О познании и развитии, 3. Обращение к другу

Даже и «дилетантские» труды, гипотезы и теории, которые еще не в силах осмыслить академическая наука, должны иметь возможности для публикаций и обсуждений. И не только лишь в Интернете.
Иначе сфера необъяснимого будет расти много быстрее сферы «понятного». И мы опять опустимся в потемки религии, место которой займет «наука». А по сути, она его уже у нас занимает.

Мир един. Но объяснять его можно в разных системах понятий – материалистических или идеалистических, атеистических или религиозных.
Но в любом случае, надо признать, что мы, люди, - органические части единого мира, точно так же, как и все сущее вообще.
Мы – высшее или одно из высших его проявлений. И Мир или Бог, что, в общем, одно и то же, создал нас для того, чтобы продолжить Творение. Уже – на уровне разума, осознанное Творение, а не бессознательное, ведомое игрою случая с необходимостями, каковое уже исчерпало все собственные потенциалы.
Смотреть, слушать и осязать – нашими органами ощущений, вкупе со всей Природой.
Осознавать и познавать мир - нашим разумом, изменять, развивать его по нашим замыслам – нашими человеческими руками.
Используя все силы и средства мироздания, которые Мир и Бог нам вручают. С чистым сердцем и доброй волей!
И вот, когда разум войдет в материю повсеместно… мы действительно сможем творить – силою духа, везде во Вселенной!

Каждый выбирает себе «реальность». Самостоятельно мыслящий человек создает – собственную.
Полагаю, мы рождены в этом мире, чтобы сделать в нем что-нибудь, продолжить Творение. Причем не только силою мысли, но и руками.. Иначе бы, рук у нас не было, ног и всего остального.
Или вы полагаете, уходя в «нирвану», мы открываем для себя нереальность нашей телесности? И открываем иные способы воздействия на Вселенную?
Что ж, может быть.. Но истина, не сомневаюсь, где-то посередине, широка и неоднозначна!

Мир не только что двух, трех или четырех мерен.. шести, семи мерен… мы будем «меры» узнавать с мерой познания нашего.. и их будет становиться все больше.

Какая обезьяна - "нормальная"? Остающаяся обезьяной?)
Отборы, естественный и понятийный, фильтруют мутации неисчислимые. Остаётся жизнеспособное.
Если остался человек, эта мутация, значит у нее был смысл стратегический. В продолжении Творения мира. Познания и развития.
То же самое и сейчас.
Критерий один. Остаётся то, что несёт максимальные перспективы развитию Единого Целого. Все остальное - пробы бесчисленные.
Бог и мир пробуют всё, но остаётся лишь то, что выдерживает конкуренцию стратегического развития - Единого Целого.

Прогресс-то все-таки есть, количество информации во всех областях науки, культуры, искусства увеличивается. Увеличивается и объём долговременной памяти на цифровых носителях.
Как ни говори, но увеличивается и средний объём оперативных памятей - образованность у людей. Если брать среднего, среднестатистического человека.
Другое дело, куда мы идём? Есть ли стратегия? И правильна ли она, если есть?

Человек появился с возникновением речи. Письменность возникла позднее.

