Венценосное международное родство сметает престолы

   ВЕНЦЕНОСНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ РОДСТВО СМЕТАЕТ ПРЕСТОЛЫ
 
      
 
                1

        Но очень наглядный пример того, как не только полезно, но и опасно заводить царственное родство с иностранцами – это «внешняя» брачная политика князя Ярослава Владимировича Мудрого, сына крестителя Руси Владимира Святославича и его жены, полоцкой княжны Рогнеды, которую он силой взял в жены с помощью армии кривичей, чуди и голяди, как говорится в летописях. В семье Ярослава Мудрого было очень сильное присутствие представителй  европейских правящих домов.
          Первая его жена (до 1019) — предположительно, норвежка по имени Анна. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу. Вторая жена (с 1019) — Ингигерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе. Сын Изяслав ( христианское имя Дмитрий) (1024—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Святослав ( христианское имя Николай) (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда. Всеволод (Андрей) (1030—1093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Дочь Елизавета (1025—?) стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Дочь Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. Дочь Анна Киевская (1032 или 1036 — между 1075 и 1089) вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как «дочь короля Руси Анна». Во Франции, в г. Санлисе Анне установлен памятник.
        Внук Ярослава Мудрого  Владимир Всеволодович Мономах первым браком был женат на  Гите Уэссекской, принцессе ой, дочери последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II и Эдиты Лебединой Шеи.  Через своего сына Мстислава Великого она была предком датского короля Вальдемара I и его потомков, а также королевы Англии Филиппы Геннегау и короля Англии Эдуарда III, и, следовательно, всех последующих английских и британских монархов. В случае, если Гита была матерью Юрия Долгорукого (от Владимира Мономаха), через его потомков она является предком великого князя Александра Невского и, следовательно, таких правителей, как Дмитрий Донской, Иван III Великий и Иван IV Грозный. А между тем сватовство царя Ивана к английской королеве Елизавете активно осмеивается в современной публицистике как посягательство на европейские ценности недостойного их царя отсталых «варваров». А его род  от английских властителей подревнее будет, чем у Елизаветы. Потому она и отказала ему, что опасалась «законного» вторжения на английский трон грозного русского царя. Он же 30 лет безуспешно бился за землю древних пруссов – Ливонию, а затем  решил  «пойти другим путем» и действительно добраться до европейских ценностей с помощью династического брака. Одним словом, Иван Грозный таким образом «прорубал окно в Европу» еще до Петра Первого.
         А пока Ярослав Мудрый  выращивал своих детей и пристраивал их по европейским правящим домам, польский король Болеслав Храбрый точил меч на Киев, где княжил Святополк Владимирович, в крещении Пётр, в древнерусской историографии по прозвищу «Окаянный», ( ок. 979—1019) — князь Туровский (с 988, первый из рода Рюриковичей), великий князь киевский в 1015—1016 и 1018—1019. Сын или племянник - пасынок Владимира Святославича, он пришёл к власти после его смерти. По преданию, приказал умертвить своих братьев Бориса и Глеба, а потом ещё одного брата Святослава, за что в истории получил прозвище «Окаянный». Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. Потерпел поражение и бежал на Запад, где и умер.
        Но все же Болеслав Храбрый захватил Киев и какое-то время пребывал там у власти, пока народное восстание не заставило его покинуть этот город.
         Но первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036, после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».
           Со смертью Ярослава Мудрого в 1054 году в Киевской Руси началась  княжеская междоусобица его сыновей, которые  уже глубокими корнями вросли в правящие европейские дворы и постоянно обращались к ним за помощью и получали ее. Таким образом, губительную  междоусобицу и поощряли, и поддерживали  европейские короли, которым братья очень щедро платили. Теперь некогда единая внешняя политика Руси раздробилась. Киевская Русь в середине XII века разделилась на независимые княжества, хотя формально она просуществовала вплоть до монгольского нашествия (1237—1241), и Киев продолжал считаться главным городом. Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (по обозначению советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Следующим этапом распада стала ликвидация института «причастий в Русской земле» в результате монгольского нашествия: прекращение борьбы за Киев и киевские волости, коллективного владения и защиты Киевской земли князьями различных ветвей Рюриковичей. Его окончательное завершение приходится на вторую половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши, и они тем самым утратили своё династическое единство. Итогом распада стало возникновение на месте Киевской Руси новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.

