Никита Богословский и Владимир Высоцкий

    …Осенью 2000 года автор этих строк попал на финал одного эстрадного конкурса, в жюри которого входил, среди прочих, Никита Богословский.
    Не познакомиться и не поговорить с патриархом отечественной музыки, знаменитым и великолепным композитором, было нельзя. Мэтра я встретил за кулисами концертного зала в сопровождении помощника (на тот момент Никите Владимировичу уже исполнилось 87 лет). Надо признаться, на свой почтенный возраст Маэстро не выглядел: подтянутая фигура, темные очки, смокинг, модные туфли, довольно энергичные движения и фирменная лукавая улыбка на устах Богословского. Удалось задать ему несколько вопросов, касающихся его творчества, и получить на них внятные и развернутые ответы. Ну и не мог я не спросить Никиту Владимировича о Владимире Высоцком – был ли он с ним знаком, слышал ли живьем его песни? «Был знаком, но немного. И не долго», – так звучал ответ на мой вопрос. Никита Богословский излучал добро и продолжал лукаво улыбаться…
    Богословского называют «Человеком-легендой» и «Королем розыгрыша», он сыпал афоризмами и сочинял веселые одностишия. Его именем названа малая планета. Среди наград Никиты Владимировича – орден Красной Звезды, французский орден «За артистическую деятельность», болгарский орден «Кирилл и Мефодий» I степени, он полный кавалер знака «Шахтерская слава».
    Композитор, дирижер, пианист, литератор-публицист и прозаик, Народный артист СССР Никита Владимирович Богословский (1913–2004) в представлении не нуждается: его имя и творчество прекрасно известны не одному поколению слушателей, зрителей и читателей. Им написано 16 оперетт, 8 симфоний, музыка к 60 кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам. Но популярность, славу и всенародную любовь ему принесли, конечно же, песни.
    Никита Владимирович автор знаменитых песен «Шаланды, полные кефали», «Темная ночь», «Песня старого извозчика», «Спят курганы темные», «Лизавета», «Любимый город», «Три года ты мне снилась», «Песня таперши», «Если ранили друга», «Иванушка-дурачок», «Песня об одиноком друге» и многих других еще при жизни обеспечил добрую память о себе. Многие композиции неразрывно связаны с фильмами «Два бойца», «Александр Пархоменко», «Истребители», «Остров сокровищ», «Большая жизнь», в которых они впервые прозвучали.
    О, пожалуй, самой знаменитой песне Богословского казахский музыковед, исследователь бардовской песни Наум Шафер писал: «Вероятно, стоит напомнить, что повсеместное распространение блатных песен сопровождалось реабилитацией некоторых опусов, созданных композиторами-профессионалами в соответствующем стиле много лет назад. Сколько неприятностей испытал в свое время Никита Богословский из-за песни «Шаланды, полные кефали» которую он сочинил для кинофильма «Два бойца»! Автора пытались отвратить от гибельных блатных увлечений и одновременно обвиняли в потакании дурным вкусам. И как композитор ни оправдывался, что у него и в мыслях не было преподнести публике эту песню как самостоятельный концертный номер, как ни доказывал, что «Шаланды» предназначены только для Марка Бернеса (в качестве музыкальной характеристики одного из «двух бойцов» – одессита Аркадия), – ничего не помогало. И лишь в 60-х годах музыковедам, наконец, надоело рассуждать об «интонационных грехах» песни, и она (очевидно, к немалому удивлению самого Богословского) вдруг взяла да и стала самостоятельным концертным номером. И вот уже Лариса Голубкина приспосабливает «Шаланды, полные кефали» для своего телевизионного «Бенефиса». И вот уже звучный оперно-эстрадный голос Муслима Магомаева пропагандирует эту «блатную» песню в Колонном зале Дома Союзов. Полное торжество песенного демократизма! Но торжество, вызывающее ироническое размышление о постоянных кренах в ту или иную сторону». (Н. Шафер, «О так называемых «блатных песнях» Владимира Высоцкого», «Музыкальная жизнь», № 20, 1989 г., глава «Почему "интеллигенция поет блатные песни"».)