Что ж, соглашусь с вами. У вас есть своя логика.
Начнем с простого. Развивается ли, например, атом? Водорода? Весь наш опыт показывает, что навряд ли.
А скажем, комар? Нет, комар рождается и умирает. И так всё живое, любой живой организм, от инфузории до человека.
И озеро не развивается, по крайней мере, неограничено.
Пушкин? Его давно уже нет. Может развиваться память о нём, но не обязательно.
По большому счету всё, что рождается, умирает.
Что же можно назвать развитием?
На мой взгляд, под развитием, говоря простыми словами, можно считать прибавление качеств.
Сразу встает вопрос - к чему?
К атому ничего не прибавишь. Если добавить электронов и позитронов, это будет другой уже атом, другое качество. Нельзя сказать, что из водорода путем прибавления частиц развивается, скажем, железо или плутоний.
Комар развивается из личинки, откладывает яйца или что там, точно не знаю, за комаром не слежу, но потом – умирает, превращается в прах. И развитием, даже в лучшее его время, когда появляются крылья, это не назовешь. Потому что ничего нового не происходит, так было тысячи, миллионы, может быть, лет с неисчислимым количеством комаров. Хотя они, наверное, за эти долгие времена получили какие-то новые качества – популяция в целом.
Можно ли это назвать развитием комаров как видового сообщества насекомых? Вот, полагаю, что да.
Ну, и в целом природа – эволюционирует, развивается, от простейших существ, появившихся 3-4 миллиарда лет назад – до человека. Это эволюция жизни, природы, и это развитие форм жизни, а значит, материи. Если брать в целом Природу, сложно с этим поспорить. Нет?
Если брать неорганический мир, тоже всё-таки развитие ещё и до жизни шло по пути (по крайней мере, в нашем участке вселенной) всё большего усложнения структур, благодаря чему, в конце концов, и зародилась жизнь на Земле.
Таким образом, просматривается сквозная цепочка развития материи – от простого к всё более сложному. Всё это можно свести к появлению всё новых и всё более сложных качеств. Пирамиды качеств, в широком основании которой простейшие качества, выше – всё более сложные.
Расширяется основание системы вовлеченной в развитие, т.е. связываются всё большие количества материи по массе, энергии, соответственно поднимается пирамида качеств.
Я это структурирую как эволюцию, развитие информационных систем. Собственно, вся наша планета – совокупность и суперпозиция вложенных и взаимодействующих информационных систем на разных уровнях иерархии.
Каждая информационная система (ИС) – функция от трех аргументов: материального, идеального и активного. Развивается ИС в целом, развиваются и все три аргумента.
Под развитием понимаю:
Переход от хаотического движения материальных образований, участков материи друг относительно друга ко все более упорядоченному, детализированному, сложному, многообразному и далее - к движению сознательному во все больших масштабах: планета, звезда, галактика - это развитие.
Мы живем в эпоху перехода от бессознательного к сознательному развитию. Человек появился в момент, когда бессознательные пути в основном были исчерпаны. Наша задача - дальнейшее, осознанное развитие мира.

Как можно характеризовать ступени развития?
Удобно использовать категорию исчерпывающей информации. Это информация, минимально достаточная для однозначного описания любого объекта или явления, материального или же идеального. Численно она равна интегралу не дублирующих друг друга качеств в выделенном участке материи.
Ну и так далее. Все определения, а также как происходит развитие, описание всех этапов – до появления жизни, как она зародилась и далее развитие жизни, появление человека разумного – всё это можно найти в указанных здесь статьях, выставленных на ФШ.
Спасибо за вопрос!

Почему я говорю, что «заложено стремление к творчеству»? Потому что мир бесконечно пробует, пробует всё, но вслепую. Остаются только лучшие воплощения – в результате отбора, наиболее жизнеспособные.
Задача разума вполне очевидна - отбросить ненужные уже пробы, осуществлять целенаправленное развитие – расширение сферы качеств.

«Соглашусь. Но этого мало. Я взял и привязал на ёлку бантик. Бантик - новое качество. Но можем ли мы говорить, что новогодняя елка - развитие природной елки? Вопрос упирается в проблему: какими критериям должно удовлетворять прибавляемое качество?»
Сергей Борчиков

Прибавленное новое качество должно улучшать критерии выживаемости системы.
В этом смысле «бантик» не поможет ёлке после новогодних праздников отправиться на помойку.
И Новогодняя елка не является самостоятельной информационной системой – как животное, человек, общество. Даже и атом.
Елку наряжает человек, она уже мертвая, это эклектика качеств, собираемых искусственно человеком.
В отличие, кстати, от ёлки растущей в лесу, на почве. Самостоятельно.

«что я должен делать, чтобы начать развивать мир? Если мы пока даже не определили окончательно, что такое развитие.»

