Камилла. Роден. Вечная весна

«Вечная весна», или «Зефир и Земля». Роден  передал тончайшие оттенки чувств своих героев, захваченных вихрем человеческих страстей.

...ОНА, вспорхнув мотыльком, появилась на  пороге  мастерской скульптора, озарив пространство и  время  сиянием   темно-синих глаз.
 Копна золотистых волос, чувственные губы  юной красавицы  -  поразили  наповал и  бородато- лохматого ремесленника с начальным  образованием,(Родена 43-х лет)... своей свежестью, красотой, уверенностью.

Нет, это не девочка пришла на  почасовую работу  натурщицы, не робкая  курсистка академии.

СИЛЬНАЯ,  ЯРКАЯ,  ТАЛАНТЛИВАЯ, ОБРАЗОВАННАЯ   ЛИЧНОСТЬ - заполнила  светом  потаённые  уголки души!

...ЛЮБОВЬ с первого взгляда. Встреча с юной барышней вызвала в душе скульптора бурю эмоций и чувство робости.  Камилла  поняла, что это надолго.

Великий скульптор часто появлялся со своей юной возлюбленной на приёмах и гордился своей начитанной, красивой и оригинальной в своих суждениях барышней.


...Еще в детстве в Камилле открылся талант, граничащий с гениальностью — талант ВАЯНИЯ.
Она уговаривала всех родственников позировать ей.

Строгая мать кипела от негодования, «неправильного» увлечения дочери, удел девушки из буржуазной семьи того времени - замужество и воспитание детей.

Камилла  стремилась к бОльшему,- её облик, нрав дышал дерзостью и решимостью.

Отец, - разделяя выбор дочери,( до конца
своих дней будет  поддерживать  ЕЁ)...

В 1881 году родители расстаются,  мать с детьми переезжает в Париж в район Монпарнас.

Камилла в 17 лет поступает в  частную академию Коларосси на обучение к скульптору Альфреду Буше.

Высокое качество преподавания и весомая дань свободе привлекали в Академию художников и скульпторов не только Франции, но и США, Англии, Новой Зеландии и России.
Женщинам в ней разрешено было писать и лепить даже с оголенной мужской натуры.

Буше представляет свою лучшую ученицу директору школы изящных искусств Полю Дюбуа, увидев работы,тот предположил, что Камилла обучается у Родена, хотя юное дарование из  провинции - не знакомо с ним.

...Судьба  прочерчивает знаковую  линию в жизни Камиллы: Буше уезжает в Италию, а ОБУЧЕНИЕ воспитанниц продолжает РОДЕН, оценивает по достоинству талант девушки, (впечатляет одна из лучших ее работ — гипсовый бюст любимого брата Поля).

     Камилла работает у Родена в мастерской, пропадая ночами, сообщая домашним,что ей приходится задерживаться допоздна из-за огромного количества работы,и, (навалившихся  страстей свободной  любви).

  Роден доверяет ей, позволяя завершать собственные скульптуры, создавать их части,(позднее, ставит СВОИ подписи и на лично выполненных работах Камиллы)...

На 13 лет —  она станет   МУЗОЙ со  всеми  удобствами: моделью, другом  ЕГО КОЛЛЕГОЙ по  ВАЯНИЮ,  любовницей,  источником вдохновения, носительницей знаний и идей.


"От разлук не зарекайтесь,
От себя - не убежать.
Сердцем в чувствах окрыляйтесь -
Мотыльком в любви сгорать".

 
...Роден,к которому  спустился  трогательный
мотылёк, лаская нежными  крылами, даря  земную ЛЮБОВЬ, наслаждаясь ШАНСОМ от БОГА  - изображает  ЕЁ обнаженное тело, прекрасное и новое.

Благодаря  юной Камилле в XX веке появился современный идеал женских пропорций — стройный и летящий…
   
    ОНА стала прообразом многих его работ: тогда, в середине 80-х годов XIX столетия, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь.