    А коллега Богословского, композитор Георгий Свиридов в 1958 году писал в «Правде», что пластинки с песнями в исполнении Бернеса «являют собой образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» – от куплетов «Шаланды, полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма "Ночной патруль"».
    С «запретительством» Никита Владимирович столкнулся еще когда дебютировал в 1937 году великолепной музыкой к фильму «Остров сокровищ». Там прозвучали три песни, которые сразу запела вся страна. Две из них, «Песенка Дженни» и «Бей, барабан», появились вскоре в нотных изданиях и грамзаписи, а вот третья, «Песня пиратов», принесла молодому автору массу неприятностей. Дело в том, что ее взяли «на вооружение» любители зеленого змия: песня стала их своеобразным гимном.
    4 сентября 1946 года все газеты страны опубликовали «историческое» постановление ЦК ВКП(б) о второй серии фильма «Большая жизнь». В постановлении громили и драматургию, и режиссуру, и игру актеров, и музыку Богословского. Вернее, песни «Три года ты мне снилась» и «Наша любовь», якобы «проникнутые кабацкой меланхолией и чуждые советским людям». Лишь через десять лет Марк Бернес спел в концерте «Три года ты мне снилась»… (Интернет-сайт «Рravda.ru» pravda.ru, 4 июня 2003 г., Н. Куляева, «Никита Богословский: "Может, это стыдно, но я никогда не интересовался страной"», главы «Автора на вечерний спектакль не пустили» и «Кабацкая меланхолия чужда советским людям».) 
    В этой главе рассмотрим контакты Владимира Высоцкого и Никиты Богословского.
    Тот же Наум Шафер пишет: «Евгений Исаакович Клячкин в личной беседе со мной сказал: «Конечно же, король песни – это Дунаевский. Но все наши барды и менестрели, в том числе я, находились под сильным влиянием лирических песен Богословского, особенно в бернесовской интерпретации. Они покорили наши души и сердца своей безыскусственностью и лучезарной интимностью в отражении не только личных чувств, но и общественных проблем. Поэтому зря кое-кто пытается доказывать, что барды – это антиподы советской песни. Наоборот. Они просто направили ее по новому руслу. А в исполнительской манере взяли очень многое от Марка Бернеса…»
    Действительно, парадокс. Никита Богословский, лирик и острослов, создатель бернесовского репертуара (чего стоит только одна «Темная ночь»!), был крайне завистлив. Из бардов он выделял прежде всего Евгения Бачурина и всячески его пропагандировал. Почему? Да потому что песни Бачурина по своим мелодическим качествам никак не конкурировали с его творчеством. А песни Булата Окуджавы – конкурировали, да еще как!» (Интернет-сайт «Наум Шафер. Книги и работы» shafer.pavlodar.com, Н. Шафер, «Исаак Дунаевский и Владимир Высоцкий».)
    Шафер прав. «Когда Высоцкий был жив, за композитора его не считали. Да это и не было отдельной темой – музыка Высоцкого, стихи Высоцкого. Был Высоцкий, в котором все неразрывно объединялось – и слово, и нота. Это уж после его смерти стали разбираться, каким он был поэтом, каким композитором…
    Снисходительность плещет через край, когда оценивают его композиторские возможности. Богословский безжалостно определил: «Если взять его музыку в чистом виде, то примитивность ее очевидна».
    Не угадал Никита Владимирович с Высоцким, промахнулся». (Социальная сеть «Facebook» facebook.com, 27 августа 2020 г., Н. Андреев, «Энциклопедия "Высоцкий"», глава «Композитор. Сочинитель музыкальных произведений».)   
    Да, весьма скептическое отношение к способностям Владимира Высоцкого как композитора. В книге Бориса Савченко, «Авторская песня» (1987) читаем то же: «Н. Богословский считал, что "если взять его музыку в чистом виде, то примитивность ее очевидна"».
