий Николаевич Кузнецов работает главой Снежского сельского поселения. Он счастлив от того, что у него подрастают внучка и три внука. И выразил уверенность в том, что кто-нибудь из них продолжит славный путь дедушки-моряка.   


Рецензии