Новеллы печали...

 
Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
(Спиноза, Этика, ч. IV, теор. 67. Эпиграф Эрвина Шрёдингера к лекциям «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ с точки зрения физики?»)

Маркиз и Соня…

И часто плачем мы невольно…
(Л.Завальнюк. «Осенняя мелодия»)

Маркиз умер ночью.
Сначала он с коврика у ступенек в другую половину дома, обессиленный болезнью, переполз в гостиную. Там недалеко от порога упал на левый здоровый бок. Отдохнув и собравшись с какими-то силами, добрёл до дивана, на котором иногда спал в уголке, и попробовал на него забраться. Однако, не смог и повис, зацепившись когтями. Пришлось поднять его на сиденье. Маркиз грузно упал на лапы и принуждённо ткнулся носом в ткань обивки. Потом как-то перевалился на здоровый бок. Ночью его не было слышно, лишь Соня жалобно мяукала у дивана, на котором умирал Маркиз. Несколько раз подходил к его дивану. Дыхания Маркиза не было слышно даже если приложить ухо к его исхудавшему телу. Но при электрическом свете дыхание было заметно по движению густой шерсти на впалом боку. Глаза были полузакрыты.
В третьем часу ночи тело Маркиза стало холодным и застывшим, лапы не сгибались, бок, на котором раньше определялось дыхание, совсем провалился… Закрыл Маркизу его добрые глаза… Сейчас подумал, что не помню какого цвета они были…
Это был сильный сибирский кот. Жил уже лет 15 – 16. Нам отдали его трёхлеткой. Первые несколько дней дичился, сидел под диваном, шипел, у рта слюна. Был очень домашний, с розовыми подушечками лап. Если зимой его выносил из квартиры и отпускал на снежок, он опрометью возвращался в подъезд и мчался по лестнице вверх. Направление квартиры определял верно, но ошибался этажом.
После переезда в дом с небольшим участком Маркиз на новом месте освоился быстро. Он не только пометил всё во дворе, но и навёл порядок в округе, разогнав всех котов. Обходил регулярным дозором свой квартал и захаживал на соседние. По ночам иногда был слышен его боевой крик, приходилось выходить, чтобы разлить водой враждующие стороны. Вероятно результатом подобных разборок стало то, что положение рёбер у Маркиза несколько нарушилось, а одно ребро было сломано. Но как-то срослось и обошлось.
Летом днём Маркиз иногда дремал на своём или соседнем участке, переворачиваясь с боку на бок на солнце или уходил в тень, или возвращался в дом, где была прохлада. Мышей ловил и съедал, крыс давил и оставлял у входа в дом, в качестве демонстрации исполнения своей службы. Своих не царапал, в отличие от Сони – ангорской кошки, с некоторых пор также живущей в доме, но мышей принципиально игнорировавшей.
Был нетороплив и даже флегматичен. Однако, с мгновенной реакцией.
Все котята у Сони и Маркиза рождались - с густой мягкой шелковистой шёрсткой, как у Сони или пожёстче, как у Маркиза, и быстро разбирались по объявлениям.
Некоторое время назад, надо полагать – из-за попавшей в ранку инфекции, развилось у него некое рожистое воспаление около правого уха с почернением участка омертвевшей ткани. Тогда думал: «заживёт как на собаке». Однако, обратился всё-таки к врачу. Тот успешно удалил под наркозом омертвевший участок, и Маркиз вскорости восстановился.
Теперь Маркиза упустили. Может быть его можно было бы спасти, обратись вовремя к ветеринару.
В этот раз обратил внимание на то, что Маркиз как-то уж много и подолгу спит на диване кухонного уголка и совсем мало ест. Однако, сон объяснял тем, что период был позднеосенний: сырость, мокрый снег, сумрачность. Потом из-за случайно увиденной царапины и небольшого подтёка лимфы на правом боку заметил опухоль размером с пол ладони. Пробовал лечить домашними средствами. Но очевидно, процесс зашёл далеко и прогрессировал быстро. Когда это понял и видя тяжесть болезни и наверное предсказуемый финал, решил, что лучше не мучить животное медицинским вмешательством, которое наверное свелось бы - всё равно - к печальному исходу.
Маркиз стоически переносил болезнь, никаких жалоб. Соня иногда мяукала, сочувствуя… До последнего, пошатываясь, ходил в свой туалет… Кормил его с ладони… Умывал и поил освящённой водой… Маркиз передвигался, шатаясь, останавливался на подгибающихся от слабости лапах… Потом он уже и мягкий корм не принимал и пить перестал… Тихо умирал. А сердце продолжало биться. … Организм сибиряка сопротивлялся смерти, цеплялся за жизнь, не был согласен с биологической «справедливостью».
Прошло, как обнаружил у Маркиза опухоль, несколько дней. Однозначно можно сказать: Маркиз ещё мог бы прожить долго… Что стало причиной преждевременного конца: рак, саркома или что-то подобное. Возможно - сепсис… Впрочем, смерть причину найдёт…
Похоронил Маркиза за калиткой, между молоденькой сосенкой и яблоней 28 декабря. Грунт был оттаявшим, как будто плакал об умершем.
Положил на могилку несколько камней известняка, присыпал снежком, постоял…