    Участвуя в опросе, приуроченном к 60-летию со дня рождения поэта, Никита Владимирович несколько по-иному и в общем положительно оценил музыкальные и певческие способности Владимира Семеновича: «Никто, как он, не пел. Тембр, его манера исполнения просто влезали людям в душу. И это было вполне закономерно и в кругах высокой интеллигенции, и среди простых рабочих. Я считаю это искусством, несмотря на свою невероятную простоту – искусством высоким! Я был с ним не очень хорошо знаком. Он, правда, бывал у меня с Мариной в доме три раза и никогда ничего не пил. Даже в те периоды, когда был в загуле. Не знаю, почему, может быть, из-за какого-то пиетета передо мной. Вообще он был очень славным, милым и умным мужиком». («О Владимире Высоцком», записал А. Саргин, «Аргументы и факты», № 4, 21 января 1998 г.)
    23 мая 2003 года на интернет-сайте Русской службы Радио «Свобода» svoboda.org размещена статья Е. Фанайловой «Исполнилось 90 лет композитору Никите Богословскому». Журналистка, в частности, пишет: «Богословский в брежневские годы получал государственные награды и не скрывал знакомства с Галичем, Высоцким и русскими эмигрантами».
    Владимир с юности знал песни, сочиненные Никитой Владимировичем. И даже однажды написал свой текст на одну из его мелодий! Сайт «Владимир Высоцкий. Произведения» wysotsky.com размещает текст песни Высоцкого «Помню, песенку эту исполнил мне кто-то…», сочиненный молодым поэтом в 1956 году. В комментариях к нему читаем: «Использованы размер и мотив песни Н. Богословского на стихи Н. Доризо «Помнишь, мама!..» (1954). Песенка предназначалась для капустника к 8 Марта».
    Пианист, композитор Левон Оганезов в интервью (2012) биографу поэта Марку Цыбульскому (США) (размещено на сайте «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru) рассказал: «С Володей я познакомился очень давно (в начале 1960-х гг. – А. С.). Я работал в Театре миниатюр. Там были очень хорошие актеры тогда, а режиссером был Поляков. Как артист он был не выдающийся, но режиссером был хорошим. И еще он был автором. В театре шла его пьеса «Расскажите вы ей…» Это такое сатирическое обозрение, пародия на то, как у нас в театре и кино показывали сельскую жизнь.
    Володя там репетировал роль колхозного сторожа, который ездит на роликовых коньках. Ему говорят: «Михеич, чего такой грустный?» – «Да вот, – говорит, – опять сигары не завезли…»
    Когда Высоцкий пришел в театр, мы практически сразу поехали поездом на гастроли в Свердловск (весной 1962 года. – А. С.). Я очень хорошо запомнил, как мы ехали на эти гастроли. В то время я учился в консерватории, не очень любил бардов, практически и не слушал эти песни. А Володя тогда уже пел. У него была одна песня, которую никто не знает, а я ее почему-то запомнил… Вы знаете, если бы Володя не был серьезным поэтом, он бы мог писать куплеты и пародии. У него пародийность ярко выражена была уже тогда. Там в поезде он пел такую песню:

                Я вхожу в большую светлую залу,
                За столом сидела молодая четкая судья,
                Она вела протокол, она мне сказала:
                «Ты мне – говорит, – Иванов, расскажи, как все получилося…»

    Это все исполнялось скороговоркой и было очень смешно. Там было еще вот так:

                Я влил себе в грудь бутылку «Столичной»,
                И пусть я буду наказан, как нахал,
                Пятнадцать суток дайте мне, я вел себя неприлично,
                И выражения всякие нехорошие я себе позволял…

    Какая-то длинная скороговорка, над которой все ржали. На сцене театра, как актера, я его не запомнил, а вот то, как мы два с половиной дня ехали в Свердловск, и он постоянно играл на гитаре и пел, это я помню очень хорошо.
    Отводили пару часов на сон – и все сначала. Все были молодые, крепкие, все выпивали и пели под гитару». («О Владимире Высоцком вспоминает Левон Саркисович Оганезов».)