Известные из них «Вечный идол» и  «Поцелуй»,
"Вечная весна" – самая дорогая скульптура Огюста Родена из когда-либо проданных на аукционах, одна из самых известных работ скульптора, которая высечена из цельного куска мрамора.
«Вечная весна»  - заметное усиление эротизма в сравнении с ранними работами Родена; движения и позы более откровенные, что может быть результатом взлёта пережитых  чувств автора и принятых новых форм изображения в мастерской скульптора: модели могли двигаться свободно и раскрепощенно.

Мастер говорил: "Скульптура не должна быть оригинальной, все, что ей нужно – это жизнь. Я всегда считал, что движение – главная составляющая скульптуры и во всем, что я создавал, я пытался достичь этого."

Роден покупает особняк Фоли-Небур. Некогда здесь проживали свою любовь Жордж Санд и Альфред де Мюссе.

Камилла покидает отчий дом, снимает квартиру поблизости от особняка на бульваре Итали.
Наступают лучшие и романтические моменты любви Клодель и Огюста.
    Хотя, Роден продолжает жить на два дома: Камилла - его страсть и вдохновение, подмастерье, а Роуз — семейный очаг и комфорт.         

   Огюст и Клодель уже НЕ были нежными и безоблачными любовниками, как раньше, не  стали и соАВТОРАМИ, как
 чета  СКЛОДОВСКИХ -  КЮРИ.

Самобытный, талантливый  ваятель - Камилла Клодель оставалась в тени любовника, что унижало ее амбициозную натуру, рассказала брату Полю(дипломату, поэту, художнику и писателю), что Роден подписывает ЕЁ работы своим именем… (А это  уже предательская  ПОДЛОСТЬ  соавтора).
Поль не понимал этих отношений.

    Потрясения в жизни Камиллы идут  чередой: её долгожданная беременность у Родена не вызвала восторга,несчастный случай привёл к потере ребенка и дальнейшему бесплодию.
Сильнейшая депрессия — Камилла и Роден расстаются.

НО, "рождаются" прекрасные скульптуры Клодель: «Бронзовый вальс», - аллегория ее разрыва с любимым. (В изломе двух танцующих фигур не только страстность чувств, но и их болезненность). «Зрелый возраст», изображающий мужчину и уводящую его старую женщину от молодой, молящей не уходить девушки.

      Она не смогла пережить сердечную трагедию: начинают проявляться психические отклонения, брат женился и уехал с дипломатической миссией в Китай, Камилла живет не выходя их своей мастерской.

Совершенно одна,только отец продолжает помогать своей любимой дочери не смотря ни на что, до конца  своих дней...через несколько дней после его похорон, по инициативе Поля, Камиллу определяют в психиатрическую клинику, где и пройдут все 30 лет ее жизни…
      

«Бунт против природы: женщина-гений!» - сказал известный критик Октав Мирбо о Камилле Клодель - блестящем скульпторе своего времени.



"Мой стих, как ручеёк, негромок,
Журча в низине у седых вершин.
Навряд ли в будущем потомок
Припомнит водолеевский кувшин -

Один из двух, а, может, оба,
Что звёздной ночью влагой наполнял:
Водой живой из небосвода
И мёртвой - из долин уснувших скал.

И, как алхимик, их сливая
В стихах, пером старался ворожить,
Чтоб вышла формула живая,
Способная гармонию творить, -

Чтоб, прозревая, души ваши
Смогли б попробовать испить до дна
Две опьяняющие чаши:
Земной лозы и звёздного вина".


http://stihi.ru/2022/06/10/5936
http://stihi.ru/2022/07/26/5930
Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий  СТАРОСТИН

  ...Когда по просшествию многих лет, родственники захотели отыскать ее могилу, управление кладбища с прискорбием сообщило, что интересующий их участок был использован для служебных надобностей и могилы больше не существует…

Да и к чему нам тот  холмик погребения, коль  ОНА  ЖИВЁТ и  ДЫШИТ  в  мраморе "ВЕЧНОЙ  ВЕСНЫ"!