Через несколько лет умирала Соня. Попросила открыть дверь в прихожую. Чтобы никто не видел, как она умрёт. Перешла за порог и легла. Меня вдруг охватила невыразимая тоска. И слёзы. Поднял Соню - слабую, безвольную, отнёс на диван. Потом земля приняла и её – снежно-белую, пушистую турчанку, завёрнутую в простыню.
А люди? И люди умирают…

И часто плачем мы невольно,
Когда дожди стучат в окно,
Не потому, что сердцу больно,
А потому, что есть оно.
По ком звонит колокол?..



«Молитвы», 17-е стихотворение.

Дж.Донн – поэт по письму, философ по складу ума, священник по заработку (англиканской церкви, которую так язвительно характеризовал Маркс).

Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;
он звонит и по Тебе.

Ассоциативный вариант Ольги Корнеевой:

Ты слышишь? Колокол звонИт
В разрушенном, пустынном Храме.
Набат в груди его гудит,
И отражает звуки камень
Старинной церкви…
Слёзы льёт,
Сложивший крылья, Ангел белый.
Он тихо молится и ждёт,
Что кто-то свой поступок смелый
Во имя Бога совершит,
Чтоб из руин смог Храм подняться…
По ком же колокол звонит? –
По нам… несложно догадаться.

Последний член Символа Веры: чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века.

Маленькие па экзерсисов.
1-е па: О жизни и смерти.

При жизни думать о смерти ещё рано, а при смерти уже поздно.
(Вольтер)

Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения:
когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
(Эпикур)

Иных уж нет, а те далече,..
(А.С.Пушкин)

Чем дольше живём мы,
Тем годы короче.
(Б.Ш.Окуджава. «Любовь и разлука»)

О смерти «думают» так или иначе все – больше писатели и поэты (как более впечатлительные натуры), а также философы.
В древние века авторы (в т.ч. - Библии) в общем настраивали и настраивались на восприятие смерти, в качестве возвращения. Церковь призывала радоваться и уж никак не плакать. В последующее время о смерти писали (например, Вольтер) не без юмора.
Можно ли говорить о справедливости смерти относительно человека?
Если полагать человека биологическим существом, то вопрос оказывается риторическим.
Если определять человека, как создание бога, то вопрос расширяется: человек создан по образу и подобию, бог бессмертен, а человек – нет (указанное в Библии наказание человека будущей смертью при изгнании из рая нелогично, т.б. что первые люди жили не 72 года, определённые Мечниковым в «Этюдах» и даже не 120 лет, назначенные Библией, в ней указано: «наказанный» Адам – 930 лет, Ной – более 950, правда, о Еве подобной записи не обнаружено, и ближе к новому времени продолжительность жизни заметно уменьшилась: Моисей умер в 120 лет).
Можно отметить субъективный ответ на сакраментальный вопрос о справедливости смерти человека: у бога нет «справедливости». У бога есть милость…
Вместе с тем, при «расширении» вопроса возникает мысль о непоследовательности. Зачем было рождаться? Если человек просто один из биологических видов? При том несправедливом факте, что черепаха или ворон и даже баобаб живут дольше (хотя – надо признать – тоже умирают).
Всё-таки задумано было наверное не это и не так. Прав В.С.Высоцкий: - Всё не так, ребята…
Предназначение человека не в смерти, по крайней мере – не в такой скорой. Как заметил М.М.Жванецкий: - Пусть умру, если без этого не обойтись. Но нельзя же так быстро.


Рецензии