    Интервьюер прокомментировал воспоминания Левона Саркисовича следующими словами: «Действительно, похоже на стиль раннего Высоцкого, но, как следует из статьи А. Семина «"Чужие" песни Владимира Высоцкого», слова эти – из песни Евгения Аграновича «Чуткая судья», музыку к которой в конце 1950-х гг. написал Никита Богословский».
    Об этой же истории с пением сообщает интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws в разделе «Биография Высоцкого», «Короткие воспоминания о Высоцком (архив)». Пользователь sio-min 24 февраля 2007 года рассказал: «Была тема «Эпизод о поездке с Высоцким», там обсуждали рассказ Левона Оганезова в телепередаче «В нашу гавань заходили корабли» о том, как Владимир Высоцкий в компании во время свердловских гастролей пел некую песню «Я вхожу в большую светлую залу…» Так вот – «нашлась пропажа»: это песня Никиты Богословского на слова Евгения Аграновича «Чуткая судья», причем Оганезов воспроизвел ее текст довольно точно. Что ж – почему б Владимиру Высоцкому летом далекого 1962-го и не спеть за рюмкой чаю этой песни?»
    Действительно, в одной из телевизионных передач «В нашу гавань заходили корабли» («6-й канал», 2002 г., ведущие Э. Филина и Э. Успенский) пианист Левон Оганезов спел песню Евгения Даниловича «Чуткая судья» («Вокруг меня большая светлая зала…») как «балладу, душевную, подмосковную», будто бы, слышанную им в 1959 (а не 1962) году, из уст Владимира Высоцкого и даже принадлежащую его авторству.
    Левон Саркисович – ошибается: Владимир Семенович этой песни не писал. Ее, как уже известно, сочинил в конце 50-х годов Евгений Агранович – вначале как стихотворный текст. Чуть позже на эти стихи написал мелодию композитор Никита Богословский, и в итоге получилась неплохая песня. 
    Никита Владимирович – автор музыки к художественному фильму-комедии реж. В. Дормана «Штрафной удар» (1963), в котором одну из эпизодических ролей – гимнаста Юрия Никулина (он же наездник Маслюков) исполнил молодой актер Владимир Высоцкий.
    О том, что Владимир Семенович написал текст на мелодию песни композитора, читатель уже знает. Вполне возможно, что и Богословский не брезговал «заимствованиями». 22 марта 2009 года пользователь Yurich на интернет-форуме «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws в разделе «Поем Высоцкого», «Песни на темы Высоцкого» написал: «В фильме 1971 г. «Алло, Варшава!» (муз. Н. Богословского) есть песня про Одессу. Плагиат, не плагиат, но очень похоже на «Дамы, господа» («Куплеты Бенгальского», песня В. Высоцкого, написанная поэтом для фильма реж. Г. Юнгвальда-Хилькевича «Опасные гастроли» (1968) и исполненная в нем автором. – А. С.). Даже рифмы те же. Но в общем – получилось хуже».
    «Конкурс «Пой песню, пой!» на лучшую юмористическую музыкальную композицию для детей в 1977 году проводился журналом «Крокодил», а точнее его разделом «Молодежный Сатиробус». Вел этот раздел в те времена еще молодой журналист Михаил Казовский. В жюри были видные деятели музыкальной культуры того времени. Председателем указывается Никита Богословский, в составе коллегии фигурируют такие имена как Валентина Толкунова и Владимир Высоцкий. И если Толкунова действительно была участницей жюри и даже исполнила одну из песен-лауреатов, то Высоцкий, дав согласие войти в состав жюри, по факту участия в его работе не принимал». (Интернет-сайт «Яндекс Дзен» zen.yandex.ru, страница «Журнал МУРзилка», 31 августа 2021 г., «"То ли еще будет, ой-ей-ей". История "Песни первоклассника"», раздел «Конкурс детских песен и первое исполнение».)
