Про тест то
02.54 - «Нынешнее состояние общества можно представить как скрытый протест»
03.40 - «Не проявляют их открыто»
Нынешнее состояние общества можно представить как скрытый протест, представляющий собой психологическую регрессию. Мы в определенном смысле проживаем возврат к прежним временам, к советскому времени. И эта историческая регрессия объясняет то, что, с одной стороны, люди переживают протестные настроения, в большей степени не проявляя их открыто.
03.45 - «Принято считать…»
05.08 - «… к такому положению вещей»
05.33 - "... эмоциональное и психосоматическое выживание"
Принято считать, что основной механизм протестного поведения - это разные формы социальной депривации и социального неравенства, когда человек переживает из-за того, что он получает меньше социальных благ и возможностей по сравнению с другими людьми. Это не абсолютная депривация, а именно возможность сравнения. Надо отметить, что представления западной психологии об этом явлении несколько односторонние. Эти явления подробно изучались в западном варианте, где социальная депривация является следствием некоторого изменения жизни человека. В нашем же обществе многие люди привыкли к такому положению вещей. Они привыкли жить в относительной депривации, привыкли выживать, если не в прямом физическом смысле, то в эмоциональном и психосоматическом точно.
07.24 - «Для нашего общества …»
07.39 - «… даже встроена в нашу культуру»
Поэтому для нашего общества относительная депривация не так проблемна, как для западного. Можно сказать, что относительная депривация даже встроена в нашу культуру.
07.59 - «Накапливающееся скрытое напряжение…
08.39 - «развал Советского союза»
Накапливающееся скрытое напряжение ищет выход и может подталкивать людей к разным формам протеста, иногда неожиданным, вследствие разных технологических инноваций. И когда это напряжение накапливается и ищет выход, негативные последствия могут быть весьма болезненны, вплоть до таких моментов, когда мы вспоминаем про развал Советского Союза. Сегодняшние настроения в обществе весьма повторяют то, что происходило 30 лет назад.
09.47 - «Исходя из обычной логики…»
10.48 - "... снижает протестную активность"
Исходя из обычной логики можно было бы ожидать, что снижение уровня жизни населения должно приводить к радикализации и усилению протеста. Однако ссылаясь на представление об относительной депривации и понимая, что наши люди привыкли преодолевать трудности и лишения, не приучены проявлять протест, во многих ситуациях они не позволяют себе то сделать, не могут на это решиться. Это в существенной мере сдерживает и снижает протестную активность.
11.19 - "Бедность, низкий уровень жизни.."
12.53 - "... чем это открыто обсуждать"
Бедность, низкий уровень жизни представляет собой проблему, с точки зрения депривации, когда эта бедность непривычна, когда есть динамика бедности и очевидно для людей происходит заметное снижение уровня жизни. Мы можем вспомнить классику советского времени, когда подобные ситуации рассматривались как кризис, где происходит "обострение больше обычного нужды народных масс". Сейчас динамика противоречивая: с одной стороны, уровень жизни снижается, с другой, люди вытесняют осознание этого.
Они пытаются этого не замечать, убедить себя, что это нечто временное, поскольку не менее значимым фактором является эмоциональное состояние, тревога. Им проще делать вид, что не замечают повышение цен, чем это открыто обсуждать.
14.02 - "Сегодня не только рядовые граждане..."
14.46 - "эмоциональный дискомфорт"
Сегодня не только рядовые граждане, но и люди экономически успешные и даже сверхуспешные, испытывают тревогу вследствие неопределенности будущего. Они не могут прогнозировать, что будет дальше: горизонт прогнозирования максимум месяц. Это создаёт разные эффекты неожиданности, отчетливую напряжённость и тревогу и эмоциональный дискомфорт.
18.42 - "С точки зрения психологии мы наблюдаем..."
20.05 - "... возможен всплеск агрессии"
20.31 - "... поиску помощи из вне"
С точки зрения психологии мы наблюдаем социально-стрессовое расстройство, которое было описано ещё в советское время. В западной психологии в этом контексте принято говорить о динамике переживаний. В начале человек пытается не замечать кризисную ситуацию (тут включаются механизмы психологической защиты), затем он начинает ждать, что ему помогут, какие-то социальные силы вмешаются, когда же этого не происходит, возможен всплеск агрессии. Наше общество сейчас находится на стадии перехода от вытеснения ко второй фазе, поиску помощи из вне.
21.12 - «Мы прогнозируем усиление протестной активности с некоторым лагом…»
21.39 - «Какие-то протестные действия"
Мы прогнозируем усиление протестной активности с некоторым запаздыванием. Если психологическое состояние людей при имеющейся динамике будет резко ухудшаться в течение октября и ноября, то к декабрю или началу следующего года это уже может вылиться в какие-то протестные действия.
22.26 - «Ближайшее время…»
23.16 - «… канализацию протестной активности»
Ближайшие месяцы, а может даже и годы, - это время для активного развития социальной психотерапии. То есть, не психотерапии в традиционном смысле, как обычно люди представляют отношения терапевта и клиента. Мы говорим про социальную психотерапию как систему массовых, общедоступных и бесплатных для населения мероприятий, которые направлены на снятие эмоциональной напряженности и профилактику протестного поведения, канализацию протестной активности.
33.32 - «Если психологическое состояние большинства людей ухудшится…»
34.05 - «индуцировать непротестных»
34.42 - «становиться массовыми»
Если психологическое состояние большинства людей ухудшится, тогда протестная (оппозиционная, радикальная) часть населения станет ситуационным лидером мнений. Они могут индуцировать других людей, обычных, пассивных, законопослушных, непротестных. Если протестные лидеры, особенно, имеющие какие-то свои характерологические проблемы, будут разжигать негативные настроения, в той среде социальной, где они находятся, в обычном социуме, они будут пользоваться большим вниманием и будут более значимы для своей аудитории. И вот тогда протестные настроения могут распространяться вспышками и становиться массовыми.
35.02 – «На протяжении длительного стресса…»
36.06 – «Мы наблюдаем сейчас»
На протяжении длительного стресса, когда социальный стресс продолжается много месяцев подряд, от полугода до года, происходит иррационализация массового сознания, у людей снижается уровень критического мышления, люди готовы верить во что угодно, что подпитывает их тревогу и агрессивное настроение, и поддаваться влиянию момента, действовать, не задумываясь о последствиях, действовать иррационально. Это даже называют «эпидемией иррациональности». И предпосылки для создания таких настроений, пока не имеющих внешних агрессивных проявлений, но отражающихся в эмоциональной сфере и даже физическом самочувствии людей, мы наблюдаем сейчас.
Часть 2 видеозаписи
07.24 – «В моих представлениях…»
07.39 – «…в крупных городах, очевидно»
В моих представлениях массовые проблемы могут начаться не с политических призывов, а с межнациональных конфликтов в крупных городах, очевидно.
21.21 – «Надо приять во внимание…»
22.20 – «… можно ожидать самых негативных дальнейших последствий»
Надо приять во внимание, что негативные настроения могут быть декларативными (человек высказался, поставил галочку в анкете участника соцопроса, но на этом и успокоился и никаких действий в дальнейшем не предпринял). Когда же я говорю, что критический порог – 30%, исходя из механизмов, известных в социальной психологии, то имею ввиду активных деятельных субъектов, которые что-то готовы предпринимать, требовать. Этим людям недостаточно просто выговориться, они будут идти дальше. Если такой порог будет перейдет, то тогда можно ожидать самых негативных дальнейших последствий
Свидетельство о публикации №122080202152