                2

          Здесь прослеживается  интересный исторический момент:  языческая древняя Пруссия и христианская древняя Киевская Русь  пали одновременно. А в корне события – одна, по сути, причина – христианство. Пруссы короля Видевута сумели создать и сохранять свое языческое государство  рядом с христианским миром целых пятьсот лет. Но польский король Болеслав Храбрый в отместку за убийство прусскими язычниками христианского проповедника епископа Адальберта и, а затем еще одного разгромил их святилища и открыл дорогу  европейской интервенции в эту страну. Король датский Кнуд Великий, король Дании, Англии и Норвегии, владетель Шлезвига и Померании из династии Кнутлингов, прошёлся огнём и мечом по Самбии. На протяжении XI и XII веков польские короли то и дело вводили войска в неспокойные земли пруссов.
        В начале XIII века римский папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против пруссов. На призыв откликнулись все польские рыцари-крестоносцы и влиятельные князья. Большой вклад в уничтожение пруссов внес знаменитый рыцарь Конрад Мазовецкий, чьи земли как раз граничили с прусскими. Несколько раз Конрад водил на язычников войско. Пруссы не сдавались и отвечали ещё более жестким сопротивлением. Так что князь решил избавиться от головной боли и переложить борьбу с язычниками на рыцарей Тевтонского ордена, уступив им Хелминскую землю — так в Польше именовали земли пруссов, в безвозмездное пользование на 20 лет. С восстаниями пруссов в Вармии было покончено. Другие прусские земли продолжали сопротивление до 1283 года. На заключительном витке борьбы с тевтонцами к восставшим присоединились даже местные князья, недовольные вторжением рыцарей в Польшу. Двадцать лет, на которые Хелминская земля была отдана в управление тевтонцам, давно закончились, но тевтонские рыцари не собирались возвращать полякам их земли. Напротив, они захватили польские территории, лежащие южнее земель пруссов. И в Вармии, и в других землях пруссов начинались поголовная христианизация и ассимиляция населения: на западе — с германцами, на востоке — с поляками. В Вармию потянулись переселенцы другого этнического происхождения. Через несколько веков жители Вармии уже не были язычниками и утратили национальную самобытность. В Хелминской земле заговорили по-немецки. О прусском языке напоминали только старые названия городов и сёл.
        Древняя Русь  вышла из язычества и приняла христианство в 988 году,  а в середине 12 века утратила свое единство и распалась на отдельные княжества. Что вскоре позволило монгольским ордам захватить русскую землю и владеть ею 250 лет. Но активно участвовали в расчленении Киевской Руси ее европейские «покровители», имевшие кровное родство с русскими князьями, которые  сразу после принятия христианства в спешном порядке устроили  династические русско-европейские браки своих детей и внуков. Получается, что христианство, к которому  русские прибегли ради  вхождения в новую  европейскую цивилизацию, обернулось против них! Правда, это не заставило русских отказаться от  веры в Христа даже под монгольским игом. Чего не скажешь о пруссах, которые  приняли новую веру, оказавшись побежденными христианами.
       В 1231 году крестоносцами был построен первый замок в Кульмерланде — Торн (с польского—«Торунь»), ставший наряду с Кульмом (с польск.—«Хелмно») одним из столпов могущества молодого тевтонского государства. Одно время крестоносцы даже планировали сделать Кульм своей столицей. В 1466 году в Торне был заключен мирный договор между Тевтонским орденом и Королевством Польским, по которому Кульмерланд возвращался Польше как часть Королевской Пруссии. В результате первого раздела Речи Посполитой (1772) Хелминская земля, за исключением Торуня, была присоединена к Королевству Пруссия. Торунь разделил судьбу остальных земель в 1793 году, во время второго раздела. В 1807-1815 годах территория входила в состав подконтрольного Наполеону Герцогства Варшавского. В 1815 году решением Венского конгресса из земель Варшавского герцогства было создано Великое герцогство Познанское, однако уже в 1817 году Хелминская земля была возвращена в состав Пруссии.
        Надо заметить еще один важный нюанс: хотя поляки с помощью Тевтонского ордена и заставили пруссов отречься от  почитаемого ими полтысячи лет язычества, они все-таки, не переставая бороться за свою самостоятельность,  изменили католическую религию с помощью монаха Мартина Лютера и стали не обычными католиками, а выделяющимися среди них лютеранами.
        Россия всегда  принимала очень активное участие в прусских делах и трепетно относилась  ко всему древнепрусскому и тому, что с ним связано. Конечно, это в первую очередь  законные земли  пруссов-Видевутовичей, за которые русские боролись, начиная с Ивана Грозного. Его борьба за Пруссию было  очень  настойчивой не только в длительной Ливонской войне, но и заключенном им первом браке. И то, и другое привело его, к сожалению, к поражению и уничтожило династию Рюриковичей.
       Вспомним, на ком был женат первым браком Иван Грозный – на Захарьиной-Юрьевой Анастасии Романовне, из рода Андрея Кобылы, потомка  кимврского короля Видевута. То есть, на очень родовитой «принцессе» из знаменитого  древнего рода. Их сын Федор Иванович, который правил после Ивана Грозного, был «наполовину» Рюриковичем, «наполовину» Видевутовичем. А по сути, представлял один и тот же древний народ – кривичей. Но если смотреть еще глубже, то, возможно, и кого-то из римской аристократии. Потому что совсем не фантастично предположить, что Видевут и Брутено, пришедшие в северную землю строить «Второй языческий Рим», были из тех представителей римской знати, которые отвергали потерю Великой Римской империи из-за  влияния  христианства и оставались верными своим богам, лелеяли мечу возродить  уничтоженную цивилизацию в дальних краях. А Рюриковичи также  приняли идею строительства великого государства. Но уже на христианской основе – Третьего Рима – новой Византии. То есть, Видевут и Брутено хотели видеть себя наследниками Западного, языческого, Рима, а Рюриковичи (после самого Рюрика-убежденного язычника) –  христианского Восточного. Интересно, что когда христианская Киевская Русь распалась, обращенные в христианство пруссы начали новую борьбу за свое государство, христианскую Пруссию. Они добились  колоссального успеха, опираясь уже на новую религиозную войну с Европой за реформацию католицизма - на протестантизм и лютеранство, независимые от католиков, обративших их.
         Не очень-то фантастично представить, что Романовы взяли фамилию для новой династии не из «семейных» соображений – по имени одного из «авторов» Смутного времени, Филарета Романова, а по имени  великого города на семи холмах – Рим (Рома), «давшего» в 6 веке имя  знаменитому прусскому святилищу Ромува (Ромове).
     Хотел ли Иван Грозный сменить династию Рюриковичей, женившись на Анастасии Романовой ради «узаконивания»  древнепрусского наследства на северо-восточные европейские земли? Вполне возможно. Стоило лишь зацепиться за великородную, по легенде Романовых, принцессу Анастасию – «Видевутовну», а исторические и идеологические корни тут же нашлись бы и были бы доказаны. И тогда можно понять, кто и почему отравил любимую жену Ивана Грозного – его же придворные, но с подачи европейских агентов и, возможно, при их участии.


Рецензии