    Действительно, с 1 сентября 1976 по 1 марта 77-го года в Москве проходил организованный редакцией популярного в те годы сатирического журнала Всесоюзный конкурс «Сатиробуса» на лучшую шуточную молодежную песню «Пой песню, пой!» Судя по одноименной с названием конкурса публикации (скорее, анонсе культурного мероприятия в рубрике «Внимание: конкурс!») в одном из номеров журнала за 1976 год в состав жюри вошли, помимо названных фигур, также композитор Сигизмунд Кац и поэты-песенники Михаил Львовский и Михаил Танич. Интересно, что в «крокодиловской» заметке Высоцкого представили не только как актера московского Театра на Таганке, но и как ПОЭТА и КОМПОЗИТОРА! Михаил Казовский позднее в интервью Марку Цыбульскому признавался: «Действительно, в ходе предварительного телефонного разговора Владимир Семенович дал свое согласие на участие в жюри нашего конкурса и был утвержден в его составе, но накануне заключительного концерта, где подводились итоги, выяснилось, что его нет в Москве, и в заседании он не принял участия. Так что, по правде говоря, он в жюри только числился». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Владимир Высоцкий и Валентина Толкунова», 30 сентября 2016 г.)
    В 2018 году прошла онлайн выставка «Пушкин и Высоцкий», на которой в качестве одного из экспонатов демонстрировалось письмо из собрания Государственного культурного Центра-музея (ГКЦМ) Владимира Высоцкого (директор – Н. В. Высоцкий). Письмо – сопроводительная записка Никиты Владимировича Высоцкому к вырезке из одного из номеров французского журнала «Перископ» за 1976 год: «Дорогой Володя!
    Может быть эта страница из журнала «ПЕРИСКОП» пополнит материалы о Вашей деятельности, если Вы их храните.
    С приветом Никита Богословский (подпись). Москва, 28. 11. 1976 г.»
    Департамент культуры Москвы на интернет-сайте «Музейная Москва онлайн» museum-online.moscow разместил фотокопию экспоната.
    Теперь – об одном творческом сотрудничестве композитора и поэта. Отрывок из статьи Марка Цыбульского «Голос Высоцкого» (2002) (интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru): «Радиопостановка блоковской «Незнакомки», в которой Высоцкий сыграл роль Поэта, появилась при не совсем обычных обстоятельствах. Началось все с того, что композитор Н. Богословский написал к «Незнакомке» музыку и предложил А. Эфросу поставить пьесу с использованием этой музыки.
    Эфрос колебался. Ему нравилась музыка, но не стихи Блока. К тому же, блоковские пьесы пытались ставить на сцене многие, и всегда – неудачно. Богословский нашел выход – предложил поставить пьесу на радио.
    Вероятно, это был оптимальный вариант. Блоковские стихи воздушны и прозрачны, как тончайшая вуаль. Даже при самом совершенном исполнении стихов со сцены эта вуаль надевается на вполне земную основу, от чего страдает обаяние текста.
    Иное дело – радиоспектакль. Здесь мы сталкиваемся с тем весьма редким случаем, когда радиотеатр имеет преимущество перед театром настоящим.
    Вспоминает Ольга Яковлева, исполнившая в постановке роль Незнакомки: "В «Незнакомке» Блока Эфрос читал за автора, как в «Мартине Идене», а с нами были и другие актеры. Сначала мы не понимали, как это читать, потому что это же поэзия. Анатолий Васильевич нам сказал только одну фразу: «Читайте в ритме вальса». Он хорошо чувствовал музыку и хорошо знал, как читать поэзию. Володя это тоже хорошо понимал, а со мной было сложнее – я не понимала, что такое «в ритме вальса». Ну, в итоге так и порхали «в ритме вальса»".
    Спектакль записан в конце 1977 г., премьера состоялась 10 марта 1978 г. Отзывы на спектакль были, я бы сказал, осторожно-одобрительные…, но особых восторгов не было, как от спектакля в целом, так и от игры Высоцкого. Особняком стоит лишь оценка Н. Богословского: «Поэта великолепно и неожиданно сыграл Владимир Высоцкий – это была его последняя роль на радио». (Журнал «Театральная жизнь», № 8, 1983 г., стр. 24.)
    Композитор ошибся – была у Высоцкого еще одна радиороль. Правда, спектакль вышел уже после его смерти».