Внутри каждого есть подсказка.)
На мой взгляд, человек является в мир не случайно, но для исполнения определенной, заданной ему миром миссии. И можно узнать, угадать эту миссию – в своей главной Мечте. Вот, исполняя собственную Мечту – именно то, к чему ощущаешь бОльшую расположенность ума, сердца, души, те таланты, которые открываешь в себе, и есть подсказка как и где ты должен продолжить Творение.
Продолжая Творение через осуществление личной Мечты, люди осуществляют развитие мира.

Поэтому я и говорю о творчестве - как спасении.)
Борьба ---> труд ---> творчество ---> творение --->
Это этапы восхождения по лестнице эволюции. А массовая культура, зомбирование, "глобализм" - путь в тупик эволюции. А в тупике - Ошибка, апокалипсис.

Проект "Вселенная, базирующийся на Теории информационных систем, как раз об этом. Да, вижу, прошло 20 лет, а философы все ещё не созрели. Ну, что ж... Морлоки, значит, такие.)
Боюсь только, ещё 20 лет не будет. Ни у кого.
Ну да как-нибудь... Может, инопланетянин поможет какой-нибудь... Спасти "девочку" человечества.)

"К определению развития
Ни одна елка в мире не растет в абстрактных условиях, самостоятельно. Только вылез росток, прошел лось и сломал его. Или только подросло деревце, начался пожар и обжег его. Или началось глобальное потепление, и все елки снова сменили иголки на листья. И т.д. Чем бантик, навешиваемый человеком, отличается от "бантиков", навешиваемых на елку лосями, пожарами, климатом, химсоставом почвы и т.д. Мы ушли от главного ответа. От поиска критерия: какое качество считать имманентным самой вещи, характеризующим ее развитие, а какое внешним (манентным) довеском к ее просто изменению?
Если возвратиться к определению развития, то мы с Вами согласились уже в трех моментах.
Для развития необходимо:
1) приращение имманентного качества (только не дали критерия, в чем оно),
2) усложнение и восхождение объекта или системы по уровням (только не определили, какой уровень считать уровнем развития, а какой просто обычным умножением и усложнением),
3) наличие "миссии" или, говоря объективно, цели (телеология), к которой направлено развитие. Без цели никакое движения и изменение не может квалифицироваться как развитие.
Но с последним моментом исследование остается пока на поэтическом уровне. Ибо вместо философских (онтологических и гносеологических) критериев Вы предлагаете эту миссию развития.
...угадать... помечтать... ощущать сердцем, душой... и т.д.
совершенно не объясняя, каким образом моя "личная Мечта" и ее реализация окажутся именно Целями для елки или лося, русской поэзии или русской государственности, я уж не говорю для существования Вселенной, которой немечтающие физики предрекают всё же не развитие, а затухание, сжатие до размеров чёрной дыры и смерть - по алгоритму цикла жизни обычного комара: зарождение (Большой взрыв) - расцвет (настоящее время) - старение - смерть.
Предлагаю всё же поискать ответы на два первых вопроса и более серьезно углубиться в третий вопрос - онтологию и гносеологию целеполагания."
Сергей Борчиков

Хорошо. Я вообще-то довольно основательно и последовательно расписываю всё это в пяти выставленных на ФШ статьях:
- Проект "Вселенная";
- Эволюция информационных систем;
- Философия развития;
- Определение человека;
- Законы развития.
А также в записях. Будут статьи и ещё.

Но попробуем суммировать коротко по вашим вопросам.
О ёлке. Отдельная ёлка, как и разбираемый раньше комар, являются самостоятельными информационными системами, условно ограниченными от прочей материи по своим высшим взаимосвязям, замкнутым на себя по некоторым критериям жизнедеятельности и обращенными по другим вовне, опять же для обеспечения жизнедеятельности. Как, впрочем, и атом, тоже условно ограниченный по своим высшим взаимосвязям, имеющий как внутренние, так и внешние характеристики своей ИС.
Новогодняя ёлка с игрушками не является самостоятельной информационной системой, тем более активной ИС. Таковой она является только в совокупности с человеком или несколькими, множеством человеков.
О развитии отдельного комара или ёлки, тем более новогодней, мы уже разбирали. Это бессмыслица.
Речь о популяциях, как минимум. А по большому счету об эволюции, развитии целостной многоуровневой информационной системы, типа Земли с зародившейся на ней жизнью и возникающим разумом.
Таковая целостная ИС, ограниченная по своим высшим взаимосвязям, является совокупностью и суперпозицией неисчислимого множества вложенных в неё ИС различных уровней иерархии развития - от атомов и молекул, тел - до живых существ, их общностей и совокупностей, включая человека и человечество.
Безусловно, корректно говорить о развитии именно такой Глобальной ИС. Я это называю рождающейся новой Вселенной. В бесконечной и вечной вселенной время от времени рождаются Вселенные - там, где материя начинает осознавать себя.
Всё это у меня подробно расписывается в статьях.