   
К 79- годовщине светлой  ПАМЯТИ  КАМИЛЛЫ,французского скульптора и художника - графика;
(дочери  писателя -Луи Проспера КЛОДЕЛЯ).


ПОСТСКРИПТУМ:

"Если народная мудрость гласит, что «слово - серебро, молчание - золото»,
то у великого скульптора она приобретает совсем иное звучание -
«Украшение - серебро, нагота - золото» («Беседы об искусстве»).
Он считал, что «тело всегда выражает дух, оболочкой которого оно является»,
а «великий художник во всем слышит отклик духа вселенной на призыв
собственного духа».
Рассуждая о женской красоте, Роден говорил: «Красота не принадлежит ни одной женщине в отдельности, но все они делят ее. Каждая из них осуществляется в своей личной красоте, как плод созревает согласно законам своего вида».
И добавлял: «Простота и целомудрие - старшие сестры красоты».
Очень современно и актуально звучит в наши дни его высказывание об искусстве:
«Искусство - не что иное, как чувство. Но без науки объёмов, пропорций, цвета,
без технических навыков самое живое чувство будет парализовано. Кем сделается
на чужбине величайший поэт, не зная языка? В новом художественном поколении,
к несчастью, существуют поэты, отказывающиеся учиться говорить. Поэтому они
издают лишь бормотание».

Большое СПАСИБО, уважаемая Надежда, за чудесное эссе, посвящённое Музе великого Огюста Родена - Камилле Клодель, благодаря которой была сотворена самая известная скульптура Мастера - квинтэссенция любви, чувственности и вдохновения - «Вечная весна»!!
Благодарю за включение в эссе авторской лирики!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин   02.08.2022 23:28   


PS:

В завещании РОДЕН указал 3-х наследников: сыну назначил содержание; имущество отписал жене(Розе,обвенчавшейся за 2 недели до своей смерти);
а ВСЕ (!) скульптуры — ФРАНЦИИ,(как Сальвадор ДАЛИ).

И это правильно, ведь расцвет творчества РОДЕНА, признание, всемирная слава - произошла во второй половине жизни, когда мотыльком вспорхнула в его студию - КАМИЛЛА.

...Роден впервые увидел ЕЁ работы в арендованной студии бывших выпускниц академии,ПОТЕРЯЛ ДАР РЕЧИ — как были ПОХОЖИ на его работы, НО, обладали ЛЁГКОСТЬЮ, СТРАСТЬЮ, МАГНИТИЗМОМ, что заставляло смотреть на них еще и еще!!!

У скульптур КАМИЛЛЫ Клодель были черты, так НЕДОСТАЮЩИЕ его работам — (талантливым, фундаментальным, но перегруженным и смыслом, и материалом).

Камилле же не доставало мастерства (ремесленника с опытом),чем Роден и поделился, видевший будущее в тандеме СОАВТОРСТВА с этой прелестницей - умницей.

Это была встреча двух талантов, двух половинок, ищущих друг друга со времен сотворения МИРА.

УШЛИ в муках оба, оставив нам в наследие ЭТОТ ВОСТОРГ СОТВОРЧЕСТВА, фейерверк ЧУВСТВ, застывший в мраморе...

БЛАГОдарю за лирико - философское СОЗВУЧИЕ СОАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Включаю в текст, отправляя в тираж, читатель ждёт.

Искренне, с глубокой признательностью и теплом души


Надежда  Зернова


Рецензии
Спасибо за познавательную интересную статью, эмоционально написанную о любви и драме двух талантливых людей!

С уважением,
Галина

Гал Аник   08.08.2022 11:04     Заявить о нарушении
Исправила, уважаемая ГАЛИНА!

БЛАГОдарю за прочтение, сердечный отклик!

ИСКРЕННЕ, с теплом души.

Надежда Зернова   08.08.2022 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.