    «Блок оказывается таким близким интонационному строю Высоцкого и нервной ткани утонченного психологического искусства Анатолия Эфроса. Буффонадно-цирковое, шаржированное решение, предложенное музыкой Н. Богословского, было скорректировано двумя основными интонациями: высоким ладом Поэта – персонажа, обреченного «рассказать свою душу подставному лицу», и интонацией пародирующей, иронической. После прослушивания фрагментов радиоспектакля учащиеся отмечают, что перед ними возникает образ Поэта, ищущего не идеал красоты, а просто любимую женщину. И если при традиционном прочтении «Незнакомки» Поэту, спустившемуся на землю с заоблачных высот, не с кем говорить как с равным, то и земному, «обычному» Поэту в эфросовском спектакле тоже не с кем говорить на такой земле. И это еще страшнее. И голос Высоцкого-Поэта звучит спокойно и горько…» (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Б. А. Макарова, «В контексте школьной программы. Из опыта преподавания литературы в старших классах», глава «Одиннадцатый класс».)
    Из интервью с другим недобиографом поэта, переписателем Владимиром Новиковым:
    «– Предыдущим вашим героем был Высоцкий. Такое ощущение, что вы его Блоком как бы подпираете. Такое соседство кому идет в бонус, Высоцкому или Блоку?
    – Вспоминаю конец 70-х годов и невероятный по тем временам радиоспектакль «Незнакомка». Постановка Анатолия Эфроса, он же читает текст от автора – сдержанно, без театральности. Музыка Никиты Богословского – модернистская, с мистическим налетом, на грани лиризма и гротеска. Вот в уличном кабачке появляется Поэт: «Вы послушайте только! Бродить по улицам, ловить отрывки незнакомых слов. Потом – прийти вот сюда и рассказать свою душу подставному лицу».
    Кто исполнитель? Господи, да это же Высоцкий! Это было нечто. Актер получил классный бонус, приняв участие в столь эстетном представлении. Но не меньший бонус получил и Блок, персонаж которого был озвучен самым знаменитым в стране голосом. В общем, хорошо они подперли друг друга в историческом времени». (Интернет-сайт книжного издательства «Молодая гвардия» gvardiya.ru, 21 августа 2010 г., Дм. Бавильский, «Владимир Новиков: «Трудно быть Блоком…» После жизнеописания Владимира Высоцкого известный критик выпустил биографию Александра Блока»: интервью.)
    «Десятого июля (по другим сведениям – 10 марта 1978 года. – А. С.) на радио состоялась премьера блоковской «Незнакомки» в постановке Эфроса. Своеобразная постановка. Сам режиссер читает текст от автора и несколько стихотворений, добавленных сверх пьесы, – сдержанно, без театральности. Музыка Никиты Богословского – модернистская, с мистическим налетом, на грани лиризма и гротеска. Незнакомка – Ольга Яковлева, а в роли Поэта – Высоцкий, ведущий свою интонационную партию на полутонах, с аристократической сдержанностью. Этот спектакль выйдет еще альбомом из двух пластинок». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, В. Новиков, «От Глеба Жиглова к Дон Гуану».) (Да, да, у «околобиографа» Новикова именно так – «Жиглова».)
    Итог дискуссии подводит все тот же Владимир Новиков: «Когда в 1977 году А. В. Эфрос поставил радиоспектакль (ставший также дискоспектаклем) «Незнакомка» с музыкой Н. В. Богословского, Высоцкий оказался очень органичен в роли Поэта». (Вл. Новиков, «"Эта муза…": Блок и Высоцкий – на фоне Пушкина» в сборнике «От Кибирова до Пушкина [Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова]» (2011).) 