Развитие происходит в результате игры бесконечного поля случайностей всех уровней иерархии с уже сущими необходимостями (объективными законами физическими, химическими, биологическими, социальными и прочими). Среди всевозможных ИС, выживают и эволюционируют, видовым образом, как качество развиваются среди других наиболее жизнеспособные. На всех уровнях иерархии структур - от атомов до человеческих общностей.
Новое рождается непрерывно, но запечатлевает лицо своё только то, что рядом с другими объектами, субъектами, общностями, качествами имеет некоторые преимущества выживаемости. Это конкурентная среда.
Удачные новые качества закрепляются и сохраняются. Удачные - энергетически, информационно и прочее.
Любая ИС может разрушиться изнутри или извне. Извне - при воздействии, превышающим прочность высших внутренних взаимосвязей. Изнутри - по внутренним законам жизненного цикла или Ошибки.

"приращение имманентного качества"
- это повторение существующих уже качеств. От этого исчерпывающая информация не увеличивается.

"усложнение и восхождение объекта или системы по уровням (только не определили, какой уровень считать уровнем развития, а какой просто обычным умножением и усложнением".

Уровни: атомы, молекулы, тела, организмы, человек, человеческие общности. Это по-крупному.
Развитие происходит при появлении новых качеств, абсолютно новых для Глобальной ИС - нашей Вселенной, на Земле. А можно считать и для более низких уровней ИС, например, государств. Но это будет развитие государства, возможно, повторяющего уже чей-то путь.
Критерий развития можно называть абсолютным, строгим только по отношению к абсолютной системе отсчета - суб-станции и в рамках ИС, ограниченной по своим высшим взаимосвязям. Чем выше уровень рассматриваемой ИС, чем их фактически меньше (т.е. они на самых высших ступенях развития), тем ближе критерий развития к абсолютному - относительно нашей Вселенной.
Можно еще рассматривать относительно вселенной, вечной и бесконечной - появление новых качеств. Это будет абсолютным развитием. Все остальные можно считать относительными.
Но нас интересует наша Вселенная, земля, и мы поэтому спускаемся ступенькой ниже и рассматриваем относительно нашей Глобальной ИС.
Если кто-то хочет рассматривать относительно, например, своего государства, здесь те же критерии - но они относительные именно своего государства.
То же о любых общностях.
И, в конце концов, о комаре. Если рассуждать относительно его ИС, она возникает, развивается, приобретая новые жизнеспособные качества, потом исчезает - по законам внутреннего функционирования или воздействия извне, превышающего прочность внутренних взаимосвязей системы (прихлопнули).

В чем смысл этих всех рассуждений? На мой взгляд, он очевиден. Даются критерии, ориентиры развития. Это - накопление исчерпывающей информации, появление и создание новых качеств. Это общий, единый подход ко всем сущностям - ИС, органическим и неорганическим, живым или нет, разумным или не очень.

А что касается объективных "схлопываний", черных дыр, пока что всё это гипотезы. На мой взгляд, Вселенная в бесконечной вселенной может развиваться НЕОГРАНИЧЕНО, включая в сферу всё возрастающих и новых высших своих взаимосвязей все новые квоты материи. Именно разум сознательными своими действиями препятствует уже даже сейчас возрастанию энтропии. Пока на Земле. Почему же потом не в пределах нашей звезды, Солнечной системы, галактики и многих галактик?