    В 1983 году Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» тиражом 2000 экземпляров выпущены два виниловых диска-гиганта [2LP] «Александр Блок (1880–1921). К 100-летию со дня рождения А. А. Блока. «Незнакомка». Пьеса в трех видениях». На обороте конверта пластинки читаем: «Музыка Никиты Богословского. Постановка Анатолия Эфроса. Действующие лица и исполнители: От Автора – А. Эфрос, Незнакомка – О. Яковлева, Поэт – В. Высоцкий, Звездочет – А. Песелев, Голубой – М. Козаков, Господин в котелке – А. Грачев, Посетители кабачка, гости в гостиной, дворники – артисты Драматического театра на Малой Бронной, Вокальные номера – О. Анофриев. Государственный оркестр кинематографии, дирижер Н. Богословский. Запись Всесоюзного радио, 1977 г.»
    Трек-лист:
    1. Вступление. Никита Богословский, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Анатолий Эфрос (Никита Богословский – Александр Блок, Анатолий Эфрос), 02:17.
    2. Первое видение. Владимир Высоцкий, Никита Богословский, Олег Анофриев, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Анатолий Эфрос (Никита Богословский – Александр Блок, Анатолий Эфрос), 24:42.
    3. Второе видение. Владимир Высоцкий, Никита Богословский, Олег Анофриев, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Анатолий Эфрос, Аркадий Песелев, Михаил Козаков, Ольга Яковлева, Анатолий Грачев (Никита Богословский – Александр Блок, Анатолий Эфрос), 20:15.
    4. Третье видение. Владимир Высоцкий, Никита Богословский, Олег Анофриев, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Анатолий Эфрос, Ольга Яковлева, Аркадий Песелев (Никита Богословский – Александр Блок, Анатолий Эфрос), 18:35.
    Пересекались поэт и композитор не только в Москве, но и во Франции. Интернет-портал «Личная библиотека В. Высоцкого on-line» wysotsky.com сообщает: «Под номером 96 в Каталоге личной библиотеки Владимира Семеновича значится книга Богословский Н. В. Тысяча мелочей: Рассказы и фельетоны. – М.: Искусство, 1973. – 96 с.: ил. с дарственной надписью композитора: "Милым моим Володе и Марине с самыми нежными на добрую и бодрую. Никита Богословский. Париж, 23. V. 79"».
    Сохранилось фото: Никита Богословский, Владимир Высоцкий, Евгений Геворгян, Виктор Павлов и Аркадий Арканов на творческом вечере писателей братьев А. и Г. Вайнеров в Центральном Доме литераторов имени А. А. Фадеева. Снимок сделан фотографом ЦДЛ Михаилом Пазием 20 января 1980 года.
    «Вечер был теплым, душевным, народ постоянно хохотал. На сцену выходили тот же Аркадий Арканов, Никита Богословский, актер Виктор Павлов, сыгравший Левченко в «Месте встречи», Евгений Геворкян, написавший, по его словам, для фильма три часа музыки – все говорили замечательные слова. А вел вечер поэт Григорий Поженян». (А. Орехъ (Кравченко), «Один Высоцкий» (2021), глава 35 «Последний январь».)
    Добавим: прочитал стихотворное посвящение Вайнерам и исполнил шуточную «Песню торговца ташкентскими фруктами с Центрального рынка» на вечере и Владимир Высоцкий.
    В 1983 году на Центральном телевидении состоялась премьера документального фильма «"Я возвращаю Ваш портрет…" История советской эстрадной песни» (реж. В. Виноградов, ведущий А. Миронов). В квартире Леонида Осиповича Утесова знаменитые эстрадные исполнители вспоминают, как все начиналось: первые записи, первые съемки, атмосферу, зрителя, весну своей молодости…
    В картине принимали участие Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Мария Миронова, Рина Зеленая, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Никита Богословский, Марк Фрадкин, Ян Френкель, Зиновий Гердт, Андрей Макаревич и группа «Машина времени».
    В интервью (2005) Марку Цыбульскому кинорежиссер Владислав Виноградов рассказал: «Когда я снимал картину «Я возвращаю Ваш портрет…», туда я все-таки Володины «Кони привередливые» вставил. «Кони» записаны на кинопленку 16 апреля 1980 года в Ленинграде, на Малой сцене БДТ для моего документального фильма «Я помню чудное мгновенье…» (1980)». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, М.  Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Ленинграде» (2006-17), глава «1980 год», «Последняя съемка».)


Рецензии