Цель? Это нескончаемое развитие и познание сущего, отождествление своих личных целей с неосознанными целями мира, материи, отождествление себя с разумной материей. Или Богом - для кого это удобнее.
В боге рождается, осознаёт Себя Бог, во вселенной - наша Вселенная. Это одно и то же.)

Зачем что-то удалять? Это наша история.) История мысли. Или нет?)
Под развитием, и это я говорю во многих местах, понимаю накопление исчерпывающей информации. А она, исчерпывающая информация, суммирует сущие качества. Вот когда их количество увеличивается.. за значимый промежуток времени, запечатлеется в объекте развития, рассматриваемой информационной системы, например, нашей Вселенной, это и есть развитие. Развитие этой конкретной системы. На любом из уровней иерархии структур.

Вы говорите ровно о том же, о чем говорю и я. У меня есть отдельная глава "Главный вектор развития".
Кроме этого, развитие происходит не просто так, а в результате понятийного и естественного отборов. Если говорить о материи в форме жизни.
Так же я говорю о равномерном или неравномерном развитии многомерной сферы качеств. Равномерное развитие сферы качеств по всем направлениям и есть гармоничное развитие.

Вы выбрали очень узкий период времени. Я под развитием понимаю возникновение, скажем, из ничто или хаоса всё более сложных структур, располагающих всё большим количеством исчерпывающей (не дублирующейся) информации.
А почему вас не устраивает такой подход?

«Прогресс и регресс относительные человеческие категории.»
Да, относительные. Но они относительны сущностей намного более простых, нежели мы. Таких, как элементарные частицы или субстанция. Если возникают объекты или субъекты более сложные, совершенные, с новыми качествами, позволяющими больше вкладывать информации в окружающую более простую среду и больше из не информации извлекать, разве это не развитие, не прогресс?
И наоборот, если самые сложные, совершенные, информационно влиятельные объекты и субъекты исчезают, разве это не регресс?

Объективной реальностью мы называем то, на что способны влиять. И влияем, физически ощущая это влияние в бытие. А не то, что придумываем от скуки или же для забавы, но что не имеет и не может иметь последствий для нашего бытия.

Согласен с вами. Реальность можно подразделить на реальность, данную нам в ощущениях и реальность потенциальную.
Расширению нашей реальности, по сути, и посвящен Проект «Вселенная».
В бесконечной, вечной вселенной процесс познания и развития, количественного и качественного - строительства нашей Вселенной, теоретически может быть неограниченным. А следовательно, неограниченной или всё большей может стать и наша реальность.

Хороший вопрос. Я имею в виду, что сфера понятий, начиная с некоторого уровня, например, психики, а может и ранее, может проигрывать варианты связей внутри себя, будучи от части независимой от реального, материального мира. Создает некоторые связи между ранее выработанными понятиями, которых нет в мире реальном. А потом целенаправленно вносит эту новую наработку в реальность.
И наоборот. Мир реальный всегда в чем-то опережает сознание, психику, любую сферу понятий. К которой стремится соответствующая понятийная сфера. По мере сил.)
И вот взаимоподтягивание идеального к материальному и, наоборот, материального к идеальному – объектов и связей «понятий» к объектам и связям реальности, у которой нет «я», и являет собой процесс взаимосвязанного развития мира. Материального, идеального и активного.

Конкретный пример? Вся деятельность человека, абсолютно любая.
Мы проигрываем в сознании варианты своих действий, составляем план и затем воплощаем его в материальное. Т.е сначала «я» работает с объектами идеального мира, а затем с объектами мира материального. Это изменение, развитие материального.
И наоборот. Проводится любое исследование, «я» снимает характеристики объектов мира материального и вносит их в свой мир идеальный, сознание. Это познание, изменение и развитие идеального..
То же самое делают и животные, только в меньших объемах, соответственно ступеням в иерархии развития своих информационных систем.
Так у живых организмов во взаимодействии материального и идеального через активное («я», активная инстанция) происходит познание и развитие мира.


Рецензии